Файл: Правотворческая деятельность субъектов российской федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27 ратуры представлены различными структурными подразделени- ями, правовой статус каждого из которых имеет определенные черты, обусловленные местом и ролью данного органа в единой системе прокуратуры. Следовательно, правовой статус прокура- туры субъекта Российской Федерации является элементом право- вого статуса прокуратуры в целом. Как верно полагает А. В. Куд- ряшова, «прокуратуры субъектов Федерации являются звеньями одной цепи между прокуратурами районного звена, которые ис- полняют основную массу возложенных на прокуратуру задач Ге- неральной прокуратурой РФ как высшим руководящим органом в системе прокуратуры»
1
. Мы разделяем мнение Е. Р. Ергашева о том, что «в правовом статусе прокуратуры нет дифференциации прав и обязанностей. Они находятся в сочетании»
2
Учитывая вышесказанное, прокуратуру субъекта Российской
Федерации возможно определить как территориальный орган гос- ударственной власти, являющийся самостоятельным юридическим лицом и представляющий звено системы прокуратуры, основная задача которого состоит в организации и осуществлении в преде- лах своих полномочий надзорных и иных функций прокуратуры, в организационном, кадровом, материально-техническом и ином вспомогательном обеспечении своей функциональной деятельно- сти, а также работы нижестоящих прокуратур
3
Есть ряд аспектов, которые напрямую затрагивают деятель- ность прокуратуры. Прежде всего следует понять, не нарушается ли при создании прокуратурой инициативных проектов норма- тивных правовых актов требование о наличии права принятия управленческих решений, которое предъявляется к надзорному органу, поскольку подготовка проекта нормативного правового акт по своей сути является именно таким решением.
В первую очередь стоит отметить, что так как право вынесе- ния окончательного решения о принятии либо отклонении нор- мативного правового акта, созданного прокурором, принадлежит субъекту правотворчества, названное требование соблюдается.
В. В. Клочков считает, что, совмещая надзорные и ненадзорные полномочия, прокурорский надзор становится неотличимым от контроля за исполнением законов, который возложен на органы
1
Кудряшова А. В. О правовом статусе прокуратуры субъекта Российской
Федерации // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. № 3. С. 343.
2
Ергашев Е. Р. Организация работы городской (районной) прокуратуры : дис. …канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 49.
3
Прокурорский надзор : учеб. для бакалавров / под общ. ред. Е. Ю. Виноку- рова. М., 2013. С. 74.
28 исполнительной власти, потому как инициативно созданные про- екты нормативных правовых актов направляются органами про- куратуры в те правотворческие органы власти, за законностью нормативных правовых актов которых и осуществляется надзор
1
Исходя из того что у прокуратуры нет оснований для реагиро- вания в порядке надзора на факт отклонения созданного ею про- екта правового акта или же несоблюдения ее рекомендаций субъ- ектом правотворчества, следовательно, отсутствует и возмож- ность влияния на принятие окончательного управленческого ре- шения по принятию закона. Создание прокуратурой проектов нормативных правовых актов обращено на поддержание баланса интересов в обществе
2
. Стоит согласиться с В. Г. Бессарабовым в том, что целями участия прокуратуры в правотворческом процес- се являются снижение влияния узковедомственных интересов, противоречащих потребностям общества и государства, противо- действие лоббированию участниками правотворческой деятель- ности интересов структур, связанных с криминальными кругами, защита прав и свобод человека и гражданина
3
Безусловно, осуществление надзорной функции является ос- новной и приоритетной задачей в деятельности прокуратуры Рос- сийской Федерации. Тем не менее прокуратура представляет со- бой многофункциональный государственный орган, и, как любое звено публичной власти, она осуществляет наряду с основной задачей иные виды деятельности, обеспечивающие решение главной задачи, содержание которой раскрыто в п. 2 ст. 1 Феде- рального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации». Прокурорская правотворческая дея- тельность — это самостоятельная функция, закрепленная в ст. 9 упомянутого Закона.
Так как институт правотворчества не ограничивается издани- ем правовых актов, правотворческую деятельность прокурора необходимо разделить на два взаимосвязанных этапа:
1
Клочков В. В. Прокуратура в системе разделения и взаимодействия властей
// Научная информация по вопросам борьбы с преступностью / Всесоюзный
НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1992. № 135. С. 10.
2
Зенов А. Р. Роль прокуратуры в обеспечении эффективности право- творчества // Эффективность правотворчества и правоприменительной дея- тельности правового государства : сб. науч. докладов и сообщений препода- вателей, аспирантов, соискателей и студентов на «круглых столах» 25 фев- раля 2010 года. Орел, 2011. С. 199.
3
Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор : учебник. М., 2008. С. 405—406.
29 деятельность прокурора по выявлению потребности в право- вом регулировании общественных отношений (мониторинг); последующая деятельность по формированию, изменению за- конодательной базы.
Прокуратура, осуществляя надзорные полномочия, аккумули- рует наиболее полную информацию о состоянии законности в стране, анализирует нарушения законодательства практически во всех сферах жизнедеятельности общества, поэтому располагает достаточными данными о необходимости совершенствования правового регулирования по различным направлениям.
На основании п. 6 Положения об организации правотворче- ской деятельности в органах прокуратуры Российской Федера- ции, утвержденного Приказом Генерального прокурора Россий- ской Федерации от 17 сентября 2007 г. № 144, на старших по- мощников прокуроров возлагаются задачи по обеспечению уча- стия прокуратуры в разработке региональных нормативных пра- вовых актов, подготовке предложений по совершенствованию федерального законодательства, организации представительства прокуратуры в органах государственной власти субъекта Россий- ской Федерации, обеспечению участия представителей прокура- туры в рассмотрении органами государственной власти субъекта
Российской Федерации протестов и представлений прокуратуры, инициированию принятия нормативных правовых актов субъекта
Российской Федерации, необходимых для реализации федераль- ных законов, предотвращению принятия законодательными
(представительными) органами государственной власти субъек- тов Российской Федерации законов и иных нормативных право- вых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству
1
В прокуратуре Санкт-Петербурга вышеуказанная сфера дея- тельности закреплена за старшим помощником прокурора города по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления
2
. Необходимо отметить, что прокура- турой Санкт-Петербурга были подготовлены методические реко- мендации по реализации права законодательной инициативы в
1
О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении вза- имодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления : при- каз Генерального прокурора Рос. Федерации от 17 сент. 2007 г. № 144.
2
Прокуратура Санкт-Петербурга : офиц. сайт. URL: http: //procspb.ru/struc- ture/apparat-prokuratury (дата обращения: 21.02.2017).
30
Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. В рекомендациях раскрываются правовые основания, порядок осуществления пра- ва законодательной инициативы, процедура рассмотрения проек- тов законов и место прокуратуры в законодательном процессе.
Участие прокуроров как субъектов правотворчества в дея- тельности органов законодательной власти в Санкт-Петербурге определено ст. 31 Устава Санкт-Петербурга, а также Регламентом заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
1
Прокуратура Санкт-Петербурга, являясь субъектом право- творчества, весь период 2015 года активно взаимодействовала с законодательными (представительными) и исполнительными ор- ганами города. За 2015 год Законодательным Собранием Санкт-
Петербурга было принято шесть законов, проекты которых были внесены прокуратурой города. Стоит отметить актуальность вне- сенных проектов, направленных на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, приведение норм Устава города в соответствие с требованиями федерального законодательства, регулирование вопросов досроч- ного прекращения полномочий депутата Законодательного Со- брания Санкт-Петербурга и ряд других вопросов.
В 2016 году прокуратурой Санкт-Петербурга в Законодатель- ное Собрание Санкт-Петербурга было внесено три законопроекта
«О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона “О противодействии коррупции”». По результатам изучения проектов законов проку- ратура города направила в Законодательное Собрание Санкт-
Петербурга 17 замечаний.
Прокуратурой города проанализирован на законность проект закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на
2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». Было обращено внимание на существенное сокращение объемов бюджетных ас- сигнований по антинаркотической подпрограмме, Государствен- ной программе Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, пра- вопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге на 2015—2020 го- ды». В октябре 2016 года прокуратура Санкт-Петербурга приняла участие в заседании Комитета по законодательству, представи- тель прокуратуры обратил внимание членов Комитета на проект
1
Об утверждении Регламента заседаний Законодательного Собрания
Санкт- Петербурга : постановление Законодательного Собрания Санкт-
Петербурга от 22 дек. 1994 г. № 9 с изм. и доп. // Кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru
(дата обращения: 05.07.2017).
31 закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в
Закон Санкт-Петербурга “О профилактике правонарушений в
Санкт-Петербурге”», внесенный в Законодательное Собрание прокуратурой в порядке реализации права законодательной ини- циативы. Прокуратура Санкт-Петербурга разрабатывала данный проект до официального предоставления ей права законодатель- ной инициативы. Анализ действующего законодательства, с уче- том изменений, внесенных в Федеральный закон от 23 июня
2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правона- рушений в Российской Федерации», показал, что Закон Санкт-
Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-
Петербурге» сохранил актуальность и может быть приведен в соответствие путем внесения изменений и дополнений в него.
Комитет поддержал проект и рекомендовал рассмотреть его За- конодательному Собранию Санкт-Петербурга
1
Прокуратура Санкт-Петербурга провела анализ своего право- творчества за 2015 год в органах местного самоуправления. Про- куроры использовали весь объем полномочий для устранения нарушений законности при разработке и принятии муниципаль- ных нормативных правовых актов, а также по привлечению ви- новных в незаконном правотворчестве к установленной законом ответственности. За данный период прокуроры подвергли про- верке 4 348 проектов нормативных правовых актов органов мест- ного самоуправления как на соответствие действующему законо- дательству, так и на наличие коррупциогенных факторов. Заме- чания направлены по 177 проектам. Исходя из сделанных заме- чаний прокуроров были исправлены 163 проекта. Также в рамках правотворческой инициативы прокуратурой было направлено
651 предложение и представление на нормативные акты, внесено
122 модельных акта, направлено 220 проектов решений в органы местного самоуправления. На постоянной основе сотрудники районных прокуратур участвуют в заседаниях муниципальных советов муниципальных образований, за период 2015 года было обеспечено участие в 1 272 заседаниях представительных органов местного самоуправления, что составило 99,5 % всех заседаний
2 1
Прокуратура Санкт- Петербурга подвела итоги участия в правотворче- ской деятельности законодательных и исполнительных органов // Прокура- тура Санкт-Петербурга : офиц. сайт. URL: http://procspb.ru/news/spb/ (дата обращения: 10.10.2016).
2
Об организации местного самоуправления : закон Санкт-Петербурга от
23 сент. 2009 г. № 420-79 с изм. и доп. // Кодекс : электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru (дата обра- щения: 05.07.2017).