Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 788

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.2. Политические партии в системе общественных объединений

Разновидностью общественных объединений являются политические партии.

Политическая партия – независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (Закон Республики Беларусь «О политических партиях»).

Право на объединение в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь. Политические партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий.

Органы государственной власти и управления не имеют права вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности.

Для создания и деятельности политических партий необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска.

Учредителями политических партий могут выступать граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные в дееспособности судом и не находящиеся в местах лишения свободы.

Политические партии учреждаются на учредительных съездах, конференциях, строятся исключительно по территориальному принципу, имеют свой устав, символику.

Регистрацию политических партий осуществляет Министерство юстиции Республики Беларусь на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений. Министерство юстиции ведет Государственный реестр политических партий.

После принятия решения о регистрации политической партии и (или) символики Министерство юстиции в трехдневный срок выдает свидетельство о регистрации партии и (или) ее символики.

Законодательством закрепляются права и условия деятельности политических партий, осуществление государственного контроля за их деятельностью.

Профсоюзы – добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов
. Они не зависят в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать их осуществлению.

Для создания и деятельности республиканского профессионального союза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска, территориального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) – не менее 10% работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.

Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников.

Прекращение их деятельности возможно только в судебном порядке.

5.3. Административно-правовой статус общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами.

Законом определены важнейшие требования к содержанию устава общественного объединения, в силу чего он является важным документом, регулирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объединений. Оно проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в которой определяют требования к содержанию устава, т. е. к тому, что в нем должно быть отражено.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений.

Международные и республиканские объединения регистрируются Министерством юстиции Республики Беларусь; местные общественные объединения – управлениями юстиции исполнительных комитетов областных, Минского городского Совета по месту нахождения руководящего органа объединения.



Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Должностные лица органов, зарегистрировавших общественное объединение, имеют право участвовать во всех мероприятиях объединения, знакомиться с документами и решениями, требовать и получать информацию по вопросам уставной деятельности.

Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

За нарушение законодательства к общественным объединениям могут быть применены взыскания – предупреждение и ликвидация (последнее – по решению суда).

5.4. Понятие и виды религиозных организаций, их административно-правовой статус

Конституция Республики Беларусь закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим правовое положение таких объединений, является Закон от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Беларусь от 17.01.95 г. и 29.11.99 г.).

Настоящий Закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций.

Законодательство Республики Беларусь о свободе вероисповеданий и религиозных организациях состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение гражданина к религии не допускается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин.


Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций, не финансирует, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству.

Религиозными организациями в Республике Беларусь являются религиозные общины, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также религиозные объединения с их управлениями и центрами.

Они образуются и действуют в соответствии со своими уставами (положениями) и имеют статус юридического лица. Возглавить религиозные организации могут только граждане Республики Беларусь.

Религиозные общины образуются гражданами в целях совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей и действуют на добровольных началах в соответствии со своим уставом (положением), поскольку они не противоречат действующему законодательству.

Религиозные управления и центры вправе в соответствии со своими зарегистрированными уставами (положениями) создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей и специалистов, необходимых для религиозных организаций.

Уставы религиозных организаций в соответствии с гражданским законодательством, определяющим их правоспособность, подлежат регистрации в порядке, установленном Законом.

Для получения религиозной общиной правоспособности юридического лица граждане-учредители (не менее 10 человек), достигшие 18-летнего возраста и проживающие в одном или смежных населенных пунктах, подают заявление с приложением устава (положения) в городской, районный исполнительные комитеты по месту предполагаемой деятельности общины.

Решение об отказе в регистрации устава религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа.

Деятельность религиозных организаций может быть прекращена лишь при их ликвидации в соответствии с собственными установлениями, а при нарушении положений Закона – решением суда.

Последний рассматривает дела о прекращении деятельности религиозных организаций в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, по заявлению органа, уполномоченного проводить регистрацию уставов, или прокурора.

Государственный орган Республики Беларусь по делам религий образуется Советом Министров Республики Беларусь. Он рассматривает и разрешает вопросы, возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.


Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Тема 6. Органы исполнительной власти

6.1. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.

6.2. Виды органов исполнительной власти.

6.3. Система органов исполнительной власти, правовые основы ее построения.

6.4. Президент Республики Беларусь – глава исполнительной власти. Его правовой статус.

6.5. Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган исполнительной власти. Порядок его образования, правовые основы деятельности.

6.1. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти

Орган исполнительной власти (как ветвь государственной власти) – это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.

Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

  • организационно. Не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

  • функционально. Его главное назначение – осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;

  • юридически. Имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.

Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий публичные функции. Его можно характеризовать прежде всего как «организацию», коллектив, управляемую группу людей, наделенную государственной властью, призванные выступать от имени государства, выполнять его функции. Это предполагает наделение его специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий – главный юридический признак любого государственного органа.

Государственно-властные полномочия