Файл: Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий ресторанного бизнеса 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятий ресторанного бизнеса
1.1 Принципы, функции и задачи маркетинга предприятий
1.3 Особенности организации маркетинга в ресторанном бизнесе
Глава 2. Исследование маркетинговой деятельности в ресторане «Сударь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ресторана «Сударь»
2.2 Анализ организации работы маркетинговой службы «Сударь»
2.3 Анализ маркетинговой деятельности «Сударь» и выявление проблем
Глава 3. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ресторана «Сударь»
3.1 Повышение эффективности деятельности маркетинговой службы
3.2 Планирование маркетинговой и рекламной деятельности
3.3 Планирование бюджета маркетинга ресторана на 2009 г
Какое место занимает маркетинг в «Сударь» ?
рис.2.3 Структура ответов респондентов о месте службы маркетинга в компании
Из всех опрошенных 17% считают, что маркетинг занимает в организации ведущее место и играет решающую роль при формировании стратегии компании; 23,6% отметили, что результаты маркетинговой деятельности учитываются при расстановке приоритетов компании; большинство же руководителей и сотрудников служб (33,9%) отводят маркетингу место лишь вспомогательного направления, поддерживающего решение тактических задач.
Оцените качество работы службы маркетинга в сравнении с работой маркетинга конкурирующих фирм
рис. 2.4 Структура ответов о качестве работы маркетинговой службы
Сотрудники оценивают работу маркетологов в своей компании достаточно высоко: 40% примерно на одном уровне с основными конкурентами; 19% считают, что их маркетологи работают лучше, 31% – хуже, чем в компаниях-конкурентах, а 8% затруднились с ответом.
Для более точного определения места маркетинговой службы в системе предприятия рассмотрим показатели ее деятельности (таб. 2.2.) за три последних года.
Таблица 2.2
Показатели работы службы маркетинга «Сударь»
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | Темп роста, % | |
2008 к 2006 | 200 к 2007 | ||||
1. З/п и пост. расходы по содержанию персонала службы маркетинга, тыс. руб. | 287 | 376 | 460,6 | +31% | +22,5% |
2. Расходы по проведению исследований и опросов, тыс. руб. | 50 | 65 | 90 | +30% | +38,5% |
3. Транспортные расходы, тыс. руб. | 20 | 20 | 28 | – | +40,0% |
4. Всего расходов в год на службу, тыс. руб. | 357 | 461 | 578,6 | +29% | +25,5% |
5. Доходы, приходящиеся на службу маркетинга, тыс. руб.* | 1198,2 | 1212,3 | 1280,2 | +1,2% | +5,6% |
6.Прибыль, приходящаяся на службу маркетинга, тыс. руб.** | 355,35 | 354,03 | 376,1 | - 0,4% | +6,2% |
7. Прибыль, приходящаяся на 1 работника службы, тыс. руб. | 118,5 | 118,01 | 125,3 | - 0,4% | +6,2% |
8. Прибыль отдела на 1рубль расходов на содержание службы, коп. | 99,5 | - 23 (76,8) | - 35 (65,0) | | |
9. Затратоемкость (расходы на службу/ доходы продаж) | 357 1198,2 0,298 | 461 1212,4 0,380 | 578,6 1280.1 0.452 | +27,5% | +19% |
10.Прибыльность, руб./чел. (прибыль службы / численность сотрудников службы) | 355,35 3 118,45 | 354,03 3 118.01 | 376,1 3 125,4 | -0,3% | + 6,3% |
* - доходы, приходящиеся на службу маркетинга выделяем по удельному весу: весь валовой доход, полученный фирмой делим на количество работающих (110) и умножаем на численность маркетинговой службы (3).
** - прибыль, приходящуюся на службу маркетинга, рассчитываем по выше указанному принципу: балансовую прибыль фирмы делим на количество работающих (110 чел) и умножаем на численность работников службы маркетинга (3).28
Полученный результат свидетельствует о том, что расходы маркетинговой службы растут значительно быстрее, чем размер прибыли, приходящейся на маркетинговую службу.
Из таблицы видно, что с 2005 по 2007 год расходы на содержание службы выросли на 54% , по 29% и 25% соответственно в каждом году.
При этом темп роста доходности службы вырос всего на 1,2 % в 2006 году и на 5,6 % – в 2007. Прибыль, приходящаяся на службу в составе организации, выросла в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 6,2%.
Рост несоизмерим, при возрастании расходов на содержание службы на 25% – рост прибыли составляет всего 6,2%. То есть вложенные затраты не приносят ожидаемых результатов.
2.3 Анализ маркетинговой деятельности «Сударь» и выявление проблем
Важным фактором для планирования маркетинговой деятельности предприятия является целевой сегмент, для которого работает предприятие, его мотивационные факторы при выборе заведения.
Опрос посетителей о том, на что они обращают внимание при выборе заведения для отдыха, выявил следующие приоритеты ( рис.2.5). При опросе каждый мог выбрать несколько критериев.
рис.2.5 Выявление факторов, влияющих на выбор заведения29
Опрос показал, что посетители почти в равной степени обращают внимание на эстетику зала (89%), на ассортимент предлагаемой продукции (86%), на уровень обслуживания (91%), меньшее внимание уделяется клиентами сервировке стола (22%), цена имеет значение для 77% посетителей.
Поскольку ресторан Сударь является семейным рестораном, то сюда часто приходят семьями, иногда для того, чтобы отметить семейное событие, для такой категории гостей важным является внимание к детям ( 53%), а 73% гостей охотно стали бы участниками необычных мероприятий. акций.
Анализ говорит о том, что абсолютно все элементы обслуживания очень важны для потребителя и всем им надо уделять внимание в равной степени. Каждый из элементов работает на конкурентоспособность Сударь.
Для верного продвижения услуг службой маркетинга проводится изучение потребителей и их потребностей.
Изучение потребительского спроса – обязательное условия прибыльной работы любого предприятия, а ресторана в особенности. Из-за наличии на рынке огромного разнообразия предприятий общественного питания, Сударь должен найти такие формы работы, которые действительно интересны потребителю, одновременно работа предприятия должна быть прибыльной и недорогой с точки зрения производства.
Сударь для определения потребительского спроса пользуется исследованиями в виде опроса клиентов и анализирует данные учета. Ниже приведены маркетинговые исследования проведенные маркетинговой службой в январе 2008 г.
Для выявления целевой группы посетителей кафе проведено анкетирование, результаты представлены в виде диаграмм.
рис. 2.6 Состав посетителей заведений Сударь» по половому признаку30
Как видно из представленных данных ( рис.2.6) большинство посетителей составляют мужчины (53%), на долю женщин выпало 35%, а удельный вес подростков и детей, пришедших с родителями в общем посещении составляет 12%.
рис.2.7 Состав посетителей Сударь по возрастному признаку31
Состав посетителей Сударь по возрастным группам распределился следующим образом: наибольшую группу составляют молодые люди в возрасте от 26 до 35 лет – 34%, чуть меньше гостей в возрасте от 17 до 25 лет – 31%, гости в возрасте от 36 до 40 лет и от 41 до 50 лет, как правило, лица моложе 16 лет составляют группу в 12%, наиболее малочисленную группу составили лица в возрасте старше 50 лет – их всего 2 %.
рис.2.8 Потребители услуг Сударь по роду занятий32
Из структуры гостей по роду занятий ( рис.2.8) самую большую группу представляют служащие – 39%, которые как правило работают в офисах неподалеку и приходят обедать.
Неизбежно возникающая конкуренция между множеством предприятий, специализирующихся на русской национальной кухне, заставляет искать новые пути к желудку и сердцу потребителя. Или использовать проторенные тропы подобных себе предприятий.
Ресторан Сударь проводит мероприятия по улучшению качества :
Контроль качества внутри ресторана :
-
Четкое соблюдение ТК(технологических карт) при изготовлении блюд. -
Соблюдение правила ротации продуктов (при приготовлении используется продукт с наименьшим остаточным сроком хранения). -
Соблюдение всех внутрифирменных стандартов качества(сроки хранения блюд на раздаче-1час, горячие блюда на раздаче хранятся при tне ниже 65С , в цехах ,на заготовках маркировки со сроками изготовления и реализации , используется маркировка дефростации и тд.) -
Каждый час менеджер делает контрольные замеры температур блюд на раздаче ( горячие не ниже 65 град С, холодные не выше 11 град С), а также проверка наличии маркировок в цехах в холодильниках морозилках. -
Использование полуфабрикатов высокой степени готовности.
-
Использование только сертифицированной специализированной для предприятий общепита химии (моющие средства и тд.) -
Сотрудники не допускаются к работе без индивидуальных санитарных книжек .
Также осуществляется контроль качества из вне , проводятся следующие мероприятия :
-
Проверки QSI (качество, чистота , обслуживание) отделом качества не менее 1 раза в квартал.(если ресторан не набирает 85% сотрудников могут лишить премии) -
акции «Тайный гость» - проверка при которой покупку делает человек которого ни кто не знает в данном ресторане, и на основании этой покупки ставятся баллы за сервис, качество блюд, быстроту обслуживания, внешний вид и тд. При наборе определенного количества балов ресторану сразу же дается денежный приз.
Большое значение для потребителей имеет качество предлагаемых блюд и услуг, поэтому следует иметь представление об отношении посетителей к качеству предлагаемых блюд.
рис. 2.9 Отношение потребителей к качеству продукции
На основе проанализированных данных, можно сделать вывод о том, что в настоящее время на рынке ресторанных услуг услуги Сударь востребованы, предприятие ведет грамотную политику, анализируя рынок и потребителей.
Для рекламирования Сударь используются следующие основные средства:
-
реклама в периодической печати (в частности в газетах); -
печатная реклама; -
реклама по радио; -
наружная (внешняя) реклама.
Реклама в периодической печати помещается в форме объявлений, так как объявления дают подробные описания услуг, местонахождения кафе, цены и т.д. Реклама выходит с разной интенсивностью в зависимости от тематики акции.
Печатная реклама. Наиболее часто рекламная информация публикуется в
-
Ваш досуг -
Афиша
Также за размещение на информационных стойках при входе в Сударь бесплатных изданий ( газет, рекламных листков), изданиями оказывается бесплатная редакционная поддержка в виде публикаций новостей, листинга, расписания мероприятий, интервью с организаторами и участниками акций, упоминаний в разделах светской хроники, анонсы, пост релизы и т.д. и т.п.
Печатная реклама распространяется среди прохожих вблизи самого кафе и т.д. Печатная реклама распространяется в форме рекламных листовок.
Наружная и внешняя реклама представлена в виде световой вывески и щитовой конструкции.