Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Есть множество способов изменить свои качества в нужную сторону.

 

 

Урок 3. Учусь взаимодействовать

Цель урока

Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии.

Информация для учителя

Эффективное общение предполагает уважительное отношение людей друг к другу. Уважительные отношения формируются в процессе совместной деятельности.

Словарь

Взаимодействие — это когда человек делает что-то вместе с другими людьми, например: играет, учится, работает.

Агрессивное поведение — это когда один человек так выражает свое мнение, что другой чувствует себя глупо, пугается или злится.

Материалы для урока

Доска, мел, рабочие тетради, ножницы для каждого ученика.

Рекомендации для учителя

Скажите, что урок посвящен тому, как следует взаимодействовать с людьми, общаться, чтобы понимать собеседника и быть понятым.

•Попросите вспомнить басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и «Квартет». Спросите учеников, в чем мораль каждой из них. Скажите, что избежать споров и конфликтов трудно, но и во время спора или конфликта следует относиться к собеседнику уважительно.

Попросите детей подумать и ответить, с чего начинается общение, совместная работа, игра. Выслушайте их ответы. Предложите подумать о совместных действиях: игра в волейбол, теннис, баскетбол и тд. Обратите внимание детей на то, что понимание и согласованность очень важны для достижения любой общей цели.

Скажите, что согласованности действий или взаимодействию нужно учиться.

Выводы

•   У каждого человека есть право отстаивать свое мнение.

•   Когда на тебя давят, отстаивай свое мнение неагрессивно.

 

 

Урок 4. Учусь настаивать на своем

Цель урока

Научить детей отстаивать свои интересы в неагрессивной форме.

Информация для учителя

Навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволяет выражать свою волю в позитивной форме, защищать и поддерживать свои интересы и права, смело заявлять о личном мнении, не пытаясь маскировать или скрывать его. Неагрессивное отстаивание своего мнения является психологическим фундаментом умения отказаться в ситуации давления, например отказаться от употребления табака или алкоголя, когда их предлагают окружающие.


Словарь

Давление одного человека на другого — это когда один человек пытается заставить другого сделать то, чего тот не хочет.

Материалы для урока

Доска, мел, рабочие тетради.

Рекомендации для учителя

• Скажите ученикам, что уважительные отношения не означают, что во всем нужно соглашаться с другими людьми. Урок посвящен тому, как настаивать на своем.

Скажите ученикам, что они могут представить себя покупателями, которых обсчитали. Однако поведение покупателя может быть разное. Можно смириться со случившимся и отойти в сторону или решить выяснить, что произошло. Попросите учеников ответить, что лучше: грубое обращение к продавцу или вежливое.

Спросите детей:

(1) Кто из двоих покупателей скорее разберется в спорной ситуации? Почему?

(2) Кто рискует нарваться на грубость продавца? Почему? Подведите детей к выводу, , что за спокойным возражением в конфликтной ситуации стоит самоуважение, уверенность в себе и своей правоте, уважение партнера по взаимо­действию.

Спросите у детей, когда и кому им трудно возражать? Выслушайте несколько ответов. Подведите итоги, сказав, что иногда трудно возражать взрослым, близкому другу или группе, но этому надо учиться.

Прочитайте детям короткие рассказы. Задайте вопросы:

 

(1)  Почему дети в рассказах проявляют настойчивость и навязывают то, от чего отказываются их сверстники (легкомыслие, незнание последствий, эгоизм, соблюдение только своих интересов)?

(2)  Какими приемами пользуются дети, чтобы добиться своего (уговоры, насмешки, физическое воздействие)?

(3)      Как противостоять настойчивым предложениям, давлению?

 

Для ответа на третий вопрос объедините учеников в группы по четыре. Каждой группе дайте один из рассказов. Предложите группам подумать о способах настаивания на своем. Пусть приготовят и покажут классу короткие сценки, иллюстрирующие неагрессивное отстаивание своих интересов.

Подведите учеников к мысли, что некоторые люди не представляют себе последствий того, что предлагают другим, или просто о них не думают.

Спросите у детей, совместимо ли уважительное отношение к человеку и навязывание ему того, чего он не хочет. Выслушайте ответы. Обобщите сказанное, сделав вывод, что уважение человека начинается с уважения его права на выбор и на собственное мнение.

Подведите учеников к мысли, что в крайнем случае каждый может в спорной (конфликтной) ситуации предложить партнеру делать то, что тот считает нужным, а сам воспользоваться правом свободного выбора своего поведения.

Поговорите с детьми о приемах неагрессивного отстаивания своего мнения, успешного отказа в ситуации давления (аргументы, уверенное поведение, умение сказать «нет»). Подчеркните, что если человек в какой-либо ситуации рискует своим здоровьем, то их долг предупредить его об этом.

Выводы

•   У каждого человека есть право отстаивать свое мнение.

•   Когда на тебя давят, отстаивай свое мнение неагрессивно.

 

 

Урок 5. Я становлюсь увереннее

Цель урока

Способствовать преодолению учениками неуверенности в себе.

 

 

 

Информация для учителя

Преодоление неуверенности в себе способствует принятию решений и ответственности свое поведение. Уверенность в себе помогает ставить цели и добиваться успеха. Уверенное в себе позволяет не поддаваться давлению окружающих.

Материалы для урока

Доска, мел, рабочие тетради, большой лист белой бумаги, фломастеры.

Подготовка к уроку

Подготовьте сценки, показывающие уверенное и неуверенное поведение ученика у доски. Подготовьте плакат «Советы неуверенным». Найдите портреты Бетховена, Шекспира, Ренуара.

Рекомендации для учителя

Предложите детям подумать и привести примеры поведения людей, не уверенных в себе. Запишите их на доске. Скажите, что урок посвящен неуверенности в себе и тому, как ее преодолеть.

Покажите классу сценку с неуверенным учеником, отвечающим у доски. Попросите описать его поведение. Спросите: (1) Как он держится (прямо, сутулится)? (2) Какой у него голос (тихий, громкий, внятная или невнятная речь)? (3) Какой у него взгляд (смотрит прямо или опускает глаза, смотрит в сторону, бегающий)? (4) Какое у него поведение (суетится, грубит учителю)?

Попросите в тетради закончить предложение: « Я неуверен в себе, когда………………………………………………………………………………………………..._______________________________________________________________________________

Затем предложите желающим прочитать свои предложения и пояснить их.

Подведите к мысли о том, что бывают разные ситуации, в которых люди испытывают неуверенность в себе.


• Скажите, что неуверенность в себе иногда связана с боязнью ошибиться или быть наказанными. Объясните, что все люди имеют право делать ошибки, учиться на них, исправлять их. Попросите учеников объяснить смысл поговорок: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «На ошибках учатся». Обобщите ответы. Обратите внимание на то, что рациональное принятие решений помогает избежать ошибок.

•В случае если, по мнению учеников, причиной неуверенности в себе является физический недостаток или некрасивая внешность, обсудите с классом их неоднозначное влияние на поведение. Спросите: Все ли согласны с этим утверждением? Классифицируйте ответы (желательно показать, что физические недостатки могут быть причиной неуверенности в себе, а могут и не быть; физические недостатки могут быть воображаемыми, но порождать неуверенность в себе). Поясните, что часто дети и подростки стесняются и страдают от вымышленных недостатков или «некрасивой» внешности (кому-то не нравится их форма носа, ушей, рост или веснушки на лице). Скажите, что каждый человек уникален, он имеет множество внешних и внутренних качеств, которые дополняют друг друга.

• Расскажите, что в истории есть примеры, когда люди с физическими недостатками добивались успехов. Например, великий полководец Александр Македонский был горбатым. Вильям Шекспир — хромым. В конце жизни Бетховен оглох, но продолжал сочинять музыку. Поэт Гомер был слепым, а художник Ренуар одну из своих картин написал скрюченными от ревматизма пальцами.

Предложите подумать, что можно посоветовать человеку, недовольному своей внешностью и поэтому неуверенному в себе (веснушки, маленький рост, излишняя полнота). Запишите ответы на доске (занятия спортом, макияж, новый стиль в одежде, новая прическа, диета).

Подведите к мысли о том, что опрятность и доброжелательность, желание помогать людям делают человека привлекательным и красивым в их глазах.

Будьте осторожны, если в классе есть дети с явно выраженными физическими недостатками!

Покажите сценку с уверенным в своих знаниях учеником, отвечающим у доски. Попросите описать его поведение: Как он держится? Какой у него голос? Какой у него взгляд? Какие у него манеры?

Предложите детям записать в тетради:

« Я уверен в себе, когда _________________________________________________________;

«Я уверен в себе потому, что
____________________________________________________.

Попросите желающих назвать ситуации, в которых они чувствуют себя уверенными. Поблагодарите их за ответы. Похвалите уверенных в себе учеников.

Напишите на доске список слов, которыми можно описать уверенного в себе человека: смелый, аккуратный, добрый, вежливый, спокойный, мужественный, нервный, веселый, трусливый, робкий.

Подчеркни одной чертой слова, которыми ты можешь описать себя.

Подчеркни двумя чертами слова, которые ты хотел/а бы услышать о себе.

• Изобрази в тетради лестницу и представь, что на ее нижней ступеньке находятся самые неуверенные, а на верхней - самые уверенные в себе ученики.

• Подумай и отметь, где на этой лестнице ты поставишь себя.

Охарактеризуйте уверенного в себе человека, как четко выражающего свои мысли и чувства, ответственного за принимаемые решения, следующего своим убеждениям и ценностям, умеющего их отстаивать и поэтому не поддающегося давлению окружающих.

Подчеркните, что неуверенный в себе человек, наоборот, оглядывается на других и поддается давлению.

Предложите ученикам ответить на вопрос:

Какие действия развивают уверенность в себе?

Подумай, что поможет тебе чувствовать себя уверенно в ситуациях: ответ на уроке, встреча с друзьями, разговор со взрослыми.

Выбери из списка и подчеркни эти свойства и действия:

аккуратность и опрятность

занятия спортом

чтение

помощь старшим

необычное занятие, хобби

приготовление уроков

доброжелательность

успехи в учебе

предложение интересного занятия

для класса, друзей

знание своих прав

правильная речь

умение говорить громко и отчетливо

занятия в клубе общения

разговор с учителем, психологом

или другим взрослым о своих проблемах

, а затем в группах по четыре обсудить, что можно сделать, чтобы чувствовать себя уверенно. Каждая группа анализирует одну ситуацию. Предложите группам при выполнении задания воспользоваться советами для тренировки уверенности.

Как тренировать уверенность в себе:

Держись прямо не сутулься.

Во время разговора сморти в глаза собеседника.

Говори четко, спокойно, громким голосом.

Помни о своих правах и не позволяй окружающим давить на себя.

Заслушайте отчеты групп. Запишите наиболее удачные ответы на плакат «Советы неуверенным».