ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В современном мире один человек — один паспорт — одно тело. Раньше люди не принадлежали своим телам. В языческие времена люди были «частью природы», «чувствовали единение с миром», в античном мире люди были стихиями (водой, землей, воздухом, огнем).

1.4. Теория интеллекта


«Люди похожи на лошадей, они тоже разные» — кто-то

Согласно теориям интеллект это:

????‍???? совокупность врожденных психофизиологических функций (Ф. Гальтон, 1869);

????‍???? количественное мышление, обработка данных, адаптивность, знания и опыт (подвижный и связанный интеллект, Дж. Кеттел, 1890);

????‍???? врожденные познавательные функции, осведомленность, знания значений слов, социальные навыки, моральная оценка (А. Бине, 1905);

????‍???? развитие от наглядно-образного к формально-логическому мылшению (Ж. Пиаже, 1920-е);

????‍???? интеллект — это единая когнитивная способность (общий интеллект или g-фактор, общее количество умственной энергии, Ч.Э. Спирмен, 1927),

????‍???? саморегуляция психической активности (Л. Терстоун, 1938);

????‍???? корковые функции, обработка данных, социальная адаптивность (биологический, психометрический, социальный интеллект Г. Айзенка, 1950-е);

????‍???? система познавательных процессов (Б. Ананьев, 1950-60-е);

????‍???? способность распознавать различия, сходства, тождества; воспринимать, формулировать и разрешать проблемы (Л.Р. Хаббард, 1964, 1970);

????‍???? множество процессов и функций, которые образуют операции, содержание и результат (Дж. П. Гилфорд, 1967);

????‍???? система мыслительных операций (Э. Хант, 1978);

????‍???? мыслительные процессы, опыт, средовые влияния (компонентная, экспериментальная, контекстная субтеории интеллекта Р. Стернберга, 1980-е);

????‍???? общая умственная способность (Л. Готтфредсон, 1998);

????‍???? мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития (Большой толковый словарь).

????‍???? набор независимых способностей, множественный интеллект: музыкальный, логико-математический, лингвистический, пространственно-визуальный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный, нравственный, экзистенциальный, природный. (Г. Гардней, 1999)

Популярным является деление на вербальный (речевой) и невербальный (неречевой) интеллект.

Дружинин В.Н. (1994) указывает на априорные («до-опытные», предвосхищающие) и апостериорные («после-опытные», «выводящие-из») модели интеллекта.

Согласно этимологическим словарям Шанского и Лопатина термин «Интеллект» происходит от лат. intellectus, intelegere (чувствовать, понимать, воспринимать чувством и умом) и ассоциируется со способностями познавать, обучаться, понимать, экстраполировать, применять. Добавим от себя: производить, обучать и вдохновлять. В качестве причин этих способностей указывают на логику, память, восприятия; скорость, ассоциативность, индуктивность; вычислительные, вербальные, технические, квазипространственные, комбинаторные и другие способности. Добавим от себя: масштаб реальности, динамику и направление изменения реальности.



Исследования интеллекта имеют давнюю историю. Натурфилософы определяли способности человека соотношением природных стихий (например, огнистости, землистости). Более поздние античные философы пытались вычислить связь рассудительности с добродетелью, воспитанием, происхождением, анализируя общественную деятельность, наследие, религиозность людей. В средние века теософы персонифицировали интеллект, сделав его божественной сущностью. В 1890 году Джеймс Кеттел предложил «тест умственных способностей». В 1903 году появилась шкала Бине, модифицированная «шкала умственного развития Бине-Симона» была опубликована в 1905 году. Уильям Штерн в 1912 году предложил концепцию коэффициента интеллектуальности. В 1916 году появилась «шкала интеллекта Стэнфорд—Бине». В 1935 году опубликован «Тематический апперцептивный тест ТАТ». В 1936 году опубликованы «Прогрессивные матрицы Рейвена» (Дж. Рейвен и Л. Пенроуз). В 1939 году Дэвид Векслер опубликовал «интеллектуальную шкалу WAIS». В 1940-м году опубликован «Минессотский многофакторный личностный опросник MMPI». В 1941 году опубликованы Чикагские тесты основных умственных способностей (Primary Mental Abilities Tests — PMA). В 1947 г. Издан тест различных способностей (Differential Aptitude Tests — DAT) и тест общих способностей (General Aptitude Test Battery, GATB). В 1950-х появился тест Айзенка, в 1953 — тест структуры интеллекта Амтхауэра IST. Культурно-свободный тест интеллекта (CFIT) был предложен Кеттелом в 1958 г., в 1970-м году издан тест афроамериканских психологов BITCH (Black Intelligence Test of Cultural Homogeneity).

Согласно тестам, интеллект — набор бессвязных нереализованных способностей, многие из которых лучше развиты у животных. Животные быстрее бегают, выше летают, лучше видят, слышат, быстрее реагируют, но лапки и плавнички плохо приспособлены для письма.

Тесты на IQ «перебирают» последовательно (линейно) разные способности. Результат показывает, учили человека читать, писать и считать или складывать в уме кубики из разверток. Насколько он обучен распознавать и сравнивать те или иные символы, картинки, цвета.

Тесты «коэффициента интеллекта» последовательно (одну за другой, по очереди) измеряют наличие способностей в «человеке». Можешь считать? 1 балл. Можешь читать? 2 балла. Можешь рисовать? 3 балла. Можешь фантазировать? 10 баллов.

Эти способности есть у ВСЕХ. Исключения составляют случаи, когда человека ничему не обучали (маугли), или у человека нарушено квазипространственное (цветовое и т.д.) восприятие или другая функция обработки данных из-за травм или нейродегенеративных заболеваний мозга. Есть эксперименты, которые показывают, что обезьян можно научить читать и набирать текст на клавиатуре,
вороны неплохо считают, а слоны рисуют. Речь дельфинов многообразнее (речи) некоторых людей.

Общепринятого определения интеллекта не существует, «умственную способность» или «качество психики» ассоциируют с эффективностью, со способностью продуктивно мыслить, творчески решать задачи, приспосабливаться к новым ситуациям.

Поклонники психофизиологических теорий полагают, что дети с высоким интеллектом росли в богатой стимулами обстановке. При этом стимулы были не агрессивные, а «незначительно отличающиеся». «Мягкий градиент». Их окружала богатая цветовая гамма, оттенки различных цветов. Множество тонко отличающихся звуков. Предполагается, что большой ассортимент различающихся по выраженности, интенсивности, направленности стимулов различной модальности в детстве, определяет высокий интеллект взрослого человека, который в данном случае пытаются истолковать как наученную способность к тонкому различению стимулов:

(1) градиентное восприятие стимулов различных модальностей (от лат. modus — размер, способ, образ);

звук, картинка, предмет, ощущение, событие.

(2) градиентное восприятие параметров стимулов;

- цвет, объем, размер, местоположение, движение картинки;

- масса, размер, положение, движение предмета;

- время, место, значимость, последствия события;

- громкость, интенсивность, направление, источник звука;

(3) градиентное восприятие показатели параметров стимулов;

- тон, насыщенность, светлота, яркость цвета;

- гравитация, инерция, равномерность, скорость, направление, траектория движения.

(4) способность оценивать, сравнивать, видеть сходства, тождества, различия между стимулами, их характеристиками и параметрами характеристик.

- относительность размера;

- сравнительная значимость события;

- соотношение массы предметов.

- равнозначность влияния стимулов;

- взаимоисключаемость характеристик.

- избирательность вкуса.

Сторонники теории интеллекта, как системы обработки восприятий, видят инструментом развития интеллекта техники тренировки отдельных способностей или развития «тонкости восприятий». Этот подход породил массу игр и программ «тренировки мозга, памяти, логики» и подобных.


Способность обрабатывать и сопоставлять стимулы присуща человеку, если у него не заблокированы восприятия. Человек, открытый для мира, воспринимает большое количество стимулов, тогда как внимание «перегруженного» человека «интровертированно», переполнено или зафиксировано на чем-то. Дело не в том, что человек «с низким интеллектом» не может извлекать из внешних стимулов практическую пользу. Дело в том, что он не воспринимает внешние стимулы. Гибкость, приспособляемость, творческий подход характерны для людей с масштабной реальностью, интересом, направленным вовне; чье внимание не интровертировано (направлено внутрь), не фиксировано на себе (проблеме, травме). Нефиксированные люди обрабатывают одновременно большое количество данных, одновременно видят нерациональности, возможности для их устранения, инструменты для реализации плана, последующие риски и так далее. Чем больше охват внимания, тем выше коэффициент полезного действия человека.

Именно большой охват внимания делает человека способным решать задачи в условиях дефицита данных, экстраполировать (выводить новые данные из имеющихся). Чтобы оценить адаптивные способности человека и его способности к эффективному решению задач, необходимо измерять ОХВАТ ВНИМАНИЯ. Одновременное КОЛИЧЕСТВО данных, которые сопоставляет человек.

Выяснять, сколько способностей есть у человека не ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, а ОДНОВРЕМЕННО. Сколько данных он обрабатывает СРАЗУ, единовременно, одномоментно.

Исследователи полагают, что 6-7 данных (объектов) — нормальный объем внимания (оперативной памяти) для большинства людей, но не указывают на корреляцию с результатами других тестов, выявляющих нарушения памяти, внимания, мышления.

Статистическая норма не является клинической нормой. Для здорового, активного человека нормально удерживать и обрабатывать, сопоставлять, сравнивать, анализировать значительно больше данных одновременно.

Чем вредны тесты интеллекта? Они позволяют под видом «тренировки мозга» продавать людям курсы, игры, где надо решать математические задачи, выбирать маршруты, быстро находить похожие фигуры и так далее. Механическая тренировка отдельных навыков не приводит к увеличению охвата внимания, эффективности, продуктивности и адаптивных способностей человека. Вместо «освобождения ума от лишних данных», «расчистки внимания от фиксаций» эти игры заставляют людей больше «замусоривать ум», сужать охват внимания, фиксировать его на непродуктивном поведении (решении абстрактных компьютерных примеров вместо практических жизненных задач).