Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный прием, и в течение суток назначать дежурство;

-обеспечение хирургов и анестезиологов халатами из крупнопористых материалов, обеспечивающих хорошую вентиляцию;

- смена халатов спустя четыре часа, маски - через 2 часа после начала
операции (т.к. через этот промежуток времени теряется стерильность).

86

Ш^ШШ^^Ш^ШШ^М^Ш^^^^^Ш^^Ш^^^Ш^^^Ш,


РАЗДЕЛ «ГИГИЕНА ТРУДА»

ТЕМА № 20. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ТРУДА. ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА

Предмет и задачи гигиены труда.

Гигиена труда - раздел гигиены, изучающий воздействие процесса труда, вредных профессиональных факторов на организм человека и разрабатываю­щий профилактические мероприятия по снижению и предупреждению профес­сиональных заболеваний.

Основные разделы гигиены труда:

  • физиология труда - изучение влияния на организм различных видов тру­да, оценка его тяжести и напряженности, профилактика утомления

  • гигиена труда с неблагоприятными физическими производственными факторами - изучение влияния на организм шума, вибрации, электромагнит­ных полей

  • радиационная гигиена - влияние ионизирующей радиации на организм работающих, мероприятия противорадиационной защиты

- гигиена труда с промышленными ядами - промышленная токсикология

  • гигиена труда в сельском хозяйстве и при контакте с агрохимикатами -сельскохозяйственная токсикология

  • гигиена труда в условиях запыленности воздуха - профилактика про­фессиональной пылевой патологии

- гигиена труда в условиях повышенного или пониженного давления
Существует также деление по отраслям промышленности (горнорудная,

металлургическая, строительная и др.) и сельского хозяйства (в полеводстве, животноводстве, в теплицах и др.).

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА

Физиология труда - пограничный раздел гигиены и физиологии, изучаю-ший влияние процесса труда на организм человека и разрабатывающий ме­роприятия по повышению работоспособности и предупреждению развития утом­ления.

Классификация видов труда.

Труд делится на преимущественно умственный и преимущественно физи­ческий, однако НТР стирает четкие грани между этими видами труда.

Основные виды труда:

  1. Физический труд - требует большой физической активности и энерго­затрат (труд грузчика и др.)

  2. Механизированный труд - значительная мышечная активность, но энер­готраты меньше (труд токаря, комбайнера и др.)

  3. Автоматизированный и полуавтоматизированный труд - требует мень­ших энерготрат, но характеризуется монотонностью (наладчик, ткач и др.)

4. Труд на конвейере - монотонность, навязанный ритм труда

5. Труд с дистанционным управлением - невно-эмоциональная напряжен­
ность

87

6. Интеллектуальные виды труда:

А) в сфере материального производства - инженеры, операторы Б) вне материального производства - врачи, учителя и др. По величине энерготрат труд делится на следующие группы:

1) работа со значительной мышечной активностью (энерготраты 4000-6000
Ккал)

2) работа на конвейере, механизированнй труд (3000-4000 Ккал)

3) автоматизированный труд, интеллектуальные виды труда (2000-
2400Ккал).

Физический труд делят на

- статический - работает одна группа мышц, ухудшается кровоснабже­
ние, быстрее развивается утомление

- динамический - работают разные мышцы - более благоприятно
Классификация труда по степени тяжести и напряженности.

Тяжесть труда - применяется для оценки физического труда, характеризу­ется количеством перемещаемых грузов в кг и мощностью (величина работы за единицу времени)

Степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая, очень тяжелая

Напряженность труда - характеризует умственный, операторский труд, оценивается по требованиям к вниманию, нервно-эмоциональным напряжени­ем, напряжением слуха и зрения, монотонностью и др.

Степени напряженности: ненапряженный труд, мало-, средне- напряжен­ный, очень напряженный труд.

Понятия «утомление» и «усталость».

Усталость - субъективное чувство, как правило, сопровождающее раз­витие утомление. Зависит от психофизиологического состояния работающего, от степени заинтересованности в труде.

Утомление - комплекс объективных обратимых изменений в организме в результате выполнения труда, проявляющийся в снижении работоспособности. Если утомление не проходит до начала следующего цикла работы, оно посте­пенно накапливается и переходит в переутомление - стойкое снижение работос­пособности, патология ЦНС, ССС, иммунодепрессия, рост травматизма.

Понятие о работоспособности, ее динамика в процессе труда и после ра­боты.

Работосп'М'пбнпгтк - способность человека к длительному выполнению труда без снижения качественных и количественных показателей (с высокой производительностью труда). Работоспособность зависит от множества при­чин: состояния здоровья, гигиенических условий труда, организации трудово­го процесса, психо-физиологических факторов и др.

Преждевременное снижение работоспособности - показатель влияния этих факторов, поэтому изучение ее динамики важно для оценки здоровья работаю­щих, а также с точки зрения гигиены труда.

Динамика работоспособности во время трудового процесса.

В процессе труда выделяют 4 стадии работоспособности:

  1. Врабатываемости - постепенного повышения работоспособности

  2. Рабочего возбуждения - максимальный уровень работоспособности

  3. Начинающегося утомления - постепенное снижение работоспособности

4) Вторичного повышения работоспособности, связанного с ожиданием
отдыха

88

Динамика работоспособности после работы:

1) После рабочего возбуждения - после очень тяжелой или напряженной
работы

2) После рабочего торможения - резкое снижение работоспособности

3) Восстановления работоспособности. При достаточной длительности
этой стадии уровень работоспособности возвращается к исходному и пере­
утомления не отмечается.

Методики изучения работоспособности.

Методик исследования работоспособности или фиксации утомления очень много, они являются психофизиологическими или чисто физиологическими те­стами. Подробно эти методики разбираются на практических занятиях, здесь мы указываем важнейшие из них.

1. Для умственного труда:

- корректурная проба - вычеркивание букв или цифр в стандартном тек­
сте за 1 мин, оценка результатов проводится по формуле Хартриджа - по коли­
честву перерабатываемой информации в бит/сек

  • словесно-ассоциативный эксперимент

  • определение устойчивости внимания (для школьников) -

\£цИ/Л-'-

с^0

- определение времени слухо- и зрительно-моторной реакции с помощью
хронорефлексометра
(для операторского труда)

2. Для любого труда - хрономегражные исследования:

  • выборочный хронометраж по элементам

  • фиксация отвлечений (в школе)

  • фотохронометраж J r

3. Для физического труда: сгя^х*>"*.*' ^*а*А*<^-.

  • определение физической выносливости с помощью динамометра

  • изучение тремора (дрожания) рук (тремометр).

УТОМЛЕНИЕ, теории механизма его развития.

Среди множества теорий развития утомления до сих пор нет универсаль­ной. Наиболее признана сейчас центрально-нервная теория Сеченова, Ухтом­ского, Введенского. Основную роль в утомлении играет снижение работоспо­собности клеток коры головного мозга, при этом нарушаются процессы воз­буждения и торможения в ЦНС. При этом в ЦНС возникают стойкие очаги возбуждения или торможения - теория рассогласования. Эта теория в после­дние годы дополнения теорией ретикулярной формации - расстройство связей между высшими и низшими отделами ЦНС.

Ранее существовали гуморально-локалистические теории развития утом­ления при физическом труде:

  • теория истощения - истощение в мышцах энергетических запасов (АТФ и др.) при работе,

  • теория отравления - накопление в мышцах недоокисленных продуктов (молочной, пировиноградной кислот и даже яда - «кенотоксина»).

Ошибочность этих теорий доказана экспериментально, кроме того, они не объясняют развитие утомления при умственном труде. Однако эти процессы играют некоторую роль в развитии утомления.

89

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ И ЕГО

ПРОФИЛАКТИКА

У здорового человека основные причины развития утомления можно объе-динить в 3 основные группы:

  1. Нарушение гигиенических условий на производстве (неоптимальный микроклимат, освещение, наличие вредных факторов)

  2. Неправильная организация трудового процесса - очень длительный, тяжелый труд, монотонность труда и др.

  3. Неоптимально психо-физиологическое состояние работающего - нега­тивное отношение к труду, плохой моральный климат на производстве и др.

Исходя из этих причин - 3 основных направления профилактики утомле­ния:

  1. Научное обоснование и соблюдение гигиенических требований к усло­виям труда

  2. Научная организация трудового процесса с учетом динамики работос­пособности, использование эргономики и др.


3) Психо-физиологические меры.

Изменения в организме в процессе труда. Изменения ЦНС.

Первая система, реагирующая на выполнение какой-либо работы - ЦНС - отмечается повышение ее тонуса. Формирование трудовых навыков про­исходит за счет условно-рефлекторных реакций, при этом в процессе обуче­ния формируется динамический производственный стереотип. Он состоит из основных элементов и микропауз. При адекватной нагрузке наблюдаются благоприятные сдвиги нервных процессов, снижается скрытое время реак­ций, при чрезмерно напряженной работе временное улучшение показателей ЦНС сменяется их ухудшением - ослабление рефлексов, преждевременное утомление и др.

Изменения дыхания.

При работе меняется как внешнее, так и тканевое дыхание. Повышенная доставка кислорода к тканям и удаление СОд достигается учащением и углуб­лением дыхания (в покое частота дыхания 7-22 раз в мин, при работе - 50 и более раз в мин, объем легочной вентиляции повышается в 5 - 10 раз).

Максимальное поступление 02 с дыханием - 3-4 л/мин - кислородный потолок. Поступление кислорода в организм нарастает постепенно и вначале работы создается кислородный долг (задолженность), во время которого на­капливаются недоокисленные продукты обмена, при тяжелом неадекватном труде кислородный долг очень большой и требуется несколько дней для окис­ления образовавшихся в тканях метаболитов.

Феномен Лингарда. Немецкий физиолог Лингард установил, что при тя­желом статическом физическом труде у части людей после окончания работы вновь повышается потребность в кислороде за счет выхода недоокисленных продуктов обмена из тканей в кровь, что вызывает стимуляцию газообмена.

Изменения сердечно-сосудистой системы.

Повышенный обмен веществ в работающих тканях требует усиления кро­вообращения. При работе увеличивается частота сердечных сокращений, си­столический объем сердца, в результате чего повышается минутный объем крови. При этом он у тренированных людей увеличивается за счет повышения

90

систолического объема, у нетренированных - за счет увеличения частоты пуль­са. Также повышается артериальное давление, особенно максимальное, что ведет к росту пульсового давления. После адекватной работы АД через 5-10 мин возвращается к норме.

Изменения в крови.

При работе увеличивается объем циркулирующей крови за счет выхода ее из депо. За счет сгущения крови ввиду потоотделения наблюдается эритро-цитоз, миогенный лейкоцитоз (в основном за счет нейтрофилов и лимфоцитов). Повышается кислотность крови за счет молочной и пировиноградной кислот, меняется содержание глюкозы.


ТЕМА № 21. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНЫЕ

ФАКТОРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПАТОЛОГИИ

Профессиональные вредные факторы (профвредности) - факторы, воз­действующие на работающих людей и способные вызывать нарушения здоро­вья - профессиональные заболевания.

Изучением диагностики, клиники и лечения профзаболеваний занимают­ся врачи лечебного профиля - профпатологи, работающие в медико-санитар­ных частях (МСЧ) предприятий, в цеховых поликлиниках или в специальных клиниках профпатологии.

Основные задачи гигиены труда в отношении профвредностей:

1. Изучение источников, условий возникновения и показателей профвред­
ностей на производстве

2. Изучение закономерностей действия профвредностей на организм

  1. Расследование случаев профзаболеваний и предотвращение их распос-транения

  2. Разработка профилактических мер по предотвращению профзаболева­ний.

Классификация профвредностей.

Согласно ГОСТ «Опасные и вредные производственные факторы. Клас­сификация»:

Опасный производственный фактор - может вызвать острое нарушение здоровья или гибель работающего

Вредный производственный фактор - может вызвать нарушение здоровья - профессиональное заболевание

Классификация:

  1. Психофизиологические и физические факторы в организации труда, устройстве рабочего места и оборудования (нервно-психические и физические перегрузки, вынужденное положение тела, перенапряжение отдельных орга­нов и систем)

  2. Физические производственные факторы (неоптимальный микроклимат, давление, освещение, повышенный уровень шума, вибрации, ионизирующей радиации, электромагнитных полей)

91

3. Химические производственные факторы (промышленные яды)

  1. Биологические производственные факторы (микро- и макроорганизмы, вещества белковой природы, аллергены)

  2. Опасность производственного травматизма (механические, термичес­кие, электрические травмы).

В основе диагностики и профилактики профпатологии находится приказ Министерства здравоохранения Украины 45:

1) список производств и профессий, для которых обязательны предвари­
тельные и периодические медосмотры работающих

2) порядок проведения таких осмотров, состав врачей-специалистов