Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 509

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметные результаты освоения программы по развитию речи:

  • владеть различными видами аудирования и чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • понимать содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 260 слов);

  • после предварительного анализа устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 140 слов;

  • после предварительного анализа создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением;

  • участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 6 реплик;

  • на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5–6 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 2,0–3,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

  • по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), создавать тексты публицистических жанров; оформлять деловые бумаги;

  • по заданному алгоритму характеризовать особенности официально-делового стиля речи и научного стиля речи, основные жанры научного стиля речи (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных стилей в тексте, средства связи предложений в тексте;

  • использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения;

  • по заданному алгоритму распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка; анализировать тексты разных стилей и жанров; применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике;

  • по заданному алгоритму распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании, применять нормы построения словосочетаний;

  • по заданному алгоритму распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями и вставными конструкциями, междометиями; применять нормы построения простого предложения, использования инверсии;

  • по заданному алгоритму характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; применять нормы согласования однородных подлежащих со сказуемым, однородных сказуемых с подлежащим, нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не тольконо и, кактак; понимать особенности употребления в речи разных типов сочетания однородных членов;

  • по заданному алгоритму различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями,; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений;

  • по заданному алгоритму распознавать сложные предложения; конструкции с чужой речью;

  • по заданному алгоритму распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму;

  • по заданному алгоритму распознавать предложения по количеству грамматических основ; выделять подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинствоменьшинство, количественными сочетаниями; распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого; практически различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, безличное предложение); практическое их использование в тексте; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;

  • по заданному алгоритму распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения); различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения;

  • понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; по заданному алгоритму объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.



Содержание программы

Работа над словом. Задачами данного направления являются:

  1. Обогащение словарного запаса обучающихся за счет новой лексики, а также за счет морфологического разнообразия. Практическое освоение способов употребления частей речи, которые будут изучаться на уроках русского языка в теоретическом аспекте.

  2. Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся)

  3. Развитие внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, совершенствование умения адекватного использования лексики в структуре текста.

  4. Формирование и развитие образного словаря, за счет практического использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов. Развитие умения характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски

В восьмом классе на уроках русского языка предполагается изучение норм согласования сказуемого и подлежащего, выраженными сложносокращенными словами. На уроках развития речи в опережающем режиме учащихся учат опознавать сложносокращенные слова, наиболее часто встречающиеся в быту учащихся, а также в различных текстах, например, Сбербанк, Госдума, медсестра, АОО, СМИ, спецодежда и проч., понимать их значение, правильно использовать в самостоятельной речи. Данная работа должна носить опережающий характер по отношению в изучаемому на уроках Русского языка, для того чтобы сформировать у детей предварительные знания о семантике изучаемой лексики, способах ее употребления. Наряду с этим, данное направление работы носит практико-ориентированный характер, поскольку способствует социализации старшеклассников.

Кроме того, в содержание работы включается лексика, фразеологизмы, используемые в текстах, предлагаемых для литературного чтения и по другим предметам.

Особое внимание уделяется правильному произнесению различных частей речи с точки зрения соблюдения правильного ударения.

Ученики продолжают работать со словарями, представленными в печатном виде или в электронном. Особенно это важно при проведении самопроверки различных творческих работ, подготовке презентаций, групповых проектов. Важно обращать внимание детей на необходимость отбора наиболее точной лексики для выражения собственных мыслей, а также на аккуратность оформления работ.



Одной из устойчивых проблем подростков с ТНР в области речевого развития является отсутствие «чувства языка», поэтому и в восьмом классе сохраняются трудности распознавания многозначных слов, владеть переносным значением, подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Работа над этими видами парадигматических отношений носит длительный характер и организуется на всем протяжении обучения. Основой является программная лексика из различных разделов программы.

Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой на работы над совершенствованием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык». Особое внимание в восьмом классе уделяется моделированию и конструированию предложений различной структуры, в частности, с вводными конструкциями, с обобщающими словами, а также полные, неполные, безличные и проч. Необходимо обратить внимание на предложения со страдательным залогом и инверсией, которые вызывают, как правило, значительные трудности понимания в условиях аудирования и на чтении.

Задачи данного раздела могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Расширение опыта владения различными типами простого и сложного предложений с учетом программного материала по разделу «Филология».

  2. Совершенствование навыка установления связей в словосочетаниях и предложениях

Работа над предложением проводится с опорой на методы моделирования и конструирование, способствующие формированию и развитию процессов языкового анализа и синтеза. Одним из хорошо зарекомендовавших в работе с детьми с ТНР методов является метод символизации (опоры на материализованные основы), позволяющие целенаправленно формировать умственные действия учащихся и интериоризацию предлагаемых моделей и действий.

В ходе практических упражнений учеников закрепляют умение распознавать различные виды предложения, выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова и типу связи (согласование, управление, примыкание) особое внимание в восьмом классе уделяется предложениям с однородными членами предложения, способам их связи. В ходе практических упражнений учащихся знакомят с однородными и неоднородными определениями, обобщающими словами при однородных членах предложения. Ученики тренируются в выделении из списка данных предложений и составлении предложений с однородными членами предложения, связанными двойными союзами «не только – но и», «как – так», «если не – то», «настолько – насколько» и проч. Наблюдение, лингвистический эксперимент являются одними из ведущих форм обучения.


Очень важно продолжать обучать учеников различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.

Учитывая усложнение уровня лингвистического материала, с которым работают ученики в основной школе, для анализа, составления и преобразований по предлагаемому алгоритму предлагаются следующие виды предложений: простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями и вставными конструкциями, междометиями. Ученики на практическом материале закрепляют умения различать данные виды предложений, использовать их в процессе продуцирования текстов. Особое внимание уделяется преобразованию предложений.

По направлению «Работа над текстом» предполагается продолжение организации работы по совершенствованию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров. Данный раздел занимает одну из ведущих позиций в системе развития речи. Особенностями организации работы на данном этапе обучения является акцентирование внимания на анализе и составлении текстов различных жанров, но увеличенного, по сравнению с предыдущим классом, объемом примерно на 50-60 слов. Кроме того, особое внимание уделяется работе с текстами научно-популярного жанра, а также деловому стилю текстов. Учеников практикуют в написании ряда деловых бумаг, которые потребуются им в жизни: автобиография, резюме, заявление, характеристика, служебная записка. Учитывая, что данному контингенту учащихся требуется более длительное время, по сравнению с нормативно развивающимися детьми, для усвоения формы и алгоритма заполнения данных бумаг, работа будет продолжаться и в последующих классах. Кроме написания данных деловых бумаг полезно начать тренировку учащихся по заполнению различных форм, бланков, анкет, в ходе которых требуется особая аккуратность и правильность написания. Заполнение данных форм может быть как в письменной форме, так и в компьютерном варианте.

Одним из новых направлений является работа с научными текстами: их восприятие и анализ в процессе аудированияи чтения, а также их составление. Вводится понятие «публичный доклад» Учеников учат составлять простые научные доклады на заданные темы по определенному алгоритму, например: определение темы, планирование содержания, поиск информации, фиксация информации, выбор формы презентации и ее реализация, собственно публичный доклад. Подобная проектная деятельность может быть осуществлена как индивидуально, так и в малых подгруппах, что приучает детей работать в коллективе. Более того, ученикам на уроках развития речи может быть предложено отрепетировать (т.е. предварительно доложить) свой научный доклад по другим предметам. Остальные ученики могут участвовать в виду зрителей и критиков. Данное направление важно не только с точки зрения развития монологической речи, но и формирования критического мышления, уметь видеть ошибки и исправлять их.


Работа с научными текстами и массивными данные предполагает продолжение работы по развитию механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений. Вводятся такие понятия как «конспект», «реферат», «тезисы» на элементарном уровне. На данном этапе обучения от учащихся скорее требуются навыки сопоставления текстов и, например, конспекта того же текста, чем собственное их использование. Элементарные конспекты составляются под руководством педагога с опорой на схемы, таблицы, соответствующие данному тексту.

Задачами данного направления являются:

  1. Совершенствование умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности на слух и при чтении.

  2. Совершенствование навыков планирования собственных высказываний диалогического и монологического характера в устной и письменной форме.

  3. Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и умения отбирать языковые средства адекватно замыслу.

  4. Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их.

  5. Формирование навыка использования знаний основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания на доступном уровне.

Работа над текстами в VIIIклассе занимает наибольший объем времени на уроках развития речи. Это основное направление работы. При этом традиционно выделяется два больших направления: работа над пониманием текста и работа по созданию собственных текстовых произведений. В рамках данных направлений внимание сосредоточено, прежде всего, на умении детей преобразовывать тексты из плоскости лингвистического (языкового) материала в наглядно-образный (схемы, инфографика, иллюстрации) или производить компрессию текста с разной степенью сжатия при сохранении ядерного смысла этого текста. Отличительной особенностью данной работы по сравнению с общеобразовательной школой является наличие определенных алгоритмов данного вида деятельности и достаточно развернутой помощи педагога.

Продолжается работа по коррекции и развитию навыков аудирования и чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; понимания содержание прослушанных и / или прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 260 слов).