Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Давайте посмотрим, как извергаются настоящие вулканы.

- Напомните, что вылетает из вулкана?

Пепел, камни, газы.

- Правильно все это поднимается на несколько километров в высоту. Вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок.

- Подскажите, а как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

- Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

- В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. (крепим картинку иллюстрирующую данную профессию)

- А как вы думайте это нужная профессия?

- Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и оповещение.

- А какие бывают вулканы? На Земле известно около 480 действующих вулканов, еще 80 находятся под водой.

- Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

Потухшие - не извергающие лаву.

Уснувшие - те, которые потухли, но могут начать действовать.

Игра-эксперимент «Как извергаются вулканы?»

- Теперь ребята, когда мы с вами знаем так много о вулканах, так хочется посмотреть на его извержение. Ведь все известные вулканы к счастью, находятся далеко. А вот мини-вулкан мы сможем соорудить сейчас из подручных материалов. Нам понадобится бутылка, она у нас спрятана в макете, пакетик разрыхлителя для теста, лимонный сок, средство для мытья посуды и конечно вода, пищевой краситель красного цвета.

- Что нужно делать? Наливаем в бутылку воду наполовину, доливаем четверть лимонного сока, выдавливаем туда же немного средства для посуды и краски ставим бутылку на поднос и накрываем макетом вулкана. Наш вулкан готов к мощному извержению, стоит только добавить разрыхлитель теста, и случится маленькое стихийное бедствие.

IV. Рефлексия.

- С чем знакомились на занятии?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего вам понравилось и запомнилось на занятии?

- О чем расскажите дома своим родителям?

V. Подведение итогов.

- Дома вы сможете нарисовать свой вулкан, и мы создадим выставку работ, у каждого из вас будет возможность рассказать о своем вулкане.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Занятие 13. «Почему тает лед? Свойства воды в твердом состоянии»
Цель: знакомство учащихся со свойствами льда.

Задачи:

1) помочь учащимся выявить свойства льда путем проведения опытов;

2) способствовать формированию представления об использовании получаемых знаний в практической деятельности;

3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к занятию.

II. Сообщение темы занятия.

- Тема нашего занятия «Почему тает лед? Свойства воды в твердом состоянии».

III. Работа по теме занятия.

- Сегодня наше занятие пройдет в не совсем обычном для вас формате. Это будет занятие-опыт, где на примере мы сможем изучить с вами свойства воды. Готовы? Начинаем!

- Вспомните правила проведения опытов.

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, но ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником.

4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта.

5. Переговариваться друг с другом можно тихо, не мешая остальным.

6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению учителя.

7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

- На этом занятии мы проведем с вами 4 опыта.

Опыт №1

 - Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?

Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, дощечки, молоток, салфетка.

- Что происходит со льдом, который находится в теплой комнате? Дотроньтесь до него пальцами. Что вы ощущаете? Стукните по льдинке молотком. Что вы наблюдаете?

Лед в теплой комнате начинает таять. При этом, чем выше температура в комнате, тем быстрее скорость таяния.

Если дотронутся до льда - то можно ощутить холод и влагу, а тепло от наших пальцев еще сильнее увеличит скорость таяния в месте соприкосновения.

Если стукнуть по льду молоточком - он расколется на мелкие кусочки. Мелкие куски льда таят гораздо быстрее, чем один крупный.

Опыт №2

- Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?

Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, стакан, блюдце.



-Переложите один-два кусочка льда из блюдца в стакан. Изменяет ли вода в твердом состоянии свою форму?

Кусочки льда и в стакане, и в блюдце имеют одну и ту же форму. То есть лед сохраняет свою форму.

Следовательно, лед - твердое тело.

Опыт №3

- Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?

Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, тарелка, вода.

- Бросьте кусочки льда в воду. Наблюдайте: тонет ли лед в воде или плавает?

Кусочки льда плавают на поверхности воды. Лед не тонет. Если бы лед тонул, то на поверхности водоемов образовывались все новые и новые слои льда. Они опускались бы вниз, что приводило бы к перемерзанию водоемов и всего растительного и животного мира в нем.

Опыт №4

- Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?

Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, карандаш.

- Выясните, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш.

Через тонкую пластинку льда мы можем видеть цветной карандаш. Этим лед похож на стекло.

Лед бесцветен и прозрачен.

IV. Рефлексия.

1. Назовите свойства льда, о которых мы сегодня говорили.

2. О каком из этих свойств льда ты обязательно расскажешь своим друзьям?

3. При каких условиях вода превращается в лед, а лед становится водой?

4. Если бы лед был тяжелее воды, где бы он находился и к чему бы это приводило?

5. Можете сказать, что снег - это одно из твердых состояний воды?

V. Подведение итогов.

- Ребята, вам понравился урок в виде опыта? Сегодня все очень хорошо постарались, молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Занятие 14. «Почему идет дождь и дует ветер?»
Цель: расширение знаний о дожде и ветре, значении этих явлений для жизни растений, животных и человека.

Задачи:

1) объяснить учащимся причины возникновения ветра и дождя;

2) научиться объяснять причины возникновения природных явлений - дождя и ветра, уметь отличать их разновидности;

3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр.

Оборудование: проектор, компьютер, фишки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к занятию.

II. Сообщение темы занятия.

- Давайте вспомним, о чем говорили на прошлых занятиях. Отгадайте загадки:

1. Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,


Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

2. Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды)

3. В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится-

В зеркало глядится. (Луна)

- Итак, мы вспомним изученную информацию о Луне, Звёздах и Солнце.

Аукцион знаний о Луне

- Здесь у нас аукцион,

Подведет итоги он.

Кто Луну всех лучше знает,

Тот награду получает.

- Ваша задача - назвать по 1 предложению о Луне. За правильные ответы вы будете получать фишки.

- Что такое Луна?

- Какую форму имеет Луна?

- Что больше: Земля или Луна?

- Светит ли Луна?

- Почему Луна выглядит по-разному?

- Что означают светлые и темные пятна на поверхности Луны?

- Есть ли вода в Лунных морях

- Как изучалась луна?

- Сколько длятся день и ночь на Луне?

- Живут ли на Луне люди? Почему?

- До какой температуры нагревается и охлаждается Луна?

- За какое время Луна совершает один круг вокруг земли?

Ответы:

- Спутник Земли.

- Форму шара.

- Земля в 6 раз больше Луны.

- Нет, она отражает свет Солнца.

- Потому что Солнце по-разному освещает её. Нам кажется, что её форма меняется.

Светлые - лунные моря, темные - суша.

- Нет.

- Люди посылали луноходы и управляли ими с земли по радио. Луноходы делали фото, исследовали грунт.

- По 2 недели.

- Нет воды, воздуха.

- Температура днем 130 жары, ночью минус 170 мороза).

- За 1 месяц.

- Растущая, полная, убывающая.

III. Работа по теме занятия.

- А сейчас сядьте за парты. Опустите головы на руки и послушайте….

Аудиозапись звука дождя

- Что это было?

- Ещё раз закройте глазки…

Аудиозапись звука ветра

- А это что?

- Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Ребята, вспомните, на Луне бывает дождь? Почему?

- А почему идет дождь на Земле?

- Как зависит наличие воды от того, что идёт дождь? Какие у вас предположения?

Результаты заложенного опыта

- Вспомните, что мы сделали пару недель назад?

Дети рассказывают, что налили воды в стакан.

- Что вы можете сейчас сказать о количестве воды в стакане?

Она испарилась.

- Что значит испарилась?

Улетучилась.

- Вода испарялась медленно целых 15 дней, потому что её в стакане много, а если капелька маленькая, то испаряется она быстрее.

- Проведем небольшой опыт.

Опыт №1

Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза

(2 лужи)

(одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)


- Куда делись капельки воды?

Испарились.

- Мы видели, как испарялась вода?

Нет.

- Какая лужа испарилась быстрее?

Которую сушили феном.

- Почему?

Горячий воздух.

- А что в природе нагревает воду?

Солнце.

- А если солнца нет, то вода не будет испаряться?

Гораздо медленнее.

Опыт №2

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

- Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Откуда будет вода попадать в облако?

- А в нашем опыте вода в облако набирается из блюдца с водой.

- Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…

- Вот так появляется дождь.

- Кто может рассказать о том, как появляется дождь?

- Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?

-Что такое ветер?

- Ребята, а мы можем сами получить ветер?

-Давайте попробуем.

Опыт №3

- Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

Ветер.

-Откуда он взялся?

Мы заставили рукой двигаться воздух.

- Значит что такое ветер?

Ветер – это движущийся воздух.

- Давайте посмотрим фрагмент обучающего ролика про ветер (Приложение 3).

IV. Рефлексия.

- Какова была тема урока?

- Ответили ли мы на вопросы урока?

- Почему же идёт дождь?

- А почему дует ветер?

V. Подведение итогов.

- За что вы можете сегодня похвалить себя?

- Чем интересен был урок?

ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Занятие 20. «Почему люди стали разговаривать?»
Цель: знакомство учащихся с понятием «общение» и его значимостью.

Задачи:

1) познакомить учащихся с тем, почему древние люди так долго обходились без языка;

2) познакомить учащихся с различными методами коммуникации как древнего, так и современного мира;

3) рассмотреть, как развивался язык и какую роль он сыграл в эволюции Homo;

4) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к занятию.

II. Актуализация знаний/сообщение темы занятия.

- Тема нашего сегодняшнего занятия «Почему люди стали разговаривать?».