ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2020
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ЖЕВАНИЯ, РЕЧИ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ НОРМ
Зубы являются неотъемлемой частью пищеварительной системы, и потеря их приводит к понижению в той или иной степени функции пище- варения. Однако жевательный аппарат человека обладает большими фун- кциональными возможностями, и небольшая потеря зубов не вызывает серьезных нарушений жевания. Сохранившиеся зубы обеспечивают нуж- ную степень размельчения пищи, не перегружая нижележащие отделы пи- щеварительного тракта.
О больших функциональных возможностях жевательного аппарата свидетельствуют наблюдения Б.Н.Бынина и А.И.Бетельмана. Исследуя жевательную способность зубных рядов у молодых людей в возрасте 18 - 23 лет, они установили, что одна половина зубной дуги способна полно- стью обеспечить нужную степень раздробления пищи. Данные других исследований показали, что если жевание осуществляется на стороне, где имеются дефекты зубного ряда, компенсация происходит путем уве- личения времени жевания и удлинения фазы формирования пищевого комка.
Когда появляется нарушение степени размельчения пищи, сказать трудно. В каждом отдельном случае это зависит от количества утраченных антагонистов, их места в зубном ряду и состоянии пародонта оставшихся зубов. По данным С.В.Андреева, для полного размельчения пищи необхо- димо сохранение 40 - 60% нормальной жевательной способности. Как только остаточный зубной ряд перестает обеспечивать нужную степень разжевывания пищи, и неполное раздробление приводит к недостаточному смачиванию ее слюной, можно говорить о нарушении одного из элементов пище варения
в полости рта.
К оценке нарушения функции жевания следует подходить не только с точки зрения снижения размалывающей способности жевательного аппа- рата, но и с точки зрения изменения привычных движений нижней челю- сти, появление смешанной функции зубов, участия в размельчении пищи альвеолярной части и языка. Как отмечалось, при потере боковых зубов жевание переносится на передние зубы, функция которых становится смешанной. Анализ мастикациограмм (А.В.Высоцкая) показал, что дроб-
ление пищи при этом происходит при выдвинутом положении нижней че- люсти, когда ее головка устанавливается против ската суставного бугор- ка. При потере передних зубов откусывание и разжевывание пищи пере- носится на премоляры и моляры, но жевательные движения в этом случае близки к нормальным. При наличии одиночных зубов, один из которых расположен на верхней, а другой - на нижней челюстях, больные разже- вывают пищу, сдвигая нижнюю челюсть до контакта сохранившихся зубов. Движения ее в этом случае становятся неестественными.
В случае сохранности зубов только на одной челюсти больные раз- жевывают мягкую пищу, используя альвеолярный гребень и язык. Чтобы облегчить растирание пищи, они размачивают ее или подвергают предва- рительной кулинарной обработке, которая исключает необходимость в тща- тельном разжевывании.
Работами отечественных и зарубежных физиологов было доказано, что акт жевания рефлекторным путем оказывает штияние на многие системы организма, в том числе на деятельность желудочно-кишечного тракта. И.П.Павлов различал в желудочном пищеварении две фазы: первую - сложно-рефлекторную и вторую - гуморальнохимическую.
Им было доказано, что акт жевания имеет определенное значение в отделении запа- льного сока желудочными и поджелудочными железами. Чем полноцен- нее функция жевания, тем обильнее и качественнее желудочная и поджелу- дочная секреция в период сложно-рефлекторной фазы.
Было также обнаружено, что еда является не только сильным стиму- лятором пищеварительной функции, но и сигналом, вызывающим повы- шение газообмена после приема пищи (Р.П.Ольнянская). Наряду с изме- нением газообмена под влиянием еды отмечались как качественные, так и количественные изменения обмена веществ. Оказалось, что характер и величина изменения обмена веществ зависит от природы скармливаемого вещества. Например, прием белковой пищи является сигналом к сдвигу, главным образом, в белковом обмене веществ тогда, как прием безбелковой (углеводной) пищи резко сказывается на углеводном обмене (З.С. Арешева). Для выяснения связи между едой и изменением водно-солевого об- мена были поставлены следующие опыты (Н.В.Данилов). У исследуемого брали кровь до приготовления завтрака, спустя 20 минут от начала его приготовления и после завтрака. Наблюдения проводились за 5 лицами. Оказалось, что с наступлением рефлекторного сокоотделения при боль- шой заинтересованности наблюдаемого в еде наступало разжижение кро- ви, отражающее рефлекторное изменение в водно-солевом обмене. Н.В.Данилов пришел к выводу, что одновременно с условно-рефлектор- ным возбуждением пищеварительных желез происходит и условно-реф- лекторное изменение
водно-солевого обмена в организме, некоторая часть
жидкости переходит в плазму крови, разбавляя последнюю.
146
Еще в 1895 г. С.Истманов отметил изменения сосудистых реакций в ответ на раздражение вкусовых рецепторов различными веществами. Дальнейшие исследования влияния жевания на сосудистые реакции выя- вили, что жевание пищевых веществ, имеющих определенный вкус, вызы- вает изменение объема пульса, в то время, как жевание непищевых ве- ществ (вата, воск, резина) не оказывало влияния на сосудистые реакции.
И.С.Рубиновым установлена зависимость между двигательными ре- акциями в полости рта и в желудке. Оказалось, что во время интенсивного жевания происходит рефлекторно-тоническое сокращение гладкой муску- латуры желудка, а во время глотания - рефлекторное торможение и рас- слабление тонуса гладкой мускулатуры.
Из краткого обзора данных различных исследований становится яс- ным, что акт жевания занимает большое место в отправлении нормальных функций как самого пищеварительного тракта, так и других систем ор- ганизма. Становится также понятной мысль, что нарушение жевания при частичной и полной потере зубов должно вызывать при определенных ус- ловиях нарушение и других функций. Н.А.Альбов на основании клиниче- ских наблюдений заметил, что так называемые ложные стенозы желудка, происхождение которых в свое время объясняли ослаблением нервно- мышечного аппарата привратника, часто развиваются в результате отсут- ствия у больного зубов, что с течением времени приводит к расширению желудка. Он наблюдал 15 больных с полной потерей зубов, которым по поводу язвенной болезни была сделана резекция желудка. Однако, спустя некоторое время
после операции с переходом на расширенную диету боли возникали вновь. Происхождение их объясняли послеоперационными осложнениями (спайки и др.). На самом же деле боли возникали вследствие полного отсутствия у больных зубов и исчезли через некоторое время после протезирования. Была также установлена зависимость между функцио- нальными заболеваниями желчного пузыря (рефлекторные дискенезии) и недостатком или полным отсутствием зубов.
П.М.Медведев установил, что длительное отсутствие или резкое на- рушение жевания у больных с анкилозом височно-нижнечелюстного сус- тава ведет к нарушению сложно-рефлекторной фазы желудочной секре- ции. Поступление грубой, плохо обработанной пищи в желудок вызывает нарушение второй фазы секреции - гуморально-химической. Было заме- чено, что если функция жевания сохранялась даже в незначительной сте- пени, кислотность желудочного сока оставалась нормальной или повы- шенной. При полном отсутствии жевания кислотность была резко повы- шенной или нулевой. Длительные и стойкие нарушения жевания приво- дили не только к изменению желудочной секреции, но и к морфологиче- ским изменениям желудочной стенки (гастрит, язвенная болезнь). После образования искусственного ложного сустава, когда больные получили
возможность разжевывать пищу, кислотность желудочного сока прибли- жалась к норме.
Степень измельчения пищи влияет как на моторную функцию желуд- ка, так и на степень усвояемости пищи. Е.С.Лондон кормил собаку одной и той же пищей, но давал куски различной величины. Через 3 часа после кормления в желудке оставалось неэвакуированной пищи 63%, если куски мяса были массой 40 г; 40%, если кормили кусками мяса в 10 г; 37%