Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 510
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Увеличивается объем текстов для устного пересказа прочитанного или прослушанного текста - не менее 140 слов. На данном этапе обучения важно приучать детей прослушивать и понимать текст в процессе аудирования не только с голоса учителя, но и других лиц. Для этого могут использоваться диктофонные записи, интернет ресурсы. Полезно упражнять в аудировании слегка зашумленных текстов (на фоне уличного шума, шума толпы, в метро), что требует определенных навыков прогнозирования содержания текста, его «восстановления».
Кроме пересказов от учащихся требуется после предварительного анализа создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением; участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 6 реплик; с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5–6 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 2,0–3,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);
По заданному алгоритму учащиеся должны опознавать тексты, созданные в официально-деловом стиле (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и создавать тексты публицистических жанров (совместно с учителем); оформлять деловые бумаги; а также выделять тексты научного стиля среди других текстов (реферат, доклад на научную тему др.).
Компетентностный подход диктует необходимость «перевода» полученных знаний, умений и навыков в практический план. Поэтому необходимо добиваться, чтобы ученики могли использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике создания собственных текстов не только на уроке развития речи, но и на других предметах на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
Поэтому очень важно продолжить работу по совершенствованию умения анализировать, в том числе, собственный текст с точки зрения соответствия его основным признакам, адекватности отбора языковых средств, а также приучить учащихся редактировать как чужие, так и собственные тексты.
Раздел «Виды речевой деятельности и культура речи» предполагает реализацию следующих задач:
-
Развитие умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их. -
Развитие навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях. -
Развитие навыков эффективной коммуникации.
В восьмом классе продолжается активная работа по формированию всех видов речевой деятельности. Совершенствуются навыки аудирования. У обучающихся формируются навыки детального, ознакомительного и выборочного аудирования. Продолжается работа над пониманием текстов разных стилей и жанров при чтении. При этом используются следующие виды чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее и просмотровое. Эти виды речевой деятельности отрабатываются на относительно более сложном материале и по содержанию и по объему. Кроме того, предлагаются новые виды научных и деловых текстов.
Также отрабатываются умения письменного и устного пересказа текстов (подробные, сжатые, выборочные) и составление собственных текстовых произведений.
Большое внимание уделяется дальнейшему развитию навыков коммуникации в различных условиях: реальной, виртуальной, со сверстниками, со взрослыми. На данном этапе обучения обращается внимание на разнообразие традиционных форм коммуникации лиц различных национальностей. Данный материал важен для формирования толерантного отношения к лицам, принадлежащим к различным культурам.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ
В год – 34 ч.
В неделю - 1 ч., не менее 34 недель
Данное тематическое планирование является примерным. Учитель может изменять порядок тем, количество часов в соответствии с программой по разделу «Филология», а также составом класса, уровнем речевого развития учащихся, динамикой обучения.
№ | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | 1 | Язык и речь | Русский язык как одна из основных ценностей русского народа. Роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности. Почему надо уважать родной язык? Понятие о чистоте родного языка. Заимствования: что это такое, всегда ли они необходимы. Молодежный сленг. Что это такое? Полемика. Тренинг. |
| 2 | Особенности общения в интернете и социальных сетях. | Электронная почта. Правила общения в электронной почте. Чем отличается общение по электронной почте и в мессенджерах? Нужна ли обычная почта? Эпистолярный жанр – отмирающий жанр? Когда уместно писать обычные письма. Пример почтового отправления (письмо, открытка, телеграмма). Анализ готового материала. Создание поздравительной открытки. Практическая работа. Тренинг |
| 4 | Правила общения со сверстниками и взрослыми. | Речевой этикет в устной коммуникации. Сценарии коммуникативного поведения в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми: знакомство, просьба о помощи, совет, «светская беседа», дружеский разговор. Что такое конфликт? Способы разрешения конфликтов со сверстниками и взрослыми – тренинг. (Сценарии первично отрабатываются на уроках развития речи и закрепляются в процессе других уроков, внешкольных мероприятий, в повседневной жизни). Способы ведения полемики на лингвистические темы и темы на основе жизненных ситуаций (не менее 6 реплик). Формирование навыков коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Совершенствование умения понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; по заданному алгоритму объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета. |
| 3 | Виды и стили монологической речи - монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, научное сообщение, публицистика, официально деловой стиль речи. | Основные признаки данных видов и стилей монологической речи. Распознавание видов и стилей монологической речи на примере коротких текстов. По заданному алгоритму составление собственных монологических текстов в том числе, заметок, объяснительных записок, автобиография, характеристика, реферат, доклад слов. Сочинения-миниатюры с опорой на произведения искусства объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5-6 предложений сложной структуры; классного сочинения объемом 2,0-3,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы. |
| 12 | Текст | Аудирование текстов разных стилей и жанров: детальное, ознакомительное и выборочное. Чтение текстов разных стилей и жанров: поисковое, ознакомительное, изучающее, просмотровое. Тема и основная мысль текста, формулирование вопросов по содержанию текста, выявление скрытого смысла. Абзацное членение текста. Определение главной и второстепенной информации в прослушанном или прочитанном тексте, коммуникативной установки. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации. Формирование умения преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования в виде таблицы, схемы, элементарной инфографики, другим способом. Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ). Последующее изложение текста в устном или письменном виде. Подробные и краткие пересказы (изложения) после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 230 слов; для сжатого изложения и выборочного – не менее 260 слов). Объем текста для устного пересказа не менее 140 слов. В качестве первичных текстов могут выступать тексты из программы раздела «Филология». В этом случае на уроках развития речи проводится предварительная работа над содержанием текста, лексико-грамматическая подготовка, работа над планом и проч. На уроках русского языка или литературы обучающиеся работают непосредственно над записью вторичного текста, его первичным редактированием. Работа над ошибками стилистического или содержательного плана после проверки учителем и обсуждения также переносится на уроки развития речи. На доступном уровне в соответствии со структурой нарушения создание текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5–6 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 2,0–3,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); Редактирование собственных и чужих текстов. Формирование умения по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), создавать тексты публицистических жанров; оформлять деловые бумаги; по заданному алгоритму характеризовать научного стиля речи, основные жанры научного стиля речи (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных стилей в тексте, средства связи предложений в тексте. |
| 2 | Лексика | Продолжение работы по формированию и совершенствованию навыка различения и использования основных способов толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту). Закрепление понятия о однозначных и многозначных словах, умение различать прямое и переносное значение слова, распознавать и подбирать синонимы, антонимы, омонимы; на практическом уровне различать многозначные слова и омонимы. Стилистическая окраска слова. Практическое использование фразеологизмов при восприятии и продуцировании текстов, умение объяснять их значение, использование словарей фразеологизмов в он-лайн режиме и в печатном варианте. Практическое использование эпитетов, метафор, олицетворения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения. Поиск эпитетов, метафор, олицетворения в текстах, составление простых текстов под руководством учителя с использование данных средств выразительности. Роль данных средств в общении. Использование в практике разных видов словарей. Словообразование и практические навыки словообразовательного и морфемного анализа; выделение производящей основы на практическом материале, использование способов словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); использование словообразовательных норм русского языка. Практическое закрепление навыков выделения и использования различных частей речи: причастий, деепричастий, наречий, числительных и проч. (Наибольшее внимание уделяется тем частям речи, пользование которыми наиболее затруднено у обучающихся данного класса) |
| 4 | Словосочетание | Закрепление навыка выделения словосочетания из состава предложения, выделение главного слова в словосочетании постановка вопросов, особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание), практическая тренировка в распознавании словосочетаний, их видов по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.), понятие о средствах связи слов в словосочетании. По заданному алгоритму распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний; понимать лексическую сочетаемость слов в словосочетании, применять нормы построения словосочетаний; Продолжение работы по практическому употреблению словосочетаний с производными и составными предлогами, способами их использования в речи. Нахождение предложно-падежных конструкций с данными предлогами в тексте, составление с ними словосочетаний и предложений. |
| 6 | Предложение | Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Понятие о риторическом восклицании, риторическом вопросе. Различные виды сложноподчиненных предложений, конструкции с чужой речью. Практическое знакомство с союзами и союзными словами. Выделение союзов и союзных слов в тексте, понимание роли союзов в простом и сложном предложении; адекватное употребление союзов с самостоятельных устных и письменных текстах. Составлять и выделять в текстах предложения с однородными членами, определять средства их связи (союзная и бессоюзная); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; применять нормы согласования однородных подлежащих со сказуемым, однородных сказуемых с подлежащим. Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только – но и, как – так; понимать особенности употребления в речи разных типов сочетания однородных членов. По заданному алгоритму различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений. По заданному алгоритму распознавать предложения по количеству грамматических основ; выделять подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями; распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого; Знакомство с различными видами односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, безличное предложение); практическое их использование в тексте; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; По заданному алгоритму распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения); приложение как особый вид определения. Работа с деформированными предложениями, составление предложений из отдельных слов, схемы предложений, моделирование и конструирование различных видов предложений после предварительного разбора. |
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 31
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
9 КЛАСС (5 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В 9 КЛАССЕ
Личностные результаты освоения программы по развитию речи:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; -
характеризовать русский язык как национальный язык русского народа; понимать русский язык как форму выражения национальной культуры; объяснять роль русского языка в современном мире; -
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; -
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; -
овладение достаточным объемом словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; сформированность способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; -
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей; -
овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -
развитие адекватных представлений о собственных возможностях.
Метапредметные результаты освоения программы по развитию речи:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); -
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; -
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); -
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; -
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; -
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; -
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; -
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ); -
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; -
владение различными видами монолога и диалога; -
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; -
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; -
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; -
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; -
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); -
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения программы по развитию речи:
-
владеть различными видами аудирования и чтения на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения; -
понимать содержание прослушанных и/ или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 330 слов; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста не менее 280 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 300 слов). -
извлекать информацию из различных источников, при необходимости пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов по заданному алгоритму (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензию); использовать при создании собственного текста разные функционально-смысловые типы речи, понимать закономерности их сочетания, в том числе сочетание элементов разных стилей речи в художественном произведении; использовать нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи, нормы построения тезисов, конспекта, реферата; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, стилям речи; -
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 150 слов; -
владеть различными видами диалога; -
создавать тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6–7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 3,0–4,0 страницы с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы); составлять тезисы, конспект, рецензию, реферат по заданному алгоритму; -
распознавать тропы (метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение); -
по заданному алгоритму распознавать виды сложносочиненных предложений; выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения; выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями; понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи; выделять основные нормы построения сложносочиненного предложения; выявлять грамматическую синонимию сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; -
по заданному алгоритму распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения, различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; выявлять грамматическую синонимию сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами; понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи; -
по заданному алгоритму распознавать предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные); характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений; понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи; выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений; -
по заданному алгоритму распознавать типы сложных предложений с разными видами связи; понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи; употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи; по заданному алгоритму распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью; уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание; применять нормы построения предложений с прямой и косвенной речью; -
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка -
участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) темы и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 6 реплик; -
по заданному алгоритму характеризовать особенности жанров официально-делового стиля речи (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), создавать тексты публицистических жанров; оформлять деловые бумаги; -
понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; по заданному алгоритму объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В 9 классе основное внимание направлено на работу с предложением и текстом. Остальные направления работы носят подчиненный характер.
Работа над словом. Задачами данного направления являются:
-
Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся) -
Развитие внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, совершенствование умения адекватного использования лексики в структуре текста. -
Формирование и развитие образного словаря, за счет практического использования метафор, эпитетов, олицетворений, фразеологизмов. Развитие умения характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски
Развитие и обогащение словарного запаса рассматривается как текущая работа, обусловленная необходимостью работы с текстами на предметных уроках. На данном этапе обучения словарный запас обогащается за счет образных выражений с коннотативным значением: метафорами, сравнениями, фразеологизмами. Обучающихся тренируют в распознавании различных тропов: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение.
Ученики продолжают работать со словарями, представленными в печатном виде или в электронном. На данном этапе повышается роль самостоятельной работы в данном направлении. По-прежнему организуется работа по овладению многозначностью, переносным значением, синонимией, антонимией, омонимией.
Направление «Работа над словосочетанием и предложением» предполагает продолжение проводимой на работы над совершенствованием умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык». Особое внимание в девятом классе уделяется анализу и конструированию сложносочиненных сложноподчиненных предложений различной структуры, в частности, с вводными конструкциями, с обобщающими словами, а также полные, неполные, безличные и проч. Особенно необходимо обратить внимание на предложения с союзной и бессоюзной связью. Учащихся учат выделять данные типы предложений из текста, а также правильно употреблять их в самостоятельной речи. Данная работа проводится в практическом плане, отрабатывается правильное их интонационное членение.