Файл: Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине (модулю) Методы оптимальных решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
х5, у2, соответствующая разрешающей строке. Клетки следующей таблицы заполняются элементами, полученными в результате деления соответствующих элементов из предыдущей таблицы в нижних частях клеток на разрешающий элемент «10/3». Поскольку в нижних частях клеток таблицы все элементы положительные и разрешающий элемент также положительный, то в следующей таблице будет получено оптимальное решение и нет необходимости делить на две части клетки в последней таблице. Однако следует отметить, что в третьей строке в столбце bi есть нулевой элемент. Это свидетельствует о том, что двойственная задача имеет альтернативные решения:




yбаз

y2

y1

y6



yсв

xсв

xбаз

- x5

- x4

- x3

bi

y5

x2

1/5

3/5

3/5

4

y4

x1

3/10

2/5

1/10

4

y3

x6

1/5

8/5

12/5

0

cj



4/5

28/5

22/5

144


Оптимальное решение ПЗЛП: = (4, 4, 0, 0, 0, 0), = 144, оптимальное решение ДЗЛП: = (28/5, 4/5, 0, 0, 22/5), = 144.


Данное решение аналогично решению, полученному в соответствии с методом одновременного решения пары взаимно двойственных задач для ПЗЛП и совпадает с решением ДЗЛП в отношении значения целевой функции. Однако поскольку ДЗЛП имеет альтернативные решения, то полученное в результате расчета решение является альтернативным по отношению к полученному первым методом.

Остальные этапы задания выполняются аналогично рассмотренным выше.

3.2.2. Обоснование оптимального плана перевозок

На четырех базах (пунктах отправления) A1, A2, A3, A4находится однородный груз в количествах, соответственно равных а1, а2, а3 и а4 единицам. Этот груз требуется перевести в три пункта назначения B1, B2, B3, B4соответственно в количествах b1, b2, b3 и b4. единиц. Стоимость перевозки единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения составляет cij денежных единиц. Определить оптимальный план перевозок, при котором общая стоимость перевозок будет минимальной.

Обязательные требования к решению задачи.

1. Проверить разрешимость транспортной задачи. Если задача не разрешима, свести ее к закрытой задаче введением фиктивного пункта отправления (поставщика) или пункта назначения (потребителя).

2. Построить экономико-математическую модель транспортной задачи.

3. Найти начальное решение транспортной задачи и проверить его на вырожденность.

4. Решить транспортную задачу методом потенциалов.

5. Решить транспортную задачу в среде Microsoft Exсel, приложить отчет.

Исходные данные варианта 0:

Стоимость перевозки

В1

В2

В3

В4

Запасы

А1

с11 = 6

с12 = 10

с13 = 7

с14 = 5

а1 = 14

А2

с21 = 10

с22 = 7

с23 = 6

с24 = 9

а2 = 11

А3

с31 = 13

с32 = 14

с33 = 5

с34 = 7

а3 = 20

А4

с41 = 5

с42 = 10

с43 = 6

с44 = 4

а4 = 21

Потребности

b1 = 15

b2 = 16

b3 = 15

b4 = 20

-



1. Проверка разрешимости транспортной задачи

Условие разрешимости транспортной задачи

Если сумма запасов груза равна суммарной потребности в нем: , то транспортная задача является закрытой.

Если сумма запасов не совпадает с суммой потребностей: , то транспортная задача является открытой. При этом возможны два варианта:

а) если , то объем запасов превышает объем потребления, все потребители будут удовлетворены полностью и часть запасов останется не вывезенной. Для решения задачи вводят фиктивного (n + 1) потребителя, потребности которого .

б) если , то объем потребления превышает объем запасов, часть потребностей останется неудовлетворенной. Для решения такой задачи вводят фиктивного (m+ 1) поставщика, запас которого .

Проверим условие разрешимости транспортной задачи: .

15 + 16 + 15 + 20 = 14 + 11 + 20 + 21; 66 = 66

Условие разрешимости транспортной задачи выполнено.
2. Экономико-математическая модель транспортной задачи.
Обозначим xij – количество груза, перевозимого из пункта Аi в пункт Bj:


Объем

перевозок

В1

В2

В3

В4

Запасы

А1

6

х11

10

х12

7

х13

5

х14

а1 = 14

А2

10

х21

7

х22

6

х23

9

х24

а2 = 11

А3

13

х31

14

х32

5

х33

7

х34

а3 = 20

А4

5

х41

10

х42

6

х43

4

х44

а4 = 21

Потребности

b1 = 15

b2 = 16

b3 = 15

b4 = 20

-



Примечание. В правом верхнем углу каждой клетки приведены значения тарифа cij на перевозку единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения.

Математическая модель транспортной задачи имеет вид



при ограничениях:



.

Таким образом, целевая функция прямой транспортной задачи имеет вид



Ограничения транспортной задачи:



.

Двойственная транспортная задача имеет вид:



при ограничениях:



Где потенциалы, , т.е. могут быть положительными, отрицательными или равными нулю.

3. Начальное решение транспортной задачи

Найдем исходное опорное решение по методу минимальной стоимости. Для этого заполним распределительную таблицу:

bj

ai

1

2

3

4

15/

16/

15/

20/

1

14/

6


10


7


5

-

2

11/

10


7


6


9

-

3

20/

13


14


5


7

-

4

21/

5


10


6


4



Метод минимальной стоимости нахождения начального решения транспортной задачи

В соответствии с методом минимальной стоимости грузы распределяются в первую очередь в те клетки, которым соответствует минимальный тариф перевозок сij. При этом объем поставки, вносимый в клетку, определяется как минимальное значение среди значений запаса и потребности: xij = min(ai, bj).

Далее поставки распределяются в незанятые клетки с наименьшими тарифами с учетом оставшихся запасов у поставщиков и удовлетворения спроса потребителей.

В случае нескольких клеток с одинаковыми значениями тарифов в первую очередь поставки распределяются в клетку с максимально возможной поставкой.

Процесс распределения продолжают до тех пор, пока все грузы от поставщиков не будут вывезены, а потребители не будут удовлетворены.

Минимальное значение имеет тариф перевозки от четвертого поставщика к четвертому потребителю с44 = 4, т.е. клетка (4, 4). В данную клетку вносится значение поставки, представляющее собой минимальное значение из значений запаса у четвертого поставщика и потребности у четвертого потребителя, т.е. min (21, 20) = 20. Это первая из искомых поставок х44 = 20.

Поскольку потребность четвертого поставщика поставкой х44 = 20 полностью удовлетворена, то потребность обнуляется, а в остальных клетках четвертого столбца проставляется прочерк – в эти клетки другое поставки вноситься не будут.

У четвертого поставщика остается еще одна единица груза (21 – 20 = 1), которая подлежит дальнейшему распределению:

bj

ai

1

2

3

4

15/

16/

15/

20/0

1

14/

6


10





5

-

2

11/

10


7





9

-

3

20/5/

13


14





7

-

4

21/1/

5


10

-

6

-

4

20