Файл: Конспект Лидерство Тема Введение в теоретические основы лидерства Вопрос Введение в теоретические основы лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Семейное «Я».

Отношения между родителями оказывают огромное влияние на

поведение любого взрослого человека, и лидер здесь не исключение.

Некоторые люди преодолевают ранние травмы и конфликты, другие – нет

и, становясь лидерами, переносят фрустрации из своего детства на свое

окружение.

5. Психологическое «Я».

Составляет представления лидера о своем внутреннем мире,

фантазиях и мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах и прочие. Страдает ли

лидер от осознания собственных страхов или относится к этому спокойно

и даже с юмором. Это проявляется в его поведении, особенно в периоды

ослабления самоконтроля.

6. Преодолевающее конфликты «Я».

Это представления лидера о своей способности к творческому

преодолению конфликтов. Как и у обычных людей, у лидеров нет

врожденного иммунитета к внешним и внутренним конфликтам, в том

числе невротическим. Перед лидером стоит задача нахождения новых

решений для старых проблем. Он должен обладать достаточными

знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему. Ему важно быть

достаточно уверенным в самом себе при принятии решений, чтобы суметь

передать эту уверенность другим.

Еще один значимый аспект преодолевающего конфликты

Я – это осознание лидером своей способности преодолевать стрессы, связанные с

этой самой его социальной ролью. Известно, что стрессы приводят к

достаточно тяжелым симптомам, которые могут серьезно ограничить

интеллектуальные и поведенческие возможности лидера.

Перечисленные составляющие «Я-концепции» не исчерпывают всей

ее сущности. Как и у любого другого индивида, сложность «Я-концепции»

у лидера может быть различной – от самой низкой до высокой.

Сложность «Я–концепции» связана с восприятием сходства с другими людьми, и чем

более сложна «Я-концепция», тем больше вероятность того, что лидер

воспримет информацию от других. Лидеры с высокой сложностью «Яконцепции» легче, чем лидеры с низкой сложностью «Я-концепции»,

ассимилируют как позитивную, так и негативную информацию и

реагируют на ситуацию на основе обратной связи.

6

Вопрос 4. Группы лидеров.

Некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во

власти или в других личностных ценностях, например, уважении, как в


средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки.

Личные ценности или потребности такого рода могут быть рассмотрены

как эго-мотивы, поскольку они – часть эго-системы личности.

Эго – один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда.

Социальные психологи установили, что всех лидеров можно

разделить на 3 группы в зависимости от их самооценки:

1. Лидер с низкой самооценкой.

Более зависим от других людей. Чем ниже самооценка, тем хуже

лидер реагирует на ситуацию, тем выше его реактивность. Он более

чувствителен к обратной связи и изменяет свою самооценку в зависимости

от одобрения или неодобрения других.

Лидер с заниженной самооценкой

испытывает постоянное недовольство собой, это может быть той силой,

что толкает его на преодоление новых барьеров. Он будто все время

доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако преодоление

барьеров его уже не радует. И он стремится к новым, чтобы вновь

удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка

толкает лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения,

экстравагантные решения. Нередко именно политика для таких лидеров

оказывается сферой, где им удается самоутвердиться, компенсировать

заниженную самооценку. Стремление к власти такого лидера нередко и

есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки.

Низкую самооценку могут составлять 5 субъективных негативных

чувств в отношении себя в различных комбинациях:

 чувство собственной незначительности;

 чувство моральной неполноценности;

 чувство слабости;

 чувство посредственности;

 чувство интеллектуальной неадекватности.

2. Лидер с высокой самооценкой.

Менее зависим от внешних обстоятельств. Имеет более стабильные

внутренние стандарты, на которых и основывает свою самооценку. Лидер

с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, не

замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение. Он упивается

собственным успехом и относится к критике как к нападкам завистников.

У него нарушена обратная связь между ним самим, его деятельностью, и

поведением.

7

3. Лидер с адекватной самооценкой.

Наилучший вариант для такой социальной роли. Его деятельность и

поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная

связь между последствиями его деятельности и поведения и ним самим



работает надежно. Такой лидер уважительно и высоко оценивает других

лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твердо знает

собственную цену, считает себя не хуже других. В совместной

деятельности он выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду

и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами.

Лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведет себя в

соответствии собственной «Я-концепцией». Поведение лидера зависит от

того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он

взаимодействует.

Вопрос 5. Сценарий успеха и неудач.

Сценарий – это жизненный план, созданный самим человеком в

детстве.

Психиатр, основатель направления «Транзактный» анализ Эрик Берн

писал: «В психологии детство считается важнейшим периодом: психика

развивается активно, каждый день усваивается новый опыт, который

определяет особенности жизнедеятельности на много лет вперед,

закладываются глубинные установки, формируется сценарий

жизнедеятельности и ухода из жизни уже к 5-6 годам».

Берн доказал, что ребенок принимает так называемые «сценарные»

решения под влиянием условий среды и родительских предписания

(комплекса запретов и разрешений, полученных от родителей).

Ребенок не просто познает окружающий мир – он его постоянно оценивает, тестирует

и делает выводы, которые становятся «сценарными решениями». К

взрослой жизни мы уже приходим «подготовленные» детством.

В традициях «транзактного» анализа положительное отношения к

себе обозначается Я(+), отрицательное – Я(-).

Самым печальным считается сценарий на основе базовой позиции Я(-) – Другие(-).

Еще один неудачный сценарий Я(-) – Другие (+) – негативные

установки о себе, а о других и мире положительные. Это жизнь с позицией

самообвинения, низкой самооценки, приниженности перед другими. Такой

человек живет вполне нормальной жизнью, но он постоянно недоволен ей,

боится что-то менять, берет на себя чужую ответственность, легко

поддается манипуляциям, часто становиться жертвой обмана, и говорит

себе, что сам во всем виноват.

На основе тревоги нет возможности выстроить сценарий достижений

и успеха. Тревожному человеку хочется спрятаться и не высовываться,

обрести иллюзию стабильность. Ради этого он приносит в жертву свои

желания.

8

Сценарий стоит «переписать», если Вы хотите познать и освоить


новые грани жизни. Пока вы живете в сценарии, свободы выбора у вас нет,

вы действуете на автомате, и всегда получаете один и тот же результат

(скорее всего, негативный). Сценарный шаблон живет в вашем

бессознательном и просто усилия воли недостаточно для изменений.

Вопрос 6. Сценарий в действии.

От чего зависит качество жизни человека? Уверенный в себе скажет:

«Конечно же, от меня самого». И будет отчасти не прав: в жизни

присутствуют также наследственный фактор, внешние события,

неосознанные сценарии. Если в раннем детстве вы решили жить до ста лет,

то не факт, что это произойдет. Осуществлению этого плана может

помешать все что угодно. При этом жизненно важные решения редко

оказываются несценарными. Как же понять работу сценария? Во-первых,

если вы действуете исходя из непонятных вам соображений, значит, вы

придерживаетесь какого-то неосознаваемого сценария. Во-вторых, если вы

постоянно попадаете в похожие ситуации с неблагоприятным исходом,

значит, вы, согласно собственному скрытому плану, эти ситуации сами

выстраиваете.

Из привычного сценария можно выйти. Для этого нужно выявить

основную схему, по которой разворачивается ваш сценарий. Тогда ее

можно сломать. Как? Действуйте с точностью до наоборот: разрыв

шаблонов приводит к хорошим результатам. Действия, направленные

вразрез схеме сценария, каждый раз будут ослаблять ее. К собственному

сценарию легко пробраться с помощью анализа своих снов, фантазий и

любимых детских сказок. Обычно вместе со сценарными воспоминаниями

возникают сильные эмоции и переживания.

1. Вспомните, кто был вашим любимым героем (книги, фильма,

мифа) в детстве? Мысленно войдите в образ этого персонажа и от его лица

расскажите о себе.

Например: «Я – джин. Моя задача – исполнять любые желания

людей. Мне много лет, я живу в заточении, до тех пор, пока кто-то не

найдет меня и не вызволит из кувшина». Рассказывайте о себе, пока не

иссякнет фантазия. Не редактируйте сказанное – пусть все происходит

само собой.

2. Расскажите свою любимую сказку, басню, миф. Это должно быть

самое первое произведение, которое придет вам в голову. При рассказе вы

можете становиться каждым из упоминаемых персонажей.

Например: «Однажды Машенька пошла в лес и заблудилась. Она

долго плутала по лесу и вдруг увидела избушку. А жили в той избушке три

медведя...»


9

3. Вспомните свой последний сон либо тот, который очень часто

повторяется. Расскажите этот сон в настоящем времени. Повествование

должно быть от имени каждого человека или предмета, присутствующего

в данном сне.

4. Выберите в комнате, в которой вы находитесь, нечто. Пусть это

будет первый предмет, на который упадет ваш взгляд. Мысленно станьте

этим предметом и расскажите о себе от его лица.

Например: «Я – степлер из дорогого канцелярского набора. Мой

массивный вид внушает людям доверие и надежность. Однако это не

мешает им пользоваться мною по своему усмотрению...»

5. Посмотрите спектакль о своей жизни. Расслабьтесь, закройте глаза

и попробуйте ответить на следующие вопросы. Какой спектакль вы будете

смотреть, комедию или трагедию? Какой он: смешной, грустный,

серьезный, ироничный, обычный? Оглянитесь на театральный зал: пуст он

или полон? Как называется ваш спектакль? Итак, занавес открывается.

Первая сцена – самое первое ваше воспоминание. Что вы видите

вокруг себя? Какие лица у окружающих вас людей? Или их нет совсем?

Какие ощущения в вашем теле?

Вторая сцена: вы ребенок от 3 до 6 лет. Где вы? Что с вами

происходит? Кто вокруг вас? Что вы видите, слышите, чувствуете?

Третья сцена: Вы подросток 10-16 лет. Ваше первое воспоминание?

Расскажите о том, что видите.

Четвертая сцена: Вам столько же лет, сколько сейчас. Что вы видите?

Пятая сцена: прошло 10 лет. Что произошло с вами? Что изменилось

за эти годы?

Шестая сцена: Сцена смерти. Сколько вам лет? Что там происходит?

Затем вернитесь в настоящее и откройте глаза. Попробуйте описать свои

переживания от созданного вами же спектакля. Что вы узнали о своем

сценарии? Кто вы по жизни? Победитель? Проигравший? Середнячок?

Вопрос 7. Мужское и женское лидерство.

Мужской стиль лидерства.

Образу идеального лидера в мужском лице часто приписывают

волевые качества. Но этот образ давно устарел. Современный мужчиналидер развивает в себе как мужской, так и женский полюс.

Известно, что идеальная личность гармонично сочетает в себе два

противоположных полюса. Значительный перевес мужского компонента в

мужчине приводит к чрезмерной жесткости, слепой целеустремленности и