Файл: Правотворческая деятельность субъектов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 2. Субъекты правотворческой деятельности в субъекте
Российской Федерации
Субъекты федерального правотворчества определены в ст. 104
Конституции Российской Федерации. Их можно подразделить на две группы.
Субъекты законодательной (правотворческой) инициативы с общей компетенцией:
Президент Российской Федерации;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Фе- дерации; члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации;
19 депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Рос- сийской Федерации.
Субъекты законодательной (правотворческой) инициативы со специальной компетенцией (по вопросам их ведения):
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации.
Перечень субъектов законодательной инициативы на феде- ральном уровне является исчерпывающим и неизменным, так как закреплен в Конституции Российской Федерации.
Мотивы наделения правом законодательной инициативы именно этих органов государственной власти и этих лиц обу- словлены вполне очевидным обстоятельством: они имеют самое непосредственное отношение к решению важнейших общегосу- дарственных задач. Что же касается органов государственной власти, общественных структур, а также отдельных граждан, не наделенных данным правом Конституцией, то они могут вносить свои инициативные законопроекты и предложения только через посредников — уполномоченных на то субъектов
1
. Это право ча- сто закрепляется в нормативных правовых актах и регламентах
2
Перечень субъектов правотворчества на уровне субъектов
Российской Федерации конституциями (уставами) субъектов определяется на основе принципов, закрепленных в федеральном законодательстве. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организа- ции законодательных (представительных) и исполнительных ор- ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в субъектах Российской Фе- дерации предоставляется: депутатам законодательного (представительного) и исполни- тельного органов государственной власти субъекта Российской
Федерации; высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации; руководителю высшего исполнительного органа государ- ственной власти субъекта Российской Федерации; представительным органам местного самоуправления.
1
Парламентское право России : учебник / под ред. О. Н. Булакова. М.,
2006. 656 с.
2
См., напр.: О прокуратуре Российской Федерации» : федер. закон Рос. Фе- дерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 с изм. и доп. Ст. 9.
20
Что особенно важно, этот список не является исчерпываю- щим. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам.
В качестве приоритетных субъектов законодательной инициа- тивы на уровне субъекта Российской Федерации согласно ст. 6
Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации» выделяются: члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации — представители от законодательного (представи- тельного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта; общественные объединения; граждане, проживающие на территории данного субъекта Рос- сийской Федерации.
Как видно, федеральный законодатель регулирует вопрос о кру- ге субъектов законодательной инициативы в законодательном
(представительном) органе государственной власти субъекта Рос- сийской Федерации на основе императивного и диспозитивного методов. Если депутаты региональных парламентов, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и представи- тельные органы местного самоуправления обязаны признаваться участниками законодательного процесса (в противном случае это может быть оценено как нарушение федерального законодатель- ства), то предоставление права законодательной инициативы дру- гим субъектам зависит от усмотрения самого законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Наибольший интерес представляет та группа потенциальных носителей права законодательной инициативы, которые имену- ются в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (предста- вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «иными органами». Как по- казывает сравнительно-правовой анализ ряда конституций и уставов субъектов Российской Федерации, обновленных в пери- од после 1999 года, в разряд «иных органов» включаются как исполнительные органы государственной власти Российской
Федерации и соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации, так и структурные подразде- ления законодательного (представительного) органа государ- ственной власти субъекта Российской Федерации.
21
Например, ст. 31 Устава Санкт-Петербурга
1
предоставляет право законодательной инициативы в Законодательном Собрании
Санкт-Петербурга депутатам Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга, депутатским объединениям (фракциям) Законода- тельного Собрания Санкт-Петербурга, органам Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации — представителю от Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, члену Совета Федерации Федерального Со- брания Российской Федерации — представителю от Правитель- ства Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга, предста- вительным органам местного самоуправления, почетным гражда- нам Санкт-Петербурга, являющимся гражданами Российской Фе- дерации и проживающим на территории Санкт-Петербурга.
Конституция Республики Башкортостан предоставляет право законодательной инициативы депутатам Государственного Со- брания Республики Башкортостан, постоянным комиссиям Госу- дарственного Совета Республики Башкортостан, Президенту Рес- публики Башкортостан, Правительству Республики Башкорто- стан, Конституционному суду Республики Башкортостан, Цен- тральной избирательной комиссии Республики Башкортостан,
Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, прокурору
Республики Башкортостан, представительным органам местного самоуправления
2
В Республике Татарстан право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Госу- дарственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного
Совета, Кабинету министров Республики Татарстан, Государ- ственному советнику Республики Татарстан, прокурору Республи- ки Татарстан, представительным органам местного самоуправле- ния. Право законодательной инициативы принадлежит также Кон- ституционному суду Республики Татарстан, Центральной избира- тельной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения
3 1
Устав Санкт-Петербурга : принят Законодательным Собранием Санкт-
Петербурга 14 янв. 1998 г. с изм. и доп. // Администрация Санкт-Петербурга : офиц. сайт. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 05.07.2017).
2
Конституция Республики Башкортостан от 24 дек. 1993 г. № ВС-22/15 с изм. и доп. // Конституции Российской Федерации : сайт. URL: http// constitution.garant.ru (дата обращения: 05.07.2017).
3
Конституция Республики Татарстан от 6 нояб. 1992 г. с изм. и доп. //
Конституции Российской Федерации : сайт. URL: http//constitution.garant.ru
(дата обращения: 05.07.2017).
22
Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Марий Эл в по- следней редакции право законодательной инициативы принадле- жит Президенту Республики Марий Эл, депутатам Государствен- ного Собрания Республики Марий Эл, постоянным комиссиям
Государственного Собрания, Правительству Республики Марий
Эл, представительным органам местного самоуправления
1
В соответствии со ст. 88 Конституции Республики Мордовия правом законодательной инициативы обладают: Глава Республи- ки Мордовия, депутаты Государственного Собрания Республики
Мордовия, Совет Государственного Собрания Республики Мор- довия, комитеты и комиссии Государственного Собрания Рес- публики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, пред- ставительные органы местного самоуправления, прокурор Рес- публики Мордовия, Союз мордовского народа, Центральная из- бирательная комиссия Республики Мордовия. К субъектам права законодательной инициативы Конституция Республики Мордо- вия относит также Республиканское объединение профсоюзов,
Верховный суд Республики Мордовия и Высший арбитражный суд Республики Мордовия, которые имеют право вносить зако- нопроекты только по вопросам своего ведения
2
Подготовка управомоченным субъектом правотворческой инициативы законопроекта (до официального внесения в законо- дательный орган) регламентируется законом субъекта Россий- ской Федерации.
Субъекты Российской Федерации полностью самостоятельны в вопросе о делении субъектов законодательной инициативы на тех, кто участвует в законодательной деятельности парламента на общих основаниях, и тех, кто участвует при соблюдении опреде- ленных условий.
Органы законодательной (представительной) власти регионов имеют право:
1) выступать инициаторами правотворческого процесса и вносить в этой связи проекты федеральных законов на рассмот- рение Государственной Думы Федерального Собрания Россий- ской Федерации;
1
Конституция Республики Марий Эл : принята Конституционным Собранием
Республики Марий Эл 24 июня 1995 г. с изм. и доп. // Конституции Российской
Федерации : сайт. URL: http//constitution.garant.ru (дата обращения: 05.07.2017).
2
Конституция Республики Мордовия : принята 21 сент. 1995 г. с изм. и доп.
// Конституции Российской Федерации : сайт. URL: http//constitution.garant.ru
(дата обращения: 05.07.2017).
23 2) готовить отзывы (заключения) на проекты федеральных за- конов, поступающие к ним на рассмотрение из Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) одобрить (отклонить) проект договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также проект соглашения о взаимной передаче полномочий меж- ду федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(губернатор, президент республики и т. д.):
1) издает указы (постановления) и распоряжения, обязатель- ные для исполнения на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации;
2) обнародует конституцию (устав) субъекта Российской Фе- дерации;
3) подписывает от имени субъекта Российской Федерации договоры и соглашения;
4) одобряет либо отклоняет законы, принятые представитель- ным органом субъекта Российской Федерации;
5) обладает правом законодательной инициативы в регио- нальном парламенте;
6) отменяет постановления и распоряжения высшего органа ис- полнительной власти субъекта Российской Федерации в случае их противоречия федеральному и региональному законодательству.
Актами высшего должностного лица субъекта Российской Фе- дерации (руководства высшего исполнительного органа государ- ственной власти субъекта Российской Федерации):
1) закрепляется внутренняя политика и основные направления внешней деятельности субъекта Российской Федерации;
2) формируется система исполнительных органов государ- ственной власти субъекта Российской Федерации;
3) оформляется механизм координации деятельности с органа- ми законодательной (представительной) власти субъекта Россий- ской Федерации, с федеральными органами исполнительной вла- сти в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) утверждается положение об органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Высший орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации (правительство, кабинет министров и т. д.):
1) принимает правовые акты по предметам своего ведения;
2) готовит отзывы (заключения) на проекты региональных за- конов;
24 3) готовит заключения на законопроекты, предусматриваю- щие расходы бюджета субъекта Российской Федерации;
4) отменяет при наличии оснований акты органов исполни- тельной власти субъекта Российской Федерации;
5) обладает правом законодательной инициативы в законо- дательном (представительном) органе субъекта Российской
Федерации.
Основными видами нормативных правовых актов, принимае- мых на региональном уровне, являются: конституция (устав) субъекта Российской Федерации; законы субъекта Российской Федерации; постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; указы (постановления) высшего должностного лица субъек- та Российской Федерации — главы региона; постановления и иные нормативные акты регионального пра- вительства; приказы (постановления) и иные нормативные акты испол- нительных органов государственной власти субъекта Россий- ской Федерации.
Особыми видами нормативных правовых актов являются до- говоры о разграничении полномочий между Российской Федера- цией и субъектами Российской Федерации, а также соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче осу- ществления полномочий.
Их заключение допускается только в случае, если это обу- словлено экономическими, географическими и иными особенно- стями региона, и только в той мере, в которой соответствующие отношения не урегулированы федеральными законами.
В договоре о разграничении полномочий устанавливается пе- речень прав и обязанностей федеральных и региональных орга- нов государственной власти. Их градация производится иначе, чем это установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определя- ются условия и порядок осуществления полномочий, конкрети- зируются права и обязанности сторон, устанавливается срок дей- ствия договора и правила его продления, а также прописываются схема и основания досрочного расторжения.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с одноименными региональными органами власти могут переда- вать им часть своих полномочий, если это не противоречит Кон- ституции Российской Федерации, федеральным законам и иным
25 нормативным правовым актам высшей силы. Договоры заключа- ются в случае, если осуществление соответствующих полномо- чий не возложено федеральным законом на исполнительные ор- ганы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с феде- ральными органами исполнительной власти могут передавать им часть своих полномочий, а вместе с ними и необходимые матери- альные средства, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Россий- ской Федерации.
В соглашении определяются условия и порядок процедуры передачи полномочий, в том числе порядок финансирования осуществления передаваемых полномочий, срок действия согла- шения, ответственность сторон, основания и порядок его досроч- ного расторжения.
Акты высшей региональной власти не должны противоречить
Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и пред- метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, указам Президента Российской Федера- ции, постановлениям Правительства Российской Федерации, кон- ституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высше- го должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Рос- сийской Федерации, руководителя высшего исполнительного ор- гана государственной власти и иных органов и должностных лиц субъекта Российской Федерации, которые противоречат Консти- туции Российской Федерации, федеральным законам, не соответ- ствуют конституции (уставу) и законам субъекта Российской Фе- дерации, подлежат опротестованию соответствующим прокуро- ром или его заместителем в установленном законом порядке.
Президент Российской Федерации вправе обращаться в законо- дательный (представительный) орган субъекта Российской Феде- рации с представлением о приведении в соответствие с Конститу- цией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами конституции (устава) субъекта Россий- ской Федерации или иного нормативного акта законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации.
26
§ 3. Прокуратура Российской Федерации как субъект
правотворческой деятельности в субъекте
Российской Федерации
Российские прокуроры всех уровней традиционно принимали участие в правотворчестве, способствуя тем самым совершен- ствованию федеральных, региональных и муниципальных пра- вовых актов
1
Напомним, что еще в соответствии с Положением о прокурор- ском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Вер- ховного Совета СССР от 24 мая 1955 г., Генеральный прокурор
Союза ССР обладал правом войти с представлением по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, в Прези- диум Верховного Совета СССР (ст. 9). Законом от 30 ноября
1979 г. «О прокуратуре СССР» в перечень функций прокуратуры было включено совершенствование законодательства (ст. 3).
В соответствии с Конституцией СССР 1977 года Генеральный прокурор Союза ССР был наделен правом внесения предложений такого рода Съезду народных депутатов и Верховному Совету
СССР (ст. 113). Аналогичным правомочием согласно Закону
«О прокуратуре СССР» обладали прокуроры союзных и авто- номных республик в соответствующих верховных советах (ст. 9).
На сегодняшний день большинство субъектов Российской
Федерации (82 из 85)
2
в своих конституциях, уставах относят прокуроров субъектов Российской Федерации к числу субъек- тов, обладающих правом законодательной инициативы. При этом обратим внимание на тот факт, что в субъектах Российской
Федерации по-разному регламентируется это право. Вместе с тем в отдельных субъектах Российской Федерации данное право предоставлено органам прокуратуры субъекта Российской Фе- дерации, в других — непосредственно прокурору субъекта Рос- сийской Федерации
3
Правовой статус прокуратуры в субъекте Российской Федера- ции неразрывен со статусом прокуратуры Российской Федера- ции, но он носит более узкий характер, потому как органы проку-
1
Прокурорский надзор в Российской Федерации / под ред. Ю. Е. Виноку- рова. М., 1997. С. 243—246.
2
С учетом вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
3
Байрамов А. Х. Деятельность прокуроров по обеспечению законности в си- стеме органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Ад- министративное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 944—947.
Российской Федерации
Субъекты федерального правотворчества определены в ст. 104
Конституции Российской Федерации. Их можно подразделить на две группы.
Субъекты законодательной (правотворческой) инициативы с общей компетенцией:
Президент Российской Федерации;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Фе- дерации; члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации;
19 депутаты Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Рос- сийской Федерации.
Субъекты законодательной (правотворческой) инициативы со специальной компетенцией (по вопросам их ведения):
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации.
Перечень субъектов законодательной инициативы на феде- ральном уровне является исчерпывающим и неизменным, так как закреплен в Конституции Российской Федерации.
Мотивы наделения правом законодательной инициативы именно этих органов государственной власти и этих лиц обу- словлены вполне очевидным обстоятельством: они имеют самое непосредственное отношение к решению важнейших общегосу- дарственных задач. Что же касается органов государственной власти, общественных структур, а также отдельных граждан, не наделенных данным правом Конституцией, то они могут вносить свои инициативные законопроекты и предложения только через посредников — уполномоченных на то субъектов
1
. Это право ча- сто закрепляется в нормативных правовых актах и регламентах
2
Перечень субъектов правотворчества на уровне субъектов
Российской Федерации конституциями (уставами) субъектов определяется на основе принципов, закрепленных в федеральном законодательстве. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организа- ции законодательных (представительных) и исполнительных ор- ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в субъектах Российской Фе- дерации предоставляется: депутатам законодательного (представительного) и исполни- тельного органов государственной власти субъекта Российской
Федерации; высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации; руководителю высшего исполнительного органа государ- ственной власти субъекта Российской Федерации; представительным органам местного самоуправления.
1
Парламентское право России : учебник / под ред. О. Н. Булакова. М.,
2006. 656 с.
2
См., напр.: О прокуратуре Российской Федерации» : федер. закон Рос. Фе- дерации от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 с изм. и доп. Ст. 9.
20
Что особенно важно, этот список не является исчерпываю- щим. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам.
В качестве приоритетных субъектов законодательной инициа- тивы на уровне субъекта Российской Федерации согласно ст. 6
Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации» выделяются: члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации — представители от законодательного (представи- тельного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта; общественные объединения; граждане, проживающие на территории данного субъекта Рос- сийской Федерации.
Как видно, федеральный законодатель регулирует вопрос о кру- ге субъектов законодательной инициативы в законодательном
(представительном) органе государственной власти субъекта Рос- сийской Федерации на основе императивного и диспозитивного методов. Если депутаты региональных парламентов, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и представи- тельные органы местного самоуправления обязаны признаваться участниками законодательного процесса (в противном случае это может быть оценено как нарушение федерального законодатель- ства), то предоставление права законодательной инициативы дру- гим субъектам зависит от усмотрения самого законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Наибольший интерес представляет та группа потенциальных носителей права законодательной инициативы, которые имену- ются в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (предста- вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «иными органами». Как по- казывает сравнительно-правовой анализ ряда конституций и уставов субъектов Российской Федерации, обновленных в пери- од после 1999 года, в разряд «иных органов» включаются как исполнительные органы государственной власти Российской
Федерации и соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации, так и структурные подразде- ления законодательного (представительного) органа государ- ственной власти субъекта Российской Федерации.
21
Например, ст. 31 Устава Санкт-Петербурга
1
предоставляет право законодательной инициативы в Законодательном Собрании
Санкт-Петербурга депутатам Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга, депутатским объединениям (фракциям) Законода- тельного Собрания Санкт-Петербурга, органам Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга, Губернатору Санкт-Петербурга, члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации — представителю от Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, члену Совета Федерации Федерального Со- брания Российской Федерации — представителю от Правитель- ства Санкт-Петербурга, прокуратуре Санкт-Петербурга, предста- вительным органам местного самоуправления, почетным гражда- нам Санкт-Петербурга, являющимся гражданами Российской Фе- дерации и проживающим на территории Санкт-Петербурга.
Конституция Республики Башкортостан предоставляет право законодательной инициативы депутатам Государственного Со- брания Республики Башкортостан, постоянным комиссиям Госу- дарственного Совета Республики Башкортостан, Президенту Рес- публики Башкортостан, Правительству Республики Башкорто- стан, Конституционному суду Республики Башкортостан, Цен- тральной избирательной комиссии Республики Башкортостан,
Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, прокурору
Республики Башкортостан, представительным органам местного самоуправления
2
В Республике Татарстан право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Госу- дарственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного
Совета, Кабинету министров Республики Татарстан, Государ- ственному советнику Республики Татарстан, прокурору Республи- ки Татарстан, представительным органам местного самоуправле- ния. Право законодательной инициативы принадлежит также Кон- ституционному суду Республики Татарстан, Центральной избира- тельной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения
3 1
Устав Санкт-Петербурга : принят Законодательным Собранием Санкт-
Петербурга 14 янв. 1998 г. с изм. и доп. // Администрация Санкт-Петербурга : офиц. сайт. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 05.07.2017).
2
Конституция Республики Башкортостан от 24 дек. 1993 г. № ВС-22/15 с изм. и доп. // Конституции Российской Федерации : сайт. URL: http// constitution.garant.ru (дата обращения: 05.07.2017).
3
Конституция Республики Татарстан от 6 нояб. 1992 г. с изм. и доп. //
Конституции Российской Федерации : сайт. URL: http//constitution.garant.ru
(дата обращения: 05.07.2017).
22
Согласно ч. 1 ст. 74 Конституции Республики Марий Эл в по- следней редакции право законодательной инициативы принадле- жит Президенту Республики Марий Эл, депутатам Государствен- ного Собрания Республики Марий Эл, постоянным комиссиям
Государственного Собрания, Правительству Республики Марий
Эл, представительным органам местного самоуправления
1
В соответствии со ст. 88 Конституции Республики Мордовия правом законодательной инициативы обладают: Глава Республи- ки Мордовия, депутаты Государственного Собрания Республики
Мордовия, Совет Государственного Собрания Республики Мор- довия, комитеты и комиссии Государственного Собрания Рес- публики Мордовия, Правительство Республики Мордовия, пред- ставительные органы местного самоуправления, прокурор Рес- публики Мордовия, Союз мордовского народа, Центральная из- бирательная комиссия Республики Мордовия. К субъектам права законодательной инициативы Конституция Республики Мордо- вия относит также Республиканское объединение профсоюзов,
Верховный суд Республики Мордовия и Высший арбитражный суд Республики Мордовия, которые имеют право вносить зако- нопроекты только по вопросам своего ведения
2
Подготовка управомоченным субъектом правотворческой инициативы законопроекта (до официального внесения в законо- дательный орган) регламентируется законом субъекта Россий- ской Федерации.
Субъекты Российской Федерации полностью самостоятельны в вопросе о делении субъектов законодательной инициативы на тех, кто участвует в законодательной деятельности парламента на общих основаниях, и тех, кто участвует при соблюдении опреде- ленных условий.
Органы законодательной (представительной) власти регионов имеют право:
1) выступать инициаторами правотворческого процесса и вносить в этой связи проекты федеральных законов на рассмот- рение Государственной Думы Федерального Собрания Россий- ской Федерации;
1
Конституция Республики Марий Эл : принята Конституционным Собранием
Республики Марий Эл 24 июня 1995 г. с изм. и доп. // Конституции Российской
Федерации : сайт. URL: http//constitution.garant.ru (дата обращения: 05.07.2017).
2
Конституция Республики Мордовия : принята 21 сент. 1995 г. с изм. и доп.
// Конституции Российской Федерации : сайт. URL: http//constitution.garant.ru
(дата обращения: 05.07.2017).
23 2) готовить отзывы (заключения) на проекты федеральных за- конов, поступающие к ним на рассмотрение из Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
3) одобрить (отклонить) проект договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также проект соглашения о взаимной передаче полномочий меж- ду федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(губернатор, президент республики и т. д.):
1) издает указы (постановления) и распоряжения, обязатель- ные для исполнения на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации;
2) обнародует конституцию (устав) субъекта Российской Фе- дерации;
3) подписывает от имени субъекта Российской Федерации договоры и соглашения;
4) одобряет либо отклоняет законы, принятые представитель- ным органом субъекта Российской Федерации;
5) обладает правом законодательной инициативы в регио- нальном парламенте;
6) отменяет постановления и распоряжения высшего органа ис- полнительной власти субъекта Российской Федерации в случае их противоречия федеральному и региональному законодательству.
Актами высшего должностного лица субъекта Российской Фе- дерации (руководства высшего исполнительного органа государ- ственной власти субъекта Российской Федерации):
1) закрепляется внутренняя политика и основные направления внешней деятельности субъекта Российской Федерации;
2) формируется система исполнительных органов государ- ственной власти субъекта Российской Федерации;
3) оформляется механизм координации деятельности с органа- ми законодательной (представительной) власти субъекта Россий- ской Федерации, с федеральными органами исполнительной вла- сти в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) утверждается положение об органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Высший орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации (правительство, кабинет министров и т. д.):
1) принимает правовые акты по предметам своего ведения;
2) готовит отзывы (заключения) на проекты региональных за- конов;
24 3) готовит заключения на законопроекты, предусматриваю- щие расходы бюджета субъекта Российской Федерации;
4) отменяет при наличии оснований акты органов исполни- тельной власти субъекта Российской Федерации;
5) обладает правом законодательной инициативы в законо- дательном (представительном) органе субъекта Российской
Федерации.
Основными видами нормативных правовых актов, принимае- мых на региональном уровне, являются: конституция (устав) субъекта Российской Федерации; законы субъекта Российской Федерации; постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; указы (постановления) высшего должностного лица субъек- та Российской Федерации — главы региона; постановления и иные нормативные акты регионального пра- вительства; приказы (постановления) и иные нормативные акты испол- нительных органов государственной власти субъекта Россий- ской Федерации.
Особыми видами нормативных правовых актов являются до- говоры о разграничении полномочий между Российской Федера- цией и субъектами Российской Федерации, а также соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче осу- ществления полномочий.
Их заключение допускается только в случае, если это обу- словлено экономическими, географическими и иными особенно- стями региона, и только в той мере, в которой соответствующие отношения не урегулированы федеральными законами.
В договоре о разграничении полномочий устанавливается пе- речень прав и обязанностей федеральных и региональных орга- нов государственной власти. Их градация производится иначе, чем это установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определя- ются условия и порядок осуществления полномочий, конкрети- зируются права и обязанности сторон, устанавливается срок дей- ствия договора и правила его продления, а также прописываются схема и основания досрочного расторжения.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с одноименными региональными органами власти могут переда- вать им часть своих полномочий, если это не противоречит Кон- ституции Российской Федерации, федеральным законам и иным
25 нормативным правовым актам высшей силы. Договоры заключа- ются в случае, если осуществление соответствующих полномо- чий не возложено федеральным законом на исполнительные ор- ганы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с феде- ральными органами исполнительной власти могут передавать им часть своих полномочий, а вместе с ними и необходимые матери- альные средства, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Россий- ской Федерации.
В соглашении определяются условия и порядок процедуры передачи полномочий, в том числе порядок финансирования осуществления передаваемых полномочий, срок действия согла- шения, ответственность сторон, основания и порядок его досроч- ного расторжения.
Акты высшей региональной власти не должны противоречить
Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и пред- метам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, указам Президента Российской Федера- ции, постановлениям Правительства Российской Федерации, кон- ституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высше- го должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Рос- сийской Федерации, руководителя высшего исполнительного ор- гана государственной власти и иных органов и должностных лиц субъекта Российской Федерации, которые противоречат Консти- туции Российской Федерации, федеральным законам, не соответ- ствуют конституции (уставу) и законам субъекта Российской Фе- дерации, подлежат опротестованию соответствующим прокуро- ром или его заместителем в установленном законом порядке.
Президент Российской Федерации вправе обращаться в законо- дательный (представительный) орган субъекта Российской Феде- рации с представлением о приведении в соответствие с Конститу- цией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами конституции (устава) субъекта Россий- ской Федерации или иного нормативного акта законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации.
26
§ 3. Прокуратура Российской Федерации как субъект
правотворческой деятельности в субъекте
Российской Федерации
Российские прокуроры всех уровней традиционно принимали участие в правотворчестве, способствуя тем самым совершен- ствованию федеральных, региональных и муниципальных пра- вовых актов
1
Напомним, что еще в соответствии с Положением о прокурор- ском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Вер- ховного Совета СССР от 24 мая 1955 г., Генеральный прокурор
Союза ССР обладал правом войти с представлением по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, в Прези- диум Верховного Совета СССР (ст. 9). Законом от 30 ноября
1979 г. «О прокуратуре СССР» в перечень функций прокуратуры было включено совершенствование законодательства (ст. 3).
В соответствии с Конституцией СССР 1977 года Генеральный прокурор Союза ССР был наделен правом внесения предложений такого рода Съезду народных депутатов и Верховному Совету
СССР (ст. 113). Аналогичным правомочием согласно Закону
«О прокуратуре СССР» обладали прокуроры союзных и авто- номных республик в соответствующих верховных советах (ст. 9).
На сегодняшний день большинство субъектов Российской
Федерации (82 из 85)
2
в своих конституциях, уставах относят прокуроров субъектов Российской Федерации к числу субъек- тов, обладающих правом законодательной инициативы. При этом обратим внимание на тот факт, что в субъектах Российской
Федерации по-разному регламентируется это право. Вместе с тем в отдельных субъектах Российской Федерации данное право предоставлено органам прокуратуры субъекта Российской Фе- дерации, в других — непосредственно прокурору субъекта Рос- сийской Федерации
3
Правовой статус прокуратуры в субъекте Российской Федера- ции неразрывен со статусом прокуратуры Российской Федера- ции, но он носит более узкий характер, потому как органы проку-
1
Прокурорский надзор в Российской Федерации / под ред. Ю. Е. Виноку- рова. М., 1997. С. 243—246.
2
С учетом вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
3
Байрамов А. Х. Деятельность прокуроров по обеспечению законности в си- стеме органов государственной власти субъекта Российской Федерации // Ад- министративное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 944—947.