Файл: Проблемы и перспективы совершенствования кадровой работы в органах местного самоуправления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы кадровой политики в органах местного самоуправления
1.1 Муниципальная кадровая работа: понятие и сущность
1.2 Методика оценки эффективности кадровой работы
1.3 Законодательное регулирование муниципальной кадровой работы в РФ
2 Анализ кадровой работы в Администрации муниципального образования «город Екатеринбург»
2.2 Анализ кадрового состава Администрации муниципального образования «город Екатеринбург»
3 Совершенствование кадровой работы в Администрации муниципального образования «город Екатеринбург»
3.1 Проблемы кадровой работы в администрации муниципального образования
3.2 Мероприятия по улучшению кадровой работы администрации муниципального образования
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Для кадровых служб, обслуживающих государственных и муниципальных служащих, состав необходимых законодательных правовых актов значительно расширен. Правовое положение государственных гражданских и муниципальных служащих определяется рядом Федеральных законов: от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
В Федеральном законе под квалификацией понимается «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности», даются понятия «профессиональное обучение» и «дополнительное образование».
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» напрямую связан с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.2013 № 102-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Действующее законодательство предъявляет определенные требования к организации работы кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, созданию условий, исключающих возможность коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих. В настоящее время совершенствуется правовая система противодействия коррупции; вводятся новые запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы; усиливается контроль за исполнением законодательства; повышается значимость комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов. Вопросы противодействия коррупции находятся в центре внимания правоохранительных и контролирующих органов, средств массовой информации, общественности. Однако принимаемых мер явно недостаточно. Одной из причин безрезультатной борьбы с коррупцией является значительный разрыв между декларируемыми принципами и реальным воплощением их на практике. По-прежнему сохраняется
практика назначения должностных лиц, основанная на личной преданности и лояльности начальству, нарушаются конкурсные процедуры, оценка деятельности государственных и муниципальных служащих зависит не от уровня их профессиональных знаний и компетенции, а от позиции руководства, наличия родственных и дружественных связей. Для эфективного снижения корупции в органах власти предлагается разработка порядка организации и проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа [29, с. 24].
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает прямой запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера [30, с. 124].
Кроме того, приоритеты, задачи и принципы государственной кадровой политики в сфере государственного управления обозначаются в ежегодных посланиях, указах и выступлениях Президента РФ и Председателя Правительства РФ.
В 2003 г. кадровые службы получили два важнейших документа о порядке ведения трудовых книжек, которые являются, в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника:
– «Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» (в ред. постановления Правительства РФ от 01.03.2008 г. № 132);
– «Инструкция по заполнению трудовых книжек», утвержденная Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69. Оформление основных кадровых документов унифицировано.
Разработка и утверждение Альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий была возложена постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 г. № 835 на Государственный комитет РФ по статистике.
Среди унифицированных форм, перечисленных в постановлении, к первоочередным были отнесены формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
Первый альбом этих форм был утвержден постановлением Госкомстата России 30 октября 1997 г. № 71 а. В Альбом несколько раз вносились изменения и дополнения.
Работник кадровой службы постоянно имеет дело с формами, включенными в Альбом, и должен иметь их как в бумажном, так и в электронном варианте, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ они вводятся «в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации» [6].
Общие правила составления и оформления документов закреплены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 на унифицированную систему организационно – распорядительной документации с требованиями к оформлению документов. Стандарт распространяется на организационно распорядительные документы: постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. документы, включенные в ОКУД (класс 020000).
В службе кадров работают со всеми видами названных документов. Специалистами кадровых служб используются Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках», Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек [5]» Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, там же даны рекомендации по заполнению предлагаемых форм.
Если для оформления каких–либо процедур или операций не предусмотрена типовая форма первичных учетных документов, то работодатель вправе разработать форму документа самостоятельно с учетом обязательных требований к реквизитам.
Работодатель имеет право при необходимости вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы, включать дополнительные строки и 15 графы, расширять или сужать объем представляемых сведений, использовать вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации.
Следует отметить, что кадровая работа в государственном управлении подчиняется иным документам, чем кадровая работа в других сферах деятельности, что является особенностью кадровой работы в области государственного управления.
Тем не менее, вопросы кадровой работы, регулирование которых не обозначено законодательными документами о государственной службе, подлежат регулированию общим трудовым законодательством.
В процессе осуществления кадровой работы кадровая служба взаимодействует с другими подразделениями по различным вопросам.
При этом в кадровую службу поступает такая информация, как заявки на прием работников, представления о поощрении, график отпусков и др.
Кадровая служба направляет в другие подразделения следующую информацию:
1) данные о фактах нарушения, нарушителях трудовой дисциплины; сведения о соблюдении трудовой дисциплины;
2) копии документов о приеме новых служащих, перемещении в рамках организации, увольнении работников;
3) копии документов об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка, а также об их изменении.
Как показывает практика, наиболее тесное сотрудничество устанавливается у кадровой службы и бухгалтерии. Бухгалтерия передает кадровой службе штатное расписание, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.
Кадровая служба, в свою очередь, передает в бухгалтерию сведения о текучести кадров, списочной численности работников, табель учета рабочего времени, данные о прогулах, приказы о приеме, переводе и увольнении служащих, больничные листы, сведения о расписании очередных отпусков работников и т.п. [17, с. 91].
Таким образом, кадровый процесс представляет собой совокупность изменений, происходящих в составе кадров, их количественных и качественных характеристиках, а также отношениях, складывающихся в организации при реализации кадровой политики, функционирования системы управления кадров.
2 Анализ кадровой работы в Администрации муниципального образования «город Екатеринбург»
2.1 Общая характеристика кадровой работы в Администрации муниципального образования «город Екатеринбург»
Организация кадровой работы муниципального образования определена Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ).
Кадровая работа в муниципальном образовании, помимо общих обязанностей, установленных трудовым законодательством, включает в себя специальные, перечисленные в ст. 28 Закона N 25-ФЗ.
Конкретный перечень общих вопросов, решаемых специалистами кадровых служб, Трудовым кодексом не определен.
Вместе с тем, следует отметить, что основные должностные обязанности специалистов отделов кадров определены в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, к которым относятся:
- работа по комплектованию предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров;
- участие в организации работы, методическом и информационном обеспечении квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий, оформлении их решений;
- анализ состояния трудовой дисциплины и выполнения работниками предприятия правил внутреннего трудового распорядка, движения кадров;
- участие в разработке мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины;
- контроль своевременного оформления приема, перевода и увольнения работников, выдачи справок об их настоящей и прошлой трудовой деятельности, соблюдения правил хранения и заполнения трудовых книжек, подготовки документов для установления льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам и другой установленной документации по кадрам, а также внесение соответствующей информации в банк данных о персонале предприятия;
- составление установленной отчетности.
Кроме этого, специалисты кадровых служб проверяют правильность заполнения листков нетрудоспособности, составляют табели учета рабочего времени и т. д.
Приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются: