Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Задачи:
-
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; -
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, -
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; -
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; -
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; -
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах -
расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации; -
развитие всех видов речевой деятельности и их компонентов; -
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования на основе осознания художественной образности литературного текста; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; -
развитие эмоциональной сферы личности на основе восприятия и осмысления художественного текста, понимания позиции автора, а также мотивов и поступков героев произведений; развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; -
формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
-
Основные подходы к реализации курса
Постижение литературного произведения в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Обращением к вербализованным материалам различной степени сложности, работа с текстом определяет необходимость особой организации обучения для детей, имеющих нарушения речи.
Эффективность освоения образовательной программы ребенком с нарушениями речи повышается при условии индивидуализация обучения, которая реализуется через создание среды, позволяющей максимально использовать индивидуальные возможности детей и подтягивать слабые звенья их развития. Индивидуализация обучения может осуществляться в классе через систему специальных заданий (карточки, дополнительный раздаточный материал и т.п.).
Одним из ключевых для специальной педагогики является принцип опоры на сохранные анализаторы в процессе обучения, который может рассматриваться как создание полисенсорной основы обучения.
Обучение происходит на основе формирования умения «вслушиваться в обращенную речь», понимания смысла готовых текстов, что помогает учащимся выявить причинно-следственные отношения, отобрать речевые средства для продуцирования высказывания, создать зрительные образы, связанные с текстом и облегчающие построение самостоятельного высказывания. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание текста), зрительных (картины, схемы, языковая наглядность) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой боле низкий и доступный уровень их осуществления
У детей с речевыми нарушениями зачастую выявляется недостаточный уровень развития словесно-логического мышления, операций абстрагирования. Привлечение максимальной наглядности, активное применение рисунков, схем, символов других невербальных сигналов способствует более эффективному, сознательному и быстрому усвоению, и запоминанию материала. Использование наглядности рационально при реализации методов моделирования и конструирования вербальных моделей и конструкций.
Актуальным принципом обучения является необходимость учета операционального состава нарушенных действий.
Особая роль этого принципа отмечается в работе с текстовым материалом, когда необходимо продемонстрировать ребенку систему операций, произведя которые можно построить свой текст или проанализировать (а затем понять) чужой. Необходимо составить развернутые модели создания текстов, задать последовательность, реализация которой приведет к искомому результату. В этих моделях обязательно должны учитываться лингвистические и функциональные характеристики текстов различных типов и жанров, а также индивидуальные особенности ребенка (нарушенные звенья механизмов порождения и понимания текста), т. е. необходимо соотнести имеющиеся трудности с тем текстовым материалом, который предъявляется детям на уроках.
Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для детей с нарушениями речи.
Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку в связи с невозможностью опираться на чувство языка в обучении детей с нарушениями речи доля сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко увеличивается.
Принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи учащихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению.
Не менее важен в обучении принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.
4. Планирование курса
Учебный предмет «Литература» реализуется за счет обязательной части учебного плана.
Классы | Объем учебного времени |
5-й | 102 ч. (3ч.в неделю) |
6-й | 102 ч (3 ч. в неделю) |
7-й | 102 ч (3 ч. в неделю) |
8-й | 68 ч (2 ч. в неделю) |
9-й | 102 ч (3 ч. в неделю) |
9-й дополнительный | 102 ч (3 ч. в неделю) |
5. Основное содержание курса
Изучаемая тематика совпадает с ПООП ООО.
Преобразуется перечень произведений для литературного чтения и заучивания наизусть.
Отбор материала для изучения (литературных произведений) осуществляется с учётом его соответствия речеязыковым и связанным с ними речемыслительным возможностям обучающихся с ТНР данного возраста, а также потенциала коррекционного воздействия, влияния на личность ученика в целом и на формирование языковой личности подростка в частности.
Это предполагает изучение литературных произведений, характеризующихся объемом, сюжетно-композиционными особенностями, языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) наполнением, адекватными восприятию учащихся с ТНР на данном возрастном этапе.
В зависимости от указанных факторов произведения по выбору учителя могут изучаться на доступном обучающимся уровне обзорно (например, обзор мифологических текстов, произведений древнерусской литературы и устного народного творчества; обзор стихотворений на тему романтической мечты и др.) или фрагментарно.
В целях достижения коррекционно-образовательных целей литературные произведения для изучения (стихотворения, рассказы, повести, фрагменты произведений и др.) могут выбираться учителем самостоятельно с учетом рекомендуемого ПООП списка авторов и тематической направленности. Также учителем определяется количество изучаемых произведений (например, количество рассказов А.П. Чехова, А.П. Платонова, зарубежных писателей, сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, рассказов и стихотворений в прозе И.С. Тургенева и др.; стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и др.) и количество стихотворений для обязательного заучивания наизусть.
При выборе образовательной организацией модели обучения, включающую 9 дополнительный класс, время отводится на пролонгированное изучение произведений программы 9 класса по выбору учителя, а также на уроки внеклассного чтения.
6. Предметные результаты
Предметные результаты демонстрируются на материале конкретного списка литературы, определенного учителем для изучения детьми с ТНР, а также с учетом специальных условий изучения предмета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» ориентированы на формирование культуры чтения и мышления, применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, развитие речи обучающихся. Они должны обеспечивать формирование потребности в систематическом чтении (аудировании художественных произведений) как способе познания мира и себя в этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средстве гармонизации отношений человека и общества.
Перечень произведений для чтения или аудирования (в соответствии со структурой нарушения) может быть дополнен произведениями (фрагментами произведений) зарубежной и отечественной литературы разных эпох, в том числе произведениями писателей родного края (с учетом регионального компонента). Основными критериями отбора произведений для изучения в основной школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам и его развития, возрастным особенностям, речеязыковым возможностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
В предметные требования вносятся следующие изменения (по сравнению с ПООП):
по итогам первого года обучения
- на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выразительно читать наизусть не менее 3 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу (передавать эмоциональное содержание произведения, воспроизводить стихотворный ритм);
- по заданному алгоритму на основе предварительного обсуждения создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 30 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения; дорабатывать собственный письменный текст по замечаниям учителя;
по итогам второго года обучения
- на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выразительно читать наизусть не менее 4 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу (передавать эмоциональное содержание произведения, воспроизводить стихотворный ритм);
- по заданному алгоритму на основе предварительного обсуждения писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 50 слов);
по итогам третьего года обучения
-
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выразительно читать наизусть не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу; -
по заданному алгоритму на основе предварительного анализа писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно или несколько произведений одного писателя), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 70 слов);
по итогам четвертого года обучения
-
на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения выразительно читать наизусть не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу; -
по заданному алгоритму на основе предварительного анализа писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение или несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей), сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 150 слов)