ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 413
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я = ВНЕШНОСТЬ
«Встречают по одёжке, провожают без одёжки» — Правдия Жизнина
«Я — то, как я выгляжу». Активисты культа тела ратуют за идею: мы — ТО, как мы выглядим. Модная одежда, маникюр, макияж, прически, аксессуары, украшения, фитнесс-инструкторы навязывают идею идеального внешнего вида, как необходимо и достаточно определяющего нас самих и качество нашей жизни. Иногда женщины пытаются выглядеть сексуально ради того, чтобы выглядеть сексуально, как будто они «самочки, ежесекундно готовые к спариванию». «Противоположно» действуют представители идеи «естественной красоты», «боди-позитива», которые «продвигают» лишний вес, сутулость, родимые пятна как нечто естественное, следовательно «прекрасное». И в том, и в другом случаях акцент на внешний вид, на «картинку». Не на то, «кто вы есть», а на то, «как вы выглядите». Фиксация на внешнем виде в ущерб внутреннему миру ведет к отождествлению человека с тем, как он выглядит. Внешняя красота считалась составной частью гармоничной личности в античном мире, однако не в отрыве от нравственности и добродетели.
Я = ПИЩА
«Мы есть то, что мы едим» — изречение древнегреческого целителя и философа Гиппократа
В категорию людей, отождествляющих себя с едой, попадут люди «Я — то, что я НЕ ем» и «Я — то, что я готовлю (выращиваю, отлавливаю)». Среди людей, отождествляющих себя с едой, есть веганы, растительноядные, вегетарианцы, сыроеды, фрукторианцы, пескетарианцы, поллотарианцы, флекситарианцы, фриганисты; охотники, грибники, пасечники и рыболовы; пищевые эстеты, гурманы, шеф-повара, кулинары «от бога», казанофилы и мангаломаны; люди, страдающие анорексией, булимией, обжорством, фуд-фетишизмом и другими пищевыми нарушениями. В этой категории есть профессионалы, отбирающие лучших представителей голубого тунца, нашедших свой икигай (смысл жизни) на рыбном рынке в Японии.
Я = ИМУЩЕСТВО
«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы» — цитата французского литератора и философа-материалиста утилитарного направления Клода Адриана Гельвеция
В обществе потребления люди себя не частично ассоциируют, а полностью отождествляют со своим имуществом, собственностью, либо отдельными предметами, объектами. «Я — это то, что я имею». «Я — это то, что у меня есть». «Я — это мой дом». «Я — это моя машина». Отождествление происходит неосознаваемо, человек не отдает себе отчет в том, что он считает себя материальным объектом. По его отношению к собственности, навязчивой потребности приобретать ненужное, по речи, изобилующей описанием имущества это можно это понять. Стоит задаться вопросом: «Если я потеряю то, что у меня есть, кем тогда буду?»
Я = МЕСТО
«Можно умереть на острове святой Елены, даже не будучи Наполеоном» — высказывание польского поэта, философа, писателя-сатирика и автора афоризмов Станислава Ежи Леца
Есть вид отождествления, когда человек идентифицирует себя как район, город, страну (здесь мы увидим и тиранов, и самых фанатичных патриотов). Человек может отождествлять себя с «домиком в деревне», где он был счастлив в детстве (как ему казалось); с «тем самым водопадом» (в котором он искупался в первой заграничной поездке), с созвездием; с луной в небе; с музеем, квартирой и так далее.
На первый взгляд представления о себе как о еде или наборе косметики кажутся противоестественными. Но статистически это «нормально», и бывают такие типы личностей как человек-музей, человек-страна, человек-природа, человек-завод, человек-пароход, человек-металл.
2. Функциональная тождественность
Я = БРЕНД
«Лучший способ приобрести хорошую репутацию — стремиться быть тем, кем вы желаете казаться» — возможно, Сократ
Новомодная тенденция призывает «продвигать себя» с помощью правильно подобранных фото, правильных регулярных постов в правильных местах на правильные темы. Личному брендированию посвящены книги, курсы, фильмы. Стремление «выставить себя в максимально привлекательном свете» и «продать подороже» затмевает желание «быть» и уступает желанию «казаться». Если человек «переезжает» из Урюпинска (город в Волгоградской области России) в социальную сеть, он рискует утратить что-то важное, например, себя. Хорошая репутация, вероятно, создается реальной полезной деятельностью, а не красивыми картинками.
Я = ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
«Человек — единственное существо, которое не хочет быть самим собой» —высказывание французского прозаика, философа, эссеиста, публициста, лауреата Нобелевской премии по литературе Альбера Камю
Зачастую школы просветления и повышения осознанности обещают помощь в «обретении себя» и своего «предназначения». Таким образом, они закрепляют в массовом сознании идентичность «истинного я» и «миссии свыше». Тогда как простая логика подсказывает, что человек — это больше, чем его путь, потому что кто-то по этому пути должен пройти. Чем больше человек ориентируется на внешнее определение, предписания свыше, заранее созданный сценарий, «судьбу», «предназначение», «волю богов», тем меньше в нем «истинного Я» — того, кто сам волен выбирать свой путь и создавать свою реальность.
Я = КАРТИНА МИРА
«Болото иногда производит впечатление глубины» — высказывание польского поэта, философа, писателя-сатирика и автора афоризмов Станислава Ежи Леца
Есть люди с аморфной, неопределенной идентификацией, не фиксированные на чем-то (объекты, состояния, мысли). Они отождествляют себя с набором ролей, сценариев, мыслей, состояний, действий, паттернов поведения, реагирования, с местами, воспоминаниями, притязаниями и так далее. Различие картин мира порождает огромное количество теорий личности, теорий сознания, теорий человека.
Я = ИМЯ
«- Мальчик, почему тебя назвали Бобиком?
- Родители хотели бобика» — сетевой юмор
Как корабль поименуешь, так оно и поплывет. Устанавливающий имена всему сущему творец наименований ономатет (др.-греч. ὀνοματοθέτης) — все же божество. Если вас зовут Олимпиада Израилевна, Рогнеда Францевна, Даздраперма, если родители (поклонники творчества Иосифа Бродского) назвали вас Иософией, если вы Арвиль, Велиор, Вилюр, Гертруда, Офелия Вовчиковна, Ангелина Гагиковна, Сократ Платонович, Воланд Азраэлевивич, Демонтин Викэнинниш, Вияя Ииска, ИМЯ обязывает соответствовать.
А может, и не обязывает. Вам решать. Некоторые Владимиры, Влады и Владлены полагают, что владеют миром, причем «в одно лицо»; некоторые Дарьи, Даны и Данаи считают себя божьим даром, который вы должны ублажать.
Некоторые психологи полагают, что мы определяемся набором ярлыков — идей, целей, смыслов, убеждений, постулатов, императивов, мнений, оценок. Но это не наши ярлыки. Их наклеили, не спросив. При рождении без спроса дали имя, определили социальный статус, навалили кучу ожиданий, предписаний, требований. Всё это не может быть «ядром личности». Ядро — то, на кого наклеили ярлыки.
3. Содержательная тождественность
Я = ДЕЙСТВИЕ
«Встречаясь, авгуры
не могут сдержать улыбок».
(В древности жрецов-авгуров, предсказывающих будущее по тому, как клюют зерно храмовые куры, считали шарлатанами. Предполагалось, что авгуры обманывали намеренно. «Улыбкой авгуров» называют усмешку, которой обмениваются между собой заговорщики)
Эту категорию пополняет армия современных трудоголиков и трудящихся недавнего прошлого. Это люди, которые отождествляют себя с деятельностью, работой, действиями, профессией. Те, кто не может бездействовать (бабушка, которая не может круглосуточно не вязать и штопать), и те, кто отождествился с какой-либо ролью («#яжмать»). Люди, отождествляющие себя со своей ролью, приписывают другим такое же отождествление («#тыжпсихолог»). Есть худший вариант, когда человек отождествляется не с ролью, а с действием: не может не бежать (махать топором, собирать пылинки с пола, рисовать на обоях). Бывают люди, отождествившиеся с чужим действием. Фанаты живут музыкой (матчем) кумира, тотемной команды. Тираны присваивают себе чужие действия, авторство над чужими произведениями, знаниями. Отождествление с действием кажется неудовлетворительным до тех пор, пока мы не вспоминаем, какими созданы. «По образу и подобию» — творцами. Что если нам от начала времен предписано действовать?
Я = ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ
«Нас делают наши мысли» —-изречение римского философа-стоика, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки.
Отождествление с собственными мыслями — один из любимых предметов рассмотрения в философии сознания. «Я мыслю, — значит, существую» (Cōgitō ergō sum Рене Декарта). Дорогой Рене! Вы уже не мыслите, но существуете. Вы мыслите? Значит, бог существует. Если для вас: «вас нет», для нас вы есть, теперь мы мыслим вас.
Здесь мы видим великих мыслителей прошлого, «профессиональных рассуждателей», людей, пойманных в ловушку единственной сверхценной идеи. «Я» таких людей подменяется процессом познания, размышления, обдумывания или совокупностью идей, суждений, мнений, оценок. Комбинации из отождествления с собственными мыслями и зависимость от чужого мнения, рождают великих и несчастных философов. «Бедные великие философы. Плак» (дополнение редактора).
Я = СОДЕРЖИМОЕ МЫСЛЕЙ
«Общественное мнение — это публичная девка» — высказывание Наполеона Бонапарта
«Я — то, что я думаю». Существует люди, отождествляющие себя с чужим вниманием. Для них важно то, что о них говорят, как их оценивают. Некоторым из них не обязательно знать, что о них говорят или думают, им достаточно собственных предположений о том, что о них думают, которые они принимают за реальные мысли других людей. Они отчуждают собственные мысли, суждения, оценки, предположения и «вкладывают» их в головы других людей, после чего верят в независимое происхождение этих мыслей.
Я = РЕЧЬ
«После смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем» — высказывание В. Путина
Это вариант отождествления со мыслями или их содержимым, если человек отдает себе отчет, в том, что он говорит. Это может быть вариант отождествления с процессом говорения. Болтуны, болтушки, спорщики, ораторы, софисты, забалтыватели не могут молчать, потому что молчание для них смерти подобно. Они существуют, пока «заполняют радиоэфир». Люди, превратившиеся в речь, в поток текста, оторваны от мыслей, и их независимое от сознания «говорение» является способом существования, так как они отождествляют себя с произнесением речи.
Я = ЧУВСТВА
«Испытал чувство благодарности. Чувствую — не моё» — сетевой юмор
Люди, отождествляющие себя со своими эмоциями, переживаниями, ощущениями представлены в творческих профессиях. Индустрия продажи товаров и услуг, построенная на манипулировании человеческими эмоциями, обещает удовлетворение желаний и получение удовольствия от продуктов. Беда в том, что люди, которые отождествляют себя с чувствами, обычно «что-то не то чувствуют». Чувствуют не свои чувства; думаю, что чувствуют; имитируют чувствительность.
4. Трансцендентная тождественность
Я = ДРУГОЙ
«Чтобы быть собой, надо быть кем-то» — высказывание польского поэта, философа, писателя-сатирика Станислава Ежи Леца
Те, кто не может «найти себя», осознать «Я», отождествляются с ролями, другими людьми, героями книг и фильмов, лидерами мнений, актерами, кумирами. Согласно теории психоанализа, человек неосознанно отождествляет себя с одним из родителей. «Я — это моя мама». «Я — это мой папа». Считается, что при негативном детском опыте это отождествление происходит по негативному сценарию: «Я — это кто угодно, только не моя мама (мой папа)». В этой группе представлены фанатики, болельщики, для которых объект поклонения замещает их самих.
Я = МЫ
«У слепой веры злые глаза» — высказывание польского поэта, философа, писателя-сатирика и автора афоризмов Станислава Ежи Леца
Если мы изучим представления людей о своей индивидуальности и друг о друге, их картину реальности, то выясним, что некоторых являются частью симбиотического союза со «второй половинкой», семьей, детьми, группой людей.
События, которые люди проживали вместе, часть памяти, опыта общие. Если они видели одни и те же события под разными углами, с разных сторон, они видели одни и те же события, которые стали частью общей памяти.
Есть люди, отождествляющие себя с реальной группой (рабочий коллектив, спортивная команда) или воображаемой группой (нация, народность, национальность, последователи той или иной религии). Человек, «в глаза не видевший» большинство представителей «своей группы», считает, что они «в едином порыве» разделяют общие идеи (ценности, цели).
«Растворение» в группе объясняет парадоксы, например «феномен диффузии ответственности», которую толкуют как «распределенную ответственность», тогда как речь идет не о «перераспределении», а о «растворении» ответственности, об отказе от ответственности. Отождествление с группой позволяет не быть фигурой, а выполнять роль «фона».
ТРАНСЦЕДЕНТАЛЬНОЕ «Я»
«Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество — весь мир» — высказывание Демокрита, древнегреческого философа, одного из основателей атомистики и материалистической философии
В восточных религиях указывается на то, что «Я» — это осознание бога или всей вселенной в себе. В трансперсональной психологии описываются переживания людей, постигших единение со всей вселенной, осознание себя как части всего существующего. По признанию большинства исследователей, трансперсональный опыт неуловим, это состояние невозможно удержать и запомнить, однако, люди, пережившие этот опыт и осознавшие себя «всем», с трудом возвращаются к прежней жизни и могут зафиксироваться на идее «Я — БОГ», или «Я — вселенная», или «я — мироздание».