Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия
1.2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них
1.3. Принципы, этапы формирования ассортимента
2.1. Организационно-экономический характер сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента
В 2013 г. стартовал ребрендинг, а также произошла смена позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 14 385 (данные на 30.06.19 г.). Чистая розничная выручка за 6 мес. 2019 г. составила 664 669 млн руб. Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» находится в управлении компании X5 Retail Group (рейтинг Fitch — BB+, рейтинг Moody’s — Bа1, рейтинг S&P — BB, рейтинг RAEX — ruAA). Сеть X5 Retail Group включает в себя супермаркеты «Перекрёсток», гипермаркеты «Карусель», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.
В августе 2014 года ОАО «Военторг» и Х5 запустили новый проект. «Военторг-Пятёрочка» открывается на торговых объектах «Военторга» — как в военных городках, так и в больших воинских частях и на гражданских территориях. В декабре 2014 года открылись первые универсамы «Военторг-Пятёрочка» в деревне Маринки Жуковского района Калужской области и в подмосковном посёлке Власиха. На июнь 2019 года открыто 58 магазинов «Военторг-Пятёрочка».
В апреле 2015 года X5 и Московский региональный союз потребительской кооперации заключили соглашение о сотрудничестве. Первый совместный магазин «РАЙПО-Пятёрочка» был открыт уже в июле 2015 года в селе Константиново Сергиево-Посадского района Московской области, десятый магазин открылся в октябре 2015 года в подмосковном Королёве.
В апреле 2017 года Х5 Retail Group и Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз) на базе объектов потребительских кооперативов начали создание сети «КООП-Пятёрочка». Кроме того, стороны договорились открывать в «Пятёрочках» фирменные отделы по продаже фермерской продукции и продукции потребительских кооперативов. X5 проводит реконструкцию магазинов Центросоюза и внедряет современные стандарты торговли. Также планируется использовать учебные заведения Центросоюза для подготовки кадров — логистов, товароведов, продавцов — для «Пятёрочки», а студентам Российского университета кооперации будет предоставлена возможность прохождения практики в Х5.
В июне 2017 года X5 Retail Group, Acmero Capital Limited и Marathon Group договорились о развитии универсальных комплексов по оказанию розничных услуг для пассажиров, открывая их около автостанций, аэропортов и железнодорожных вокзалов. Универсальные комплексы будут предоставлять комплекс современных услуг под одной крышей, среди которых: продуктовый магазин «Пятёрочка», аптека, кафе, билетная касса, постамат, банкомат и терминал по перечислению платежей и др.
Целями деятельности предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в промышленных товарах и товарах народного потребления. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Предметом деятельности сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) является:
- розничная торговля товарами народного потребления, в том числе табачными изделиями, продовольствием и алкогольной продукцией;
- экспорт и импорт товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции, а также продукции и оборудования научно-технического назначения;
- организация дистрибьюторской сети по продаже товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции в субъектах РФ;
- организация сети розничных торговых предприятий;
- выполнение экспедиционных и транспортных работ, необходимых для реализации товаров народного потребления;
- коммерческое посредничество и представительство;
- оказание снабженческих, сбытовых услуг (обслуживание по обеспечению приобретения и сбыта продукции, товаров и услуг, сырья, материалов, оборудования, специальной техники другого имущества в соответствии с действующим законодательством);
- маркетинговые услуги и консультации;
- предоставление информационно-аналитических услуг на основе банка данных информационно-экономического характера;
- оказание транспортных услуг населению и юридическим лицам;
- иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Все виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Для занятий отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, (торговля табачной и алкогольной продукцией) предприятие получило специальное разрешение (лицензию).
В настоящее время в г. Северодвинске открыто 8 магазинов торговой сети «Пятёрочка».
Основными потребителями продукции магазина является население и близлежащие организации.
Ассортимент товаров постоянно обновляется и расширяется, поскольку постоянно появляются новые товары, или новые модификации уже известных марок продукции.
Магазин строго следит за соблюдением правил торговли. На все товары имеются сертификаты качества, указаны сроки годности и реализации.
Сеть магазинов «Пятерочка» предлагает своим клиентам следующие услуги, которые позволяют выделить именно этот магазин из множества конкурентов:
- большой выбор традиционных и деликатесных товаров;
- высокое качество товаров;
- индивидуальный подход;
- качество обслуживания;
- лёгкость и быстрота совершения покупки;
- комфорт.
Именно эти критерии важны покупателям, а это главная ценность организации, ради которой данное предприятие работает на данном сегменте рынка.
В таблице 2.1 приведено сравнение сети магазинов «Пятерочка» и его конкурентов.
Таблица 2.1
Конкурентная среда сети магазинов «Пятерочка» (г. Северодвинск)
Наименование |
Специализация магазина |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
«Магнит» |
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
- удобное месторасположение- реклама - цены для любой категории населения |
- большие очереди в кассу - качество продуктов не всегда отвечает заявленным требованиям - качество обслуживания |
«Петровский» |
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
- ассортимент товаров - цены - круглосуточный график работы |
- большие очереди в кассу - качество обслуживания - удаленность |
«Гарант» |
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
- качество обслуживания - ассортимент, качество товара - грамотная консультация продавцов |
- завышение цен на некоторые категории товаров |
«Пятерочка» |
Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров |
- качество обслуживания - ассортимент - качество товара - реклама |
- парковка |
Конкурентами для предприятия сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) являются розничные сети, такие как «Петровский», «Магнит», «Гарант».
Отличием является то, что в сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) хорошее качество обслуживания, высокий уровень рекламы. Недостаток - отсутствие хорошей парковки для автомобилей, а также было бы очень хорошо, если бы магазин какие-то из магазинов сети работали ночью.
2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
Оборот торговой организации является одним из основных показателей ее деятельности, поэтому статистический анализ оборота имеет большое значение в работе торговых организаций.
Анализ ведется по показателю «выручка от продажи товаров», т.е. оборот за минусом НДС, акцизов и обязательных платежей. Источниками являются данные бухгалтерского и оперативного учета (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» строка 010, оборотно-сальдовая ведомость, оборотная ведомость по счету 41 и т.д.).
Ассортиментное предложение торговой сети насчитывает около 5 000 наименований. Также оно отличается высокой долей свежих продуктов и алкоголя, а также небольшой долей высококачественных сопутствующих товаров. При этом, несмотря на то, что сопутствующие товары занимают менее 5% всех торговых площадей, они обеспечивают более 9% товарооборота. Ведущими товарными категориями товаров по объему продаж являются алкоголь, фрукты и овощи, кулинария и молочные продукты, сыры, кондитерские товары. В каждую категорию продовольственных товаров входят деликатесные предложения. Их доля колеблется от 29% до 47%.
В таблице 2.2 приведён анализ товарооборота сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск).
Таблица 2.2.
Анализ структуры товарооборота сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)
Группа товаров |
Наименование товарных групп |
2017 год |
2018 год |
Темп роста, % |
Отклонение, (+/-) |
|||
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
Абсолютное, тыс. руб. |
Относительное, % |
|||
Продовольственные товары |
Фрукты и овощи |
7,1 |
391000 |
7,2 |
421000 |
104,2 |
30000 |
0,1 |
Готовая кулинария |
8,3 |
446150 |
8,2 |
456000 |
100,1 |
9850 |
-0,1 |
|
Бакалея |
6,0 |
302000 |
5,8 |
313000 |
100,9 |
11000 |
-0,2 |
|
Рыба |
7,8 |
444000 |
8,0 |
476000 |
105,9 |
32000 |
0,2 |
|
Мясные деликатесы |
8,5 |
500000 |
8,5 |
523000 |
102,5 |
23000 |
0 |
|
Сыры |
7,8 |
426000 |
7,9 |
467000 |
104,4 |
41000 |
0,1 |
|
Хлебобулочные изделия |
8,5 |
497000 |
8,4 |
514000 |
101,5 |
17000 |
-0,1 |
|
Торты и пирожные |
4,7 |
205000 |
4,6 |
217000 |
101,4 |
12000 |
-0,1 |
|
Кондитерские изделия |
7,8 |
396000 |
7,9 |
449000 |
105,2 |
53000 |
0,1 |
|
Алкоголь |
8,6 |
502000 |
8,5 |
514600 |
102,6 |
12600 |
-0,1 |
|
Соки и воды |
6,0 |
304000 |
6,0 |
314000 |
100,7 |
10000 |
0 |
|
Молочные товары |
7,1 |
390000 |
7,0 |
408000 |
101,5 |
18000 |
-0,1 |
|
Табачные изделия |
2,5 |
150000 |
2,5 |
154000 |
102,0 |
4000 |
0 |
|
ИТОГО по продтоварам |
90,6 |
4953150 |
90,5 |
5226600 |
102,5 |
273450 |
-0,2 |
|
Непродовольственные товары |
Бытовая химия |
2,8 |
213000 |
2,8 |
220000 |
103,3 |
7000 |
0 |
Средства личной гигиены |
2,0 |
152000 |
2,9 |
153000 |
100,7 |
1000 |
0 |
|
Игрушки |
1,7 |
133000 |
1,8 |
140000 |
105,3 |
7000 |
0,1 |
|
Посуда |
1,4 |
103500 |
1,4 |
111000 |
107,2 |
7500 |
0 |
|
Диски, фильмы |
1,5 |
112500 |
1,5 |
121000 |
107,6 |
8500 |
0 |
|
ИТОГО по непродтоварам |
9,4 |
714000 |
9,5 |
745000 |
104,8 |
31000 |
0,1 |
|
ИТОГО по двум группам |
100 |
5667150 |
100 |
5971600 |
103,7 |
304450 |
0,1 |
Из таблицы видно, что большая часть прибыли сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) – это выручка от продажи продовольственных товаров Так, по сравнению с 2017 она увеличилась с 4953150 руб. до 5226600 руб., в сумме 273450 руб.
Продажа непродовольственных товаров также оказывает влияние на прибыль. По сравнению с 2017 годом с 714000 руб. до 745000 руб. в 2018 г. Абсолютное отклонение составило 304450 руб. по двум группам. Темп роста составил 103,7%. Наибольший удельный вес пришелся на группы товаров:
- кондитерские изделия, их удельный вес составил -7,9%;
- алкоголь - 8,5%;
- хлебобулочные товары -8,4%;
- мясные деликатесы - 8,5%;
- рыба -8%.
Ассортиментная политика сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) является результатом целенаправленной деятельности в области товарного обеспечения рынка, основанной на долгосрочном планировании и регулировании ассортимента товаров сети, направленной на удовлетворение спроса потребителей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) и обеспечения рентабельности.
Основополагающими принципами формирования ассортиментного предложения сети являются:
- Сбалансированность, т.е. лучшие по качеству бренды во всех подгруппах товаров в каждой ценовой категории; популярные марки класса premium и деликатесов в каждой подгруппе товаров.
- Устойчивость/стабильность, т.е. бесперебойное наличие в реализации основного рабочего ассортимента магазинов.
- Динамичность, т.е. своевременное поступление новых марок и продуктов улучшенного качества; ротация за счет вывода из ассортимента слабооборачиваемых малодоходных позиций.
Ассортиментная политика сети реализуется категорийным менеджментом компании, который осуществляет целостное управление категориями товаров и относящимися к ним продуктам: от определения ассортиментного портфеля и закупки до контроля реализации в магазинах сети.
Валовой доход является основным источником формирования прибыли. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход выражается в тысячах рублей и в процентах.
За счет валового дохода возмещаются издержки обращения и образуется прибыль. Кроме стоимостной оценки валовой доход может быть выражен в процентах. Это уровень валового дохода, т.е. отношение валового дохода к обороту.
Валовой доход по сравнению с 2017 годом в 2018 году увеличился на 32500 тыс. руб. Темп роста составил113,7% (таблица 2.3).
Таблица 2.3.
Основные экономические показатели деятельности сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) за 2017-2018 гг.