Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Речь. Функции речи. Взаимосвязь мышления и речи. Виды речи. Речь как средство общения.
Основные понятия: мышление, внутренняя речь, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, проблемная ситуация, задача, ум, качество ума, интеллект, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, конвергентное мышление, дивергентное мышление, креативное, творческое мышление, воображение, опережающее отражение, интуиция, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, репродуктивное воображение, творческое воображение, фантазия, творчество, мечта, речь, внутренняя речь, диалогическая речь, монологическая речь, устная речь, письменная речь.
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Эмоции и их роль в жизни человека. Функции эмоций. Мотивационные функции эмоций: оценка, побуждения, стереотипного разрешения ситуации, организации/дезорганизации, активации, регуляции. Влияние эмоциональной активации на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимума эмоциональной активации. Когнитивные функции эмоций: эвристическая, предвосхищения, следообразования, синтеза. Эмоции в процессах общения: экспрессивная функция эмоций. Физиологические основы эмоций. Разновидности эмоциональных проявлений. Понятия эмоции, аффекта, настроения, страсти, переживания. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека — чувств. Высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоции и личность. Эмоциональные компоненты в педагогической деятельности. Основные формы экспрессии педагога. Влияние негативных эмоций на самочувствие человека. Стресс, тревожность, фрустрация. Природа стресса. Физиологические и психологические признаки стресса. Фазы стресса. Хронический стресс. Последствия стресса. Источники напряженности в практике работы педагога и их анализ. Базовые принципы психологической саморегуляции. Психологические механизмы, лежащие в основе изменений внутренних состояний. Условия саморегуляции. Техники изменения настроения. Способы отреагирования негативных эмоций. Техники совладания со стрессом. Психологическая помощь в эмоциональном отреагировании. Понятие воли. Волевая активность личности. Волевые действия и волевая регуляция. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его психологическая характеристика. Психологические механизмы волевой регуляции. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Развитие волевой регуляции в онтогенезе. Волевые свойства личности, структура волевых свойств. Воспитание и самовоспитание воли. Субъективный опыт саморегуляции.
Основные понятия: эмоциональные состояния, эмоции, чувства, настроения, аффекты, страсть, стресс, эмпатия, высшие чувства. воля, волевое поведение, волевой акт, волевое усилие, борьба мотивов, волевые качества личности, саморегуляция, локализация контроля (локус контроля), ответственность, риск, принятие решения, эмоциональные состояния, эмоции, чувства, настроения, аффекты, страсть, стресс, эмпатия, высшие чувства.
Тема 11. Деятельность, ее структура
Понятие о деятельности. Предметный характер человеческой деятельности. Основная функция деятельности. Человек как субъект деятельности, деятельность и активность субъекта. Психологическая теория деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Потребности как источник активности. Потребности человека и мотивация деятельности. Строение деятельности. Деятельность, действия, операции. Процессы деятельности: целеполагание, мотивирование, проектирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Внутренняя психическая деятельность. Освоение деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Закономерности формирования навыков, структура и взаимодействие навыков. Возникновение умений. Привычки и их роль в поведении человека. Формы жизнедеятельности человека: общение, познание, труд, учение, игра, отдых. Мотивация деятельности. Факторы успешности деятельности. Образ жизни как интегративная форма организации жизнедеятельности людей.
Основные понятия: деятельность, активность, макроструктура деятельности, микроструктура деятельности, действия, операции, потребности, мотивы, цель, задача, план, интериоризация, экстериоризация, умения, навыки, привычка, игра, учение, труд, общение.
.
Список основной литературы
-
Большой психологический словарь /Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.Е. Зинченко. – СПб., 2006. -
Гамезо М,В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методич. Пособие по курсу: «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004.. -
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 2008. -
Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001. -
Немов, Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1995. -
Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов.- СПб., 2004. -
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008.
Список дополнительной литературы
-
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. -
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969. -
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. - М.,1982. -
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. -
Асмолов А.Г. Психология личности. - М.,1990. -
Ассаджиоли, Р. Психосинтез. – М., 1994. -
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.,1986. -
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. -
Большой психологический словарь/под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006. -
Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе// Психологический журнал. – 1997. – Т.18. - № 2. -
Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – Минск, 1990. -
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990. -
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. -
Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. -
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. -
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. – М., 1982. – Т.2. -
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.,1976. -
Годфруа Ж. Что такое психология?. - М., 1992. -
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. -
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1984, 1988 и др. -
Гримак Л.Г. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М., 1992 -
Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. – Воронеж, 1993. -
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. - М., 1986 -
Джеймс У. Психология. – М., 1991. -
Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. – Иркутск, 1993. -
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.,1995. -
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М, 2006. -
Дудецкий А.Я. Юлустина Е.Л. Психология воображения (фантазия). – М., 1997. -
Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознания// Вопросы психологии. – 1991. - № 3. -
Зинченко В.П. Человек развивающийся. - М., 1994 -
Изард К. Эмоции человека. – М., 1980. -
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2001. -
Ильичева И.М. Психология воли. – Коломна, 2000. -
Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память (реальность и мифы). - Новосибирск, 1988 -
История зарубежной психологии. 30-60-е годы ХХ века. Тексты. – М., 1986 -
Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. – М., 1990. -
Климов Е.А. Основы психологии. - М., 1997. -
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М., 1986. -
Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М., 1988 -
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979. -
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990. -
Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969. -
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1980. -
Леонтьев А.Н. Психология деятельности. – М., 2003. -
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997. -
Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975. -
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М., 1963. -
Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975. -
Мелхорн Г., Мелхорн, Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. - М., 1989 -
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. -
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990. -
Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. – М., 1991. -
Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1996. -
Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. - Минск, 1996 -
Панферов В.Н. Психология человека. - СПб., , 2002. -
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М., 2003. -
Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М.,1982. -
Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2001, -
Психология личности. Тексты. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.,1982. -
Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. -М.,1984. -
Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2008. -
Роджерс К. О групповой психотерапии. – М., 1993. -
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М, 1995. -
Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). - М.,1994. -
Теплов Б.М. Избранные труды. – В 2-х т. – М., 1983. -
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М., 1989. -
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. -
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. -
Фрейд, З. Толкование сновидений. – М., 1992. -
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995. -
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986. -
Холодная М.Л. Психология интеллекта. – М., 1997. -
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ. – М., 1993. -
Хрестоматия по вниманию. / Под ред. Леонтьева А.Н., Романова В.Я., Пузырея А.А. - М.,1976. -
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. - М.,1981. -
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М.,1979. -
Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б. - М.,1983. -
Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб: Питер, 1997 -
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995. -
Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М., 1977. -
Юнг К. Психологические типы. – М., 1995. -
Ярвилект Т. Мозг и психика. – М., Прогресс, 1992. -
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М., 1990.