Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса и процесса социализации
Перечень принципов, на которых основывается процесс воспитания и социализации обучающихся с ТНР дополняется следующими положениями.
Коррекционная направленность процесса воспитания и социализации, обусловленная спецификой формирования социально-значимых качеств обучающихся с ТНР (низкая коммуникативная активность, бедный запас коммуникативных сценариев, недостаточный уровень сформированной рече-языковых средств, низкий уровень сформированности текстовой компетенции, нарушения чтения и письма (I отделение), ограниченность коммуникативных контактов, логофобия, страх публичной речи (IIотделение);
доступность используемых рече-языковых средств и видов и форм речи для понимания, воспроизведения и продуцирования собственных высказываний;
коммуникативно-прагматическая направленность процесса воспитания и социализации;
единство требований к качеству речевой продукции обучающихся со стороны всех участников процесса воспитания и социализации
2. Цель и задачи воспитания
Общая цель воспитания и социализации обучающихся с ТНР в основной школе– личностное развитие обучающихся, а также создание предпосылок для успешной реализации себя в обществе,
Исходя из этой цели с учетом специфики проявления речевого дефекта и сопутствующих ему недостатков в перечень задач добавляются специфические задачи:
-
Задачи, направленные на формирование социально-положительной коммуникации: формирование мотивации к общению; закрепление социально принятых сценариев общения с различными возрастными группами; формирование и закрепление сценариев общения с лицами различной степени близости знакомства (друзья, родные, педагоги, незнакомцы и проч.); -
Задачи, направленные на включение обучающегося в социум за стенами школы (школы-интерната): формирование и закрепление сценариев общения в условиях формального и неформального общения в общественных местах; -
Задачи, решение которых обеспечивает успешное вербальное взаимодействие с участниками общения в школе, работу в команде: формировании умений вступать в дискуссию, поддерживать деловое общение в группе, формулировать вопросы, адекватно отвечать на вопросы, корректно решать конфликтные ситуации, оценивать качество выполнений работы в словесной форме, выражать похвалу, одобрение или неодобрение. -
Задачи, направленные на речевое развитие и совершенствование умений использования вербальных средств общения для формулирования и выражения собственных мыслей: пополнение словарного запаса за счет расширения представлений об окружающем предметной и социальном мире; совершенствование текстовой компетенции; закрепление навыков правильной речи в процессе спонтанного общения; расширение номенклатуры языковых средств за счет формулировок, обеспечивающих эффективное социально приемлемое общение; закрепле6ние навыков плавной, выразительной речи; -
Задачи, направленные на развитие личностных качеств: стимуляция познавательной активности; развитие памяти, внимания, восприятия; Формирование адекватной самооценки; совершенствование умения планировать собственную деятельность, следовать плану, оценивать успешность реализации замысла; определять пути коррекции ошибок; удерживать внимание, добиваться целей и т.д.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная
на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы и социализации обучающихся с ТНР.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Содержание данного модуля определяется примерной программой воспитания. Однако необходимо отметить специфику реализации мероприятий вне образовательной организации.
Положительно зарекомендовали себя с точки зрения положительного вклада в воспитание и социализацию обучающихся с ТНР социальные проекты. – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. Особенно эффективно включение обучающихся в совместную деятельность с посторонними взрослыми, представляющими собой положительный пример для подражания. Такие примеры способны до определенной степени нивелировать влияние семьи, если она имеет статус неблагополучной семьи.
Использование открытых дискуссионных площадок для данной категории обучающихся не всегда эффективно, в силу наличия у них снижения коммуникативной активности, недостатков речевого развития. Данный вид деятельности требует массивной подготовки и может проводиться не вне образовательной организации, а на уровне образовательной организации или класса.
На уровне образовательной организации возможно проведение всех рекомендуемых в примерной программе мероприятий, которые требуют особо тщательной подготовки и индивидуального подхода при их подготовке. Необходим тщательный отбор речевого материала сообразно возможностям каждого обучающегося. Необходимо стремиться к тому, чтобы на публичных мероприятиях, особенно в присутствии родителей и посторонних лиц, звучала правильная речь, что позволяет обучающимся продемонстрировать свои достижения в области речевой подготовки. Это в сою очередь, способствует формированию положительной мотивации к участию в публичных мероприятиях, повышает их самооценку и стимулирует дальнейшую работу по личностному развитию и коррекции недостатков речевого развития.
На уровне классов и обучающихся специфика состоит в том, что с учащимися поэтапно отрабатываются коммуникативные сценарии, необходимые для выполнения возложенных поручений.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями (примечание: приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал классного руководства, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. В реализации этих видов и форм деятельности педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников, спецификой проявления ведущего дефекта и сопутствующих нарушений).
Работа с классным коллективом также имеет свою специфику:
При организации интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), необходимо ориентироваться на специальные образовательные потребности обучающихся, их индивидуальные возможности и программы коррекционной работы, утвержденные на заседаниях психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
При планировании игр и тренингов, необходимо обратить внимание, прежде всего, на так называемые «речевые» игры, типа викторин, «Поля чудес», «Сто к одному» и другие, направленные, с одной стороны, на расширение кругозора учеников, с другой – на развитие словарного запаса, семантических полей, парадигматических и синтагматических связей. Использование форматов телевизионных или народных широко известных игр позволяет сформировать мотивацию к участию в них и является одним из способов реализации коррекционной направленности воспитательной работы. Наряду с этим важна повседневная работа по выработке совместно с обучающимися законов общения в классе, которым они должны следовать в школе, и их систематическое закрепление.
Индивидуальная работа с обучающимися:
Не ограничивается перечнем направлений, предлагаемых примерной программой воспитания. Для адекватного и эффективного взаимодействия с обучающимися с ТНР необходимо тесное сотрудничество со специалистами, осуществляющими коррекционную работу: учителем-логопедом, психологом и другими специалистами.
Особенно важна индивидуальная поддержка обучающихся, в плане нормализации их отношений со сверстниками, родителями, сотрудниками образовательной организации. Учитывая повышенную конфликтность, характерную для данного возраста, с одной стороны, особенности эмоционально-волевой сферы подростков с ТНР, с другой, и низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции – с третьей, индивидуальная поддержка должна быть направлена на формирование умений разрешать данные конфликты, расширение номенклатуры коммуникативных сценариев, в том числе, через организацию индивидуальных тренингов или тренингов в малых группах, в том числе, по горячим следам, т.е. непосредственно после конфликта. Такие тренинги более эффективны, чем просто беседы, поскольку у обучающихся с ТНР, как правило, низкий уровень регулирующей функции речи.
Работа с учителями-предметниками в классе:
строится на основе тщательного изучения личностных особенностей обучающегося, особенностей проявления речевого дефекта, учета медицинских заключений (если таковые имеются). Проведение мини-педсоветов с участием учителя-логопеда, психолога, других специалистов позволяет выработать единые требования к обучающимся по ключевым вопросам воспитания, позволяет соблюдать речевой режим, индивидуализацию подходов, целенаправленно реализовывать коррекционную направленность обучения, предупреждать конфликты между учителями-предметниками и обучающимися;
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
включает дополнительные специфические направления:
совместно со специалистами: учителем-логопедом, психологом и другими разъяснять родителям особенности личностного и речевого развития обучающегося, характер и уровень требований к нему;
консультировать родителей по проблемам социализации обучающихся с ТНР, профориентации, перспективах их дальнейшего обучения или трудоустройства, при необходимости корректировать уровень ожиданий родителей;
на основе регулярного информирования о достижениях ребенка формировать у родителей (при необходимости) принятие ребенка, понимание его проблем, путей их решения, сохранение доверительных отношений между родителями и обучающимися;
возможна организация тренингов для родителей по проблемам воспитания подростков с ТНР.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
В основной школе в курсы внеурочной деятельности включаются «Развитие речи» и «Индивидуальные и групповые логопедические занятия». Наряду с этими курсами могут быть организованы кружки, секции, клубы, студии и т.п. детско-взрослые общности.
Воспитание и социализация на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, добиться высоких результатов, приобрести социально значимые знания;
развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации в дальнейшем: умение оценивать свои возможности для выполнения какой-либо деятельности, умение ставить цель и добиваться ее выполнения, усидчивость, устойчивость внимания, умения выполнять работу по плану, оценивать ее качества и проч.;
формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми; умение обратиться за помощью, уточнить что-либо, предложить помощь, договариваться в коллективе;
расширение сферы общения; представлений об окружающем мире;
применять навыки общения, сформированные рече-языковые средства в процессе спонтанной коммуникации.
Приведенный в примерной программе воспитания примерный перечень видов деятельности соответствует специальным потребностям обучающихся с ТНР.
Если школа использует в воспитании потенциал курсов внеурочной деятельности, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо оставить только те виды деятельности, которые организуются в данной образовательной организации, а также перечислить реализуемые в их рамках конкретные курсы внеурочной деятельности).
При разработке и реализации программ внеурочной деятельности необходимо учитывать специфику проявления ведущего дефекта у детей с ТНР и соблюдать основные требования: наличие словарной работы, адаптация текстов для чтения, ограничение количества письменных заданий, соблюдение требований к устной и письменной речи в соответствии с требованиями рабочей программы и рекомендаций ППк.
3.4. Модуль «Школьный урок»
При реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока, видов и форм деятельности, перечисленных в программе воспитания, предполагается, что установление доверительных продуктивных отношений с обучающимися возможно только на основе знания общих закономерностей формирования личности подростков с ТНР, а также их индивидуальных особенностей. Успешность реализации воспитательного и социализирующего потенциала урока обеспечивается за счет