Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 512
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Очень важно продолжать обучать учеников различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.
Учитывая усложнение уровня лингвистического материала, с которым работают ученики в основной школе на уроках русского языка, для анализа, составления и преобразований по предлагаемому алгоритму предлагаются следующие виды предложений: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Особое внимание уделяется преобразованию предложений, умению подобрать синонимы.
Направление «Работа над текстом» является приоритетным в девятом классе. Проводится работа по совершенствованию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров, т.е. развитию текстовой компетенции.
Особенностями организации работы на данном этапе обучения является акцентирование внимания на анализе и составлении текстов различных жанров, но увеличенного, по сравнению с предыдущим классом, объемом. Совершенствуется умение понимать содержание прослушанных и/ или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 330 слов; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов), устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 150 слов.
Наряду с формированием репродуктивных навыков продолжается развитие и совершенствование навыков продуктивных, а именно: навыки создания текстов с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); составления тезисов, конспектов, рецензий, рефератов по заданному алгоритму. Понятия «тезисы», «реферат», «конспект» закрепляются. Тем не менее, с учетом наличия речевых нарушений, сохраняющихся на данном этапе обучения, у обучающихся формируют только начальные умения составлять и применять элементарные формы данных видов преобразования текста по заданному алгоритму под руководством учителя.
Продолжается работа по формированию навыков по заданному алгоритму опознавать особенности жанров официально-делового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), создавать тексты публицистических жанров; оформлять деловые бумаги, а также заполнять различные бланки как в «ручном» режиме, так и с использованием компьютера.
Одной из новых составляющих содержания уроков развития речи является умение использовать цитаты при создании текстов. Учащимся предлагает отобрать наиболее подходящие цитаты к тексту из данных, найти неуместные цитаты, найти цитаты в тексте.
Продолжается работа, начатая в 8 классе по формированию навыков публичных выступлений, в том числе, на научные темы. При этом возрастает доля самостоятельности при подготовке докладов, однако, сохраняется возможность использования алгоритмов их составления, например: определение темы, планирование содержания, поиск информации, фиксация информации, выбор формы презентации и ее реализация, собственно публичный доклад. Подобная проектная деятельность может быть осуществлена как индивидуально, так и в малых подгруппах, что приучает детей работать в коллективе.
Важным компонентом текстовой компетенции является текущий и завершающий мониторинг успешности. Поэтому очень важно продолжить работу по совершенствованию умения анализировать собственный текст с точки зрения соответствия его основным признакам, адекватности отбора языковых средств, а также приучить учащихся редактировать как чужие, так и собственные тексты.
Задачами данного направления являются:
-
Совершенствование умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности на слух и при чтении. -
Совершенствование навыков планирования собственных высказываний диалогического и монологического характера в устной и письменной форме. -
Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и умения отбирать адекватно языковые средства замыслу. -
Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их. -
Формирование навыка использования знаний основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания на доступном уровне.
Направление «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:
-
Совершенствование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их. -
Закрепление навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях. -
Совершенствование навыков эффективной коммуникации.
В девятом классе продолжается активная работа по формированию всех видов речевой деятельности. Совершенствуются навыки аудирования. У обучающихся формируются навыки детального, ознакомительного и выборочного аудирования. Продолжается работа над пониманием текстов разных стилей и жанров при чтении. Эти виды речевой деятельности отрабатываются на относительно более сложном материале и по содержанию и по объему. При организации работы по совершенствованию навыков понимания текстов особое внимание уделяется коммуникативной установки, от которой зависит глубина постижения информации текста, а также выразительным средствам, использованным в тексте, интонационному оформлению читаемого, что является значимым фактором постижения замысла автора и субъективному восприятию смысла читаемого.
Степень понимания читаемого, главной мысли текста, его сюжета напрямую влияют на качество письменного и устного пересказа текстов (подробные, сжатые, выборочные) с учетом их возрастающего объема и невозможности запомнить подобные тексты дословно.
На данном этапе обучения обучающимся доступно умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, однако, они уверенно справляются с этим заданием только при условия действий по определенному плану или алгоритму.
Большое внимание уделяется дальнейшему развитию навыков коммуникации в различных условиях: реальной, виртуальной, со сверстниками, со взрослыми. Ученики совершенствуют умения владения различными видами монолога и диалога. При этом необходимо добиваться от учащихся соблюдения в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения, особенно в интернет среде.
Продолжается работа по закреплению навыков социально принятых форм и сценариев общения с соблюдением нормы речевого этикета. Обращается внимание на вербальные и невербальные средства общения, в частности на адекватное использование жестов, мимики в процессе речевого общения.
Отработанные на уроках сценарии должны включаться в активную речевую практику обучающихся, в повседневное общения. Поэтому необходимо организовывать различные тренинги, в том числе, на других уроках, за стенами образовательной организации.
Ко времени окончания 9 класса учащиеся должны освоить коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 9 КЛАССЕ
В год – 34 ч.
В неделю - 1 ч., не менее 34 недель
Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.
№ | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | 1 | Язык и речь | Русский язык как одна из основных ценностей русского народа. Народные истоки русского языка. Роль русского языка в современном мире Диалекты, говоры. Заимствования. Роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности. Такое, всегда ли они необходимы. Профессиональные сленги. Полемика. Тренинг. |
| 2 | Особенности общения в интернете и социальных сетях. | Правила безопасного поведения в сети. Правила знакомства в сети. Распространенные виды мошенничества в сети. Как общаться, чтобы не попасть на уловку недобросовестных пользователей. Тренинг. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия с использованием социальных сетей. |
| 4 | Правила общения со сверстниками и взрослыми. | Роль жестов, мимики и позы тела в общении. Как осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Как лучше выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Смайлики. Их роль в общении. Чем заменить смайлики при непосредственном общении со взрослыми и сверстниками. Уместность выбора средств общения в зависимости от возраста, социального статуса, национальной принадлежности собеседников. Беседа. Тренинг Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Монолог, диалог, полилог. (Деловая игра) Способы ведения полемики на лингвистические темы и темы на основе жизненных ситуаций (не менее 7 реплик). Формирование навыков коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
| 13 | Текст | Аудирование текстов объемом не менее 330 слов разных стилей и жанров: детальное, ознакомительное и выборочное. Чтение текстов разных стилей и жанров: поисковое, ознакомительное, изучающее, просмотровое. Тема и основная мысль текста, формулирование вопросов по содержанию текста, выявление скрытого смысла. Абзацное членение текста. Определение главной и второстепенной информации в прослушанном или прочитанном тексте, коммуникативной установки. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации. Формирование умения преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования в виде таблицы, схемы, элементарной инфографики, другим способом. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ). Последующее изложение текста в устном или письменном виде. Устный пересказ текста объемом не менее 150 слов. Подробные и краткие пересказы (изложения) после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 280 слов; для сжатого изложения и выборочного – не менее 300 слов). В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи. На доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создание текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); Редактирование собственных и чужих текстов. Формирование умения по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), создавать тексты публицистических жанров; оформлять деловые бумаги; по заданному алгоритму характеризовать научного стиля речи, основные жанры научного стиля речи (реферат, доклад на научную тему), по заданному алгоритму создавать тезисы, конспект, реферат, рецензия. Формирование умения извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. |
| 2 | Лексика | Продолжение работы по формированию и совершенствованию навыка различения и использования основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы. Стилистическая окраска слова. Практическое использование фразеологизмов при восприятии и продуцировании текстов, умение объяснять их значение, использование словарей фразеологизмов в он-лайн режиме и в печатном варианте. Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении. Использование в практике разных видов словарей. Практическое закрепление навыков выделения и использования различных частей речи: причастий, деепричастий, наречий, числительных и проч. (Наибольшее внимание уделяется тем частям речи, пользование которыми наиболее затруднено у обучающихся данного класса). |
| 4 | Словосочетание | Закрепление навыка выделения словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании. По заданному алгоритму распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании, применять нормы построения словосочетаний. |
| 8 | Предложение | Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Различные виды сложноподчиненных предложений, конструкции с чужой речью. По заданному алгоритму распознавать виды сложносочиненных предложений; выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями; понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи; выделять основные нормы построения сложносочиненного предложения; выявлять грамматическую синонимию сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; По заданному алгоритму распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения, различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; выявлять грамматическую синонимию сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами; понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи; По заданному алгоритму распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений; понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи; выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений; По заданному алгоритму распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; по заданному алгоритму распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание; применять нормы построения предложений с прямой и косвенной речью. Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора. |
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 31
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
9 (дополнительный) КЛАСС (6 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 9 (дополнительном) КЛАССЕ
Личностные результаты освоения программы по развитию речи:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; -
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; -
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; -
овладение достаточным объемом словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; сформированность способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; -
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей; -
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); -
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; -
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); -
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; -
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; -
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; -
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; -
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); -
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
владение различными видами монолога и диалога; -
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; -
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; -
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; -
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; -
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); -
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.