Файл: Методическое пособие по курсу Интернетпредпринимательство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
На что обращать внимание в обратной связи
Необходимо, чтобы был заполнен весь функционал, то есть, чтобы каждому функционалу соответствовал участник команды. Один участник команды может выполнять разные функционалы, но не все: иначе он все будет делать одинаково плохо. Так же и функционал может выполняться несколькими участниками команды, но при этом должен быть один ответственный.
Идея
—®
/ Провал
или
■ разворот (pivot)
может быть pivot)
Цель (возможно)
может быть еще один pivot?:)
4 Бизнес-модель
Термины
бизнес-модель, модель доходов, Lean Startup, стартап, ценностное предложение, сегмент.
Ключевые идеи
Лекция состоит из следующих разделов:
-
Что такое стартап и причины провалов? -
Бизнес-модель и карта бизнес-модели -
Lean Startup и тестирование гипотез
Что такое стартап?
СТАРТАП = маленькая версия большой компании?
Стандартный путь стартапа:
Идея > Бизнес-план > Разработка продукта > Альфа/Бета тест > Запуск/
Релиз продукта!
Stealth режим
(никому ничего не расскажу... а вдруг украдут)
Первая поставка
Рис. 8 Путь стартапа
9 из 10 стартапов проваливаются и выделяют следующие причины провалов стартапов.
Рис. 9 Причины провалов стартапов Источник: СВ Insights
Стартап и карта бизнес-модели
Стартап - временная организация, созданная для поиска масштабируемой и прибыльной бизнес-модели в условиях ограниченных ресурсов и экстремальной неопределенности с целью быстрого роста.
Поиск бизнес-модели > Стартап или большая компания > Реализация бизнес- плана (масштабирование бизнес-модели).
Как компания создает, доносит ценность клиентам и получает от этого прибыль в условиях конкуренции. Самый простой способ изложить бизнес-гипотезы на одной странице - использовать Канва бизнес-модели (Business Model Canva).
Таблица 3.
Канва бизнес-модели
6 КЛЮЧЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ Кто наши ключевые партнеры? Кто наши ключевые поставщики? Что мы даем и что получаем от партнеров и поставщиков ? | 7 КЛЮЧЕВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Какие ключевые виды деятельности нам необходимо задействовать? Производство? Программное обеспечение? Цепочки поставок? | 1 ЦЕННОСТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Какие проблемы нашего потребителя мы помогаем решить? Какие нужды клиента мы удовлетворяем? Какие основные характеристики нашего продукта совпадают с проблемами/нужд ами потребителя? | 4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ Как мы получим, удержим и взрастим (воспитаем) наших клиентов? | 2 КЛИЕНТСКИЕ СЕГМЕНТЫ Кто наши наиболее важные потребители? Каков их архетип? Какую работу они хотят, чтобы мы выполнили за них (клиентов)? |
8 КЛЮЧЕВЫЕ РЕСУРСЫ Какие ключевые ресурсы нам необходимы? Финансовые, физические, технологические, человеческие ресурсы. | 3 КАНАЛЫ Через какие каналы коммуникации мы хотим достичь наших клиентов? | |||
9 СТРУКТУРА РАСХОДОВ Какие расходы являются неотъемлемыми в нашей бизнес- модели? Постоянные? Переменные издержки? | 5 СТРУКТУРА ДОХОДОВ Как мы зарабатываем деньги? Какая модель дохода? Какие ценовые тактики используем? |
Источник: Business Model Map - Илья Королев. Адаптация Business Model Canvas, Lean Canvas, модель 8-кубиков. Александр Остервальдер (Alex Osterwalder), Эш Мория (Ash Маигуа), Николай Митюшин и Илья Красинский
С учетом опыта более 170 стартапов прошедших акселерацию в ФРИИ, мы обновили канву бизнес модели и последовательность её заполнения.
Мы рекомендуем использовать эту форму и при желании ознакомить студентов с оригинальной схемой, но при этом существует риск того, что студенты начнут путаться и важно проследить дальнейшее использование именно одной и придерживаться ее.
Lean Startup и тестирование гипотез
Тестирование гипотез происходит циклично, начиная с выдвижения гипотез, далее экспериментов и определения является ли гипотеза рабочей или нет, далее сбор полученных результатов и аккумулирование выводов, далее всё происходит по кругу до тех пор, пока гипотезы не будут подтверждены .
ГИПОТЕЗА
Рис. 10 Цикл тестирования гипотез
Lean Startup
LEAN STARTUP
Гибкая разработка Развитие клиента
продукта (Customer
(Agile Engineering) Development)
Рис. 11 Определение Lean Startup
Схема работы с тестированием гипотез:
-
Набрасываем гипотезы на Карту бизнес модели (не более 30 минут). Желательно продумываем несколько вариантов бизнес-модели. -
Выбираем наиболее привлекательную (время, деньги, потенциал) -
Выделяем наиболее рискованные предположения (гипотезы). В самом начале чаще всего это «Клиент» и «Проблема» -
Придумываем эксперимент (интервью, наблюдение, MVP, MVF, Landing Page + рекламная кампания, Blog, etc.) -
Определяем критерии успешности эксперимента и ограничения (показатели, сроки) -
Проводим эксперимент и анализируем данные
Повторяем цикл до тех пор, пока не проверим все гипотезы и не почувствуем, что нашли соответствие продукта и рынка product/market fit
Идеальная модель роста
Соответствие
ПродуктУРынок
Соответствие
ПроблемаУРешение
Поиск клиента | е> | Проверка клиента | | Создание клиента |
Фокус: поиск и обучение
Фокус: Оптимизация и рост
Рис. 12 Идеальная модель роста
Дополнительные материалы
Стив Бланк «СТАРТАП: Настольная книга предпринимателя»
Эрик Рис «Бизнес с нуля»
Эш Мория «RUNNING LEAN»
Алекс Остервальдер «Построение бизнес-мод ели»
Роб Фитцпатрик «The Mom Test»
Задание
Описать бизнес-модель своего проекта: заполнить шаблон
Шаблоны для выполнения задания по лекции
6 КЛЮЧЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ | 7 КЛЮЧЕВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 1 ЦЕННОСТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 4 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ | 2 КЛИЕНТСКИЕ СЕГМЕНТЫ |
8 КЛЮЧЕВЫЕ РЕСУРСЫ | 3 КАНАЛЫ | |||
9 СТРУКТУРА РАСХОДОВ | 5 СТРУКТУРА ДОХОДОВ |
-
Ценностное предложение.
Термины
ценностное предложение, боль потребителя, целевая аудитория.
Ключевые идеи
Лекция состоит из двух блоков:
-
Понятие ценностного предложения -
Формирование ценностного предложения
Как бы это парадоксально ни звучало, изначально продукт вторичен — важно понять проблему клиента, или как ее еще называют «боль», которая отнимает у него силы, время, эмоции и/или деньги. Важно выявить паттерны, при которых клиент 4 встречается с проблемой. Ориентируясь на проблему и на ресурсы, которые тратит клиент на нейтрализацию этой проблемы, можно придумать решение, которое ляжет в основу продукта, за использование которого клиент с радостью отдаст вознаграждение.
Ценностное предложение - это внутренний документ, в котором закреплено в одно или несколько предложений конкурентное преимущество организации доступное для всего рынка, в частности целевой аудитории. Ценностное предложение включает преимущества, ценности и затраты, которые получает потребитель с продуктом. Это позволяет всем понять структуру бизнеса и разработать согласованную маркетинговую стратегию. Более того, должно помочь при ответе на вопросы:
-
Что особенного создает компания и в чем положительное отличие от конкурентов? -
Что может сделать (дать) ваша компания для потребителя?
Ключевые вопросы, которые нужно задавать себе в это время:
-
Кто ваш потребитель? -
Какую проблему вы решаете? -
Что вы предлагаете? -
Какие выгоды вы предоставляете, в отличие от ваших конкурентов? -
Как вы обосновываете то, что вы заявляете?