Файл: Урок 1 Тема Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи Педагогическая цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – всё в порядке.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя



1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

– Как чирикает воробей?

– Чик-чирик-чирик.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [ч’]

и букве, его обозначающей

– [ч’].

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение звука [ч’] (учебник, часть 2, с. 5)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Учитель показывает рисунки с изображением мяча и ручки.

1. Что изображено на рисунках?

– Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов мяч, ручка.

2. Охарактеризуйте звук [ч’].

– В русском языке этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает

Рассматривают рисунки.

1. Мяч, ручка.
Выполняют слого-звуковой анализ слов.

2. В словах мяч, ручка звук [ч’] – мягкий, глухой согласный

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначают мягкость на схемах-моделях

Фронтальный. Выделение звука, устные ответы, слого-звуковой анализ слов

2. Дидактическая игра «Кто больше?»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

– Придумайте слова, где звук [ч’] в конце

– Грач, врач, мяч, луч, палач, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь
и т. д.

Различают звук в словах. Выделяют звук [ч’] из слов

Фронтальный. Игра

3. Знакомство с буквой Ч

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

– Звук [ч’] на письме обозначается буквой ч (че).

– На что похожа буква Ч?

Буква Ч сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

– Сделайте букву Ч из счетных палочек

Находят букву Ч
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения

Из счетных палочек делают букву Ч

Распознают букву Ч на «ленте букв».

Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы,

моделирование

4. Чтение слогов и слов

Коллективная. Словесный. Чтение

– Прочитайте слияния:

ча – с радостью,

чо – с удивлением,

чу – пропеть,

че – с грустью,

чи – с вопросом

Хором читают слоги-слияния и слова

Читать слоги-слияния, слова, устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий

Коллективный.

Чтение слогов

Физкультминутка

Коллективная. Практический

– Представим, что мы в саду будем сажать деревья. Я буду перечислять названия деревьев. Если в них есть звук [ч’], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч’] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза

Выполняют правила, предложенные учителем

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений, распознание звука [ч’] в названиях деревьев

5. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4–5)

Коллективная, парная. Словесный, практический.

Чтение, беседа, составление схемы слова

– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

– Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.

– Прочитайте и отгадайте загадку.

– Cоставьте схему слова – отгадки.

– Найдите в тексте загадки букву ч.

– Прочитай текст. Озаглавьте его.

– Какие бывают часы?

– Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ

Рассматривают иллюстрацию. Часы.

Выполняют задание
в паре.

– Часы.

Составляют схему слова часы.

– Находят букву ч в загадке.

Читают текст, озаглавливают: «Часы».

Перечисляют, какие бывают часы

Читают загадку, текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Составляют рассказ по сюжетной картинке.

Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста. Получают задание для самостоятельного поиска дополнительных сведений в словаре и составления на их основе рассказа

Коллективный, парный.

Чтение, устные ответы

6. Правописание ча, чу

Фронтальная. Словесный, практический. Работа с правилом, беседа

– Прочитайте правило.

– Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после ч?

– В слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой

Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу

Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой

Фронтальный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки положите на парту и сожмите кулачки.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки

(раскрываем пальчики),

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет

(шевелят пальчиками).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают

(вращение кистями рук).

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима

дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное

выполнение упражнения

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте слова в столбиках.

– Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?

Читают слова.

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Осуществляют сравнение слов, находят уменьшительно-ласкательные слова и объясняют их образование

Фронтальный. Чтение, устные ответы

2. Многозначные слова (учебник, с. 6)

Групповая. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте стихотворение «Лисички».

– О каких лисичках идет речь?

– Какое еще имеет значение слово лисички?

– Прочитайте предложения «Ручки».

– Перечислите значения слова ручки

Читают стихотворение.

– Лисы (животные).

– Лисички (грибы).

Читают предложения.
– Руки девочки, школьная принадлежность, у двери

Определяют значение многозначных слов. Работают в группе; внимательно слушают друг друга

Групповой. Устные ответы, чтение

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   54



Урок 43

Тема

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся о согласном звуке [ч’], буквах Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; распознают родственные слова; сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы; анализируют пословицы

Личностные результаты

Понимают важность исполнения роли «хорошего ученика»

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся выказывать свое предположение (версию).

Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в текстах, иллюстрациях учебника; логические – анализируют пословицы.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный звук [ч’], мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; родственные слова, пословицы

Образовательные ресурсы

«Лента букв»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Звенит звонок веселый,

Раскрой скорей тетрадь.

Пришли с тобой мы

в школу,

Чтоб буквы изучать.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Актуализация опорных знаний. Игра «Кто как голос подает?»

Коллективная. Словесный. Игра

– Кто какой голос подает?

Курица …

Воробей …

Сорока …

Лев …

Кузнечик …

– У кого кто?

У зайца …

У кролика …

У белки …

У галки …

Отвечают:

– кудахчет, квохчет;

– чирикает;

– стрекочет;

– рычит;

– стрекочет;
– зайчонок;

– крольчонок;

– бельчонок;

– галчонок

Слушают вопросы и осознанно строят ответы. Умеют работать коллективно, контролируют работу друг друга, исправляют ошибки

Коллективный. Устные ответы. Правильное произношение слов

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

– Сегодня мы продолжим гостить у звука [ч’] и буквы Ч

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Родственные слова. Чтение слов (учебник, с. 7)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте слова. Найдите близкие по смыслу слова. Какое слово лишнее?

Читают слова.

– Родственные слова: ученик, ученики, учение. Лишнее слово – чтение

Осуществляют группировку слов по определенному критерию – родственные; исключают лишнее слово

Фронтальный. Устные ответы

2. Работа с текстом рассказа «Мы учимся»

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, рассказ

– Прочитайте рассказ.

– Расскажите о своем любимом предмете

Читают, рассказывают

Составляют рассказ на заданную тему, соблюдают логику повествования

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, беседа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

3. Работа с пословицами.

Парная. Словесный, проблемный. Чтение, обсуждение

– Прочитайте пословицы.

– Обсудите последнюю пословицу

Читают, обсуждают пословицы

Анализируют смысл пословиц, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Парный. Чтение, устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз присели, два привстали,

Три нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

4. Чтение слов, составление схемы слова (учебник, с. 8)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, составление схемы слова

– Прочитайте слова.

– Составьте схему слова, записанного с заглавной буквы

Читают слова.

Составляют схему слова Танечка

Составляют схему-модель к слову Танечка, осуществляя слого-звуковой анализ слова

Фронтальный. Чтение, составление схемы слова

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

5. Чтение стихотворения В. Берестова

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.
– В какую игру играли девочки?

Читают, слушают стихотворение.

– Играли с мячом

Осмысленно читают
и слушают стихотворение, находят в нем ответ на вопрос

Фронтальный. Чтение, беседа

6. Дидактическое упражнение

Парная. Словесный, практический.

Чтение, составление схемы слова

– Прочитайте слова.

– Найдите слова, в которых три слога.

– Составьте схему этих слов

Читают слова.

– Брусника, клубника.

Составляют схемы слов

Определяют количество слогов в словах, составляют к ним схемы-модели

Парный. Чтение, схемы слов

7. Чтение стихотворения Е. Благининой

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте стихотворение. Выучите его

Читают и запоминают стихотворение

Выразительно читают стихотворение наизусть

Индивидуальный. Чтение наизусть стихотворения

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Чтение рассказа «Приятели-лодыри» (учебник, с. 9)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

– Прочитайте рассказ.

– Расскажите, о чем он.

– Прочитайте по ролям.

– Кто такие лодыри? Какой совет вы бы дали приятелям?

Читают рассказ. Отвечают на вопросы

Понимают содержание рассказа и его шутливый характер. Читают по ролям. Объясняют значение слова лодыри. Высказывают свое мнение

Фронтальный. Чтение, устные ответы


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

2. Работа с пословицами (учебник, с. 9)

Групповая. Словесный, проблемный. Беседа, чтение

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Читают пословицы, объясняют смысл

Работают в группе; внимательно слушают друг друга, дополняют ответы

Групповой. Устные ответы, чтение

3. Работа с «лентой букв»

Фронтальная. Словесный, практический

Составление характеристики букв

– Посмотрите на «ленту букв».

– Какие звуки обозначают

буквы?

– Охарактеризуйте группы букв на «ленте букв»

Рассматривают «ленту букв», выполняют задание

Соотносят все изученные буквы со звуками

Сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы

Фронтальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


Урок 44

Тема

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающей природе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву ь.

Коммуникативные: выразительно рассказывают

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Образовательные ресурсы

Нитка, шнурок. Предметные картинки