Файл: Оценка конкурентоспособности и качества кисломолочных продуктов.pdf
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40
ляет изготавливать множество тортов, рулетов и других кондитерских изде- лий. После посещения такого магазина уже нет потребности идти в другие торговые точки. К тому же, в гипермаркете «Линия-2» представлен широкий круг сопутствующих товаров.
Далее рассмотрим организационную структуру управления белгород- ского гипермаркета «Линия-2» (прил. 1). Данная структура имеет сложный многоуровневый вид. Также следует отметить, что директор магазина, в свою очередь, подчиняется генеральному директору Корпорации «ГРИНН». Гене- ральным директором Корпорации «ГРИНН» является Николай Николаевич
Грешилов.
Гипермаркеты «Линия» были открыты в городах: Белгород, Орел, Во- ронеж, Липецк, Тамбов, Губкин, Курск, Калуга, Тула, Брянск, Смоленск,
Курчатов, Строитель.
Все свои гипермаркеты корпорация строит по одному стилю – 18 ги- пермаркетов общая площадь – 14000 м
2
, торговая площадь – 5000 м
2
, 28-32 кассовых терминалов; 9 гипермаркетов общая площадь – 10000 м
2
, торговая площадь – 3000 м
2
, 21-24 кассовых терминалов; круглосуточное обслужива- ние, бесплатная автостоянка, которая рассчитана на 500 автомобилей.
«Линия-2» давно считается «народным» магазином – благодаря боль- шому объему продаж, цены здесь приблизительно на треть ниже, чем в целом по городу. Студенты, молодежь, пенсионеры, и малообеспеченные семьи имеют возможность покупать здесь относительно недорогие товары. В «Ли- нии-2» удобно закупать продукты сразу на неделю.
В «Линии-2» представлен широкий ассортимент товаров, среди кото- рых продукты, бытовая химия, косметика, игрушки, канцелярские и школь- ные принадлежности, и многое другое. В отличие от прочих гипермаркетов, магазин работает круглосуточно. Работает собственная кухня: можно приоб- рести готовые блюда, салаты, кондитерскую продукцию.
Адрес исследуемого гипермаркета «Линия-2»: 308010, РФ, г. Белгород, ул. Богдана Хмельницкого, д. 137Т.
41
Гипермаркет «Линия-2» создан 5 марта 2013 года в городе Белгород, в целях удовлетворения потребностей населения, а также извлечения прибыли, обладает полной хозяйственной самостоятельностью. «Линия-2» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства
Российской Федерации.
Основные виды деятельности гипермаркета: осуществление розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами; производ- ство и переработка, в дальнейшем реализация продовольственных товаров и по- луфабрикатов; организация общественного питания; рекламная деятельность.
Таким образом, гипермаркет «Линия-2» находящийся в г. Белгород, явля- ется частью ЗАО Корпорации «ГРИНН». В гипермаркете существует широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. В отличие от прочих гипермаркетов, «Линия-2» работает круглосуточно. В гипермаркете имеются производственные цеха по изготовлению салатов, кондитерских изде- лий, хлеба и хлебобулочных изделий, а также изделий из мяса и рыбы, что поз- воляет «Линии-2» расширять свой ассортимент и реализовывать свою продук- цию населению.
1 2 3 4 5 6 7
2.2. Характеристика ассортимента кисломолочных продуктов
и исследование направлений его формирования
в гипермаркете «Линия-2»
Ассортимент товаров – это совокупность товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразный спрос и удо- влетворяющий индивидуальные потребности потребителя.
Любой директор магазина мечтает о решении следующей задачи: знать, какой товар, и в каком количестве разместить на полках, чтобы обеспечить максимальные продажи и рост прибыли магазина. Часто решению этой зада- чи мешают следующие обстоятельства.
42
Невозможно точно спрогнозировать какой товар, и в каком количестве понадобится покупателю. Это приводит к устареванию товаров и необходи- мости снижать цены, проводя скидки и акции. Все место в магазине «съеда- ет» товар, который мало продается, а для выгодного товара подыскать хоро- шее место просто невозможно. Поэтому приходится неустанно убирать, пе- реставлять и перемещать товары по всему магазину, чтобы обеспечить эф- фективную выкладку товара [19].
При этом покупатель становится все более и более разборчивым и не- терпеливым: хочет получить все, что ему нужно, в одном месте, в любое время и по приемлемой цене.
В рамках существующего подхода эффективное управление магазином представляет директор гипермаркета «Линия-2». Теория ограничения пред- лагает отличный от существующих механизм управления магазином и ассор- тиментом, основанный на следующих подходах:
– работа на основе реального потребления, а не прогнозов;
– повышение надежности поставок.
Такой фокусированный подход позволяет быстро достичь таких ре- зультатов как:
– повышение наличия нужных покупателю товаров в магазине и как следствие роста выручки магазина;
– высвобождение места в магазине, что позволяет эффективнее разме- щать товар и увеличивать продажи;
– зарекомендовать себя как магазин, в котором всегда имеются в нали- чии все необходимые товары по доступным ценам, получить тем самым кон- курентное преимущество и добиться роста количества покупателей.
Формирование ассортимента – это деятельность по составлению набора продукции, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые по- требности, а также достичь целей, поставленных руководством магазина [26].
Процесс формирования ассортимента товаров в гипермаркете «Ли- ния-2» осуществляется по следующим этапам:
43
– определяется перечень основных групп и подгрупп продукции, реа- лизующих в гипермаркете;
– осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп продук- ции по отделам;
– определяется количество видов и разновидностей продукции;
– разрабатывается конкретный ассортиментный перечень продукции для гипермаркета, предлагаемый для реализации населению.
Организацией товароснабжения гипермаркета «Линия-2» занимается отдел логистики и товаровед. Благодаря системе мероприятий по товаро- снабжению в гипермаркете обеспечивается полнота и устойчивость ассорти- мента товаров, необходимый уровень запасов продукции, удовлетворение спроса населения.
Важным элементом закупочной работы, является установление хозяй- ственных связей с поставщиками продукции, под которыми понимаются складывающиеся между гипермаркетом и поставщиками товаров экономиче- ские, организационные, правовые и другие отношения.
Поставщиками гипермаркета «Линия-2» являются оптовые фирмы и производственные предприятия. Также гипермаркет «Линия-2» осуществляет собственное производство некоторых групп продукции (хлеб и хлебобулоч- ные изделия, кулинария, мясные изделия).
Приемку товаров в гипермаркете «Линия-2» осуществляют контролле- ры и товаровед. Она включает в себя:
– проверку количества и качества поступивших товаров;
– оформление приемки определенными документами;
– принятие продукции на учет.
Приемка товара по количеству необходима для установления соответ- ствия наименования, цены, сорта, а также их количества по товарно- сопроводительным документам.
Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения по- ступления к покупателям продукции низкого качества. Одновременно произ- водится проверка внешнего вида упаковки и маркировки.
44
К товарно-сопроводительным документам относятся: товарная наклад- ная, сертификат соответствия, счет-фактура, удостоверение о качестве и др.
Если количество и качество продукции соответствуют данным, указанным в товарно-сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа гипермаркета. Контроллер или товаровед, проводивший при- емку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заве- ряет ее печатью гипермаркета. При обнаружении некачественных поступив- ших товаров, поставщик забирает товар и обязуется привести продукцию со- ответствующего качества.
В гипермаркете «Линия-2» используется традиционная организация то- вародвижения, обеспечивающая продвижение товаров от производства к ко- нечному покупателю. В гипермаркете созданы все условия для беспрепят- ственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товаров. Все это положительно сказывается на повышении эффективности хозяйственной деятельности торговой организации.
Гипермаркет «Линия-2» реализует своим покупателям самый полный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Здесь найдется все: мясные и молочные продукты, рыба и морепродукты, бакалея, кулинария и полуфабрикаты, консервированная продукция, спиртные и без- алкогольные напитки, фрукты и овощи, и многое другое. Количество наиме- нований продукции по товарным группам в гипермаркете «Линия-2» состав- ляет около 5000. Продукция качественная, цены невысокие.
Продажа продукции осуществляется через специализированные отде- лы, в которых изготавливается и продается продукция, а именно отделы: хлеба и хлебобулочных изделий, рыбный, мясной, молочный, также в гипер- маркете присутствуют островки, в которых производится продажа сыров и колбасных изделий и овощей. Алкогольная продукция и табачные изделия реализовываются в минимаркете на территории гипермаркета. Для непродо- вольственных товаров в гипермаркете также существует свой отдел, где то- вары расположены на стеллажах.
45
Результаты исследования ассортимента кисломолочных продуктов ги- пермаркета «Линия-2», реализованных за 2016 год, представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Структура ассортимента кисломолочных продуктов, реализованных в гипермаркете «Линия-2» в 2016 г.
Наименование товаров
(групп, подгрупп)
Количество
Сумма
Средняя цена за ед. продукта, руб. шт. уд. вес, % руб. уд. вес, %
Кефир 1%
1200 2,11 52000 2,46 43,30
Кефир 2,5%
2640 4,65 120000 5,70 45,50
Кефир 3,2%
2400 4,22 131000 6,21 54,50
Варенец
2000 3,52 82000 3,88 41,00
Йогурт фруктовый 2,5%
2200 3,87 77000 3,65 35,00
Йогурт «Клубника» 2%
2000 3,52 60000 2,85 30,00
Йогурт«Персик-Абрикос» 2%
2000 3,52 60000 2,85 30,00
Йогурт «Вишня-Смородина» 2% 2000 3,52 60000 2,85 30,00
Йогурт «Черника» 2,5%
1900 3,35 57000 2,70 30,00
Йогурт фруктовый 8%
2200 3,87 86000 4,08 39,10
Йогурт «Клубника» 8%
2100 3,70 84000 3,99 40,00
Йогурт «Персик» 8%
2100 3,70 84000 3,99 40,00
Йогурт «Вишня-Смородина» 8% 2150 3,78 87000 4,12 40,00
Йогурт «Черника» 8%
2150 3,78 87000 4,12 40,00
Ряженка 2,5%
1700 3,00 53000 2,48 32,00
Ряженка 3,2%
1600 2,82 56000 2,51 35,00
Простокваша 2,5%
1050 1,85 35000 1,66 33,30
Сметана 10%
2200 3,87 60000 2,84 27,30
Сметана 15%
3000 5,28 90000 4,27 30,00
Сметана 20%
3500 6,16 125000 5,92 35,70
Творог 0,5%
1000 1,76 40000 1,90 40,00
Творог 1%
1300 2,30 54000 2,56 41,50
Творог 5%
1440 2,53 81000 3,84 56,20
Творог 9%
1720 3,03 105000 4,98 61,00
Крем творожный 10%
900 1,58 40000 1,90 44,40
Десерт творожный «Вишня»
820 1,44 32000 1,55 39,00
Десерт творожный «Абрикос»
820 1,44 32000 1,55 39,00
Десерт творожный «Малина»
820 1,44 32000 1,55 39,00
Десерт творожный сливочный
820 1,44 32000 1,55 39,00
Творожная масса 4%
1500 2,64 23000 1,09 15,30
Творожная масса 8%
1700 3,00 35000 1,66 20,60
Снежок 2,5%
1080 1,90 33000 1,56 30,50
Сыворотка молочная пастеризов.
800 1,41 25000 1,18 31,30
Всего:
56810 100,0 2110000 100,0
-
46
Исходя из данных табл. 2.1, видно, что наиболее чаще гипермаркет
«Линия-2» закупает и реализует населению такие кисломолочные продукты, как: кефир с жирностью 2,5% и 3,2%; а также сметану с жирностью 15% и
20%, так как эти кисломолочные продукты пользуются большим спросом у покупателей.
Таким образом, можно сделать вывод о том что, в гипермаркете «Ли- ния-2» процесс формирования ассортимента кисломолочных продуктов осу- ществляется по этапам, в которых решаются необходимые вопросы по со- ставлению ассортимента подходящего для покупателей. Формируют ассор- тимент кисломолочных продуктов товароведы. Ассортимент кисломолочных продуктов в гипермаркете «Линия-2» широк и разнообразен. Большим спро- сом у покупателей пользуются кефир с жирностью 2,5% и 3,2%; а также сме- тану с жирностью 15% и 20%.
2.3. Организация контроля и оценки качества
кисломолочных продуктов в гипермаркете «Линия-2»
Одной из наиболее главных составных частей технологического процесса гипермаркета «Линия-2» является приемка поступающих товаров.
При приемке кисломолочных продуктов необходимо руководствоваться правилами розничной торговли конкретными товарами, инструкцией о порядке приемке продукта производственно-технического назначения и товаров народно- го потребления по качеству и количеству, нормативно-технической документа- цией, а также договорами поставки [19].
При приемке кисломолочных продуктов осуществляется их органолепти- ческая оценка качества (внешний вид, консистенция, запах и вкус, цвет), опреде- ляют соответствие наименования, сорта и цены товаров по данным сопроводи- тельных документов, массы нетто и брутто, состояния тары и упаковки, а также качество товара. Принимают и проверяют на качество продукцию контроллеры и
47
товароведы гипермаркета, на которых возложена материальная ответственность за его сохранность.
Приемка кисломолочных продуктов, поступивших в закрытой таре, по ко- личеству обычно выполняется в два этапа.
На первом этапе кисломолочные продукты принимают предварительно.
Продукты, отгружаемые в целой таре, принимают на месте получения их от по- ставщика путем проверки упаковки и маркировки, перерасчета товарных мест, а также определение массы брутто. При этом содержимое упаковочных мест по количеству единиц и массы нетто не проверяется, а в сопроводительных доку- ментах ставится отметка, что продукция принята без внутренней проверки. Кис- ломолочные продукты в стандартной неповрежденной таре принимают без пере- вешивания по числу товарных мест.
На втором этапе приемку кисломолочных продуктов по количеству прово- дят в гипермаркете, проверяя количество единиц продуктов в каждом товарном месте и массу нетто.
Если кисломолочные продукты поставлены без тары или в поврежденной и открытой таре, то их принимают по массе нетто и количеству единиц в том ме- сте, где осуществляется фактическая сдача их поставщиком получателю.
Приемка кисломолочных продуктов по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте осуществляется одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 ч с момента принятия продукции. При этом проверяют состояние тары, целостность упаков- ки, целостность пломб и соответствие с маркировкой массы тары. Массу тары одновременно проверяют с массой нетто продукции.
Если при приемке кисломолочных продуктов по количеству в момент по- ступления невозможно установить массу нетто, то учитывается масса брутто, а после освобождения тары – фактическая масса тары. Массу нетто определяют с помощью вычитания из массы брутто фактической массы тары. Если тара весит больше, чем отмечено на трафарете, то эта разница будет завесом тары, который должен быть зарегистрирован актом. Акт о завесе тары регистрируется не позд-
48
нее 10 дней после ее освобождения, а о завесе тары из влажной продукции, например, сметаны – в момент ее освобождения.
Также на кисломолочных продуктах проверяются штриховые коды.
Штриховой код (далее по тексту – ШК) – это знак, рассчитанный для автома- тизированных систем идентификации и учета информации о товаре, закодиро- ванной в виде штрихов и цифр. ШК наносится на потребительскую или транс- портную упаковку многих различных товаров типографским методом или путем этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.
ШК является индивидуальным знаком, который присваивается товару определенной торговой марки и ее разновидностям – торговым артикулам. ШК выполняет как общие функции информационного и идентифицирующего харак- тера, так и дополнительные, такие как:
автоматизированная идентификация продукции с помощью машино- считывающих устройств;
автоматизированные системы, ведущие учет и контроль товарных запасов;
энергичное управление процессом товародвижения: отгрузкой, транс- портировкой и складированием товаров (производительность труда по обеспече- нию при ШК увеличивается до 80%);
повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;
информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Применение ШК совместно с компьютерными системами обеспечивает оптимизацию следующих процессов:
изготовителям – учет количества произведенной продукции, ее сорти- ровку и раздельное складирование различных видов и наименований, сортов, учет товарных запасов, создание заказов путем подборки необходимых товаров в нужном количестве и качестве, а также отправку в торговлю;
оптовым посредникам – приемку товаров по количеству и ассортимен- ту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;
транспортным организациям – приемку-сдачу товаров;
49
розничным продавцам – приемку товаров по количеству, качеству и ас- сортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в мага- зине: на складе и в торговых залах, контроль за сохранностью товаров, обеспече- ние ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.
В зависимости от установленных целей различают следующие ви- ды идентификации: потребительская; товарно-партионная (товарной партии); ас- сортиментная (видовая); качественная; сортовая и специальная [24].
Потребительская идентификация – это установление возможности упо- требления того или иного пищевого продукта для питания человека, поскольку многие растительные продукты питания выращиваются как для пищевых целей, так и для откорма скота, а также технической переработки.
Товарно-партионная идентификация – это один из наиболее сложных ви- дов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представлен- ной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпля- ров) конкретной товарной партии. Сложность состоит в том, что в большинстве случаев исключены или не очень надежны критерии для идентификации. Очень трудно определить принадлежность товара определенного наименования.
Например, сметаны из качественного молока, произведенного одним молочным комбинатом, но разными сменами, и из молока от разных поставщиков.
Ассортиментная идентификация – это установление соответствия наиме- нования товара по ассортиментной принадлежности, определяющей предъявля- емые к нему требования. Этот вид идентификации применяется для подтвержде- ния соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятель- ности, но особое значение он имеет при таможенной идентификации для уста- новления кода по ТН ВЭД ЕАЭС и сертификации товаров.
Сортовая идентификация – это установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативно-технической документацией для того или иного сорта товара, после проведения ассортиментной идентификации.
Специальная идентификация – это установление отношения данного това- ра к перечню запрещенных к продаже, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (лицензирование, квотирование и др.).