Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 854
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
‒ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
17.06.2013 № 378н «Об утверждении правил регистрации операций, свя- занных с обращением лекарственных средств для медицинского примене- ния, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специаль- ных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения спе- циальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарствен- ных средств для медицинского применения»;
‒ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
11.07.2017 № 403н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных пре- паратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологиче- ских лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивиду- альными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтиче- скую деятельность»;
‒ постановление Правительства Российской Федерации от
29.12.2007 № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядови- тых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса
Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федера- ции»;
‒ постановление Правительства Российской Федерации от
08.08.2009 № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства»;
‒ приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
‒ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
26.08.2010 № 735н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных пре- паратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособ- ленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшер- ско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной
(семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации»;
‒ приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 17.05.2012 № 562н «Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского
23 применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические ак- тивные вещества»;
‒ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекар- ственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»;
‒ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной прак- тики лекарственных препаратов для медицинского применения»;
‒ приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хра- нения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского примене- ния»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.12.2018.
№ 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 г., а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской по- мощи» (выходит ежегодно).
2.2. Журнал предметно-количественного учета в аптеке
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекар- ственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету установлены перечисленными выше приказами Министерства здравоохранения России.
С 08.09.2013 года применяется новая форма журнала учета лекар- ственных препаратов, подлежащих ПКУ. Форма журнала предметно- количественного учета для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятель- ность, установлена Приложение № 2 к Приказу Министерства здраво- охранения РФ от 17.06.2013 № 378н. (в ред. Приказов Минздрава России от 31.10.2017 № 882н, и от 05.04.2018 № 149н).
Порядок ведения журнала учета лекарственных препаратов, подле- жащих ПКУ:
24
‒ регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих ПКУ, ведется по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарствен- ной формы) на отдельном развернутом листе журнала учета или в отдель- ном журнале учета на бумажном носителе или в электронном виде;
‒ регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих ПКУ, осуществляется лицами, уполномоченными руководителем юридического лица на ведение и хранение журналов уче- та, или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на фар- мацевтическую деятельность или на медицинскую деятельность;
‒ журналы учета, заполняемые на бумажном носителе, сброшюро- вываются, пронумеровываются и скрепляются подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) и печатью юри- дического лица (индивидуального предпринимателя) перед началом их ведения;
‒ журналы учета оформляются на календарный год;
‒ листы журналов учета, заполняемых в электронной форме, ежеме- сячно распечатываются, нумеруются, подписываются лицом, уполномо- ченным на ведение и хранение журналов учета, и брошюруются по наименованиям лекарственного средства, дозировке, лекарственной фор- ме;
‒ по истечении календарного года сброшюрованные листы оформ- ляются в журнал, опечатываются с указанием количества листов и заве- ряются подписью лица, уполномоченного на ведение и хранение журна- лов учета, руководителя юридического лица (индивидуального предпри- нимателя) и печатью юридического лица (индивидуального предпринима- теля);
‒ записи в журналах учета производятся лицом, уполномоченным на ведение и хранение журнала учета, шариковой ручкой (чернилами) в кон- це рабочего дня на основании документов, подтверждающих совершение приходных и расходных операций с лекарственным средством;
‒ поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекар- ственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным меди- цинским работникам, и по требованиям медицинских организаций;
25
‒ исправления в журналах учета заверяются подписью лица, упол- номоченного на ведение и хранение журналов учета. Подчистки и незаве- ренные исправления в журналах учета не допускаются;
‒ на последнее число каждого месяца лицо, уполномоченное на ве- дение и хранение журналов учета, проводит сверку фактического наличия лекарственных средств с их остатком по журналу учета и вносит соответ- ствующие записи в журнал учета;
‒ журнал учета хранится в металлическом шкафу (сейфе), ключи от которого находятся у лица, уполномоченного на ведение и хранение жур- нала учета;
‒ приходные и расходные документы (их копии) подшиваются в по- рядке их поступления по датам и хранятся вместе с журналом учета;
‒ заполненные журналы учета хранятся в архиве юридического лица
(индивидуального предпринимателя).
Кроме того предметно-количественный учет ведется в специальных книгах (альбомах), утвержденных еще (приказом Министерства здраво- охранения СССР от 30 декабря 1987 г. № 1337 «Об утверждении специа- лизированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР».
Для оформления предметно-количественного учета лекарственных препаратов, медицинских изделий и других товаров аптечного ассорти- мента ведется специальная книга (форма № 8-МЗ), страницы которой пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью главно- го бухгалтера. Хранится в аптеке 10 лет после завершения. На каждое наименование открывается отдельная страница. Основанием для записи в эту книгу поступивших ценностей служат счета-фактуры поставщиков.
Расход этих ценностей отражается на основании накладных, по которым выданы из аптеки ценности в отделение больницы. Накладные на отпу- щенные ценности, находящиеся на предметно-количественном учете, вна- чале отражаются в ведомости выборки (форма 1-МЗ). Данные этой ведо- мости затем переносятся в книгу (форма 8-МЗ).
Все лекарственные средства и другие ценности учитываются в апте- ке и в бухгалтерии больницы по покупным ценам в суммовом (денежном) выражении. При поступлении их в аптеку от поставщиков, заведующий аптекой или другое, уполномоченное на то, лицо проверяет соответствие количества и качества их с данными, указанными в документах, после че- го делает на счете поставщика надпись «цены проверены, материальные
26
ценности мною приняты (подпись)». Полученные и проверенные счета поставщиков заносятся в книгу регистрации счетов по форме 6-МЗ после чего они передаются в бухгалтерию больницы для оплаты.
Отпуск ЛП в отделении больницы производится по накладным, ко- торые выписываются в 2 экземплярах. Первый остается в аптеке, а второй
‒ возвращается материально-ответственном лицу из отделения больницы при отпуске лекарств. В накладной обязательно указывается полное наименование лекарственных средств на латинском языке, их количество, дозировка, форма изготовления, упаковка, способ применения. Если в накладной не полностью указаны необходимые данные о ЛС, то работник аптеки обязан дописать эти сведения. Нельзя исправлять количества, фа- совки, дозировки ЛП в сторону увеличения. Требования подписываются руководителем структурного отделения; должны иметь штамп и круглую печать ЛПУ.
ЛП подлежащие предметно-количественному учету, должны выпи- сываться из аптеки на отдельных накладных. В этих накладных приводят- ся номер истории болезни, фамилия больных, для которых выписаны пре- параты. Лекарственные средства отпускаются аптекой в размере текущей потребности в них отделений больницы: ядовитые средства в пределе
5-дневной потребности, наркотические ‒ 3-дневной и все прочие лекар- ства ‒ в размере 10-дневной потребности.
Каждая накладная на выдачу лекарств таксируется и выводится об- щая стоимость отпущенных лекарств. Протаксированные накладные еже- дневно записываются в книгу учета протаксированных накладных по форме 7-МЗ. В конце месяца в книге МЗ-7 подсчитывается итоговая сум- ма по каждой группе отпущенных ценностей (ЛС, тара и т.д.).
Итоговые суммы из этой книги по каждой группе ценностей вклю- чаются в отчет аптеки по форме 11-МЗ. Накладные, по которым из аптеки отпущены ЛС, хранятся у заведующего аптекой, вместе с книгой по форме
7-МЗ в течение года (после текущего). Накладные, по которым отпущен
ЛП предметно-количественного учета, хранятся в течение 3 лет.
Вспомогательные материалы, полученные от поставщиков, списы- ваются в расход по мере их поступления в аптеку. Возвратная тара по ме- ре сдачи ее поставщику или тарособирающей организации включается в отчет заведующим аптекой, а полученные за эту тару деньги включаются на восстановление кассовых расходов. При установлении потерь от порчи
ЛП составляется акт по форме 9-МЗ в 2 экземплярах комиссией, назна- ченной руководителем больницы с участием главного бухгалтера больни-
27 цы. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию больницы, второй остается в аптеке. Если установлены виновные, то им предъявляется иск на погашение причиненного ущерба. В конце месяца заведующий аптекой составляет отчет о приходе и расходе материальных ценностей в денеж- ном выражении по форме 11-МЗ. В отчет включаются также суммы раз- ницы между стоимостью изготовленной продукции в виде лабораторно- фасовочных работ и стоимостью ингредиентов. Для учета этих работ в ап- теке ведется книга учета лабораторно-фасовочных работ по форме 10-МЗ.
В отчете по форме 11-МЗ отражаются остатки на начало месяца по каждой учетной группе, приход на основании счетов поставщиков зареги- стрированных в форме 6-МЗ дооценка от лабораторно-фасовочных работ.
В расход записывается стоимость отпущенных аптекой ЛП в отделения больницы, отраженные в книге по форме 7-МЗ. На основании актов и дру- гих документов, служащих основанием для списания в расход, записыва- ется стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной об- менной тары и уценка от лабораторно-фасовочных работ. В конце отчета выводится остаток стоимости ЛС и других ценностей. Отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр подписывается заведующим апте- кой и передается в бухгалтерию больницы, второй остается у заведующе- го. Все лекарства и другие ценности подлежат ежегодной инвентаризации.
ЛП подлежащие предметно-количественному учету ежемесячно сверяют- ся с данными учета и фактическим расходом. Для этого руководитель больницы утверждает специальную комиссию. Выявленные при инвента- ризации недостачи лекарственных средств в пределах установленной нормы естественной траты списываются. Руководители ЛПУ обязаны лично рассматривать материалы инвентаризации не позднее 10-дневного срока после ее окончания.
28
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26