Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, на которые условно разделено звездное небо. Они помогают астрономам точнее указывать местоположение небесных тел, например, за кометой удобнее наблюдать, если точно знать, в каком созвездии она сейчас находится.
Особое место среди созвездий занимают зодиакальные созвездия. Эти созвездия сменяют друг друга на небе каждый месяц. Солнце по очереди проходит на фоне каждого из них.
Многие из созвездий видны только в телескоп. Лишь 30 из них можно рассмотреть на звездном небе невооруженным глазом. Мы можем увидеть Ориона, Пегаса, Кассиопею, Возничего и Большую Медведицу - она занимает самый большой участок звездного неба нашего Северного полушария.
Главные созвездия необходимо знать не только ученым, но и морякам, летчикам, путешественникам. Звезды всегда помогут найти правильный путь даже в незнакомой местности.
- Сейчас мы узнаем с вами, какими же отличительными особенностями обладают звезды. Однако, с некоторыми из них я познакомила вас сейчас. Назовите их.
Белый карлик.Практически все звезды завершают свою эволюцию превращением в белых карликов.
В конце своей жизни они начинают сжиматься, уменьшаясь в сотни раз от своего первоначального размера. При этом они обретают плотность, превосходящую плотность воды в миллион раз. Однако, теряют источники энергии и постепенно остывают. Такую участь ждет и наше Солнце (но сейчас его относят к типу желтых карликов).
Красный гигант.Тип звезд, имеющих относительно низкую температуру (3-5 тысяч градусов), но при этом обладающие огромной светимостью.
Черные дыры. Черная дыра состоит из очень плотного сжатого вещества (иногда эта звезда превращается в точку!) и обладает громадной силой притяжения.
- Также существуют и другие типы звезд, различающиеся по практически тем же особенностям.
Звезды различают по таким параметрам, как масса, размер и светимость. Цвет их изменяется от красного до голубого. И чем ближе к голубому - тем выше температура космического объекта.
Красный (класс M) - 2000-3500 градусов.
Оранжевый (класс K) - от 3500 до 5000 градусов.
Желтый (класс G) - 5-6 тысяч градусов. К данному типу относится и наше Солнце.
Желто-белый (класс F) - от 6000 К до 7500 К.
Белый (класс A) - 7500 К - 10000 К.
Бело-голубой (класс B) - 10-30 тысяч градусов.
Голубой (класс O) - 30-60 тысяч К.
Коричневый карлик. Это тип звезд, которые на излучение тратят больше энергии, чем получают в результате ядерной реакции. Их температура около 300-500 градусов.
Типа Вольфа - Райе.
Класс звезд, обладающих очень высокой температурой и светимостью.
Сверхновые. Это те звезды, которые закачивают свой цикл взрывным процессом. Если в спектре такой вспышки присутствуют линии водорода - это Сверхновая 2 типа, если нет - 1 типа.
Новые. Это Сверхновые, вспышка которых гораздо слабее - не такая яркая, и выделяет не так много энергии.
Гиперновые. Это очень большие Сверхновые.
Или, другими словами, Гиперновые - это очень большие и тяжелые звезды (более 100 масс Солнца), оканчивающие свою эволюцию взрывом.
Яркие голубые переменные (ЯГП). Очень яркие гигантские звезды, еще и пульсирующие при этом. Их сияние может быть, представьте только, в миллион раз сильнее солнечного.
Полагают, это объясняется тем, что звезды такого типа сбрасывают излишки энергии - отсюда и такое яркое сияние.
Ультраяркие рентгеновские источники. Это тип звезд, имеющих очень сильное излучение, но только в рентгеновском диапазоне.
Нейтронные звезды. Это тип звезд, сжатие Ядра которых не прекращается до тех пор, пока практически все частицы не превратятся в нейтроны.
Масса таких звезд превосходит массу Солнца в полтора - три раза, но их диаметр при этом около 10 км. Это насколько же высокой плотностью они обладают?!
IV. Рефлексия.
- С какими понятиями мы сегодня познакомились?
Звезды, созвездия.
- Перечислите основные отличительные особенности звезд.
Температура, размер.
V. Подведение итогов.
- Что вам понравилось больше всего?
- Какая информация запомнилась лучше всего?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Занятие 6. «Планеты солнечной системы»
Цель: создать условие для ознакомления учащихся с планетами Солнечной системы
Задачи:
1) познакомить учащихся с планетами солнечной системы;
2) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу занятия, осуществлять ее решение под руководством учителя;
3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр; развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Мы отправимся в дальнее плаванье к острову сокровищ. Вы будете бесстрашными и смелыми пиратами. Я буду вашим капитаном. А что же ищут пираты? Давайте отгадаем загадку.
Мечтает каждый день пират
Найти сундук, в котором…
- Правильно, клад! Чтобы отправиться в путешествие за кладом нам надо подготовить корабль к плаванию, для этого нужно выполнить мое поручение. И так приступим.
II. Актуализация знаний.
-Посмотрите на парту. На ней лежат изображения пяти планет, но все ли они являются планетами. Найдите лишнее!
Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.
III. Работа по теме урока.
- Мы на 1 острове. Здесь нам предстоит выполнить задание. Посмотрите, на картинки, которые лежат у вас на партах. По ходу моего рассказа вам нужно будет соединить планеты и богов в честь которых они названы.
Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.
Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, - Меркурий, Венера, Земля, Марс - имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты - Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.
Меркурий.Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Цвет планеты серый. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней.
Венера.Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой». Цвет планеты характерен бледно-желтый окрас атмосферы и коричнево-красная поверхность.
Земля.Следующая планета Земля. Единственная планета, названная не в честь бога. Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле
Наша планета из космоса кажется голубой. Океаны и атмосфера придают нашей планете характерный оттенок. Однако, если смотреть на континенты, то вы увидите коричневые, желтые и зеленые цвета.
Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.
Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красно-оранжевый цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника - Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны).
Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют каменными планетами, или планетами земной группы.
Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер - самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Цвет планеты оранжевый с белыми элементами. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера.
Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн - вторая по величине после Юпитера. Планета имеет бледно-желтый цвет с тонкими оранжевыми полосами в экваториальной области. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее - бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Цвет ее зеленовато-голубой из-за наличия в его воздухе метана и других простых углеводородов. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.
Нептун.Планета носит имя древнеримского бога морей. Цвет планеты сине-голубой, более насыщенный, чем оттенок его соседа Урана, с темно-синими пятнами гигантских атмосферных вихрей. Температура на поверхности Нептуна составляет -200С.
Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.
- Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия.
Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.
- Молодцы! Мы выполнили это задание!
- Мы с вами знаем названия планет и их характеристики. Сможем ли мы назвать правильно порядок их расположения?
- Посмотрите на доску. Плутон был исключен из разряда планет в 2006 году. т.к. в поясе Койпера находятся объекты которые больше/либо равны по размерам с Плутоном. Поэтому, даже если его принимать его за полноценное небесное тело, то тогда необходимо к этой категории присоединить Эриду, у которой с Плутоном почти одинаковый размер.
По определению MAC, есть 8 известных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Все планеты делят на две категории в зависимости от их физических характеристик: земной группы и газовые гиганты.
IV. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы дополнили свои знания о планетах Солнечной системы.
- Теперь класс делится на несколько команд и выбирает планету, о которой хочет рассказать
Рассказы детей.
V. Подведение итогов.
- Удалось ли вам узнать больше новой информации?
- Хотите продолжить изучение нашей бесконечной Вселенной? Тогда вперед!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Занятие 12. «Почему извергаются вулканы?»
Цель: знакомство учащихся с вулканами, их происхождении, строении и извержении.
Задачи:
1) дать учащимся представление о действующих и потухших вулканах;
2) формировать представление о понятии «вулкан»;
3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр.
Оборудование: проектор, компьютер, части вулкана (паззл), бутылка, пакетик разрыхлителя для теста, лимонный сок, средство для мытья посуды, вода, пищевой краситель красного цвета.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодняшнее занятие я начну словами французского философа Жан Жака Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Сегодня нас ждут новые «открытия».
II. Сообщение темы занятия.
- Я предлагаю вам самим догадаться, что нам предстоит изучать на сегодняшнем занятии. У вас на партах лежат паззлы. Ваша задача их собрать и назвать то, что изображено на картинке.
Вулкан.
- Правильно, ребята, тема нашего урока «Вулканы». Сегодня мы узнаем, почему же они извергаются. Готовы? Начинаем!
III. Работа по теме занятия.
- Ребята, а как вы думайте, как образуется вулкан?
- Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется - земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом называется разломом или трещинами, там и возникают вулканы. Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма, вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую температуру до 1300˚С. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А кусочки застывшей лавы есть пемза. (по ходу рассказа на стол выкладываю кусочек пемзы, стекла, черного песка, грунт) Пемза-это полезное ископаемое, используется человеком.
Особое место среди созвездий занимают зодиакальные созвездия. Эти созвездия сменяют друг друга на небе каждый месяц. Солнце по очереди проходит на фоне каждого из них.
Многие из созвездий видны только в телескоп. Лишь 30 из них можно рассмотреть на звездном небе невооруженным глазом. Мы можем увидеть Ориона, Пегаса, Кассиопею, Возничего и Большую Медведицу - она занимает самый большой участок звездного неба нашего Северного полушария.
Главные созвездия необходимо знать не только ученым, но и морякам, летчикам, путешественникам. Звезды всегда помогут найти правильный путь даже в незнакомой местности.
- Сейчас мы узнаем с вами, какими же отличительными особенностями обладают звезды. Однако, с некоторыми из них я познакомила вас сейчас. Назовите их.
Белый карлик.Практически все звезды завершают свою эволюцию превращением в белых карликов.
В конце своей жизни они начинают сжиматься, уменьшаясь в сотни раз от своего первоначального размера. При этом они обретают плотность, превосходящую плотность воды в миллион раз. Однако, теряют источники энергии и постепенно остывают. Такую участь ждет и наше Солнце (но сейчас его относят к типу желтых карликов).
Красный гигант.Тип звезд, имеющих относительно низкую температуру (3-5 тысяч градусов), но при этом обладающие огромной светимостью.
Черные дыры. Черная дыра состоит из очень плотного сжатого вещества (иногда эта звезда превращается в точку!) и обладает громадной силой притяжения.
- Также существуют и другие типы звезд, различающиеся по практически тем же особенностям.
Звезды различают по таким параметрам, как масса, размер и светимость. Цвет их изменяется от красного до голубого. И чем ближе к голубому - тем выше температура космического объекта.
Красный (класс M) - 2000-3500 градусов.
Оранжевый (класс K) - от 3500 до 5000 градусов.
Желтый (класс G) - 5-6 тысяч градусов. К данному типу относится и наше Солнце.
Желто-белый (класс F) - от 6000 К до 7500 К.
Белый (класс A) - 7500 К - 10000 К.
Бело-голубой (класс B) - 10-30 тысяч градусов.
Голубой (класс O) - 30-60 тысяч К.
Коричневый карлик. Это тип звезд, которые на излучение тратят больше энергии, чем получают в результате ядерной реакции. Их температура около 300-500 градусов.
Типа Вольфа - Райе.
Класс звезд, обладающих очень высокой температурой и светимостью.
Сверхновые. Это те звезды, которые закачивают свой цикл взрывным процессом. Если в спектре такой вспышки присутствуют линии водорода - это Сверхновая 2 типа, если нет - 1 типа.
Новые. Это Сверхновые, вспышка которых гораздо слабее - не такая яркая, и выделяет не так много энергии.
Гиперновые. Это очень большие Сверхновые.
Или, другими словами, Гиперновые - это очень большие и тяжелые звезды (более 100 масс Солнца), оканчивающие свою эволюцию взрывом.
Яркие голубые переменные (ЯГП). Очень яркие гигантские звезды, еще и пульсирующие при этом. Их сияние может быть, представьте только, в миллион раз сильнее солнечного.
Полагают, это объясняется тем, что звезды такого типа сбрасывают излишки энергии - отсюда и такое яркое сияние.
Ультраяркие рентгеновские источники. Это тип звезд, имеющих очень сильное излучение, но только в рентгеновском диапазоне.
Нейтронные звезды. Это тип звезд, сжатие Ядра которых не прекращается до тех пор, пока практически все частицы не превратятся в нейтроны.
Масса таких звезд превосходит массу Солнца в полтора - три раза, но их диаметр при этом около 10 км. Это насколько же высокой плотностью они обладают?!
IV. Рефлексия.
- С какими понятиями мы сегодня познакомились?
Звезды, созвездия.
- Перечислите основные отличительные особенности звезд.
Температура, размер.
V. Подведение итогов.
- Что вам понравилось больше всего?
- Какая информация запомнилась лучше всего?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Занятие 6. «Планеты солнечной системы»
Цель: создать условие для ознакомления учащихся с планетами Солнечной системы
Задачи:
1) познакомить учащихся с планетами солнечной системы;
2) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу занятия, осуществлять ее решение под руководством учителя;
3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр; развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы.
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Мы отправимся в дальнее плаванье к острову сокровищ. Вы будете бесстрашными и смелыми пиратами. Я буду вашим капитаном. А что же ищут пираты? Давайте отгадаем загадку.
Мечтает каждый день пират
Найти сундук, в котором…
- Правильно, клад! Чтобы отправиться в путешествие за кладом нам надо подготовить корабль к плаванию, для этого нужно выполнить мое поручение. И так приступим.
II. Актуализация знаний.
-Посмотрите на парту. На ней лежат изображения пяти планет, но все ли они являются планетами. Найдите лишнее!
Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.
III. Работа по теме урока.
- Мы на 1 острове. Здесь нам предстоит выполнить задание. Посмотрите, на картинки, которые лежат у вас на партах. По ходу моего рассказа вам нужно будет соединить планеты и богов в честь которых они названы.
Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.
Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, - Меркурий, Венера, Земля, Марс - имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты - Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.
Меркурий.Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Цвет планеты серый. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней.
Венера.Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой». Цвет планеты характерен бледно-желтый окрас атмосферы и коричнево-красная поверхность.
Земля.Следующая планета Земля. Единственная планета, названная не в честь бога. Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле
Наша планета из космоса кажется голубой. Океаны и атмосфера придают нашей планете характерный оттенок. Однако, если смотреть на континенты, то вы увидите коричневые, желтые и зеленые цвета.
Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.
Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красно-оранжевый цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника - Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас - так звали сыновей бога войны).
Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, - их называют каменными планетами, или планетами земной группы.
Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер - самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Цвет планеты оранжевый с белыми элементами. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера.
Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн - вторая по величине после Юпитера. Планета имеет бледно-желтый цвет с тонкими оранжевыми полосами в экваториальной области. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее - бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Цвет ее зеленовато-голубой из-за наличия в его воздухе метана и других простых углеводородов. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.
Нептун.Планета носит имя древнеримского бога морей. Цвет планеты сине-голубой, более насыщенный, чем оттенок его соседа Урана, с темно-синими пятнами гигантских атмосферных вихрей. Температура на поверхности Нептуна составляет -200С.
Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.
- Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия.
Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.
- Молодцы! Мы выполнили это задание!
- Мы с вами знаем названия планет и их характеристики. Сможем ли мы назвать правильно порядок их расположения?
- Посмотрите на доску. Плутон был исключен из разряда планет в 2006 году. т.к. в поясе Койпера находятся объекты которые больше/либо равны по размерам с Плутоном. Поэтому, даже если его принимать его за полноценное небесное тело, то тогда необходимо к этой категории присоединить Эриду, у которой с Плутоном почти одинаковый размер.
По определению MAC, есть 8 известных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Все планеты делят на две категории в зависимости от их физических характеристик: земной группы и газовые гиганты.
IV. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы дополнили свои знания о планетах Солнечной системы.
- Теперь класс делится на несколько команд и выбирает планету, о которой хочет рассказать
Рассказы детей.
V. Подведение итогов.
- Удалось ли вам узнать больше новой информации?
- Хотите продолжить изучение нашей бесконечной Вселенной? Тогда вперед!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Занятие 12. «Почему извергаются вулканы?»
Цель: знакомство учащихся с вулканами, их происхождении, строении и извержении.
Задачи:
1) дать учащимся представление о действующих и потухших вулканах;
2) формировать представление о понятии «вулкан»;
3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр.
Оборудование: проектор, компьютер, части вулкана (паззл), бутылка, пакетик разрыхлителя для теста, лимонный сок, средство для мытья посуды, вода, пищевой краситель красного цвета.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодняшнее занятие я начну словами французского философа Жан Жака Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Сегодня нас ждут новые «открытия».
II. Сообщение темы занятия.
- Я предлагаю вам самим догадаться, что нам предстоит изучать на сегодняшнем занятии. У вас на партах лежат паззлы. Ваша задача их собрать и назвать то, что изображено на картинке.
Вулкан.
- Правильно, ребята, тема нашего урока «Вулканы». Сегодня мы узнаем, почему же они извергаются. Готовы? Начинаем!
III. Работа по теме занятия.
- Ребята, а как вы думайте, как образуется вулкан?
- Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется - земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом называется разломом или трещинами, там и возникают вулканы. Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма, вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую температуру до 1300˚С. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А кусочки застывшей лавы есть пемза. (по ходу рассказа на стол выкладываю кусочек пемзы, стекла, черного песка, грунт) Пемза-это полезное ископаемое, используется человеком.