Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 420

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОДУКТ КЛИЕНТРис. 7 Формулировка ценностного предложенияИсточник: А. Остервальдер, Ценностное предложение.Ключевые вопросы для формулировки ценностного предложения: Что является головной болью клиента? Как клиент решает эту проблему на данный момент? Насколько он недоволен решением? Разрешима ли эта «боль» альтернативными методами? Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом? На данном этапе мы пытаемся найти ответы на перечисленные выше вопросы с помощью качественных исследований (интервью) среди экспертов и потенциальных клиентов; структуру интервью мы рассмотрим ниже.Исходя из полученной информации, нужно будет определить минимальный набор характеристик для MVP и в короткие сроки сделать его, он будет решать актуальный набор проблем клиентов и приносить им пользу. Стоит отметить, что большинство продуктов являются своего рода «витаминками» для клиентов, которые не решает основную проблему клиента, а лишь смягчает симптомы, действует терапевтически. Хороший бизнес должен строиться на «лекарстве» — продукте, который решает проблему клиента.Для того, чтобы понять чем является ваш бизнес в жизни клиента (витаминками или лекарством) нужно проводить Customer Development и Customer Discovery - выявлять проблемы своей целевой аудитории и смотреть насколько ваше решение в виде.Как составить ценностное предложение для вашего продукта?Процесс написания ценностного предложения начинается с вас и вашей организации, а также всех, кто соотноситься с вашей компанией: конкуренты, клиенты. Следующие вопросы вам помогут начать работу над ценностным предложением компании. Напишите от 3-х до 5-ти преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо? Напишите от 3-х до 5-ти аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас, вы уже готовы составить ценностное предложение продукта, используя данные характеристики (не более одного двух предложений, которые покроют ваше ценностное предложение). Не останавливайтесь на одной идеи , будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых, это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых, отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих, можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых, заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Мониторинг (оценка) ценностиЦель - это мониторинг ценности получаемой потребителем и компанией от потребителя.Мониторинг состоит из нескольких этапов: Ценность (требуемая потребителем) - недавний опыт в сравнении с ожиданиями Предоставленная Ценность - в сравнении с предложением. Полученная ценность - по сравнению с целями Предоставление/коммуникация ценности в сравнении с маркетинговыми стратегиям - продукт/услуга в сравнении с планом (НИОКР, Операции); цена в сравнении с планом; продвижение в сравнении с планом; продажи (place) в сравнении с планом продаж. Как результат, мы определим эффективность плана. Дополнительные материалыАлександр Остервальдер и др. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг. // Альпина Паблишер, 2015 г. Задание Сформулируйте, чем полезен ваш продукт для потребителя: какие боли он снимает / какую выгоду он приносит / какую работу пользователя выполняет Сформулируйте ценностное предложение своего проекта. Протестируйте его на 5 представителях целевой аудитории. Представьте доработанное ценностное предложение. Шаблон для выполнения задания по лекцииЭтот шаблон-алгоритм поможет сформулировать ценностное предложение.1. Напишите от 3 до 5 преимуществ вашего продукта, то есть чем вы известны/что вы делаете хорошо?2. Напишите от 3 до 5 аспектов, которые ожидает/хочет ваш потребитель от вашего продукта? Напишите к чему следует стремиться, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Составьте список из ключевых слов и фраз, которые важно включить при описании продукта, в ценностное предложение. Подумайте об основных характеристиках, преимуществах, отличий от конкурента вашего продукта. Ключевые слова: Ключевые фразы: Выберите ключевые аспекты из пункта 4. Сейчас вы уже готовы сделать самое главное: составить ценностное предложение продукта, используя характеристики из пункта 5 (не более одного - двух предложений). Не останавливайтесь на одной идее, будьте открыты к мозговым штурмам, исправлениям или предложениям от вашей команды. После сравнения и анализа возможных вариантов выберете наиболее подходящий вариант. Тестирование ценностного предложения. Во-первых: это правда? Мы можем в это верить? Во-вторых: отличает ли нас от конкурентов? Как? Почему? В-третьих: можем ли мы жить с данным ценностным предложением? В-четвертых: заставляет ли оно нас улыбаться? В конечном итоге, будут ли наши клиенты, поставщики, общественность принимать его, когда столкнуться с ним в маркетинге и продвижении, или просто скажут: «И что?». Пояснение к заданиюВ качестве результата студенты представляют только само ценностное предложение, это 1-2 предложения. На что обращать внимание в обратной связиОбращайте внимание на то, чтобы ценностное предложение демонстрировало потребительскую выгоду от продукта, чтобы оно отличалось от конкурентов (демонстрировало конкурентное преимущество).Ценностное предложение должно говорить не о компании, а о решении боли потребителя и том, что получает потребитель от продукта.Чтобы оно было ясным, понятным и конкретным. Необходимо избегать общих слов.Оно должно быть лаконичным и при этом отражать суть проекта. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка ТерминыТАМ, SAM, SOM Ключевые идеиВ данной лекции будут отражены следующие разделы: На что могу рассчитывать Какой офис и какую команду я могу себе позволить Есть предмет разговора с инвестором или нет Показатель компетентности (я не думал...) Размер рынкаЧто не так? Ищем инвестиции в 10 млн рублей Готовы отдать 10% компании Наш оборот через 3 года будет 100 млн рублей Инвестор планирует заработать:десятикратно к вложенной сумме, инвестируя 10 млн - планирует забрать 100 млн.А есть ли рынок чтобы заработать 100 000 000?Пример: решение для навигации на выставках

(Нехватка средств - это отрицательный свободный финансовый поток по результатам операционной деятельности, Free Cash Flow from Operations. Операционный финансовый поток считается определённым образом, подробнее тут: http://www.investopedia.eom/terms/c/cash-flow-from-operatinq-activities.asi ,http://www.investinqanswers.com/financial-dictionary/financial-statement-analysis/free- cash-flow-1 ООО).Пусть стоимость компании составила 566 млн. рублей (как ее считать - это вопрос отдельный, сейчас примем на веру), а требуемые инвестиции 112 млн. рублей.Тогда доля инвестора после инвестиций составит 20% (112667/566356), основателям после инвестиций достанется не 100%, а 80%. Следовательно, инвестор получит свои 20% от распределения будущей чистой прибыли.Обратим внимание, что в примере выше сосчитаны «дисконтированные» потоки (подробнее про дисконтирование тут: http://book.ivo-welch.info/ed3/toc.html, раздел Present Value).В примере выше посчитана терминальная стоимость («Terminal Value»), исходя из прогнозирования в бесконечность финансовых потоков. (Подробнее про методы ее расчета и про темп роста можно прочитать тут: http://www.investopedia.eom/terms/t/terminalvalue.asp, http://paqes.stern.nyu.edu/adamodar/New Home Paqe/valquestions/termvalapproach es.htm, раздел Stable Growth Model)При вычислении стоимости проекта очень важна норма прибыли или «ставка дисконтирования». В нашем примере это было значение 51%.Инвесторы ожидают, что стартапах этот показатель должен быть в разы больше ставок на возврат капитала в более стабильных бизнесах, ставок по кредитам или ставок по облигациям.Почему же требуемая ставка такая высокая? Главным образом, из-за большого количества обанкротившихся проектов, из-за потенциально высокого риска.По данным ФРИИ, смертность на рынке стартапов на посевной и предпосевной стадиях составляет 90%. Израиль: 6,6% стартапов продано из 10 000, с 1999 по 2014 гг. Из них

фрииРасходы на персоналПример расчета: Зарплата: 100 000 руб., НДФЛ = 13%, 100 000/0,87=114 943 руб. • Доход: 114 943 * 12 мес= 1 379 310 руб. в годВыплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации 711 000 * 22% = 156 420 - (1 379 310 - 711 000) * 10% = 66 931Выплаты в Фонд социального страхования• 670 000 * 2,9% = 19 430Выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования Нужно учесть выходные, больничные, праздникиСотрудник будет еще дороже


На что обращать внимание в обратной связи

Необходимо, чтобы был заполнен весь функционал, то есть, чтобы каждому функционалу соответствовал участник команды. Один участник команды может выполнять разные функционалы, но не все: иначе он все будет делать одинаково плохо. Так же и функционал может выполняться несколькими участниками команды, но при этом должен быть один ответственный.





Идея

®

/ Провал

или

■ разворот (pivot)

может быть pivot)

Цель (возможно)

может быть еще один pivot?:)



4 Бизнес-модель

Термины

бизнес-модель, модель доходов, Lean Startup, стартап, ценностное предложение, сегмент.

Ключевые идеи

Лекция состоит из следующих разделов:

  • Что такое стартап и причины провалов?

  • Бизнес-модель и карта бизнес-модели

  • Lean Startup и тестирование гипотез

Что такое стартап?

СТАРТАП = маленькая версия большой компании?

Стандартный путь стартапа:

Идея > Бизнес-план > Разработка продукта > Альфа/Бета тест > Запуск/

Релиз продукта!

Stealth режим

(никому ничего не расскажу... а вдруг украдут)

Первая поставка

Рис. 8 Путь стартапа

9 из 10 стартапов проваливаются и выделяют следующие причины провалов стартапов.




Рис. 9 Причины провалов стартапов Источник: СВ Insights

Стартап и карта бизнес-модели

Стартап - временная организация, созданная для поиска масштабируемой и прибыльной бизнес-модели в условиях ограниченных ресурсов и экстремальной неопределенности с целью быстрого роста.

Поиск бизнес-модели > Стартап или большая компания > Реализация бизнес- плана (масштабирование бизнес-модели).

Как компания создает, доносит ценность клиентам и получает от этого прибыль в условиях конкуренции. Самый простой способ изложить бизнес-гипотезы на одной странице - использовать Канва бизнес-модели (Business Model Canva).

Таблица 3.

Канва бизнес-модели

6 КЛЮЧЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ

Кто наши ключевые партнеры?

Кто наши ключевые поставщики?

Что мы даем и что получаем от партнеров и поставщиков ?

7 КЛЮЧЕВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Какие ключевые виды деятельности нам необходимо задействовать? Производство?

Программное обеспечение? Цепочки поставок?

1 ЦЕННОСТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Какие проблемы нашего потребителя мы помогаем решить?

Какие нужды клиента мы удовлетворяем?

Какие основные характеристики нашего продукта совпадают с проблемами/нужд ами потребителя?

4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

С КЛИЕНТАМИ

Как мы получим, удержим и взрастим (воспитаем) наших клиентов?

2 КЛИЕНТСКИЕ СЕГМЕНТЫ

Кто наши наиболее важные потребители?

Каков их архетип?

Какую работу они хотят, чтобы мы выполнили за них (клиентов)?

8 КЛЮЧЕВЫЕ РЕСУРСЫ

Какие ключевые ресурсы нам необходимы?

Финансовые, физические, технологические, человеческие ресурсы.

3 КАНАЛЫ

Через какие каналы коммуникации мы хотим достичь наших

клиентов?

9 СТРУКТУРА РАСХОДОВ

Какие расходы являются неотъемлемыми в нашей бизнес- модели? Постоянные? Переменные издержки?

5 СТРУКТУРА ДОХОДОВ

Как мы зарабатываем деньги? Какая модель дохода? Какие ценовые тактики используем?


Источник: Business Model Map - Илья Королев. Адаптация Business Model Canvas, Lean Canvas, модель 8-кубиков. Александр Остервальдер (Alex Osterwalder), Эш Мория (Ash Маигуа), Николай Митюшин и Илья Красинский

С учетом опыта более 170 стартапов прошедших акселерацию в ФРИИ, мы обновили канву бизнес модели и последовательность её заполнения.

Мы рекомендуем использовать эту форму и при желании ознакомить студентов с оригинальной схемой, но при этом существует риск того, что студенты начнут путаться и важно проследить дальнейшее использование именно одной и придерживаться ее.

Lean Startup и тестирование гипотез

Тестирование гипотез происходит циклично, начиная с выдвижения гипотез, далее экспериментов и определения является ли гипотеза рабочей или нет, далее сбор полученных результатов и аккумулирование выводов, далее всё происходит по кругу до тех пор, пока гипотезы не будут подтверждены .

ГИПОТЕЗА



Рис. 10 Цикл тестирования гипотез

Lean Startup

LEAN STARTUP



Гибкая разработка Развитие клиента

продукта (Customer

(Agile Engineering) Development)

Рис. 11 Определение Lean Startup

Схема работы с тестированием гипотез:

  • Набрасываем гипотезы на Карту бизнес модели (не более 30 минут). Желательно продумываем несколько вариантов бизнес-модели.

  • Выбираем наиболее привлекательную (время, деньги, потенциал)

  • Выделяем наиболее рискованные предположения (гипотезы). В самом начале чаще всего это «Клиент» и «Проблема»

  • Придумываем эксперимент (интервью, наблюдение, MVP, MVF, Landing Page + рекламная кампания, Blog, etc.)

  • Определяем критерии успешности эксперимента и ограничения (показатели, сроки)

  • Проводим эксперимент и анализируем данные

Повторяем цикл до тех пор, пока не проверим все гипотезы и не почувствуем, что нашли соответствие продукта и рынка product/market fit

Идеальная модель роста



Соответствие

ПродуктУРынок
Соответствие

ПроблемаУРешение




Поиск клиента

е>

Проверка клиента




Создание клиента


Фокус: поиск и обучение


Фокус: Оптимизация и рост




Рис. 12 Идеальная модель роста

Дополнительные материалы

Стив Бланк «СТАРТАП: Настольная книга предпринимателя»

Эрик Рис «Бизнес с нуля»

Эш Мория «RUNNING LEAN»

Алекс Остервальдер «Построение бизнес-мод ели»

Роб Фитцпатрик «The Mom Test»

Задание

Описать бизнес-модель своего проекта: заполнить шаблон

Шаблоны для выполнения задания по лекции

6

КЛЮЧЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ

7 КЛЮЧЕВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 ЦЕННОСТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

С КЛИЕНТАМИ

2

КЛИЕНТСКИЕ СЕГМЕНТЫ

8 КЛЮЧЕВЫЕ РЕСУРСЫ

3 КАНАЛЫ

9 СТРУКТУРА РАСХОДОВ

5 СТРУКТУРА ДОХОДОВ

  1. Ценностное предложение.

Термины

ценностное предложение, боль потребителя, целевая аудитория.


Ключевые идеи

Лекция состоит из двух блоков:

  • Понятие ценностного предложения

  • Формирование ценностного предложения

Как бы это парадоксально ни звучало, изначально продукт вторичен — важно понять проблему клиента, или как ее еще называют «боль», которая отнимает у него силы, время, эмоции и/или деньги. Важно выявить паттерны, при которых клиент 4 встречается с проблемой. Ориентируясь на проблему и на ресурсы, которые тратит клиент на нейтрализацию этой проблемы, можно придумать решение, которое ляжет в основу продукта, за использование которого клиент с радостью отдаст вознаграждение.

Ценностное предложение - это внутренний документ, в котором закреплено в одно или несколько предложений конкурентное преимущество организации доступное для всего рынка, в частности целевой аудитории. Ценностное предложение включает преимущества, ценности и затраты, которые получает потребитель с продуктом. Это позволяет всем понять структуру бизнеса и разработать согласованную маркетинговую стратегию. Более того, должно помочь при ответе на вопросы:

  1. Что особенного создает компания и в чем положительное отличие от конкурентов?

  2. Что может сделать (дать) ваша компания для потребителя?

Ключевые вопросы, которые нужно задавать себе в это время:

  • Кто ваш потребитель?

  • Какую проблему вы решаете?

  • Что вы предлагаете?

  • Какие выгоды вы предоставляете, в отличие от ваших конкурентов?

  • Как вы обосновываете то, что вы заявляете?