Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Большая роль по-прежнему отводится развитию навыка различения и использование основных способов семантизации, толкования лексического значения слова
Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой работы над формированием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык». Особое внимание в седьмом классе уделяется моделированию и конструированию предложений различной структуры, а также практическому использованию предложно-падежных конструкций, в частности, с производными предлогами (в течение, вследствие, благодаря, ввиду и проч.)
Задачи данного направления могут быть сформулированы следующим образом:
-
Расширение опыта владения различными типами простого и сложного предложений с учетом программного материала по разделу «Филология». -
Развитие навыка установления связей в словосочетаниях и предложениях, в том числе с причастными и деепричастными оборотами.
Очень важно в 7 классе продолжать обучать учеников различению видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.
Учитывая усложнение уровня лингвистического материала, с которым работают ученики в основной школе, для анализа, составления и преобразований предлагаются следующие виды предложений: простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью, с причастными и деепричастными оборотами. Ученики на практическом материале закрепляют умения различать виды предложений, использовать их в процессе продуцирования текстов. Особое внимание уделяется преобразованию предложений, практическому освоению синтаксической синонимии.
По направлению «Работа над текстом» предполагается организация работы по совершенствованию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров. Данный раздел занимает одну из ведущих позиций в системе развития речи. В продолжение работы в пятом и шестом классах предлагается расширить спектр умений анализировать формальные признаки текста, а также понимать содержание и смысл текстов в условиях аудирования и при чтении, а также продуцировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности. Особое внимание уделяется работе с научно-популярными и официально-деловыми текстами. Одним из новых направлений является работа с публицистическими текстами; их восприятие и анализ в процессе аудирования и чтения. Данное направление важно не только с точки зрения развития монологической речи, но и формирования гражданской позиции обучающихся, поскольку в данном возрасте они получают паспорт. Формирование критического отношения к новостным материалам, в том числе, в интернете необходимо для адекватной ориентации в окружающем мире. Привитие интереса к подобным материалам и самостоятельной позиции по отношению к их содержанию способствует формированию у обучающихся активной гражданской позиции.
Большое внимание необходимо уделять продолжению развития механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений.
Задачами данного направления являются:
-
Развитие умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности. -
Совершенствование навыков планирования собственных высказываний диалогического и монологического характера в устной и письменной форме. -
Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и умения отбирать языковые средства адекватно замыслу и ситуации общения. -
Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их. -
Формирование понимания текста как речевого произведения; на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»; характеризовать особенности публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), особенности употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы его построения, особенности жанров (репортаж, заметка).
Работа над текстами предполагает системную поэтапную работу с усложняющимися по жанру и протяженности текстов (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный). В VII классе предусматривается продуцирование текстов (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; текстов с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 2-4 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Классные сочинения (объемом 1,0–1,5 страницы) формулируются и записываются после предварительного обсуждения.
Впервые в 7 классе ученики начинают осваивать тексты в публицистическом жанре, продолжается работа над текстами в жанре научного сообщения, оформления деловых бумаг.
При формировании умения аудирования публицистических текстов необходимо обратить внимание на различный уровень их переработки: детальный или выборочный. Ученикам предлагаются устные или письменные публицистические тексты объемом не менее 230 слов (на конец обучения). В ходе работы над текстами проводится предварительный их анализ, далее под руководством педагога устно и письменно формулируется тема и главная мысль текста, вопросы по содержанию текста и ответы на них. У обучающихся формируется умение после предварительного анализа подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и/ или прочитанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).
Для формирования умения работать с учебными и не учебными текстами (достижение метапредметных результатов) предлагается продолжить работу по составлению разнообразных планов текста (после предварительного анализа): простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного, на основе которых ученики могут воспроизвести текст в устной или письменной форме. Важно учить подростков выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы.
Кроме работы над пониманием текста большая работа проводится по обучению семиклассников продуцировать собственные монологические и диалогические высказывания. Продолжается работа по формированию умения по заданному алгоритму создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, на в 7 классе увеличивается протяженность текстов - не менее 70 слов. Кроме того, совершенствуется умение создавать и выступать с научным (научно-популярным) сообщением на заданную тему с использованием наглядности, в том числе в рамках исследовательской деятельности, а также в публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка).
При создании самостоятельных связных высказываний важно совершенствовать умение анализировать, в том числе, собственный текст с точки зрения соответствия его основным признакам, адекватности отбора языковых средств. Поэтому полезно анализировать различные образцы текстов, а также приучить учащихся редактировать как чужие, так и собственные тексты.
Направление «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:
-
Формирование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их. Формирование наиболее распространенных коммуникативных сценариев: знакомство, просьба, несогласие, поздравление и проч. -
Развитие навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях. -
Развитие навыков эффективной коммуникации.
Для реализации данных задач большое внимание уделяется формированию навыка аудирования как метапредметному навыку. С этой точки зрения важно, чтобы учащиеся владели различными видами аудирования, которые обучающиеся усвоили ранее: выборочным, детальным – как научно-учебных, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи, так и текстов публицистического жанра, которые они осваивают на данном году обучения.
Важно на данном этапе обучения осуществлять формирование навыков дискуссии, обсуждения на различные темы, чтобы они могли активно участвовать в обсуждении учебных ситуаций, в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации).
Необходимо учитывать, что в этом возрасте ученики становятся активными участниками социальных сетей. Поэтому необходимо продолжать обсуждать с детьми правила общения в этих условиях, формы передачи информации, способы и характер безопасного общения. В связи с достижением пубертата, у учеников меняются приоритеты в общении, преобладают эмотивные формы коммуникации. Поэтому необходимо формировать сценарии решения конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми. Кроме того, обсуждаются проблемы фейковых сообщений, особенности сплетни. Ученики должны понимать особенности этих жанров, а также ответственность за их распространение.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
В год – 34 ч.
В неделю - 1 ч., не менее 34 недель
Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.
№ | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | 1 | Язык и речь | Язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка с культурой и историей народа. Лексика как отражение уровня развития цивилизации. Повторение: понятие о жанрах: описание, повествование, рассуждение. Понятие и литературных стилях: официально-деловой, научный, публицистический, язык художественной литературы. От чего зависит выбор стиля. Беседа |
| 2 | Особенности общения в интернете и социальных сетях. | Способы и сценарии общения в социальных сетях. Что такое блог. Для кого пишут блогеры? Можно ли стать блогером? Блогер – это профессия? Новости в интернете. Что такой фейк? Как можно распознать, что данная новость фейковая. Обсуждение новостей из интернета. Ответственность за распространение фейков. Практическая работа. Тренинг |
| 2 | Правила общения со сверстниками и взрослыми. | Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми: знакомство, просьба о помощи, совет, «светская беседа», дружеский разговор. Что такое сплетня. Почему не любят сплетников. Решение спорных ситуаций. – тренинг. (Сценарии первично отрабатываются на уроках развития речи и закрепляются в процессе других уроков, внешкольных мероприятий, в повседневной жизни). Способы ведения полемики на лингвистические темы и темы на основе жизненных ситуаций (не менее 5 реплик). |
| 3 | Виды и стили монологической речи -монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, научное сообщение, публицистика, официально деловой стиль речи. | Основные признаки данных видов и стилей монологической речи. Распознавание видов и стилей монологической речи на примере коротких текстов. По заданному алгоритму составление собственных монологических текстов в том числе, заметок, репортажей, интервью объемом не менее 70 слов. Сочинения-миниатюры с опорой на произведения искусства объемом 6 и более предложений или объемом не менее 4-5 предложений сложной структуры (по образцу или после предварительного разбора). |
| 6 | Виды речевой деятельности. Текст | Аудирование детальное и выборочное. Чтение ознакомительное, изучающее, просмотровое. Тема и главная мысль текста, формулирование вопросов по содержанию текста. Абзацное членение текста. Главная и второстепенная информация в прослушанном или прочитанном тексте. Тема и микротема текста; главная мысль текста. Главная и второстепенная информация в прослушанном или прочитанном тексте. Составление планов текста после предварительного анализа. Разные виды планов (простой, сложный, вопросный, назывной, тезисный и др.). Преобразование содержания текста в виде таблицы, схемы, элементарной инфографики, другим способом. Последующее изложение текста в устном или письменном виде. Пересказ текста с изменением лица рассказчика. Подробные и краткие пересказы (изложения) после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 180 слов; для сжатого изложения – не менее 200 слов). Объем текста для устного пересказа не менее 120 слов.В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи. Редактирование собственных и чужих текстов. |
| 14 | Лексика | Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы. Стилистическая окраска слова. Практическое использование фразеологизмов при восприятии и продуцировании текстов, умение объяснять их значение, использование словарей фразеологизмов в он-лайн режиме и в печатном варианте. Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении. Использование в практике разных видов словарей. Словообразование и практические навыки словообразовательного и морфемного анализа; выделение производящей основы на практическом материале, использование способов словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); использование словообразовательных норм русского языка. Практическое знакомство с частями речи, которые будут изучаться в этом году или в следующем:
|
| 2 | Словосочетание | Закрепление навыка выделения словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании. Предложно-падежное управление. Практическое знакомство с производными и составными предлогами, способы их использования в речи. Нахождение предложно-падежных конструкций с данными предлогами в тексте, составление с ними словосочетаний и предложений. |
| 6 | Предложение | Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Различные виды сложноподчиненных предложений. Практическое знакомство с союзами и союзными словами. Выделение союзов и союзных слов в тексте, понимание роли союзов в простом и сложном предложении; адекватное употребление союзов с самостоятельных устных и письменных текстах. Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора. |
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 31
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
8 КЛАСС (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ
Личностные результаты освоения программы по развитию речи:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; -
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; -
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; -
овладение достаточным объемом словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; сформированность способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; -
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей; -
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); -
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; -
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); -
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; -
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; -
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; -
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; -
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); -
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
владение различными видами монолога и диалога; -
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; -
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; -
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; -
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; -
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); -
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.