Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине (модулю) Методы оптимальных решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 163  2(20) = 8; клетка на пересечении второй строки и третьего столбца:

«3»

2

4

3

33  42 = 1;

клетка на пересечении третьей строки и третьего столбца:

«3»

2





4

5

53  42 = 7;

клетка на пересечении четвертой строки и третьего столбца:

«3»

2





- 20

- 18

 183  (20)2 = 14;

клетка на пересечении второй строки и четвертого столбца:

«3»



20

4



40

403  420 = 40;

клетка на пересечении третьей строки и четвертого столбца:

«3»



20







4



24

243  420 = 8;

клетка на пересечении четвертой строки и четвертого столбца:

«3»



20







- 20



0

03  (20) 20= 400.

Таким образом, получаем следующую таблицу:




yбаз

y4

y5

y6



yсв

xсв

xбаз

- x1

- x2

- x3

bi

y1

x4

2

2

«3»

1

2

2

20

20

y2

x5

6

10

4

-4

3

1

40

40

y3

x6

2

-2

4

-4

5

7

24

-8

cj



- 16

-8

- 20

20

- 18

-14

0

400


7. Построение новой симплекс-таблицы.

Правила построения новой симплекс-таблицы

Изменяют базисные переменные: меняют местами переменные из разрешающей строки и разрешающего столбца. Элементы из нижних клеток предыдущей симплекс-таблицы делят на верхний разрешающий элемент и записывают на соответствующие места в верхние клетки новой симплекс-таблицы.

Если в новой таблице в строке есть отрицательные элементы, то следует сделать следующий шаг симплекс-метода. (Нецелесообразно выбирать за разрешающую строку – те же строки, что и на предыдущих шагах).

Если в новой таблице в строке нет отрицательных элементов, а в столбце свободных членов остались отрицательные элементы, то строка с отрицательным значением выбирается за разрешающую, и выполняется следующий шаг симплекс-метода.

Если в строке есть нулевой элемент, то это признак альтернативного оптимума для ПЗЛП. Для нахождения альтернативного решения выполняется еще один шаг симплекс-метода: Столбец с нулевым элементом в строке выбирается за разрешающий. Находят неотрицательные отношения столбца свободных членов к соответствующим элементам разрешающего столбца. Из полученных отношений выбирают минимальное неотрицательное отношение – это разрешающая строка, разрешающий элемент найден. Затем выполняют еще один шаг симплекс-метода.

Если в столбце есть нулевой элемент, то это признак альтернативного оптимума для ДЗЛП. Для нахождения альтернативного решения выполняется еще один шаг симплекс-метода. При этом строка с нулевым элементом в столбце выбирается за разрешающую.

Переходим к следующей симплекс-таблице. При этом в первую строку включается пара переменных х2

, у5, соответствующих разрешающему столбцу, а во второй столбец вводится пара переменных х4, у1, соответствующая разрешающей строке. Верхние части клеток заполняются элементами, полученными в результате деления соответствующих (стоящих на аналогичном месте) элементов из предыдущей таблицы в нижних частях клеток на разрешающий элемент «3»:




yбаз

y4

y1

y6



yсв

xсв

xбаз

- x1

- x4

- x3

bi

y5

x2

2/3



1/3



2/3



20/3



y2

x5

10/3



-4/3



1/3



40/3



y3

x6

-2/3



-4/3



7/3



-8/3



cj



-8/3



20/3



-14/3



400/3



Решение ПЗЛП на втором шаге двойственного симплекс-метода также выписывается по строкам: = (0, 20/3, 0, 0, 40/3, 8/3), = 400/3, решение ДЗЛП выписывается по столбцам: = (20/3, 0, 0, 8/3, 0, 14/3), = 400/3. Данное решение также не оптимальное, поскольку в строке
еще остались отрицательные элементы. Необходимо продолжить поиск оптимального решения.

В строке выбираем отрицательный элемент «8/3». Над ним выбираем положительный, предпочтительнее «10/3», поскольку первая строка была выбрана на предыдущем шаге метода, следовательно, вторая строка – разрешающая (выделена жирным шрифтом):




yбаз

y4

y1

y6



yсв

xсв

xбаз

- x1

- x4

- x3

bi

y5

x2

2/3



1/3



2/3



20/3



y2

x5

«10/3»



-4/3



1/3



40/3



y3

x6

-2/3



-4/3



7/3



-8/3



cj



-8/3



20/3



-14/3



400/3













-


Находим максимальное отношение среди отношений элементов в строке целевой функции к соответствующим элементам разрешающей строки

. Разрешающий столбец – первый, поскольку максимальное отношение соответствует ему.

Разрешающий элемент «10/3» находится на пересечении разрешающей строки и разрешающего столбца.

Заполнение нижних частей клеток осуществляется аналогично рассмотренному выше. Получаем следующую таблицу:




yбаз

y4

y1

y6



yсв

xсв

xбаз

- x1

- x4

- x3

bi

y5

x2

2/3

-2/3

1/3

2

2/3

2

20/3

40/3

y2

x5

«10/3»

1

-4/3

-4/3

1/3

1/3

40/3

40/3

y3

x6

-2/3

2/3

-4/3

-16/3

7/3

8

-8/3

0

cj



-8/3

8/3

20/3

56/3

-14/3

44/3

400/3

1440/3

Переходим к следующей симплекс-таблице. При этом во вторую строку включается пара переменных х1, у4, соответствующих разрешающему столбцу, а в первый столбец вводится пара переменных