Файл: Анализ структуры товарного ассортимента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров розничного предприятия

1.1. Понятие товарного ассортимента, классификация ассортимента товаров и услуг розничного предприятия

1.2. Показатели ассортимента и факторы, влияющие на них

1.3. Принципы, этапы формирования ассортимента

2. Анализ эффективности коммерческой деятельности при формировании ассортимента товаров розничных предприятий

2.1. Организационно-экономический характер сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)

2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)

3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров сети магазинов «Пятерочка» (г. Северодвинск)

3.1. Рекомендации по совершенствованию ассортимента

3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В 2013 г. стартовал ребрендинг, а также произошла смена позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 14 385 (данные на 30.06.19 г.). Чистая розничная выручка за 6 мес. 2019 г. составила 664 669 млн руб. Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» находится в управлении компании X5 Retail Group (рейтинг Fitch — BB+, рейтинг Moody’s — Bа1, рейтинг S&P — BB, рейтинг RAEX — ruAA). Сеть X5 Retail Group включает в себя супермаркеты «Перекрёсток», гипермаркеты «Карусель», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.

В августе 2014 года ОАО «Военторг» и Х5 запустили новый проект. «Военторг-Пятёрочка» открывается на торговых объектах «Военторга» — как в военных городках, так и в больших воинских частях и на гражданских территориях. В декабре 2014 года открылись первые универсамы «Военторг-Пятёрочка» в деревне Маринки Жуковского района Калужской области и в подмосковном посёлке Власиха. На июнь 2019 года открыто 58 магазинов «Военторг-Пятёрочка».

В апреле 2015 года X5 и Московский региональный союз потребительской кооперации заключили соглашение о сотрудничестве. Первый совместный магазин «РАЙПО-Пятёрочка» был открыт уже в июле 2015 года в селе Константиново Сергиево-Посадского района Московской области, десятый магазин открылся в октябре 2015 года в подмосковном Королёве.

В апреле 2017 года Х5 Retail Group и Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз) на базе объектов потребительских кооперативов начали создание сети «КООП-Пятёрочка». Кроме того, стороны договорились открывать в «Пятёрочках» фирменные отделы по продаже фермерской продукции и продукции потребительских кооперативов. X5 проводит реконструкцию магазинов Центросоюза и внедряет современные стандарты торговли. Также планируется использовать учебные заведения Центросоюза для подготовки кадров — логистов, товароведов, продавцов — для «Пятёрочки», а студентам Российского университета кооперации будет предоставлена возможность прохождения практики в Х5.

В июне 2017 года X5 Retail Group, Acmero Capital Limited и Marathon Group договорились о развитии универсальных комплексов по оказанию розничных услуг для пассажиров, открывая их около автостанций, аэропортов и железнодорожных вокзалов. Универсальные комплексы будут предоставлять комплекс современных услуг под одной крышей, среди которых: продуктовый магазин «Пятёрочка», аптека, кафе, билетная касса, постамат, банкомат и терминал по перечислению платежей и др.


Целями деятельности предприятия являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в промышленных товарах и товарах народного потребления. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Предметом деятельности сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) является:

- розничная торговля товарами народного потребления, в том числе табачными изделиями, продовольствием и алкогольной продукцией;

- экспорт и импорт товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции, а также продукции и оборудования научно-технического назначения;

- организация дистрибьюторской сети по продаже товаров народного потребления, в том числе табачных изделий, продовольствия и алкогольной продукции в субъектах РФ;

- организация сети розничных торговых предприятий;

- выполнение экспедиционных и транспортных работ, необходимых для реализации товаров народного потребления;

- коммерческое посредничество и представительство;

- оказание снабженческих, сбытовых услуг (обслуживание по обеспечению приобретения и сбыта продукции, товаров и услуг, сырья, материалов, оборудования, специальной техники другого имущества в соответствии с действующим законодательством);

- маркетинговые услуги и консультации;

- предоставление информационно-аналитических услуг на основе банка данных информационно-экономического характера;

- оказание транспортных услуг населению и юридическим лицам;

- иные виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Все виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Для занятий отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, (торговля табачной и алкогольной продукцией) предприятие получило специальное разрешение (лицензию).

В настоящее время в г. Северодвинске открыто 8 магазинов торговой сети «Пятёрочка».

Основными потребителями продукции магазина является население и близлежащие организации.

Ассортимент товаров постоянно обновляется и расширяется, поскольку постоянно появляются новые товары, или новые модификации уже известных марок продукции.

Магазин строго следит за соблюдением правил торговли. На все товары имеются сертификаты качества, указаны сроки годности и реализации.


Сеть магазинов «Пятерочка» предлагает своим клиентам следующие услуги, которые позволяют выделить именно этот магазин из множества конкурентов:

- большой выбор традиционных и деликатесных товаров;

- высокое качество товаров;

- индивидуальный подход;

- качество обслуживания;

- лёгкость и быстрота совершения покупки;

- комфорт.

Именно эти критерии важны покупателям, а это главная ценность организации, ради которой данное предприятие работает на данном сегменте рынка.

В таблице 2.1 приведено сравнение сети магазинов «Пятерочка» и его конкурентов.

Таблица 2.1

Конкурентная среда сети магазинов «Пятерочка» (г. Северодвинск)

Наименование

Специализация магазина

Сильные стороны

Слабые стороны

«Магнит»

Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров

- удобное месторасположение- реклама

- цены для любой категории населения

- большие очереди в кассу

- качество продуктов не всегда отвечает заявленным требованиям

- качество обслуживания

«Петровский»

Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров

- ассортимент товаров

- цены

- круглосуточный график работы

- большие очереди в кассу

- качество обслуживания

- удаленность

«Гарант»

Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров

- качество обслуживания

- ассортимент, качество товара

- грамотная консультация продавцов

- завышение цен на некоторые категории товаров

«Пятерочка»

Розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров

- качество обслуживания

- ассортимент

- качество товара

- реклама

- парковка

Конкурентами для предприятия сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) являются розничные сети, такие как «Петровский», «Магнит», «Гарант».

Отличием является то, что в сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) хорошее качество обслуживания, высокий уровень рекламы. Недостаток - отсутствие хорошей парковки для автомобилей, а также было бы очень хорошо, если бы магазин какие-то из магазинов сети работали ночью.


2.2. Анализ экономических показателей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)

Оборот торговой организации является одним из основных показателей ее деятельности, поэтому статистический анализ оборота имеет большое значение в работе торговых организаций.

Анализ ведется по показателю «выручка от продажи товаров», т.е. оборот за минусом НДС, акцизов и обязательных платежей. Источниками являются данные бухгалтерского и оперативного учета (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» строка 010, оборотно-сальдовая ведомость, оборотная ведомость по счету 41 и т.д.).

Ассортиментное предложение торговой сети насчитывает около 5 000 наименований. Также оно отличается высокой долей свежих продуктов и алкоголя, а также небольшой долей высококачественных сопутствующих товаров. При этом, несмотря на то, что сопутствующие товары занимают менее 5% всех торговых площадей, они обеспечивают более 9% товарооборота. Ведущими товарными категориями товаров по объему продаж являются алкоголь, фрукты и овощи, кулинария и молочные продукты, сыры, кондитерские товары. В каждую категорию продовольственных товаров входят деликатесные предложения. Их доля колеблется от 29% до 47%.

В таблице 2.2 приведён анализ товарооборота сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск).

Таблица 2.2.

Анализ структуры товарооборота сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск)

Группа товаров

Наименование товарных групп

2017 год

2018 год

Темп роста, %

Отклонение, (+/-)

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

Абсолютное, тыс. руб.

Относительное, %

Продовольственные товары

Фрукты и овощи

7,1

391000

7,2

421000

104,2

30000

0,1

Готовая кулинария

8,3

446150

8,2

456000

100,1

9850

-0,1

Бакалея

6,0

302000

5,8

313000

100,9

11000

-0,2

Рыба

7,8

444000

8,0

476000

105,9

32000

0,2

Мясные деликатесы

8,5

500000

8,5

523000

102,5

23000

0

Сыры

7,8

426000

7,9

467000

104,4

41000

0,1

Хлебобулочные изделия

8,5

497000

8,4

514000

101,5

17000

-0,1

Торты и пирожные

4,7

205000

4,6

217000

101,4

12000

-0,1

Кондитерские изделия

7,8

396000

7,9

449000

105,2

53000

0,1

Алкоголь

8,6

502000

8,5

514600

102,6

12600

-0,1

Соки и воды

6,0

304000

6,0

314000

100,7

10000

0

Молочные товары

7,1

390000

7,0

408000

101,5

18000

-0,1

Табачные изделия

2,5

150000

2,5

154000

102,0

4000

0

ИТОГО по продтоварам

90,6

4953150

90,5

5226600

102,5

273450

-0,2

Непродовольственные товары

Бытовая химия

2,8

213000

2,8

220000

103,3

7000

0

Средства личной гигиены

2,0

152000

2,9

153000

100,7

1000

0

Игрушки

1,7

133000

1,8

140000

105,3

7000

0,1

Посуда

1,4

103500

1,4

111000

107,2

7500

0

Диски, фильмы

1,5

112500

1,5

121000

107,6

8500

0

ИТОГО по непродтоварам

9,4

714000

9,5

745000

104,8

31000

0,1

ИТОГО по двум группам

100

5667150

100

5971600

103,7

304450

0,1


Из таблицы видно, что большая часть прибыли сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) – это выручка от продажи продовольственных товаров Так, по сравнению с 2017 она увеличилась с 4953150 руб. до 5226600 руб., в сумме 273450 руб.

Продажа непродовольственных товаров также оказывает влияние на прибыль. По сравнению с 2017 годом с 714000 руб. до 745000 руб. в 2018 г. Абсолютное отклонение составило 304450 руб. по двум группам. Темп роста составил 103,7%. Наибольший удельный вес пришелся на группы товаров:

- кондитерские изделия, их удельный вес составил -7,9%;

- алкоголь - 8,5%;

- хлебобулочные товары -8,4%;

- мясные деликатесы - 8,5%;

- рыба -8%.

Ассортиментная политика сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) является результатом целенаправленной деятельности в области товарного обеспечения рынка, основанной на долгосрочном планировании и регулировании ассортимента товаров сети, направленной на удовлетворение спроса потребителей сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) и обеспечения рентабельности.

Основополагающими принципами формирования ассортиментного предложения сети являются:

- Сбалансированность, т.е. лучшие по качеству бренды во всех подгруппах товаров в каждой ценовой категории; популярные марки класса premium и деликатесов в каждой подгруппе товаров.

- Устойчивость/стабильность, т.е. бесперебойное наличие в реализации основного рабочего ассортимента магазинов.

- Динамичность, т.е. своевременное поступление новых марок и продуктов улучшенного качества; ротация за счет вывода из ассортимента слабооборачиваемых малодоходных позиций.

Ассортиментная политика сети реализуется категорийным менеджментом компании, который осуществляет целостное управление категориями товаров и относящимися к ним продуктам: от определения ассортиментного портфеля и закупки до контроля реализации в магазинах сети.

Валовой доход является основным источником формирования прибыли. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход выражается в тысячах рублей и в процентах.

За счет валового дохода возмещаются издержки обращения и образуется прибыль. Кроме стоимостной оценки валовой доход может быть выражен в процентах. Это уровень валового дохода, т.е. отношение валового дохода к обороту.

Валовой доход по сравнению с 2017 годом в 2018 году увеличился на 32500 тыс. руб. Темп роста составил113,7% (таблица 2.3).

Таблица 2.3.

Основные экономические показатели деятельности сети магазинов «Пятёрочка» (г. Северодвинск) за 2017-2018 гг.