Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • владеть различными видами аудирования и чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • понимать содержание прослушанных и/ или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

  • извлекать информацию из различных источников, при необходимости пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов по заданному алгоритму; использовать при создании собственного текста разные функционально-смысловые типы речи, понимать закономерности их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении; использовать нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи, нормы построения тезисов, конспекта, реферата; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи;

  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

  • владеть различными видами диалога;

  • создавать тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

  • распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение);

  • по заданному алгоритму распознавать виды сложносочиненных предложений; выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями; понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи; выделять основные нормы построения сложносочиненного предложения; выявлять грамматическую синонимию сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами;

  • по заданному алгоритму распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения, различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;

  • по заданному алгоритму распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; по заданному алгоритму распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание; применять нормы построения предложений с прямой и косвенной речью;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка

  • участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 6 реплик;

  • понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В 9 (дополнительном) классе основное внимание направлено на восполнение пробелов в рече-языковом развитии обучающихся, препятствующих успешному освоению содержания общеобразовательных предметов, и, следовательно, прохождению государственной итоговой аттестации. Поэтому содержание программы определяется двумя составляющими: перечнем требований к уровню подготовки обучающихся и реальным уровнем соответствия обучающихся данным требованиям. Поэтому и в содержании программы и в тематическом планировании предусматривается вариативная часть, предназначенная для удовлетворения специальных образовательных потребностей обучающихся конкретного класса.

Работа над словом. Задачами данного направления являются:

  1. Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся)

  2. Развитие внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, совершенствование умения адекватного использования лексики в структуре текста.

  3. Формирование и развитие образного словаря, за счет практического использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов. Развитие умения характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски

В рамках данного направления осуществляется работа со словарями. От обучающихся требуется свободное (относительно свободное) с учетом структуры нарушения и степени ее тяжести владение различными словарями. Продолжается работа над умением выделить из состава текста тропы, определить их характер, выяснить их значение и использовать в собственной речи. Кроме того, организуется работа по овладению многозначностью, переносным значением, синонимией, антонимией, омонимией и др.

Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой на работы над совершенствованием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях, установления типа связи, главного и зависимого слова, преобразованием словосочетаний. Также совершенствуется умение анализировать различные виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, изученные ранее, с различными видами связи, умение видеть эти предложения в тексте, анализировать их структуру, преобразовывать их. Одним из наиболее сложных материалов для анализа и пониманиях их семантики являются сложные предложения с соподчинением в дистантных конструкциях, содержащие вводные предложения, инверсию. Этому материалу необходимо уделить особое внимание с точки зрения их моделирования и конструирования. Данная работа проводится в практическом плане с точки зрения их анализа и синтеза.



Очень важно повторить и закрепить материал, направленный на умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.

Направление «Работа над текстом». Особенностью организации работы в 9 (дополнительном) классе является совершенствование умения анализировать и составлять тексты различных жанров. Первичные тексты предъявляются как в устном (аудирование), так и в письменном (чтение) вариантах.

Автоматизируются алгоритмы написания сочинений и изложений, устных пересказов. Особое внимание обращается на адекватность используемых языковых средств, точность и правильность их употребления. В связи с этим особая роль отводится самопроверке с точки зрения соответствия его основным признакам, адекватности отбора языковых средств, а также приучить учащихся редактировать как чужие, так и собственные тексты.

Продолжается работа, направленная на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни в социуме: оформлять деловые бумаги (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), а также заполнять различные бланки как в «ручном» режиме, так и с использованием компьютера.

Задачами данного направления являются:

  1. Совершенствование умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности на слух и при чтении.

  2. Совершенствование навыков планирования собственных высказываний диалогического и монологического характера в устной и письменной форме.

  3. Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и умения отбирать языковые средства адекватно замыслу.

  4. Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их.

Направление «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:

  1. Совершенствование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их.

  2. Закрепление навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях.

  3. Совершенствование навыков эффективной коммуникации.

В девятом (дополнительном) классе продолжается активная работа по формированию всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

Обучающиеся тренируются в сопоставлении и сравнении речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств по определенному плану или алгоритму.


Продолжается работа по совершенствованию навыков коммуникации в различных условиях: реальной, виртуальной, со сверстниками, со взрослыми. Важно при этом учитывать их возрастные и психологические потребности подростков. Поэтому отрабатываются конфликтные ситуации, умение договариваться, в том числе, в ходе совместной деятельности; общаться в условиях официального общения, а также ситуация знакомства как в ходе реального общения, так и сетевого. При этом необходимо добиваться от учащихся соблюдения в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения, особенно в интернет среде.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 9(дополнительном) КЛАССЕ

В год – 34 ч.

В неделю - 1 ч., не менее 34 недель

Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.




Кол-во часов

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

1

1

Язык и речь

Роль русского языка в современном мире Роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности. Такое, всегда ли они необходимы. Беседа.





2

Особенности общения в интернете и социальных сетях.

Правила безопасного поведения в сети. Деловое общение в сети. Наиболее важные государственные и региональные сетевые ресурсы. Поиск работы и места дальнейшей учебы в сети. Резюме. Тренинг. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия с использованием социальных сетей.





2

Правила общения со сверстниками и взрослыми.

Особенности делового речевого общения в официальной обстановке. Решение проблемных ситуаций, запросы, собеседование, подача заявки. Специфика делового общения по телефону: спросить, уточнить, проявить инициативу. Уместность выбора средств общения в зависимости от возраста, социального статуса, национальной принадлежности собеседников. Беседа. Тренинг

Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми. Монолог, диалог, полилог. (Деловая игра)

Формирование навыков коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.





10

Текст

Аудирование текстов разных стилей и жанров: детальное, ознакомительное и выборочное. Чтение текстов разных стилей и жанров: поисковое, ознакомительное, изучающее, просмотровое. Тема и основная мысль текста, формулирование вопросов по содержанию текста, выявление скрытого смысла. Абзацное членение текста. Определение главной и второстепенной информации в прослушанном или прочитанном тексте, коммуникативной установки. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации. Формирование умения преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования в виде таблицы, схемы, элементарной инфографики, другим способом. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ). Последующее изложение текста в устном или письменном виде. Устный пересказ текста объемом не менее 150 слов. Подробные и краткие пересказы (изложения) после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 280 слов; для сжатого изложения и выборочного – не менее 300 слов). В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи.

На доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создание текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6-7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

Редактирование собственных и чужих текстов.

Формирование умения по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи, тексты публицистических жанров; научного стиля речи, и создавать аналогичные тексты самостоятельно.

Формирование умения извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.




2

Лексика

Продолжение работы по формированию и совершенствованию навыка различения и использования основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы. Стилистическая окраска слова.

Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении.

Использование в практике разных видов словарей.

Практическое закрепление навыков выделения и использования различных частей речи: причастий, деепричастий, наречий, числительных и проч. (Наибольшее внимание уделяется тем частям речи, пользование которыми наиболее затруднено у обучающихся данного класса).




4

Словосочетание

Закрепление навыка выделения словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании. По заданному алгоритму распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании, применять нормы построения словосочетаний.




6

Предложение

Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Различные виды простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, конструкции с прямой и косвенной речью.

По заданному алгоритму распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора.




7

Резерв



1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31




Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки


Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Текущий

Контрольные работы по тематике обучения


в течение учебного года

Итоговый

Изложение

Количество контрольных изложений определяется программой курса «Русский язык»



ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В 5 – 9 (9 дополнительном) КЛАССАХ

Под оценкой уровня учебных достижений по предмету «Развитие речи» следует понимать констатацию уровня развития языковых и речевых средств, а также качества навыков коммуникации посредством оценочного суждения или в баллах.

Оценка успеваемости является важным компонентом управления коррекционным процессом и выполняет роль «обратной связи» в качестве информации учителю-логопеду и ученику о степени усвоения материала и продвижении к запланированному результату, что позволяет целенаправленно вносить коррективы в процессы обучения и коррекции. Учет достигаемых результатов может быть предварительным, текущим и итоговым.

Предварительный учет проводится в начале каждого года во время обследования речи ученика. Он направлен на выявление сведений о исходном уровне состояния сформированности лексико-грамматической стороны речи учащихся, связной монологической и диалогической форм речи, коммуникативных навыков и особенностей коммуникативного поведения. На основе полученных в ходе обследования данных строится прогноз о потенциальных возможностях учеников, что позволяет планировать стратегию и тактику коррекционного воздействия в процессе обучения, а также уровень необходимой индивидуальной помощи. Результаты обследования заносятся в Речевые карты.

Текущий учет осуществляется учителем постоянно и является доминирующим на протяжении всего обучения в каждом его звене: при восприятии учебного материала, формировании и его закреплении, а также в процессе коммуникативного взаимодействия учащихся в урочное и внеурочное время.