Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже



Теперь у вас есть инструменты генерации идей, оценки, отбора и формализации идеи. После этого занятия у вас должна быть готовая идея, с которой вы будете работать в дальнейшем.

Дополнительные материалы

Techcrunch - http://techcrunch.com

Trendwatching - http://trendwatching.com

ТРИЗ - от автора Altshueller (http://www.altshuller.ru), книга „Найти идею: введение в ТРИЗ"

Задание

Придумайте идеи, выберите из них наиболее перспективную и сформулируйте ее. Это станет тем проектом, с которым вы будете работать на протяжении всего курса.

Пояснение к заданию по лекции:

После темы «Идея» студенты выполняют задание по поиску идеи для своего проекта. С этой идеей они будут работать весь курс. Поэтому рекомендуется подойти к этому вопросу ответственно.

Как и в реальной работе проекта, в течение курса студенты могут сделать «пивот» - изменение идеи своего проекта. Как правило, это происходит из-за того, что идея не нашла поддержки у потребителя или не окупается. В этом нет ничего страшного, не стоит критиковать студентов за это или, тем более, снижать баллы (но и добавлять баллы тоже не стоит), это вполне естественно и часто происходит в реальной жизни.

При кардинальном изменении идеи, студентам придется проработать все задания заново. Поэтому, чем раньше команда сможет оценить состоятельность своей идеи, тем меньше двойной работы придется им выполнять.

При небольшой корректировке или уточнении идеи, стоит переделывать только те задания, на результат которых это изменение повлияет (это оценивается преподавателем и обсуждается с командой). Например, если изменение идеи влечет за собой изменение целевой аудитории или ее части, то команде необходимо переделать задание по лекции «Целевая аудитория», «Customer development» и обновить блок по целевой аудитории в бизнес модели.

На что обращать внимание при обратной связи по заданию:

  • использование различных методов поиска идеи, рассмотренных в лекции. Можно использовать и другие методы, важно, чтобы студента опробовал различные методы, а не только один-два.

  • степень проработки и формулировки идеи на основании предложенных методов.


На этом этапе важно похвалить идеи, чтобы студенты были мотивированы работать дальше.

  1. Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа

Термины

мотивация, опцион, ментор.

Ключевые идеи

На первый взгляд может казаться, что справиться можно и без команды, но правильное выстраивание работы именно команды, распределение обязанностей позволяет получить высокие результаты в более сжатые сроки.

Данная лекция посвящена четырем основным вопросам:

  • Почему нужна команда?

  • Кто нужен в команде?

  • Как формировать команду?

  • Как сделать так, чтобы команда работала?

Кто нужен в команде?

Принципы сбора команды:

  • Основная ответственность - на основателе

  • Не поручайте поиск людей другим

  • Люди приходят - и уходят

  • Пока идет разработка - все вовлекаются во все, каждый оркестр

  • Не раздувайте штат

Мотивация команды:

  • Интерес - лучшая мотивация

  • Не пытайтесь стимулировать деньгами

  • Раздавайте опционы аккуратно

  • Важно поддерживать рабочие отношения в команде

Как формировать команду?

Этапы развития команды:

Формирование (Forming) - направление команды, устанавливая четкие цели, как для всей команды в целом, так и индивидуально для каждого.

Шторм (Storming) -

  • создание процессов и структур;

  • создание дружелюбных и доверительных отношений между членами команды;

  • если происходят конфликты, то решать их быстро, и оказывать особую поддержку тем, кто особенно некомфортно себя ощущает;

  • поддерживать положительный настрой в компании в отношения лидера команды, а также командным целям в целом;

  • объяснять команде идеи формирования, шторма, выработки норм, работы, реформирования, это позволит понять почему могут возникать проблемы и что в будущем всё станет лучше. Где необходимо обучайте команду быть целеустремленной и уметь разрешать конфликты;

  • используйте психометрические показатели, такие как as Myers-Briggs and the Margerison-McCann Team Management Profile, что позволит обучить людей различным стилям работы и выделить сильные и слабые стороны каждого стиля.


Выработка норм (Norming) - шаг назад и помощь членам команды взять на себя ответственность в развитии будущих целей (это может стать отличным временем для проведения тренингов)

Работа (Performing) - делегируйте задачи и проекты, когда это возможно. Как только команда выполнит успешно делегированную задачу, вы сможете в дальнейшем повторно делегировать или отдать данную задачу. Это позволит сфокусироваться на новых целях и областях работы.

Реформирование или распад (Adjourning) - обязательно найдите время отпраздновать успехи команды, возможно в дальнейшем с некоторыми членами команды вы продолжите работать, и наличие положительного опыта будет только способствовать будущей работе.


Рис. 5 Этапы развития команды (модель разработана Bruce Tuckman) Источник: Developmental sequence in small groups. Tuckman, Bruce W., Psychological Bulletin, Vol 63(6), Jun 1965, 384-399.

Реформирование или распад



Как сделать так, чтобы команда работала?

Стадии развития компании: кривая Грейнера


Рис. 6 Кривая Грейнера








Источник:

Дополнительные материалы

Том ДеМарко, Тимоти Листер, Человеческий команды Символ-Плюс, 2014

фактор. Успешные проекты и










Различные

упражнения

по

тимбилдингу:

http://www.mindtools.com/paqes/article/newTMM 52.htm



Модель Белбина (Belbin) и модель Margerison - McCann Team Management Wheel.

Задание

Соберите команду. Если у вас уже есть единомышленники - приглашайте их в курс, если нет - объединяйтесь с другими, вдохновляйте их своей идеей или поддерживайте идею коллег, которая вам понравилась.

Условие: в команде должно быть 4-5 человек

Заполните матрицу «функционал - сотрудники»


Знакомство с командой

Матрица «функционал-сотрудник»
Шаблоны для выполнения задания по лекции

Члены команды

Имя 1

Имя 2

Имя 3

Имя 4

Специальность, направление, курс. Имеющееся законченное образование.













Предоставьте ваши контакты (email, FB, LinkedIn, vk).













Являетесь ли вы экспертом в проектной области,

выбранной вашей группой?













Выберите роль, которая наиболее удачно подходит для вас в команде.













Что-то интересное, что важно знать о вас (будьте лаконичны).















Таблица 1.




Функционал

Кто в команде выполняет этот функционал

Комментарии

Управление







Привлечение клиентов, продажи







Разработка







Дизайн







Операционные процессы

















Таблица 2.




Пояснение к заданию

Студенты должны сформировать команды и распределить роли сами. В том случае, если ее составляет преподаватель или преподаватель присоединяет кого- то к группе, крайне высок риск того, что в дальнейшем команда обвинит в провале задания преподавателя - ведь это он собрал эту команду и выше риски конфликтов внутри команды, поскольку кто-то из команды был им «навязан».

Так же, по опыту, команда, составленная студентами самостоятельно лучше работает - студенты больше замотивированы на сотрудничество при добровольной самоорганизации.

По аналогичным причинам преподавателю не стоит назначать лидера/руководителя команды и распределять задания - с этим команды должны справиться сами: формирование команды и выявление наиболее эффективного формата взаимодействия является частью обучения.

Если есть те, кто не нашел команду, выполняем следующие шаги:

  • Опросить: кто в поиске команды?

  • Студенты без группы представляют себя друг другу, рассказывая о имеющемся бэкграунде и интересах;

  • Далее студенты сами формируют команды без участия преподавателя.