Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большая роль по-прежнему отводится развитию навыка различения и использование основных способов семантизации, толкования лексического значения слова

Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой работы над формированием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык». Особое внимание в седьмом классе уделяется моделированию и конструированию предложений различной структуры, а также практическому использованию предложно-падежных конструкций, в частности, с производными предлогами (в течение, вследствие, благодаря, ввиду и проч.)

Задачи данного направления могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Расширение опыта владения различными типами простого и сложного предложений с учетом программного материала по разделу «Филология».

  2. Развитие навыка установления связей в словосочетаниях и предложениях, в том числе с причастными и деепричастными оборотами.

Очень важно в 7 классе продолжать обучать учеников различению видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.

Учитывая усложнение уровня лингвистического материала, с которым работают ученики в основной школе, для анализа, составления и преобразований предлагаются следующие виды предложений: простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью, с причастными и деепричастными оборотами. Ученики на практическом материале закрепляют умения различать виды предложений, использовать их в процессе продуцирования текстов. Особое внимание уделяется преобразованию предложений, практическому освоению синтаксической синонимии.
По направлению «Работа над текстом» предполагается организация работы по совершенствованию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров. Данный раздел занимает одну из ведущих позиций в системе развития речи. В продолжение работы в пятом и шестом классах предлагается расширить спектр умений анализировать формальные признаки текста, а также понимать содержание и смысл текстов в условиях аудирования и при чтении, а также продуцировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности. Особое внимание уделяется работе с научно-популярными и официально-деловыми текстами. Одним из новых направлений является работа с публицистическими текстами; их восприятие и анализ в процессе аудирования и чтения. Данное направление важно не только с точки зрения развития монологической речи, но и формирования гражданской позиции обучающихся, поскольку в данном возрасте они получают паспорт. Формирование критического отношения к новостным материалам, в том числе, в интернете необходимо для адекватной ориентации в окружающем мире. Привитие интереса к подобным материалам и самостоятельной позиции по отношению к их содержанию способствует формированию у обучающихся активной гражданской позиции.


Большое внимание необходимо уделять продолжению развития механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений.

Задачами данного направления являются:

  1. Развитие умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности.

  2. Совершенствование навыков планирования собственных высказываний диалогического и монологического характера в устной и письменной форме.

  3. Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и умения отбирать языковые средства адекватно замыслу и ситуации общения.

  4. Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их.

  5. Формирование понимания текста как речевого произведения; на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические, различать понятия «разговорный язык», «функциональные стили речи» (научный, публицистический, официально-деловой), «язык художественной литературы»; характеризовать особенности публицистического стиля речи (в том числе сферу употребления, функции), особенности употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы его построения, особенности жанров (репортаж, заметка).

Работа над текстами предполагает системную поэтапную работу с усложняющимися по жанру и протяженности текстов (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный). В VII классе предусматривается продуцирование текстов (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; текстов с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений или объемом не менее 2-4 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Классные сочинения (объемом 1,0–1,5 страницы) формулируются и записываются после предварительного обсуждения.

Впервые в 7 классе ученики начинают осваивать тексты в публицистическом жанре, продолжается работа над текстами в жанре научного сообщения, оформления деловых бумаг.

При формировании умения аудирования публицистических текстов необходимо обратить внимание на различный уровень их переработки: детальный или выборочный. Ученикам предлагаются устные или письменные публицистические тексты объемом не менее 230 слов (на конец обучения). В ходе работы над текстами проводится предварительный их анализ, далее под руководством педагога устно и письменно формулируется тема и главная мысль текста, вопросы по содержанию текста и ответы на них. У обучающихся формируется умение после предварительного анализа подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и/ или прочитанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов).



Для формирования умения работать с учебными и не учебными текстами (достижение метапредметных результатов) предлагается продолжить работу по составлению разнообразных планов текста (после предварительного анализа): простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного, на основе которых ученики могут воспроизвести текст в устной или письменной форме. Важно учить подростков выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, представлять содержание текста в виде таблицы, схемы.

Кроме работы над пониманием текста большая работа проводится по обучению семиклассников продуцировать собственные монологические и диалогические высказывания. Продолжается работа по формированию умения по заданному алгоритму создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, на в 7 классе увеличивается протяженность текстов - не менее 70 слов. Кроме того, совершенствуется умение создавать и выступать с научным (научно-популярным) сообщением на заданную тему с использованием наглядности, в том числе в рамках исследовательской деятельности, а также в публицистических жанрах (интервью, репортаж, заметка).

При создании самостоятельных связных высказываний важно совершенствовать умение анализировать, в том числе, собственный текст с точки зрения соответствия его основным признакам, адекватности отбора языковых средств. Поэтому полезно анализировать различные образцы текстов, а также приучить учащихся редактировать как чужие, так и собственные тексты.

Направление «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:

  1. Формирование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их. Формирование наиболее распространенных коммуникативных сценариев: знакомство, просьба, несогласие, поздравление и проч.

  2. Развитие навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях.

  3. Развитие навыков эффективной коммуникации.


Для реализации данных задач большое внимание уделяется формированию навыка аудирования как метапредметному навыку. С этой точки зрения важно, чтобы учащиеся владели различными видами аудирования, которые обучающиеся усвоили ранее: выборочным, детальным – как научно-учебных, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи, так и текстов публицистического жанра, которые они осваивают на данном году обучения.

Важно на данном этапе обучения осуществлять формирование навыков дискуссии, обсуждения на различные темы, чтобы они могли активно участвовать в обсуждении учебных ситуаций, в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик (диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации).

Необходимо учитывать, что в этом возрасте ученики становятся активными участниками социальных сетей. Поэтому необходимо продолжать обсуждать с детьми правила общения в этих условиях, формы передачи информации, способы и характер безопасного общения. В связи с достижением пубертата, у учеников меняются приоритеты в общении, преобладают эмотивные формы коммуникации. Поэтому необходимо формировать сценарии решения конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми. Кроме того, обсуждаются проблемы фейковых сообщений, особенности сплетни. Ученики должны понимать особенности этих жанров, а также ответственность за их распространение.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

В год – 34 ч.

В неделю - 1 ч., не менее 34 недель

Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.




Кол-во часов

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

1

1

Язык и речь

Язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка с культурой и историей народа. Лексика как отражение уровня развития цивилизации. Повторение: понятие о жанрах: описание, повествование, рассуждение. Понятие и литературных стилях: официально-деловой, научный, публицистический, язык художественной литературы. От чего зависит выбор стиля.

Беседа




2

Особенности общения в интернете и социальных сетях.

Способы и сценарии общения в социальных сетях. Что такое блог. Для кого пишут блогеры? Можно ли стать блогером? Блогер – это профессия?

Новости в интернете. Что такой фейк? Как можно распознать, что данная новость фейковая. Обсуждение новостей из интернета. Ответственность за распространение фейков.

Практическая работа. Тренинг





2

Правила общения со сверстниками и взрослыми.


Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми: знакомство, просьба о помощи, совет, «светская беседа», дружеский разговор. Что такое сплетня. Почему не любят сплетников. Решение спорных ситуаций. – тренинг. (Сценарии первично отрабатываются на уроках развития речи и закрепляются в процессе других уроков, внешкольных мероприятий, в повседневной жизни).

Способы ведения полемики на лингвистические темы и темы на основе жизненных ситуаций (не менее 5 реплик).




3

Виды и стили монологической речи -монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, научное сообщение, публицистика, официально деловой стиль речи.

Основные признаки данных видов и стилей монологической речи. Распознавание видов и стилей монологической речи на примере коротких текстов. По заданному алгоритму составление собственных монологических текстов в том числе, заметок, репортажей, интервью объемом не менее 70 слов. Сочинения-миниатюры с опорой на произведения искусства объемом 6 и более предложений или объемом не менее 4-5 предложений сложной структуры (по образцу или после предварительного разбора).





6

Виды речевой деятельности. Текст

Аудирование детальное и выборочное. Чтение ознакомительное, изучающее, просмотровое. Тема и главная мысль текста, формулирование вопросов по содержанию текста. Абзацное членение текста. Главная и второстепенная информация в прослушанном или прочитанном тексте. Тема и микротема текста; главная мысль текста. Главная и второстепенная информация в прослушанном или прочитанном тексте. Составление планов текста после предварительного анализа. Разные виды планов (простой, сложный, вопросный, назывной, тезисный и др.). Преобразование содержания текста в виде таблицы, схемы, элементарной инфографики, другим способом. Последующее изложение текста в устном или письменном виде. Пересказ текста с изменением лица рассказчика. Подробные и краткие пересказы (изложения) после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 180 слов; для сжатого изложения – не менее 200 слов). Объем текста для устного пересказа не менее 120 слов.В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи.

Редактирование собственных и чужих текстов.





14

Лексика

Различение и использование основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы. Стилистическая окраска слова.

Практическое использование фразеологизмов при восприятии и продуцировании текстов, умение объяснять их значение, использование словарей фразеологизмов в он-лайн режиме и в печатном варианте.

Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении.

Использование в практике разных видов словарей.

Словообразование и практические навыки словообразовательного и морфемного анализа; выделение производящей основы на практическом материале, использование способов словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); использование словообразовательных норм русского языка.

Практическое знакомство с частями речи, которые будут изучаться в этом году или в следующем:

  • практическое знакомство с наречиями: общее грамматическое значение наречий; разряды наречий по значению; словообразование наречий, их роли в речи; практическое использование наречий; практическая тренировка в образовании степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения;

  • практическое знакомство со словами категории состояния, их морфологические признаки и роль в речи;

  • практическое знакомство с деепричастиями, их признаками; распознавать деепричастный оборот, правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; понимать особенности постановки ударения в некоторых формах деепричастий;

  • практическое употребление частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской;

  • практическое знакомство с междометиями, понимать и объяснять роль междометий в речи, особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе.




2

Словосочетание


Закрепление навыка выделения словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании.

Предложно-падежное управление. Практическое знакомство с производными и составными предлогами, способы их использования в речи. Нахождение предложно-падежных конструкций с данными предлогами в тексте, составление с ними словосочетаний и предложений.




6

Предложение

Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Различные виды сложноподчиненных предложений.

Практическое знакомство с союзами и союзными словами. Выделение союзов и союзных слов в тексте, понимание роли союзов в простом и сложном предложении; адекватное употребление союзов с самостоятельных устных и письменных текстах.

Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   31




ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

8 КЛАСС (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ

Личностные результаты освоения программы по развитию речи:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • овладение достаточным объемом словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; сформированность способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;

  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях.


Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.