Файл: Сравнительное административное право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 827

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Органы правового надзора вправе опротестовать решения и постановления общины, нарушающие закон, потребовать, чтобы они были отменены в течение определенного срока. Они могут также потребовать, чтобы действия, предпринимаемые на основе подобных постановлений и решений, были прекращены. Протесты имеют приостанавливающее действие.

Решение общины, которое, согласно закону, должно быть представлено органам правового надзора, может выполняться только тогда, когда эти органы подтвердят его законность или не опротестуют в течение месяца.


Тема 34. Государственная служба в ФРГ

34.1. Понятие государственной службы в ФРГ.

34.2. Формы управленческой деятельности в ФРГ.

34.1. Понятие государственной службы в ФРГ

Составной частью государственного механизма является чиновничество, которое наделено широкими административными полномочиями, государственными или публично-правовыми функциями (пункты 4 и 5 ст. 33 Основного закона ФРГ). Чиновником в современной правовой литературе ФРГ именуется тот, «кто находится в государственно-служебных отношениях на основании присяги верности с юридическим лицом публичного управления и выполняет по поручению последнего публично-правовые функции»

Чиновник определяется как лицо, выполняющее действия по поручению государства, в том числе хозяйственные и научно-технические. Однако право государственной службы, или чиновничье право, как и прежде считается отраслью административного, а не трудового права; чиновники по своему правовому положению отличаются от служащих, работающих по найму, поэтому понятия «чиновник» и «служащий» в ФРГ не идентичны. Служебные отношения между чиновником и государством могут быть прекращены лишь на основаниях, указанных в законе, после чего чиновник выходит в отставку (если он не уволен по дискредитирующим его обстоятельствам).

«Право государственной службы должно регулироваться с учетом традиционных принципов, касающихся статуса профессиональных чиновников», – эти конституционные положения сформулированы в законах о чиновниках. Важнейший из них – это Федеральный закон о чиновниках, принятый в 1953 г. и действующий сейчас в редакции 1985 г. В нем определен статус чиновников, права и обязанности, сформулированы принципы назначения, продвижения по службе, условия, которым должен соответствовать чиновник.

На территории земель действуют свои законы о чиновниках. Для унификации правового положения земельных чиновников в 1957 г. был принят Федеральный закон об унификации права и действующий в редакции 1985 г. Большинство норм этого закона носят рекомендательный характер. В 1986 г. был издан Закон «О жаловании чиновников», в 1987 г. – Закон «Об оплате ежегодных отпусков»

, в 1973 г. – Закон «О возмещении дорожных расходов федеральных чиновников, судей и военнослужащих». Кроме этих законов изданы правительственные распоряжения по защите интересов персонала государственных учреждений, о рабочем времени, об отпусках и по другим вопросам.

В § 7 Федеральных закона о чиновниках перечислены условия, которым они должны соответствовать: быть психически и физически здоровыми; иметь необходимые для административного работника черты характера; устойчивое материальное положение; быть немцами по национальности; присягнуть, что всегда будут защищать свободный демократический строй, опираясь на Основной закон.

В § 15–25 Федерального закона о чиновниках определены основы деления чиновников на четыре ранга – низший, средний, повышенный и высокий.

К чиновникам определенного ранга предъявляются конкретные требования с учетом первоначального образования.

После систематической, многосторонней подготовки, завершающейся успешной сдачей государственного экзамена, чиновник перед окончательным назначением проходит испытательный срок. Для тех, кто переходит в категорию чиновников более высокого ранга, необходима сдача нового экзамена. В исключительных случаях имеется возможность зачисления на государственнуюслужбу тех, кто, не соответствуя всем необходимым формальным условиям, доказал свою пригодность для административной работы.

Особую категорию чиновников составляют должностные лица. Основным источником права по этому вопросу является Уголовный кодекс ФРГ принятый в 1871 г. и в настоящее время действующий в редакции 1987 г. Должностным преступлениям Особенная часть УК ФРГ посвящает последний – 28 раздел (ответственность за телесные повреждения, причиненные должностными лицами при отправлении службы; ответственность за нарушение служебной тайны, тайны служебного разбирательства, тайны почтовых, телефонных, телеграфных и прочих сообщений).

Должностным лицом Уголовный кодекс ФРГ признает того, «кто, согласно германскому праву: а) является чиновником или судьей; б) состоит в иных публично-правовых отношениях или в) иным образом призван к тому, чтобы осуществлять задачи публичного управления при каком-либо органе власти или другом учреждении или по его поручению». Раздел 28 УК ФРГ допускает возможность привлечения к уголовной ответственности как должностного лица того, кто «непосредственно призван к несению публичной службы», но, не будучи собственно должностным лицом, «осуществляет задачи публичного управления при каком-либо органе
власти или занят в учреждении или объединении, осуществляющем такие задачи».

Персонал публичных учреждений ФРГ комплектуется на конкурсной основе. Ответственность за проведение конкурса на замещение вакантной должности возложена на высшую судебную инстанцию. Например, министр образования отвечает за проведение конкурса на замещение должности в сфере образования. В его обязанности входит изменение в случае необходимости требований к кандидатам на занимаемую должность с учетом специфических для каждой земли особенностей. Изменения и уточнения могут быть внесены министром внутренних дал, министром финансов и другими высшими должностными лицами. До окончательного зачисления на должность чиновник обязан пройти испытательный срок, продолжительность которого зависит от ранга: для чиновников низшего ранга – один год, среднего – два года, повышенного – три года, высшего – четыре года.

Зачисление в первые две группы не требует специального образования; достаточно окончить общеобразовательную или профессиональную школу.

Связи чиновников с государством рассматриваются как «публично-правовые, а служащих и рабочих – как частно-правовые». Чиновники назначаются пожизненно, а с рабочими и служащими заключается трудовое соглашение, которое может быть расторгнуто. Оплата труда чиновников – это установленное денежное содержание, а служащих и рабочих – в соответствии с тарифным соглашением. Чиновники получают государственную пенсию, служащие и рабочие – пенсию на основе договора о социальном страховании.

Согласно Федеральному закону о чиновниках, «чиновник служит не отдельной партии, а всему народу». Он обязан исполнять свои обязанности «справедливо и беспристрастно», руководствуясь интересами общественного благополучия. Во всех своих действиях он должен проявлять приверженность основам свободного демократического строя, выступать в его защиту, «соблюдать умеренность в политической деятельности». В отношении чиновника в ФРГ не устанавливаются требования о «деполитизации» или «департизации». На практике большая часть государственных служащих ФРГ придерживается определенных политических взглядов, а около 40 % чиновников являются членами политических партий. Более того, политические партии стремятся ввести в государственный аппарат возможно большее количество своих сторонников. При смене правительства обычно меняется до 20 % руководящего персонала министерств и ведомств. Чиновники, избранные в бундестаг, обязаны уйти в долгосрочный отпуск с правом возвращения на прежнюю или равную должность после окончания срока депутатских полномочий. Лица, работающие в государственном аппарате, могут создавать профсоюзы. Участие (членство) в них не может служить основанием для каких-либо дисциплинарных взысканий или ограничений должностных прав.


Для чиновничества ФРГ свойственны архаичные организационные принципы. Это замкнутая каста, находящаяся под постоянным политическим, профессиональным и юридическим контролем вышестоящей администрации. Попытки изменить существующее положение пока не дали результатов, настолько сильны традиции. Так, до последнего времени не удалось ликвидировать самостоятельную юрисдикцию при нарушении чиновниками служебной дисциплины. Все это, по признанию немецких юристов, ведет к формализму в деятельности чиновничьего аппарата, к отсутствию инициативы и, в ряде случаев, к принятию решений главным образом по указанию сверху. На чиновниках «ведущих министерских постов лежит классическая печать бюрократизма». Следует отметить, что в ФРГ на протяжении нескольких лет идет дискуссия о ликвидации чиновничества как специального вида публичных служащих, имеющих особый статус. Требования обосновываются наличием у чиновников многих «привилегий», «неповоротливым и громоздким персоналом управления» и др. Это тем более нетерпимо потому, что чиновничество как административно-правовой институт пронизывает весь аппарат управления, налагая соответствующий отпечаток на все стороны общественной жизни страны.

По численности персонала чиновников в различных отраслях управления ФРГ ведущие места занимают административно-политический аппарат и учреждения внешних сношений, финансовый аппарат, полиция и общественная безопасность. На последнем месте стоят органы управления в области энергетики, водного хозяйства и ремесел, общественного транспорта и информации.

По законодательству ФРГ органы управления несут ответственность за акты (действия), совершаемые должностными лицами, в границах предоставленных им прав и полномочий. Если же должностное лицо действовало по собственной инициативе, оно наказывается в обычном, т. е. гражданско-правовом, порядке. Конституция ФРГ предоставляет потерпевшему от действий чиновника право предъявления иска об убытках, если они понесены в результате умышленных действий или грубой небрежности чиновника. Пункт 4 ст. 19 Конституции ФРГ предусматривает возможность обращения в судебные органы каждого, чьи интересы и права нарушены государственной властью. В этих случаях потерпевшие для защиты своих субъективных прав могут подавать исковые заявления в обычные суды.

Выделяя чиновников как категорию людей, наделенную особыми обязанностями и правами, законодательство ФРГ предусматривает уголовную ответственность за преступления, которые могут быть ими совершены при исполнении должностных функций. Чиновники несут повышенную ответственность за шпионаж, разглашение служебной тайны, взяточничество, преступное использование служебного положения и подлежат дисциплинарной ответственности за проступки, совершенные на службе и вне ее.