Файл: Психологические особенности детей в зависимости от порядка рождения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические проблемы сиблинговых отношений между детьми
1.1 Понятие сиблинговой позиции в семье
1.2 Влияние порядка рождения ребенка в семье на его дальнейшую судьбу
1.3 Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола
Глава 2. Практический анализ сиблинговых отношений между детьми
2.2 Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей
2.3 Описание методов и методик
Список использованной литературы
Опросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)
Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)
Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).
В ходе исследования старшие мальчики давали негативную оценку образа младшего сиблинга, а именно: не справедливые, мало играют, редко видятся (φ*=1,7, р=0,045), что говорит о дефиците общения с младшими сибсами, при всем, казалось бы, преимуществе старшего сына.
Таким образом, с помощью математической обработки выявлена значимость сиблинговой позиции при характеристике (позитивной и негативной) страшими детьми своих младших сибсов. Для ролевой позиции младшего ребенка значима совместная деятельность со своим старшим сибсом..
Вместе с тем выявлена специфика (половозрастные особенности) межличностных отношений детей младшего школьного возраста к старшему и младшему сиблингу, что подтверждает нашу гипотезу.
4.4 Исследование уровня соперничества сиблингов младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции
При выявлении уровня соперничества у детей с разной ролевой позицией, мы использовали «Шкалу соперничества между детьми» А.И. Баркан. В ходе исследования были получены следующие результаты: конкуренция у сиблингов не превышает критериального значения (см. Таблицу 8, рисунок 5).
Таблица 8. Средние и критериальные показатели степени соперничества детей с разной ролевой позицией
Сиблинговые позиции | Степень выраженности шкалы соперничества | Критериальное значение |
Старшие дети | 2,2 | 6 |
Младшие дети | 3,6 | 6 |
Рисунок 5 Средние показатели степени выраженности соперничества детей с разной ролевой позицией
Как видно из представленных данных, степень соперничества у детей, занимающих старшую сиблинговую позицию низкая (2,2). На наш взгляд, это связано с тем, что старший ребенок был, до определенного момента, единственным и порция родительской любви и внимания к его личности оказалась достаточной при появлении младшего сиблинга. При этом у младших детей ярче прослеживается конкуренция (3,6), так как второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение и он «обречен» на соперничество.
Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Таким образом, для младшего ребенка характерна ориентация на достижения и часто подражание.
Можно предположить так же влияние следующего фактора: по отношению к младшему школьному возрасту испытуемых (средний возраст 8 лет), средний возраст младших сиблингов (3,2 года), а старших сиблингов (13,2 лет). Таким образом, разница в возрасте между сиблингами (4,8 лет и 5,2 лет) что является, по мнению таких авторов, как: А. Фромм, Р. Ричардсон, Г. Хоментаускас и др., а именно (4-5 лет), оптимальным возрастом для низкой степени соперничества.
В целом, уровень соперничества у детей, занимающих старшую и младшую сиблинговую позицию, недостаточно выражен, т.к., оба показателя ниже критериального значения (6).
Более детальный анализ уровня соперничества, показал что, несмотря на преобладающее большинство сиблингов с разной ролевой позицией имеют низкий уровень соперничества (60% и 53,3% старшие и младшие сиблинги соответственно), при этом мы обнаружили группы детей со средним и высоким уровнем данного показателя, с учетом пола испытуемых.
Применив критерий φ* Фишера (угловое преобразование Фишера) для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас параметра, мы получили следующие результаты. При сравнении общих показателей в группах старших и младших сиблингов, значимым оказался лишь высокий уровень соперничества у младших сиблингов (φ*=1,57, р=0,05) (см. Таблицу 9).
Таблица 9 Значимые показатели соперничества при сопоставлении двух выборок детей, с учетом пола и сиблинговых позиций
Уровень соперничества | Старшие сиблинги | Младшие сиблинги | | | | |
| Девочки | Мальчики | Общий показатель | Девочки | Мальчики | Общий показатель |
Низкий | 46,7% | 73,3% | 60 % | 58,8% | 46,1% | 53,3% |
Средний | 20 % | 26,7% | 23,3% | 0% | 23,2% | 10,1% |
Высокий | 33,3% | 0% | 16,7% | 41,2% | 30,7% | 36,6% |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера
Тогда как при сравнении показателей двух выборок с учетом пола детей, значимым оказался показатель высокого уровня соперничества девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию (φ*=4,76, р=0,000) в сравнении с мальчиками, низкий уровень у старших мальчиков (φ*=2,49, р=0,005) и средний уровень соперничества у младших мальчиков (φ*=2,71, р=0,002). Вместе с тем средний уровень соперничества статистически значим у старших девочек (φ*=2,54, р=0,004) нежели у младших, а также высокий уровень значимости у младших мальчиков (φ*=3,27, р=0,000 в сравнении со старшими.
Таким образом, мы видим, что показателем уровня соперничества выступает как: сиблинговая позиция, так и пол ребенка.
При детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к старшему и младшему сиблингу выявлены некоторые отличия в зависимости от пола ребенка. Так в сфере социальной желательности: защищать, ухаживать, проявлять доброту, различия у мальчиков и девочек отсутствуют, что с нашей точки зрения, характерно для любого пола (см. Таблицу 10).
Таблица 10 Количественные показатели уровня соперничества старших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей
№ | Вопросы: Если бы от тебя зависело, то ты…. | Мальчики | Девочки | Средние показатели |
1 | Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой) | 10% | 6,7% | 8,3% |
2 | Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки | 6,7% | 13,3% | 10% |
3 | Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку | 13,3% | 10% | 11,6% |
4 | Защищал (а) бы его (ее) во дворе | 3,3% | 3,3% | 3,3% |
5 | Ухаживал (а) бы за ним (ней) | 6,7% | 6,7% | 6,7% |
6 | Хвалил бы его (ее) маме и папе | 10% | 10% | 10% |
7 | Радовался бы, что он (она) у тебя есть | 6,7% | 0% | 3,3% |
8 | Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна) | 3,3% | 10% | 6,6% |
9 | Читал бы ему (ей) сказки | 10% | 10% | 10% |
10 | Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу | 6,7% | 13,3% | 10% |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера
Показатели, связанные с возрастными особенностями детей не особенно отличаются, в зависимости от пола испытуемых, т.к., игровая деятельность, по нашему мнению, в данном возрасте хоть и не ведущая, но не отошла на дальний план и имеет место. Девочкам же свойственна игра в дочки матери и младший брат (сестра) служат “живым” объектом игры. Специфика игровой деятельности мальчиков (игра с мячом, спортивные состязания, лазанье на высокие строения и т.д,) в отличие от игр девочек (игры в семью, прыгалки, резиночки, скакалки и т.д), и дает некоторое различие в показателях, что статистически подтверждено не значимостью их различий.
Таким образом, мальчикам неохотнее, да и физически не возможно (в силу удаленности от дома), гулять вместе с младшим братом (сестрой).
По нашему мнению, старших девочек наделяют большей заботой, уходом и ответственностью, в ней уже сейчас видят будущую жену, мать и хозяйку дома и соответственно возлагают большую надежду в заботе, уходе, помощи и ждут “жертвенности” в пользу младшего сиблинга. Использование критерия φ* Фишера подтверждает значимость пола ребенка (девочки), занимающую старшую сиблинговую позицию в представленной сфере отношений (φ*=1,67, р=0,04; φ*=2,09, р=0,01; φ*=1,67, р=0,04).
По данным анализа, девочки, в представленной выборке, чувствовали себя в большей степени удовлетворенными ролью старшей сестры, а вот мальчики ощущали себя более комфортно при отсутствии младшего брата (все мальчики в представленной выборке, имеют именно братьев, а не младших сестер). Выявлена и статистически подтверждена (φ*=3,39) соперничающая позиция у мальчиков. Таким образом можно предположить, что старший сиблинг мужского пола более ревностно относится к сиблингу того же пола.
Необходимо заметить, что единственная сфера звучащая, как «хвалить папе и маме», которая встречается в варианте опросника и младших и старших сиблингов, различий в ответах мальчиков и девочек не имеет, но значительно и статистически достоверно отличается (φ*=1,577, р=0,05; φ*=1,378, р=0,08), с учетом сиблинговой позиции, что доказывает ее влияние на уровень соперничества. Итак, существуют различия в показателях уровня соперничества у мальчиков и девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию.
Далее, рассмотрим полученные данные при детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к младшему сиблингу (см. Таблицу 11).
Таблица 11 Количественные показатели уровня соперничества младших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей
№ | Вопросы: Если бы от тебя зависело, то ты…. | Мальчики | Девочки | Средние показатели |
1 | Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) | 3,3% | 10% | 6,6% |
2 | Брал (а) бы всегда с него (нее) пример | 16,7% | 16,7% | 16,7% |
3 | Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом | 6,7% | 6,7% | 6,7% |
4 | Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть старший брат (сестра) | 0% | 13,3% | 6,7% |
5 | Хвалил бы его (ее) маме и папе | 16,7% | 16,7% | 16,7% |
6 | Не мешал(ла) бы ему (ей) делать уроки | 10% | 13,3% | 11,6% |
7 | Не жаловался(лась) бы на него (нее) маме и папе | 13,3% | 13,3% | 13,3% |
8 | Помогал (ла) б ему (ей) выполнять все по дома | 6,7% | 0% | 3,3% |
9 | Делился (лась) бы с ним (нею) всем самым вкусным | 6,7% | 6,7% | 6,7% |
10 | Отдавал (ла) бы ему (ей) все самое лучшее | 10% | 16,7% | 13,3% |
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера
Отличий в сферах отношений: брать пример, не жаловаться, делиться, дружить и хвалить, у мальчиков и девочек не обнаружено, что показывает специфику выраженности степени соперничества, в данном случае, сиблинговая позиция.