Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Хорошее знание студентов о свойствах собственного темперамента помогает им лучше прогнозировать свое поведение, рассчитывать сроки выполнения взятых на
Вначале по ответам на контрольные вопросы определяется, насколько искренни ваши ответы. Если ответы на контрольные вопросы более чем в трёх случаях совпадают с ключевыми, то это значит, что в ответах на остальные вопросы вы старались представить себя в более выгодном свете. Если в ваших ответах на ключевые вопросы обнаруживается не более трёх совпадений с теми, которые даны выше, то свойства вашего темперамента по этому вопроснику установить можно.
Считается, что свойство темперамента сильно развито, если по нему получили 9 и более баллов, слабо развито, если получено 4 и менее баллов. При числе баллов от 5 до 8 свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основании сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующих разным типам темперамента.
Сангвиник — среднеразвитые показатели по всем свойствам темперамента.
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
К чистому типу сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика человек относится только при полном совпадении степени развитости его показателей с теми, которые связаны с описанными типами. Во всех остальных случаях считается, что у человека смешанный тип темперамента.
Отдельно определяется тип темперамента человека, проявляющийся в работе, и тип темперамента, проявляющийся в общении с людьми.
Методика определения акцентуации характера К. Леонгарда.
Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет – знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.
Текст опросника.
-
У вас часто веселое и беззаботное настроение? -
Вы чувствительны к оскорблениям? -
Бывает ли так, что у вас наворачиваются на глаза слезы в театре, кино, в беседе и пр.? -
Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно до тех пор, пока не убедитесь еще раз, что все сделано правильно? -
В детстве вы были таким же отчаянным и смелым, как все ваши сверстники? -
Часто ли у вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни? -
Являетесь ли вы центром внимания в коллективе, компании? -
Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать? -
Вы серьезный человек? -
Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-либо? -
Предприимчивы ли вы? -
Вы быстро забываетесь, если вас кто-нибудь оскорбит? -
Мягкосердечны ли вы? -
Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало? -
Стремитесь ли вы считаться в числе лучших сотрудников, учеников? -
Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь? -
Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок? -
Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств? -
Любят ли вас ваши знакомые? -
Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности? -
У вас часто бывает несколько подавленное настроение? -
Бывали ли у вас хотя бы один раз истерики и нервные срывы? -
Трудно ли вам усидеть на одном месте? -
Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы? -
Можете ли вы зарезать курицу, овцу? -
Раздражает ли вас, если дома занавес, скатерть висят неровно, и вы сразу же стремитесь поправить их? -
В детстве вы боялись оставаться один дома? -
Часто ли у вас беспричинно меняется настроение? -
Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле? -
Быстро ли вы начинаете злиться и впадать в гнев? -
Можете ли вы быть совсем веселым? -
Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас? -
Как вы думаете, получился бы из вас ведущий, конферансье в концерте или представлении? -
Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно? -
Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятного ощущения? -
Любите ли вы работу, где необходима высокая личная ответственность? -
Склонны ли вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на ваш взгляд, несправедливо? -
Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал? -
Предпочитаете ли вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого ее качества? -
Общительный ли вы человек? -
В школе вы охотно декламировали стихи? -
Убегали ли вы в детстве из дома? -
Кажется ли вам жизнь трудной? -
Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были расстроены до того, что заниматься делом казалось просто невыносимо? -
Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора? -
Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению, если вас кто-нибудь обидел? -
Вы очень любите животных? -
Возвращаетесь ли вы для того, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке? -
Преследует ли вас неясная мысль о том, что с вами, с вашими близкими может случиться что-то страшное? -
Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво? -
Трудно ли вам докладывать, выступать перед аудиторией? -
Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбит? -
У вас большая потребность в общении с другими людьми? -
Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние? -
Вам нравится работа, требующая активной организаторской деятельности? -
Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий? -
Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах стоят слезы? -
Часто ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего и будущего крутятся у вас в голове? -
В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списывать? -
Требуется ли вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище? -
Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была на одном и том же месте? -
Бывает ли так, что перед сном у вас хорошее настроение, а утром вы встаете мрачным? -
Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям? -
Бывают ли у вас головные боли? -
Вы часто смеетесь? -
Можете ли вы быть приветливым с тем, кого явно не любите, не цените, не уважаете? -
Вы подвижный человек? -
Вы очень переживаете из-за несправедливости? -
Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом? -
Уходя из дому, или ложась спать, вы проверяете, погашен ли свет, заперты ли двери? -
Вы очень боязливы? -
Изменится ли ваше настроение при приеме алкоголя? -
Раньше вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может и сейчас участвуете? -
Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно? -
Часто ли вас тянет попутешествовать? -
Может ли ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью? -
Легко ли вам удается поднять настроение подчиненных, друзей? -
Долго ли вы переживаете обиду? -
Переживаете ли вы долгое время горести других людей? -
Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницы в вашей тетради, если в ней допускали помарки? -
Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью? -
Часто ли вы видите страшные сны? -
Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда? -
В веселой компании вы обычно веселы? -
Способны ли вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения? -
Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь? -
В беседе вы скупы на слова? -
Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, что забыли о том, что это только игра?
Обработка результатов.
Оценивание уровня акцентуированного выражения личности производится по ключу, и результаты отражаются на графике.
Ключ к методике.
Подсчитайте количество ответов «да» на одни указанные вопросы и количество ответов «нет» на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число.
-
Гипертимы. (умножить значение шкалы на три)
«да» 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
«нет» ------
-
Застревающие, ригидные (умножить значение шкалы на два)
«да» 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81
«нет» 12, 46, 59
-
Эмотивные, лабильные (умножить значение шкалы на три)
«да» 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79
«нет» 25
-
Педантичные (умножить значение шкалы на два)
«да» 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83
«нет» 36
-
Тревожные (умножить значение шкалы на три)
«да» 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82
«нет» 5
-
Циклотимные (умножить значение шкалы на три)
«да» 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
«нет»-------
-
Демонстративные (умножить значение шкалы на два)
«да» 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
«нет» 51
-
Неуравновешенные, возбудимые (умножить значение шкалы на три)
«да» 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
«нет»-------
-
Дистимичные (умножить значение шкалы на три)
«да» 9, 21, 43, 75, 87
«нет» 31, 53, 65
-
Экзальтированные (умножить значение шкалы на шесть)
«да» 10, 32, 54, 76
«нет» -------
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
12-24 | | | | | | | | | | | Ярко выраженная акцентуация | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | ||
8-11 | | | | | | | | | | | Среднее значение | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | ||
1-7 | | | | | | | | | | | Отсутствие Выраженности акцентуации | | | | | |
| Гип | Застр | Эм | Педант | Трев | Цикл | Дем | Возб | Дист | Экз | | | | | |
Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, то есть сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше обнаруженного среднего значения.
Исследование характерологических тенденций
Цель исследования: установить преобладающие характерологические тенденции личности.
Материал и оборудование: перечень 128 черт, предложенный Т.Лири для составления характерологического портрета человека, два регистрационных бланка и карандаши.
Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на втором – методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят экспериментатор и два испытуемых, желательно таких, которые знают друг друга хотя бы 1,5-2 месяца.
Методики исследования могут применяться последовательно то одним, то другим испытуемым, либо одновременно. В последнем случае важно, чтобы испытуемые были размещены не ближе чем 2 м друг от друга. Каждый из них получает перечень из 128 черт, регистрационный бланк и карандаш. Экспериментатор дает им инструкции и при одновременной работе двух испытуемых следит за соблюдением самостоятельности.
Инструкция первому испытуемому для самооценки черт характера: "Перед Вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые Вы с полной уверенностью можете отнести к себе, и обведите соответствующий номер черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть искренним и по возможности объективным".
Инструкция второму испытуемому для взаимооценки черт характера: "Перед Вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые Вы с полной уверенностью можете отнести к Н. (то есть первому испытуемому), и обведите номер соответствующей черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть по возможности объективным".
Перечень черт
1. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
2. Уверен в себе.
3. Пользуется уважением у других.
4. Не терпит, чтобы им командовали.
5. Откровенный.
6. Жалобщик.
7. Часто прибегает к помощи других.
8. Ищущий одобрения.
9. Доверчив и стремится радовать других.
10. Любит ответственность.
11. Производит впечатление значительности.
12. Обладает чувством достоинства,
13. Ободряющий.
14. Благодарный.
15. Злой, жестокий.
16. Хвастливый.
17. Своекорыстный.
18. Способен признать свою неправоту. 19 Деспотичный.
20. Умеет настоять на своем.
21. Великодушен, терпим к недостаткам.
22. Начальственно-повелительный.
23. Стремится покровительствовать.
24. Способен вызвать восхищение.
25. Предоставляет другим принимать решения.
26. Прощает все.
27. Кроткий.
28. Может проявить безразличие.
29. Бескорыстный.
30. Любит давать советы.
31. Зависимый, несамостоятельный.
32. Самоуверен и напорист.
33. Ожидает восхищения от каждого.
34. Часто печален.
35. На него трудно произвести впечатление.
36. Общительный и уживчивый.
37. Открытый и прямолинейный.
38. Озлобленный.
39. Любит подчиняться.
40. Распоряжается другими.
41. Способен быть критичным к себе.
42. Щедрый.
43. Всегда любезен в обращении.
44. Уступчивый.
45. Застенчивый.
46. Любит заботиться о других.
47. Думает только о себе.
48. Покладистый.
49. Отзывчивый к призывам о помощи.
50. Умеет распоряжаться, приказывать.
51. Часто разочаровывается.
52. Неумолимый, но беспристрастный.
53. Часто гневлив.
54. Критичен к другим.
55. Всегда дружелюбен.
56. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
57. Способен проявлять недоверие.
58. Очень почитает авторитеты.
59. Ревнивый.
60. Любит "поплакаться".
61. Робкий.
62. Обидчивый, щепетильный.
63. Часто недружелюбен.
64. Властный.
65. Безынициативный.
66. Способен быть суровым.
67. Деликатный.
68. Всем симпатизирует.
69. Деловитый, практичный.
70. Переполнен чрезмерным сочувствием.
71. Внимательный и ласковый.
72. Хитрый и расчетливый.
73. Дорожит мнением окружающих.
74. Надменный и самодовольный.
75. Чрезмерно доверчив.
76. Готов довериться любому.
77. Легко смущается.
78. Независимый.
79. Эгоистичный.
80. Нежный, мягкосердечный.
81. Легко поддается влиянию других.
82. Уважительный.
83. Производит впечатление на окружающих.
84. Добросердечный.
85. Охотно принимает советы.
86. Обладает талантом руководителя.
87. Легко попадает впросак.
88. Долго помнит обиды.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Проникнут духом противоречия.
91. Портит людей чрезмерной добротой.
92. Слишком снисходителен к окружающим.
93. Тщеславный.
94. Стремится снискать расположение каждого.
95. Восхищающийся, склонный к подражанию.
96. Охотно подчиняется.
97. Со всеми соглашается.
98. Заботится о других в ущерб себе.
99. Раздражительный.
100. Стыдливый.
101. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
102. Дружелюбный, доброжелательный.
103. Добрый, вселяющий уверенность.
104. Холодный, черствый.
105. Стремящийся к успеху.
106. Нетерпим к ошибкам других.
107. Благорасположенный ко всем без разбора.
108. Строгий, но справедливый.
109. Всех любит.
110. Любит, чтобы его опекали.
111. Почти никогда и никому не возражает.
112. Мягкотелый.
113. Другие думают о нем благосклонно.
114. Упрямый.
115. Стойкий и крутой, где надо.
116. Может быть искренним.
117. Скромный.
118. Способен сам позаботиться о себе.
119. Скептичен.
120. Язвительный, насмешливый.
121. Навязчивый.
122. Злопамятный.
123. Любит соревноваться.
124. Стремится ужиться с другими.
125. Неуверенный в себе.
126. Старается утешить каждого.
127. Самобичующий.
128. Бесчувственный, равнодушный.
Регистрационный бланк
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 31 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 44 | 44 | 45 |
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 |
91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 |
106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | | | | | | | |