Файл: Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий ресторанного бизнеса 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий ресторанного бизнеса
1.1 Принципы, функции и задачи маркетинга предприятий
1.3 Особенности организации маркетинга в ресторанном бизнесе
Глава 2. Исследование маркетинговой деятельности в ресторане «Сударь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ресторана «Сударь»
2.2 Анализ организации работы маркетинговой службы «Сударь»
2.3 Анализ маркетинговой деятельности «Сударь» и выявление проблем
Глава 3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ресторана «Сударь»
3.1 Повышение эффективности деятельности маркетинговой службы
3.2 Планирование маркетинговой и рекламной деятельности
3.3 Планирование бюджета маркетинга ресторана на 2009 г
Но не смотря на разнообразие применяемых форм рекламы, она не очень эффективна, о чем свидетельствует опрос мнения посетителей
рис. 2.10 Действенность рекламы ресторана Сударь
Наиболее часто ( 27%) выбор посетителями именно ресторана «Сударь» , определен тем, что они увидели вывеску, которая их привлекла. На наружную рекламу обратили внимание 25% посетителей, 20% пришли без рекламы. А на печатную рекламу и радио выпало 12% и 5% внимания клиентов соответственно. Следовательно, необходимо искать новые формы привлечения клиентов, такие например, как реклама в Интернет, при этом необходимо больше уделять внимания наружной рекламе ресторана «Сударь».
Большое внимание уделяется оформлению предприятия и стилю униформы персонала в русском стиле.
Сударь предоставляет дополнительный сервис для посетителя, в который входят, как это не кажется парадоксальным, весь спектр современного торгового оборудования, начиная от систем охраны и наблюдения, кассовых аппаратов и всех остальных электронных приборов, призванных облегчить процесс торговли, до бесплатных пакетов для «покупок» и бесплатного паркинга.
Большое внимание уделяется рестораном «Сударь» PR-деятельности. Предприятие активно участвует в благотворительных акциях.
Выводы по разделу:
Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия, подчиняется заместителю директора. В маркетинговой службе три сотрудника – начальник службы и два маркетолога. Как отрицательный момент следует отметить, что маркетинговая служба, как и остальные сотрудники предприятия, получают заработную плату в твердой сумме.
В настоящее время функции маркетинга распределены между тремя подразделениями : отделом продаж, рекламной службой и службой маркетинга. служба не имеет возможности напрямую влиять ни на сбыт, ни на рекламную политику предприятия.
В ресторане «Сударь» очень плохо налажено информационный обмен между отделами. Регламенты деятельности отделов включают неполный перечень обязательных составляющих. В результате неочевидным остается распределение обязанностей между работниками, правовые и информационные взаимоотношения отдела с другими подразделениями. Нигде не оговаривается и особый статус отдела — иметь
право вето на деятельность других служб, если таковая противоречит потребительским установкам.
Оценивая эффективность деятельности маркетинговой службы. проведен опрос среди 65 сотрудников фирмы, результаты показали следующее : 17% принявших участие в опросе считают, что маркетинг занимает в организации ведущее место и играет решающую роль при формировании стратегии компании; 23,6% отметили, что результаты маркетинговой деятельности учитываются при расстановке приоритетов компании; большинство же участников опроса - 33,9% отводят маркетингу место лишь вспомогательного направления, поддерживающего решение тактических задач.
Сотрудники оценивают работу маркетологов в своей компании достаточно высоко: 40% - примерно на одном уровне с основными конкурентами; 19% считают, что их маркетологи работают лучше, 31% - хуже, чем в компаниях-конкурентах, а 8% затруднились с ответом.
Не смотря на то, что традиционные способы подсчета эффективности показали, что служба работает эффективно, в период финансового кризиса, когда усиливается конкурентная борьба между предприятиями, предлагаются мероприятия, которые усилят маркетинговую концепцию ресторана и помогут сделать маркетинговую работу более эффективной:
- предлагается изменить организационную структуру предприятия, пересмотрев функции маркетинговой службы;
- для повышения эффективности предлагается пересмотреть подход к начислению заработной платы сотрудникам маркетинговой службы, подчинив её размер конечному результату деятельности.
Исследование маркетинговой деятельности ресторанов позволяет сделать следующие выводы:
Положительными факторами маркетинговой деятельности являются:
- компания проводит маркетинговое исследование потребителей;
- хорошо отлажена система контроля качества
- активно используются благотворительные акции, спонсорство
- имеется фирменный стиль
- проводится обучение персонала для повышения культуры обслуживания.
Отрицательными факторами являются:
- практически полное отсутствие рекламы в сети Интернет
- использование ограниченных рекламных каналов.
Глава 3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ресторана «Сударь»
3.1 Повышение эффективности деятельности маркетинговой службы
В условиях финансового кризиса, деятельность маркетинговой службы должна стать более активной, для этого представляется целесообразным придать маркетинговой службе особый статус , а также изменить подход к оплате труда, поставив её в зависимость от конечного результата деятельности.
Предлагается изменить организационную структуру управления, объединив в службу маркетологов и менеджеров рекламной службы. Рассмотрим сначала, какие функции будут возложены на новую структурную единицу.
Все множество возможных функций можно сгруппировать или привести к трем группам функций маркетинга: группа сбытовых функций, группа аналитических функций, группа функций управления и контроля. Детализация указанных функций приведена ниже. 33
1. Группа сбытовых функций (функция продаж):
-
проведение целенаправленной товарной политики; -
организация сервиса; -
проведение целенаправленной ценовой политики.
2. Группа аналитических функций:
-
изучение рынка как такового; -
изучение потребителей; -
изучение фирменной структуры рынка; -
изучение товарной структуры рынка; -
анализ внутренней и внешней среды предприятия.
3. Группа функций управления и контроля:
-
организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; -
информационное обеспечение управления продажами (маркетингом); -
организация системы коммуникаций на предприятии; -
организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).
Вопросы, связанные с построением организационной структуры отдела маркетинга, на каждом предприятии решаются по-своему. Иногда отдел маркетинга и отдел рекламы являются самостоятельными структурными подразделениями и подчиняются разным руководителям. Иногда это один отдел, а его сотрудники делятся на рекламистов и маркетологов; этого деления может и не быть – многое зависит от специфики бизнеса и масштабов компании. В любом случае реклама без маркетинга не работает. Задача отдела маркетинга – поставить цель и задать направление рекламной деятельности.
34 В нашем случае начальник отдела маркетинга будет подчиняться непосредственно управляющему «Сударь». Он будет координировать деятельность всех менеджеров и нести ответственность за работу отдела в целом. Оптимальный штат отдела – 7 сотрудников.
рис. 3.1 Предлагаемая структура маркетинговой службы
Для того чтобы отдел маркетинга успешно реализовывал свои задачи, необходимо определить его место и полномочия в существующей организационной структуре. Есть несколько вариантов взаимодействия маркетинговой службы с другими подразделениями компании. Отделы маркетинга, рекламы, продаж могут подчиняться соответствующим директорам (по маркетингу, по рекламе, по продажам). При другом варианте – отдел маркетинга и рекламы подчиняется директору по маркетингу, а отдел продаж — директору по продажам.
Предлагаемый нами вариант: директор по маркетингу руководит маркетинговой службой и рекламной службой, а служба продаж подчиняется директору по коммерческим вопросам. Как видно из рис. 3.1, начальнику службы подчинены три группы специалистов: группа анализа информации, группа маркетинговых исследований и группа менеджеров по рекламе и Public Relations
Группа анализа информации.
Штат – 2 специалиста - маркетолога.
Задачи группы.
-
Ежедневный сбор и анализ всех видов информации в том числе:
-
внутренняя первичная и вторичная информация (объемы продаж, ассортимент и т.д.); -
внешняя первичная и вторичная информация (информация о конкурентах, новых товарах, о конъюнктуре рынка); -
приведение информации в формализованный вид.
-
Формирование отчетов по следующим направлениям:-
оперативная информация; -
тактическая информация; -
стратегическая информация.
-
-
Определение размера и направлений расходования средств для получения необходимой информации.
Группа маркетинговых исследований.
Штат – 3 специалиста (2 маркетолога, 1 – социолог или психолог).
Задачи группы.
-
Исследование процесса продажи; -
Исследование конкурентов (на основе отчетов Группы анализа информации). -
Исследование покупателей:
-
устный опрос; -
опрос техническими средствами.
-
Определение размера и направлений расходования средств для проведения исследований. -
Исследование новых и перспективных товаров.
Группа по рекламе и Public Relations.
штат - 2 специалиста по рекламе и/или PR.
Задачи группы.
-
Определение целей и задач рекламы в конкретных ситуациях. -
Организация рекламной деятельности. -
Определение размера и направлений расходования средств, для осуществления рекламной деятельности. -
Выбор средств и методов рекламы. -
Подготовка содержательной части рекламы. -
Координация рекламной деятельности. -
Измерение и контроль эффективности рекламы.
На наш взгляд, такая структура управления маркетингом в «Сударь» более целесообразна и эффективна. Во-первых, подчиняясь напрямую Генеральному директору, служба маркетинга приобретает особый статус и полномочия. Во-вторых, – возможность влияния на все сферы деятельности фирмы, в том числе и на сбыт. В-третьих, перераспределение функций между сотрудниками позволит избавиться от дублирования этих функций и, как следствие, повысить производительность труда и прибыльность организации в целом.
При этом никаких материальных затрат по преобразованию службы не предвидится, так как она будет сформирована без увеличения штата работников, за счет других служб предприятия. Работники вольются в состав маркетинговой службы со своими компьютерами и мебелью. Поэтому дополнительных затрат «Сударь» в связи с формированием нового состава маркетинговой службы не понесет.
Анализ функционирования маркетинговой службы «Сударь» показал, что её сотрудники получают фиксированную заработную плату, при этом она не подчинена конечному результату деятельности организации.
Для того чтобы работа службы маркетинга была наиболее эффективной, на предприятии следует изменить систему материального поощрения. При этом начисление заработной платы сотрудникам маркетинговой службы напрямую должно зависеть от своевременности и качества выполнения работ по планированию ассортимента продукции, качества проведенных рекламных кампаний и кампаний по формированию имиджа предприятия, а также программ по стимулированию сбыта продукции в соответствии с утвержденными планами работ.