ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 404
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предполагается, что в каждой из четырех категорий представлены «отзвуки» каждой категории. То есть, внутри «сна без сновидений» есть свои четыре уровня (сон без сновидений, сон со сновидениями, бодрствование, осознанность), и так в каждом следующем. «Турия» или «турья» (осознанность) или «четвёртое» за пределами этих 16 состояний называется туриятита — «высшая осознанность».
Индийский мистик Нисаргадатта Махарадж говорит о таких состояния сознания:
???? «я есть»,
???? «я»
⚪ «не-я».
Состояние «я» — свидетельствование. «Наивысшее» состояние «за пределами я» — «неразделённость».
В школе саентологии представлена шкала из 59 состояний сознания, которые представлены в группах «дизассоциация», «ассоциация», «отождествление», «различение».
В связи с тем, что различные школы в «графе» сознание «прописывают» «сознание ЧЕГО», можно поставить вопрос о правомерности термина «сознание», если не указан объект и субъект сознания.
Согласно восточным школам помимо «сознания чего» существует «сознание ничего», то есть осознавание «ничтотности» (пустоты). У буддистов существуют различные ОБЪЕКТНЫЕ и БЕЗОБЪЕКТНЫЕ практики медитации. При объектной медитации медитирующий сосредотачивается на чем-то конкретном (мысль, чувство, действие, внешний объект). Есть «список благородных истин», на которых положено сосредотачиваться. Есть техники медитаций на навязчивые мысли. Есть техники созерцания внешней реальности (цветка, воды, огня, мира). Объектные медитации — это инструменты, техники, упражнения, которые в строгом смысле не являются медитацией, а лишь подготовкой к ней. Медитация как образ жизни является безобъектной. Человек в медитативном состоянии пребывает «в существовании» вне контекста реальности. Он есть. Не в сравнении с чем-то, не на фоне чего-то, а просто есть. У него растворяются представления о том, что он «кто-то». Ему не нужно имя, пол, возраст, национальность, вероисповедание, чтобы кем-то быть. Он не «кто-то», а «жизнь», «существование без ярлыков», тождественности, самоопределения. Без эго. Без личности.
После достижения способности к «чистому бытию» следует способность к небытию. Способность осознавать ничто, осознавать отсутствие чего бы то ни было, осознавать небытие, несуществование описывают как познание абсолюта или истины или абсолютной истины. Это состояние труднодостижимо, так как людям свойственно руководствоваться логикой. «Несуществование с осознаванием несуществования» является логическим парадоксом.
Это ответ на вопрос «существует ли абсолютная истина». Существует и не существует одновременно. Если можно определить абсолютную истину как небытие, то она существует как термин, понятие. Но раз истина — это небытие, несуществование, как можно сказать, что «несуществование существует»? Этот парадокс не позволяет людям «выйти за пределы эго», так как это интуитивно воспринимается как «смерть». Поскольку человек считает сознанием то, что он знает (восприятие предметного мира и суждения по этому поводу (мышление)), то отказ от предметного мира и суждений о нём субъективно воспринимается как «смерть сознания».
Можно объединить представления о развитии сознания в такой маршрут:
- осознание окружения,
- осознание тела,
- осознание сознания,
- осознание реальности,
- осознание иллюзорности реальности,
- осознание иллюзорности сознания,
- растворение иллюзий.
Существуют различные состояния сознания, этот факт вызывает путаницу в определениях и невозможность выработать «всеобщее» определение, которое «устроит всех».
Можно предложить «иерархию определений» для «различных типов сознания».
Мы не знаем, воспринимает ли ребёнок своё «появление на свет», но есть школы, которые работают с «травмой рождения». Есть сознание в момент рождения или нет, мы не знаем, но в психологическом пространстве этот опыт сохраняется. Есть школы, которые верят в то, что сознание появляется до зачатия. Есть те, кто считает, что «душа» вселяется в зародыш, когда у него появляется сердцебиение.
Условно назовём этот уровень сознания «восприятие появления».
В научных терминах зародыш «оживает», когда у него начинается формирование «базового аффекта» (способности воспринимать, ощущать, чувствовать) — на восьмой неделе после зачатия. Мы не знаем, что и когда «на самом деле» кто начинает воспринимать, так как доказательств восприятии нет. То, что восьминедельный будущий человек размером в 1 см демонстрирует раздражение, не гарантирует, что он его «чувствует» (переживает, проживает, воспринимает).
Условно назовём этот уровень сознания «восприятие ощущений».
Воспользуемся шкалой уровней аффективной регуляции, разработанной в школе К.С. Лебединской, В.В. Лебединского, О.С. Никольской (1990, 2000).
1. Уровень полевой реактивности.
2. Уровень аффективных стереотипов.
3. Уровень аффективной экспансии.
4. Уровень аффективного контроля.
Когда ребенок рождается, его сознание аморфно, восприятия нечеткие. Считается, что новорожденный не видит лица матери, а лишь расплывчатое светлое пятно. «Узнавание» как новая способность прослеживается, когда ребенок начинает фокусировать взгляд и улыбаться. Это «полевая реактивность» или «реакция на то, что происходит снаружи».
Можно сказать, что ребенок «осознаёт» что «что-то есть». Является ли это «знанием», трудно сказать, но восприятие происходит. Ребёнок воспринимает, что «что-то существует».
Условно назовём этот уровень сознания «восприятие существования».
Ребенок продолжает воспринимать и учиться. Он лежит в кроватке, хаотично двигается, размахивает ручками. В какой-то момент он вдруг «понимает» (воспринимает, «схватывает»), что руки каким-то образом отличаются от остального воспринятого. По тому, как ребенок внимательно изучает свои руки видно, что он начинает «осознавать» свои способности к управлению руками. На уровне «аффективных стереотипов» закладываются базовые представления о двойственности. Есть сон и бодрствование, есть время с мамой и без мамы. Есть предметы снаружи, которые «сами по себе» и «под моим управлением».
Условно назовём этот уровень «восприятие различий».
На уровне «аффективной экспансии» ребёнок начинает «завоёвывать мир» и проверить пределы своих способностей. Он еще не научился ходить, но пытается подвинуть маму вместе со стулом или пытается дотянуться до игрушки, которая лежит высоко на шкафу. Он сердится, кричит, когда ему пытаются помочь. Он хочет «сделать сам», проверяет своё всемогущество.
Условно назовём этот уровень «восприятие себя».
На уровне «аффективного контроля» ребёнок усваивает пределы своих возможностей и границы дозволенного. Ему помогают (подают выброшенные из кроватки игрушки) или наказывают (ругают за выброшенные из кроватки игрушки). Это приводит к необходимости воспринимать идею «другого» (других) и необходимость идти на компромиссы, отказываясь от своих желаний.
Условно назовём этот уровень «восприятие других».
С течением времени восприятия накапливаются и усложняются.
Сознание становится хранилищем накопленных восприятий и не-восприятий. Именно «не-восприятия» делают возможным «восприятия». Если бы человек не воспринял идею «отсутствия цвета (запаха, вкуса)», он не смог бы «выделять» различные цвета, запахи, вкусы. В русском языке много слов, означающих отсутствие: «безвкусный», «бесцветный» и подобное.
В соответствии с этим в начало списка можно добавить стартовый («нулевой») уровень.
Условно назовём этот уровень сознания «не-восприятием».
После того, как ребенок воспринял себя и реальность на уровне чувственных восприятий, начинается «оцифровка реальности», переход от «наглядно-образного мышления» к «абстрактно-логическому». Человек начинает воспринимать не только картинки, звуки, запахи, вкусы, ощущения, но и названия, мысли, суждения, оценки, мнения.
В этом месте некоторые исследователи видят рубикон между мышлением и сознанием. С нашей точки зрения механизм восприятия идеи не отличается от механизма восприятия картинки. Разница в «расстоянии». Звук воспринимается непосредственно, звучащий субъект опосредованно (через звук, затем вид). Суждения по поводу того, кто издаёт звук — следующий этап опосредования или новый уровень абстракции.
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗНАНИЯ» складываются вокруг серии кажущихся противоречий между:
- сознанием и мышлением,
- структурой и функцией,
- континуальность и дискретностью,
- «внутри» и «снаружи»,
- «извне» и «вовне»,
- «до» и «после».
Некоторые исследователи толкуют ВОСПРИЯТИЕ как процесс усвоения реальности, другие понимают ВОСПРИЯТИЯ как «отпечатки реальности».
Восприятие, как функция. Для кого-то восприятие — безличный континуальный процесс. Для кого-то — функция сознания. Для кого-то функция воспринимаемых объектов (объекты размещают себя в сознании).
Конфликт «извне» и «вовне» зачастую неочевиден, так как исследователи не задумываются о том, как именно они сами воспринимают. Профессор может увлеченно рассказывать, как свет попадает на сетчатку глаза, мозг формирует перевёрнутое изображение, которое размещает на внутренней поверхности черепной коробки, но когда у него спрашивают, где он видит студента, он показывает не на свою голову, а на студента.
В его (профессора) сознании, он ничего не воспринял (не вместил внутрь головы изображение студента), процесса восприятия не было, студент («изображение студента») остался там же, где был. Но профессор рассказывает о процедуре неслучившегося восприятия.
Конфликт между структурой и функцией также часто неочевиден. В сознании нет времени и процессов, но в мышлении есть идеи о времени и процессах. Получается «подмена» непосредственного восприятия образа («мгновенного схватывания») серией мыслительных операций о том, как восприятия по разным каналам попали в мозг, в зоне ТПО собралась целостная картинка, которую лобная кора оцифровала в терминах языка. ТПО — теменно-височно-затылочная зона мозга — зона перекрытия, ассоциативная зона, объединяющая три модальности — тактильную, зрительную и слуховую, которую Лурия называл её «зоной синтеза синтезов».
Восприятие как структура.
Дискретное восприятие. Для кого-то восприятие — это набор отпечатков восприятий разной модальности (вкусовых, слуховых и прочих). Это «кусочки мозаики» внутри (в личной памяти). Для кого-то восприятия — «кусочки мозаики» снаружи (в окружающей реальности).
Целостное восприятие. Для кого-то не существует «кусочков». «Наглядно-образный» человек воспринимает целостные образы, ему требуется время, чтобы разбить восприятия на модальности. Он видит «сразу» апельсин, а потом «оранжевое», «пахнущее цитрусом», «круглое».
Мы полагаем, что большинство людей воспринимает целостно, но «мыслемешалка» из знаний, научных теорий «заставляет думать», что процесс идёт вспять. Сначала человек воспринимает «круглое», «оранжевое», «пахнущее цитрусом», а потом мозг «собирает образ». Здесь кроется кажущийся конфликт между «до» и «после». В бессознательном нет процессуального времени. Там два статичных, неподвижных времени: «сейчас» и «никогда». В сознании одно время: всегда. Иллюзию однонаправленного равномерного движения времени создаёт мышление (серия логических рассуждений о логических рассуждениях). Причинно-следственное мышление или логика, основателем которой считают Аристотеля, эволюционно юное новообразование.
Историки говорят о «доосевом времени», когда у людей не было представлений о том, что время существует, или что время «куда-то движется». В Амазонии живет племя Пираху, у которого нет времени и счёта. Индейцы Пираху (Пирахан) не знают своего возраста, не понимают, что это означает. В счёте всего два числительных: «несколько» и «много». «Один» («единица») — сложная философская категория, которую они не понимают. У них нет понятия «мой ребенок», «моя мама». Все, кто старше — родители, кто младше — дети. Самоназвание племени — прямые (прямоголовые). Остальные люди, включая индейцев соседних племён — «кривоголовые».
Аристотель не был первым, кто задумался о причинах и следствиях. В трудах Платона мы находим рассуждения Сократа о происхождении слов и понятий. Он отсылает нас к древнему божеству Ономатету, «дающему имена всему сущему». Критики признают сократический диалог «Кратил» наиболее непонятным и запутанным из диалогов, записанных Платоном, однако именно этот диалог показывает отношение к миру, времени, происхождению понятий в античные времена. Причины и следствия приписывались богам, которые играли в людей. Причинно-следственные связи не отождествлялись с «течение времени»,