Файл: Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов 6.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения струнно щипковых народных инструментов
1.1 Народные музыкальные инструменты
1.2 Классификация струнно щипковых народных инструментов
1.3 Произведения для струнных щипковых инструментов
2.1 История становления струнно-щипковых народных инструментов в России
2.2 Развитие струнно-щипковых народных инструментов в современной России
2.3 Струнно-щипковые народные инструменты как неотъемлемая составляющая отечественной музыкальной культуры
Неоценимый вклад в развитие исполнительства на балалайке внес выдающийся музыкант Павел Иванович Нечепоренко, в его репертуаре - обработки русских народных песен Б. Трояновского, собственные обработки и переложения, оригинальные сочинения для балалайки, русская и зарубежная классика. Именно П. И. Нечепоренко стал основателем московской балалаечной школы исполнительства на балалайке. Строгий академизм, полноценное звукоизвлечение, взыскательный вкус - таковы основные черты московской балалаечной школы. Методический подход к игре основывался на ударном способе звукоизвлечения, который являлся исходным для основных приемов: бряцания, двойного пиццикато, тремоло по всем струнам. В поисках новых методов П. И. Нечепоренко сосредоточил свое внимание на использовании гитарного приема, который позволял использовать минимум физических усилий и при этом обеспечивал четкую координацию движения пальцев обеих рук.
Балалайка стала популярной в своем фольклорном виде, хотя документы XVIII - XIX веков показывают существование и профессиональных исполнителей на балалайке. С. Жихарев пишет, что во многих помещичьих усадьбах содержали балалаечника, а в деревнях игру балалаечников на различных гуляниях оплачивали в складчину.
В своей статье М. Пыляев «Замечательные шутники, оригиналы и силачи» упоминает об орловском помещике с зашифрованной фамилией (П. А. Лакий), игравшем «на балалайке с неподражаемой техникой, особенно щеголяя своими флажолетами, которые отбивал также на грифе балалайки».
Новый этап в развитии исполнительства на балалайке, широкой популяризации ее среди интеллигенции связан с деятельностью В. В. Андреева.
Благодаря его музыкальному и организаторскому таланту, балалайка прочно утвердилась на концертной эстраде. В. В. Андреев сумел увидеть перспективу балалайки, понять огромные возможности, заложенные в конструкции этого инструмента40.
В середине 1886 года по просьбе В.В. Андреева известный петербургский скрипичный мастер В. Иванов изготовил концертную балалайку. Кузов этого инструмента был выполнен из лучистого клена, а гриф изготовлен из черного, красного дерева и палисандра, на нем располагались пять металлических порожков, которые, позднее, были заменены на слоновую кость. Балалайка В. Иванова обладала лучшими, чем народный прототип, акустическими свойствами. Этот инструмент позволил В. В. Андрееву заняться активной исполнительской деятельностью
41.
На рубеже XIX - XX веков балалайка стала пользоваться огромной популярностью. Этому способствовали не только концертные выступления, но и педагогическая деятельность В. В. Андреева и его соратников, а также разработанная В. Т. Насоновым и В. В. Андреевым нотно-цифровая система. Нотно-цифровая система позволяла быстро освоить инструмент людям, не знакомым с музыкальной грамотой. Эта система использовалась в работе с самодеятельными коллективами вплоть до 50-60-х годов XX столетия.
Нотная запись по цифровой системе осуществлялась на трех линиях. Каждая линия обозначала одну струну инструмента: верхняя - первую, тонкую струну, средняя - вторую, а нижняя - третью струну. Лады, на которых следовало прижимать струну, чтобы получить нужный звук, обозначались цифрами. Если цифры располагались на линейках последовательно одна за другой, то играть нужно было последовательно; если же цифры располагались друг над другом столбиком, то это означало, что струны должны звучать одновременно, аккордом. Открытые, не прижатые на ладах струны, обозначались точкой или кружочком. Для обозначения длительности звука в нотно-цифровой системе использовались элементы обычного нотного письма: обозначения длительности, нюансов, темпа42.
Удобство в освоении, широкие динамические возможности, соответствие культурным запросам общества конца XIX века сделали балалайку инструментом поистине народным. Естественно, что на фоне широкого бытового музицирования на балалайке, появляются подлинные мастера - исполнители, избравшие игру на этом инструменте своей профессией. В историю вошли имена виртуозов-балалаечников Александра Николаевича Зарубина и Александра Дмитриевича Доброхотова. А. Н. Зарубин был буквально фанатом своего инструмента. На своей основной службе, которая не была связана с музыкой, он приносил гриф от балалайки и в свободное от работы время развивал технику пальцев. В сообщении газеты Санкт-Петербургский листок» говорилось: «В. В. Андреев пригласил к себе в оркестр на амплуа солиста известного балалаечника-любителя г. Зарубина, считающегося после Б. С. Трояновского лучшим балалаечником - солистом». В его частых выступлениях с Великорусским оркестром в 1911 году пресса отмечала блестящее техническое мастерство, высокий художественный вкус. Изящество и благородство игры.
С 1912 года солистом Великорусского оркестра вступает один из видных представителей на балалайке Александр Дмитриевич Доброхотов. В его репертуаре кроме собственных сочинений и обработок звучат транскрипции сложнейших сочинений, как симфоническая поэма К. Сен-Санса «Пляска смерти», увертюры к операм «Вельгельм Телль» Д. Россини, и «Фауст» Ш Гуно, скрипичные произведения И. Брамса, Б. Годара и М. Мошковского и др. Кроме исполнительской деятельности А. Д. Доброхотов с 1907 года занимается выпуском периодических изданий для балалайки и фортепиано. После революции, как и А. Н. Зарубин уехал в США, где продолжал заниматься популяризацией русской балалайки.
«Королем техники» называли современники выдающегося балалаечника Бориса Сергеевича Трояновского. Ему удалось поднять исполнительскую технику на новый - высочайший уровень, что обусловило дальнейшее качественное развитие балалаечного исполнительства. Значительное влияние на художественное мышление артиста оказал непосредственно сам В. В. Андреев. Концерты выдающегося солиста-балалаечника с андреевским коллективом стали подлинным украшением всех концертных выступлений как в России, так и за рубежом. Восторженно отозвался об игре Б. С. Трояновского А. Н. Толстой, когда по его приглашению Трояновский приехал в «Ясную поляну». Б. С. Трояновский стал основоположником многих новых приемов игры на балалайке, заложив основы современного технического исполнительства на балалайке. Б. С. Трояновский является автором множества обработок. Переложений и транскрипций произведений музыкальной классики, среди которых сложнейшие симфонические и клавирные произведения: Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа Венгерские танцы И. Брамса, «Русская фантазия» А. Глазунова, и др.43
С Великорусским оркестром тесно связана была судьба выдающегося балалаечника Николая Петровича Осипова. Ему было всего 9 лет, когда он впервые сыграл с этим прославленным коллективом. Пройдет несколько лет и Н. П. Осипов наряду с Б. С. Трояновским станет ведущим балалаечником.
Трудно переоценить деятельность одного из основателей киевской школы игры на народных инструментах профессора Киевской консерватории - Марка Моисеевича Гелиса. Играть на народных инструментах с М. Гелис насал с девяти лет. В четырнадцать лет играл в цирке и оперетте. В 1920 году он организовал в городе Кременчуге музыкальную студию, позже эта студия была преобразована в Музпрофшколу им. Лысенко, которая существует и в настоящее время как детская музыкальная школа. В начале двадцатых годов М. Гелис обучается игре на фортепиано у М. Бафф - ученицы А. Рубинштейна.
С 1925 года М. М. Гелис становится преподавателем по классу народных инструментов в профшколе при Киевской консерватории и одновременно обучается на фортепианном и теоретическом отделениях в Киевской консерватории. По завершению обучения М. М. Гелис организовал класс игры на народных инструментах, а позже - в 1938 году открыл в Киевской консерватории первую в стране кафедру народных инструментов, став ее первым заведующим.
Во время Великой Отечественной войны вместе со всеми преподавателями и сотрудниками Киевской консерватории был эвакуирован в г. Свердловск, где продолжал работу на отделении народных инструментов Свердловской консерватории вплоть до возвращения в г. Киев в 1944 году.
За 48 лет работы профессором в Киевской консерватории, он преподавал курсы: специальный инструмент (домра, балалайка, баян, гитара, бандура, дополнительный инструмент, ансамбль, оркестр, дирижерскую практику, методику, сольфеджио, чтение партитур, общее фортепиано44.
Заслуженный деятель искусств УССР - М. М. Гелис подготовил более 150 специалистов, которые работали в различных городах СССР в качестве исполнителей, педагогов, дирижеров, методистов. Его учениками были: народный артист РСФСР и заслуженный артист УССР, лауреат международных конкурсов профессор Уральской консерватории - Е. Блинов (балалайка), народный артист УССР, профессор Киевской консерватории Н. Ризоль (баян), заслуженный артист УССР, лауреат международных конкурсов, профессор С. Баштан (бандура). Под руководством М. М. Гелиса закончили аспирантуру при кафедре народных инструментов более десяти человек45.
Продолжателем и ярким представителем украинской балалаечной школы является выпускник Киевской консерватории класс М. М. Гелиса профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского Евгений Григорьевич Блинов. Для украинской школы исполнительства на балалайке характерен способ звукоизвлечения, основанный не на ударе, а на щипке, за счет активного движения правой руки, без поддержки предплечья. В репертуаре Е. Г. Блинова наиболее значительные оригинальные произведения, переложения лучших образцов русской, советской и зарубежной музыки, он тесно сотрудничает с профессиональными композиторами, побуждая их создавать произведения для балалайки. При его непосредственном участии, были написаны сочинения для балалайки К. А. Мясковым, Е. П. Ки- чановым, Н. М. Пузеем, К. А. Шутенко и др. Он воспитал многих известных музыкантов среди которых: А. Г. Рябинин, В. А. Аверин, Т. И. Вольская, Ш. С. Амиров и др.
Неоценимый вклад в развитие исполнительского искусства на балалайке внес замечательный музыкант Александр Борисович Шалов, который был не только прекрасным исполнителем и автором известных обработок и переложений для балалайки, но и одним из основателей кафедры народных инструментов Ленинградской консерватории. Достойное место в ряду исполнителей на балалайке занимает замечательный музыкант Шаукат Сабирович Амиров, много лет ведущий активную концертно-исполнительскую, педагогическую, научно-методическую и просветительскую деятельность. Ему подвластен широкий и разнообразный в стилистическом и жанровом отношении репертуар - сложнейшие классические произведения крупных и малых форм. Оригинальные сочинения, обработки народных мелодий
46.
Особое место в репертуаре Ш. С. Амирова занимают татарская народная музыка. Он автор, составитель и редактор сборников произведений татарских композиторов. В творчестве Ш. С. Амирова центральное место принадлежит ансамблевому исполнительству, он выступает в ансамбле со многими известными музыкантами среди них: Р. Ю. Шайхутдинов. В. А. Семенов, Н. Н. Малыгин, С. И. Зиновьев и др. Среди выдающихся талантливых музыкантов- балалаечников необходимо назвать такие имена, как: А. Рожков, Е. Авксентьев, М. Данилов, Б. Феоктистов, В. Зажигин. Среди представителей наиболее молодого поколения можно выделить имя замечательного виртуоза балалаечника, Лауреата Международных и Всероссийских конкурсов Андрея Горбачева, который являлся одним из вдохновителей и организатором известного журнала «Народник».
В начале XX века гитарное искусство стало бурно развиваться в Америке, в связи с тем, что туда устремились музыканты, гонимые войной и последующими событиями в Европе, падением жизненного уровня. Среди них были и гитаристы, избравшие США и государства Южной Америки местом не только временного, но и постоянного жительства.
Тесные связи, исторически сложившиеся между Испанией и странами Латинской Америки, способствовали тому, что испанские гитаристы с особым успехом концертировали и прочно обосновались в Аргентине, Бразилии, Мексике и других государствах.
Аргентина - страна, где гитара пользуется особой любовью. Именно сюда устремились гитаристы из Европы. В Буэнос-Айресе функционировало отделение крупнейшей итальянской музыкально - издательской фирмы «Рикорди». В каталоге отделения, насчитывалось 10 тысяч названий пьес для классической гитары, из аргентинских композиторов П. Парагуи- ре, Х. Агирре, А. Луна и др. Постоянным исполнителем сочинений аргентинских композиторов, в том числе и своих собственных, стала гитаристка из города Буэнос-Айреса М.-Л. Анидо, которая неоднократно приезжала с концертами в Советский Союз.
В США, как и в Европе, во второй половине XIX века, получили развитие любительские клубы и объединения гитаристов, которые устраивали небольшие концерты, конкурсы, выставки инструментов и издавали бюллетени, журналы. Объединения гитаристов-любителей существуют там и в наши дни.
Своеобразный путь развития гитарного искусства прошел во Франции. Париж знаменит своей Академией гитары. Это учебное заведение организовал Жильбер Имбар - владелец небольшого магазина по продаже гитар. Ж. Имбар также издает журнал «Гитара и музыка», в котором освещаются общие вопросы музыкальной жизни, помещаются статьи по истории гитарного искусства и советы начинающим гитаристам. В нотных приложениях к журналу публикуются легкие гитарные пьесы и песенки, как для классической гитары, так и для фламенко. Вся деятельность Академии гитары направлена к возрождению национальной гитарной школы