Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 690
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 3
2) Из этих произведений составляется программа на 10–15 минут и из контра
стных фрагментов. Например, русская народная песня «Уж ты поле мое, поле чистое»; Бах, инвенция № 13 ляминор; Моцарт, 2я часть из сонаты для форте
пиано фамажор; Глинка, мазурка для фортепиано доминор; Скрябин, прелю
дия соч. № 11, № 13 сольбемольмажор. Рекомендуется составить пять про
грамм.
3) Слушать в течение месяца поочередно 1–2 раза в день, перед сном после са
мостоятельного пения колыбельной и в течение дня, не ближе первого часа до и после еды: 1й день — программа № 1; 2й день — № 2; 3й день — № 3; 4й день — № 4 + вечером № 1; 5й день — № 5 + вечером № 2; 6й день — № 3.
4) Громкость до 75–80 дБ; мать отодвинута от источника звучания; не разгова
ривать во время прослушивания.
5) Не сочетать прослушивание и пение гармоничной музыки с дисгармонич
ной, может возникнуть опасная психическая и нравственная нестабильность
(лучше избегать слушать дисгармоничную музыку, например, ребенок начинает биться в животе у матери на рокконцерте, т. к. его природный ритм не сочетается с дисгармоничной музыкой).
6) Начинать слушать музыку с 3х недель беременности.
Результаты применения технологии дородовой стимуляции памяти и интел
лекта с помощью музыки были оценены учеными после рождения детей. Эти дети имели способность освоения большего объема материала, более прочно и длите
льно сохраняли его в памяти, быстро вспоминали; имели высокую активность интеллекта (анализ, синтез и т. п.); адекватное восприятие, высокую адаптив
ность в любой среде.
ПЕСТОВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Когдато основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана. Однако это имен
но тот «багаж», который необходим человеку на его жизненном пути. Традицион
ное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйствен
ного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы. Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспи
тании и раннем развитии может оказать аутентичный фольклор, значение кото
рого уже оценили зарубежные ученые, медики, педагоги и наши соотечественни
ки, знакомые с этнопедагогикой.
«Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адек
ватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь.
Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образователь
ной методики. Материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потеш
120
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
— основной прием массажа до 3х месячного возраста — это поглаживание,
оно расслабляет. Это важно, т. к. в этом возрасте мышцысгибатели в норме на
пряжены.
Выполнять комплекс «Пестование младенцев» следует в хорошем настроении.
Материнский массаж и гимнастика должны доставлять удовольствие маме и ма
лышу. Если младенец не хочет выполнять какоето упражнение, не настаивайте,
перейдите к следующему. Возможно в следующий раз он его выполнит. Если ре
бенок устал, прервитесь, продолжите позже.
В добрый путь! Желаем успеха!
В этом вам поможет учебный видеофильм «Пестование младенцев», а также аудиокассеты «Колыбельные», «Сорокаворона». Описание гимнастических упражнений подробно приведено в разделе «Методический материал из книги
Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка» — гимнастические комплексы».
Вторым разделом предлагаемого комплекса «Пестование младенцев» является ношение младенца по кругу (упражнение на координацию). Для этого использу
ется особое приспособление — перевязь (см. рис. 22). Двадцать пять лет в амери
канском центре поддержки грудного вскармливания У. Серза с успехом исполь
зуются перевязи. Познакомимся с этим традиционным методом ношения мла
денцев. Чем раньше вы освоите этот метод, тем удобнее и комфортнее будете справляться со своими родительскими обязанностями.
НОШЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
Многолетние исследования в области воспитания детей позволили руководи
телям известного центра по поддержке грудного вскармливания У. Серза и
М. Серз прийти к убеждению, что чем больше ребенка носят на себе, тем уютнее и комфортнее он себя чувствует. Это очень важно для его будущего психического здоровья.
Для этой цели лучше всего подходит лоскут с лямкой.
Положение в лоскуте у детей обычно ассоциируется с движением. Поэтому ре
комендуется сразу начинать двигаться вместе с ребенком. Если вы слишком долго стоите на месте, ребенок может начать беспокоиться.
Вначале лучше всего укладывать в перевязь спящего ребенка в одно из гори
зонтальных положений (см. рис. 22), пока привыкнет уютно передвигаться, пока
чиваясь на маме или папе. Родителям тоже необходимо привыкнуть к перевязи,
обычно сначала осваивается один вариант использования. Например, во время прогулки или выполнения домашних дел новорожденный находится в горизонта
льной позиции в перевязи на маме или папе.
Ношение ребенка не менее 3 часов в день в перевязи, включая время сна в ней,
способствует лучшему физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Мать начинает лучше чувствовать и понимать своего малыша, а он приобретает уверенность в том, что мама о нем всегда будет заботиться и никогда его не бро
сит. Это способствует тому, что ребенок становится более самодостаточным и са
мостоятельным.
Издавна матери разных народов носили своих детей на себе. Это не новость, а возврат к традиции. Был ли это платок или кусок ткани, или меха (у северных на
родов России), повязанный определенным образом, или люлька, которую носила мать, но ребенок после рождения был обязательно не сам по себе — в коляске, в
124
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
2) Из этих произведений составляется программа на 10–15 минут и из контра
стных фрагментов. Например, русская народная песня «Уж ты поле мое, поле чистое»; Бах, инвенция № 13 ляминор; Моцарт, 2я часть из сонаты для форте
пиано фамажор; Глинка, мазурка для фортепиано доминор; Скрябин, прелю
дия соч. № 11, № 13 сольбемольмажор. Рекомендуется составить пять про
грамм.
3) Слушать в течение месяца поочередно 1–2 раза в день, перед сном после са
мостоятельного пения колыбельной и в течение дня, не ближе первого часа до и после еды: 1й день — программа № 1; 2й день — № 2; 3й день — № 3; 4й день — № 4 + вечером № 1; 5й день — № 5 + вечером № 2; 6й день — № 3.
4) Громкость до 75–80 дБ; мать отодвинута от источника звучания; не разгова
ривать во время прослушивания.
5) Не сочетать прослушивание и пение гармоничной музыки с дисгармонич
ной, может возникнуть опасная психическая и нравственная нестабильность
(лучше избегать слушать дисгармоничную музыку, например, ребенок начинает биться в животе у матери на рокконцерте, т. к. его природный ритм не сочетается с дисгармоничной музыкой).
6) Начинать слушать музыку с 3х недель беременности.
Результаты применения технологии дородовой стимуляции памяти и интел
лекта с помощью музыки были оценены учеными после рождения детей. Эти дети имели способность освоения большего объема материала, более прочно и длите
льно сохраняли его в памяти, быстро вспоминали; имели высокую активность интеллекта (анализ, синтез и т. п.); адекватное восприятие, высокую адаптив
ность в любой среде.
ПЕСТОВАНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Когдато основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана. Однако это имен
но тот «багаж», который необходим человеку на его жизненном пути. Традицион
ное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйствен
ного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы. Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспи
тании и раннем развитии может оказать аутентичный фольклор, значение кото
рого уже оценили зарубежные ученые, медики, педагоги и наши соотечественни
ки, знакомые с этнопедагогикой.
«Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адек
ватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь.
Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образователь
ной методики. Материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потеш
120
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ки часто сопровождались телесными играми» (Осорина М. В. Секретный мир де
тей в пространстве мира взрослых. — СПб.: 2000. Серия «Мастера психологии»).
Например, приговаривая: «Потягунюшки, порастунюшки...», — взрослые и сегодня многократно повторяют названия различных частей тела малыша, ласко
во прикасаясь к ним, проводя первые «уроки анатомии».
По мере того, как ребенок запоминает, где и сколько у него глаз, ушей, носов,
пальчиков и как они называются, у него складывается общая схема тела, что абсо
лютно необходимо для нормального умственного и личностного развития. Ведь осознавая наличие и устройство собственного тела, человек утверждается в мыс
ли: «Я существую». Само тело при этом становится исходной точкой отсчета для ориентации в мире, инструментом для освоения физического пространства. Вос
создание детской игровой традиции является важнейшим этапом в развитии и воспитании ребенка. Народные игры поистине являются школой жизни: они вос
питывают характер, формируют правильное отношение к жизненным ценностям,
учат действовать в жизни самостоятельно, не бояться трудностей. Народные игры развивают художественный вкус, учат разумным и достойным формам поведе
ния. Только через детские игры можно воссоздать живую жизнь детского сообще
ства, практически полностью разрушенного в наше время.
В любой народной культуре этот процесс направлялся и контролировался тра
дицией. Тексты материнского фольклора, игры передавались от поколения к по
колению. И сегодня они попрежнему содержат в доступной каждому, легко за
поминающейся форме проверенные временем способы обучения ребенка.
Примитивность, «устарелость» этих текстов — кажущаяся. Даже не вполне по
нятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например:
«... не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...», — имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький, колыбель, комната, род
ной дом — это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых. Огромный внешний мир таит не только множество удивительных от
крытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до вре
мени одному нельзя. Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных домзащита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края», заро
дившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях.
Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей бу
дущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие к жиз
ни» — интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого челове
ка, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам.
Огромное позитивное воспитательное значение имеют традиционные народ
ные праздники. В СанктПетербурге научнопедагогическим фольклорноэтно
графическим коллективом «Домострой» на материалах, полученных в 15летних
121
Тема № 3
тей в пространстве мира взрослых. — СПб.: 2000. Серия «Мастера психологии»).
Например, приговаривая: «Потягунюшки, порастунюшки...», — взрослые и сегодня многократно повторяют названия различных частей тела малыша, ласко
во прикасаясь к ним, проводя первые «уроки анатомии».
По мере того, как ребенок запоминает, где и сколько у него глаз, ушей, носов,
пальчиков и как они называются, у него складывается общая схема тела, что абсо
лютно необходимо для нормального умственного и личностного развития. Ведь осознавая наличие и устройство собственного тела, человек утверждается в мыс
ли: «Я существую». Само тело при этом становится исходной точкой отсчета для ориентации в мире, инструментом для освоения физического пространства. Вос
создание детской игровой традиции является важнейшим этапом в развитии и воспитании ребенка. Народные игры поистине являются школой жизни: они вос
питывают характер, формируют правильное отношение к жизненным ценностям,
учат действовать в жизни самостоятельно, не бояться трудностей. Народные игры развивают художественный вкус, учат разумным и достойным формам поведе
ния. Только через детские игры можно воссоздать живую жизнь детского сообще
ства, практически полностью разрушенного в наше время.
В любой народной культуре этот процесс направлялся и контролировался тра
дицией. Тексты материнского фольклора, игры передавались от поколения к по
колению. И сегодня они попрежнему содержат в доступной каждому, легко за
поминающейся форме проверенные временем способы обучения ребенка.
Примитивность, «устарелость» этих текстов — кажущаяся. Даже не вполне по
нятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например:
«... не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...», — имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький, колыбель, комната, род
ной дом — это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых. Огромный внешний мир таит не только множество удивительных от
крытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до вре
мени одному нельзя. Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных домзащита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края», заро
дившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях.
Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей бу
дущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие к жиз
ни» — интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого челове
ка, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам.
Огромное позитивное воспитательное значение имеют традиционные народ
ные праздники. В СанктПетербурге научнопедагогическим фольклорноэтно
графическим коллективом «Домострой» на материалах, полученных в 15летних
121
Тема № 3
этнографических экспедициях, разработан цикл семинаров «Годовой круг тради
ционных народных праздников».
Программы и аудиокурсы используются в семейных клубах, обществах, жен
ских консультациях и находят отклик у представителей разных поколений: по
дростков, молодых родителей, бабушек, дедушек.
Именно к специалистам «Домостроя» обратились японские ученые, которые изучали влияние колыбельных песен всего мира на ребенка. Прослушивание японскими младенцами простой русской колыбельной «Спи се со Богом» норма
лизовало ритм их энцефалограммы. Пение аутентичных музыкальных произведе
ний беременными женщинами г. Томска (а часто и отцами через рупор) повысило коэффициент интеллекта их детей в четыре раза.
Аутентичный фольклор, т. е. истинные образцы народной музыки, слова, тан
ца, оказывает гармонизирующее влияние на центральную нервную систему ре
бенка за счет максимальной приближенности к ритмам «золотого сечения». К
этому ритму также относится биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые, как известно, успокаивают плачущих младенцев.
Уникальный телеснопсихологический контакт матери и ребенка, возникаю
щий при пестовании младенцев в этом «Золотом ритме», не просто полезен, а
жизненно необходим каждому современному младенцу. Ведь только 1% современ
ных новорожденных рождаются без повреждения нервной системы.
Конечно, массаж и движения, которые использовали наши предки для песто
вания своих здоровых младенцев, недостаточны для реабилитации нервной и опорнодвигательной системы современных детей. Новые диагнозы: энцефало
патия, минимальная мозговая дисфункция, внутричерепная гипертензия, дисп
лазия тазобедренных суставов — теперь знакомы каждой матери и требуют новых эффективных методов реабилитации детей.
30 лет ученыеневропатологи, нейрофизиологи Института развития мозга в
Филадельфии разрабатывали методы восстановления повреждений нервной сис
темы у детей.
Все методы прежде прошли апробацию на животных.
Доказано, что:
— мозг дикой кошки, все время выполняющей вращательные движения (ку
выркающейся на деревьях), на 30% тяжелее, а значит, физически крепче, чем ма
лоподвижной домашней кошки;
— щенки, которых лишали вылизывания (материнского массажа), перестава
ли расти.
Ученые изучали опыт народов мира. Оказалось, что на Востоке общество счи
тало мать нерадивой, если она не делала массаж своему малышу ежедневно. В Аф
рике до 2х лет матери носят детей на себе (два года упражнений на координацию и полный телеснопсихологический контакт с матерью). В результате африкан
ские младенцы до 2х лет резко опережают по психомоторному развитию евро
пейских детей, большую часть времени проводящих в кроватках. Но дальше аф
риканские женщины, к сожалению, не могут предоставить своим младенцам воз
можность ползать на полу, изза наличия в тех краях опасных насекомых.
Народы, которые не могли предоставить возможность своим младенцам ползать,
не внесли свой вклад в мировую науку. Ползание увеличивает скорость мышле
122
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ционных народных праздников».
Программы и аудиокурсы используются в семейных клубах, обществах, жен
ских консультациях и находят отклик у представителей разных поколений: по
дростков, молодых родителей, бабушек, дедушек.
Именно к специалистам «Домостроя» обратились японские ученые, которые изучали влияние колыбельных песен всего мира на ребенка. Прослушивание японскими младенцами простой русской колыбельной «Спи се со Богом» норма
лизовало ритм их энцефалограммы. Пение аутентичных музыкальных произведе
ний беременными женщинами г. Томска (а часто и отцами через рупор) повысило коэффициент интеллекта их детей в четыре раза.
Аутентичный фольклор, т. е. истинные образцы народной музыки, слова, тан
ца, оказывает гармонизирующее влияние на центральную нервную систему ре
бенка за счет максимальной приближенности к ритмам «золотого сечения». К
этому ритму также относится биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые, как известно, успокаивают плачущих младенцев.
Уникальный телеснопсихологический контакт матери и ребенка, возникаю
щий при пестовании младенцев в этом «Золотом ритме», не просто полезен, а
жизненно необходим каждому современному младенцу. Ведь только 1% современ
ных новорожденных рождаются без повреждения нервной системы.
Конечно, массаж и движения, которые использовали наши предки для песто
вания своих здоровых младенцев, недостаточны для реабилитации нервной и опорнодвигательной системы современных детей. Новые диагнозы: энцефало
патия, минимальная мозговая дисфункция, внутричерепная гипертензия, дисп
лазия тазобедренных суставов — теперь знакомы каждой матери и требуют новых эффективных методов реабилитации детей.
30 лет ученыеневропатологи, нейрофизиологи Института развития мозга в
Филадельфии разрабатывали методы восстановления повреждений нервной сис
темы у детей.
Все методы прежде прошли апробацию на животных.
Доказано, что:
— мозг дикой кошки, все время выполняющей вращательные движения (ку
выркающейся на деревьях), на 30% тяжелее, а значит, физически крепче, чем ма
лоподвижной домашней кошки;
— щенки, которых лишали вылизывания (материнского массажа), перестава
ли расти.
Ученые изучали опыт народов мира. Оказалось, что на Востоке общество счи
тало мать нерадивой, если она не делала массаж своему малышу ежедневно. В Аф
рике до 2х лет матери носят детей на себе (два года упражнений на координацию и полный телеснопсихологический контакт с матерью). В результате африкан
ские младенцы до 2х лет резко опережают по психомоторному развитию евро
пейских детей, большую часть времени проводящих в кроватках. Но дальше аф
риканские женщины, к сожалению, не могут предоставить своим младенцам воз
можность ползать на полу, изза наличия в тех краях опасных насекомых.
Народы, которые не могли предоставить возможность своим младенцам ползать,
не внесли свой вклад в мировую науку. Ползание увеличивает скорость мышле
122
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
ния, готовит ребенка к автоматической ходьбе, способствует предупреждению нарушения осанки. Кроме того, безусловно важнейшую роль в дальнейшем от
ставании в развитии африканских младенцев имеет отсутствие специальных ме
тодик обучения детей.
Петербургские ученые соединили достижения Филадельфийского Института мозга, европейской школы остеопатии и отечественный опыт: всемирно известных петербургских школ гомеопатии, детского массажа и уникальный архив петербург
ских этнографов «Домостроя». Таким образом, в Петербурге родилась новая методи
ка современного материнского массажа с пестушками, потешками и вестибулярной гимнастикой — комплекс «Пестование младенца».
Вспоминая и изучая народные колыбельные песни, потешки, пестушки, мама заранее, задолго до рождения на свет малыша, радуется предстоящей встрече с ним, готовится стать первым и самым важным в его жизни другом и наставником,
перенимает проверенный временем опыт многих предшествующих поколений людей.
Наконец, младенец появляется на свет. Следует помнить, что на развитие каж
дой новой функции мозга ребенка отводится строго определенный отрезок жизни ребенка. Если родители не предоставили ему возможность освоения этого навы
ка, то связи нервных клеток, отвечающих за этот навык, не образуются; нейроны меняют свою форму, обедняется число межклеточных синаптических контактов.
Например, первые 7 месяцев жизни ребенка являются определяющими для раз
вития артикуляции, грамотности, знания русского языка. Именно в этот период пестование просто необходимо для младенца. «Дар слова есть сила и развивается от упражнения. Мы обязаны заботиться, чтобы дитя все более и более вступало в духовное обладание... сокровищами» (Ушинский К. Д.).
Ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, он запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме — гу
лит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается осно
ва хорошей будущей речи. Так рождается самое главное — взаимопонимание мамы и ребенка. До трехлетнего возраста ребенка возникает 70–80% всех соеди
нений нервных клеток. Уже в 6 месяцев он достигает 50% взрослого потенциала мозга, а к трем годам — 80%.
Прежде чем приступить к массажу:
— выберите теплое светлое спокойное место (отключите телефон, попросите домашних вас не отвлекать);
— выберите время, лучше через 40 мин. после кормления или после утреннего сна (9:00–10:00), когда малыш проснулся, не голоден и спокоен;
— если у младенца кожа слишком сухая, выберите масло для массажа: только растительное, получаемое холодным отжимом (оливковое, миндальное). Если проблем с кожей нет, то лучше массировать сухими теплыми чистыми руками без масла. Обязательно надо снять украшения и подстричь ногти;
— приготовьте любимую игрушку, настройтесь на массаж, предупредите ре
бенка: «Мы сейчас будем делать массаж»;
— следите внимательно, чтобы ребенок лежал симметрично относительно средней оси тела;
123
Тема № 3
ставании в развитии африканских младенцев имеет отсутствие специальных ме
тодик обучения детей.
Петербургские ученые соединили достижения Филадельфийского Института мозга, европейской школы остеопатии и отечественный опыт: всемирно известных петербургских школ гомеопатии, детского массажа и уникальный архив петербург
ских этнографов «Домостроя». Таким образом, в Петербурге родилась новая методи
ка современного материнского массажа с пестушками, потешками и вестибулярной гимнастикой — комплекс «Пестование младенца».
Вспоминая и изучая народные колыбельные песни, потешки, пестушки, мама заранее, задолго до рождения на свет малыша, радуется предстоящей встрече с ним, готовится стать первым и самым важным в его жизни другом и наставником,
перенимает проверенный временем опыт многих предшествующих поколений людей.
Наконец, младенец появляется на свет. Следует помнить, что на развитие каж
дой новой функции мозга ребенка отводится строго определенный отрезок жизни ребенка. Если родители не предоставили ему возможность освоения этого навы
ка, то связи нервных клеток, отвечающих за этот навык, не образуются; нейроны меняют свою форму, обедняется число межклеточных синаптических контактов.
Например, первые 7 месяцев жизни ребенка являются определяющими для раз
вития артикуляции, грамотности, знания русского языка. Именно в этот период пестование просто необходимо для младенца. «Дар слова есть сила и развивается от упражнения. Мы обязаны заботиться, чтобы дитя все более и более вступало в духовное обладание... сокровищами» (Ушинский К. Д.).
Ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, он запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме — гу
лит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается осно
ва хорошей будущей речи. Так рождается самое главное — взаимопонимание мамы и ребенка. До трехлетнего возраста ребенка возникает 70–80% всех соеди
нений нервных клеток. Уже в 6 месяцев он достигает 50% взрослого потенциала мозга, а к трем годам — 80%.
Прежде чем приступить к массажу:
— выберите теплое светлое спокойное место (отключите телефон, попросите домашних вас не отвлекать);
— выберите время, лучше через 40 мин. после кормления или после утреннего сна (9:00–10:00), когда малыш проснулся, не голоден и спокоен;
— если у младенца кожа слишком сухая, выберите масло для массажа: только растительное, получаемое холодным отжимом (оливковое, миндальное). Если проблем с кожей нет, то лучше массировать сухими теплыми чистыми руками без масла. Обязательно надо снять украшения и подстричь ногти;
— приготовьте любимую игрушку, настройтесь на массаж, предупредите ре
бенка: «Мы сейчас будем делать массаж»;
— следите внимательно, чтобы ребенок лежал симметрично относительно средней оси тела;
123
Тема № 3
— основной прием массажа до 3х месячного возраста — это поглаживание,
оно расслабляет. Это важно, т. к. в этом возрасте мышцысгибатели в норме на
пряжены.
Выполнять комплекс «Пестование младенцев» следует в хорошем настроении.
Материнский массаж и гимнастика должны доставлять удовольствие маме и ма
лышу. Если младенец не хочет выполнять какоето упражнение, не настаивайте,
перейдите к следующему. Возможно в следующий раз он его выполнит. Если ре
бенок устал, прервитесь, продолжите позже.
В добрый путь! Желаем успеха!
В этом вам поможет учебный видеофильм «Пестование младенцев», а также аудиокассеты «Колыбельные», «Сорокаворона». Описание гимнастических упражнений подробно приведено в разделе «Методический материал из книги
Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка» — гимнастические комплексы».
Вторым разделом предлагаемого комплекса «Пестование младенцев» является ношение младенца по кругу (упражнение на координацию). Для этого использу
ется особое приспособление — перевязь (см. рис. 22). Двадцать пять лет в амери
канском центре поддержки грудного вскармливания У. Серза с успехом исполь
зуются перевязи. Познакомимся с этим традиционным методом ношения мла
денцев. Чем раньше вы освоите этот метод, тем удобнее и комфортнее будете справляться со своими родительскими обязанностями.
НОШЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
Многолетние исследования в области воспитания детей позволили руководи
телям известного центра по поддержке грудного вскармливания У. Серза и
М. Серз прийти к убеждению, что чем больше ребенка носят на себе, тем уютнее и комфортнее он себя чувствует. Это очень важно для его будущего психического здоровья.
Для этой цели лучше всего подходит лоскут с лямкой.
Положение в лоскуте у детей обычно ассоциируется с движением. Поэтому ре
комендуется сразу начинать двигаться вместе с ребенком. Если вы слишком долго стоите на месте, ребенок может начать беспокоиться.
Вначале лучше всего укладывать в перевязь спящего ребенка в одно из гори
зонтальных положений (см. рис. 22), пока привыкнет уютно передвигаться, пока
чиваясь на маме или папе. Родителям тоже необходимо привыкнуть к перевязи,
обычно сначала осваивается один вариант использования. Например, во время прогулки или выполнения домашних дел новорожденный находится в горизонта
льной позиции в перевязи на маме или папе.
Ношение ребенка не менее 3 часов в день в перевязи, включая время сна в ней,
способствует лучшему физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
Мать начинает лучше чувствовать и понимать своего малыша, а он приобретает уверенность в том, что мама о нем всегда будет заботиться и никогда его не бро
сит. Это способствует тому, что ребенок становится более самодостаточным и са
мостоятельным.
Издавна матери разных народов носили своих детей на себе. Это не новость, а возврат к традиции. Был ли это платок или кусок ткани, или меха (у северных на
родов России), повязанный определенным образом, или люлька, которую носила мать, но ребенок после рождения был обязательно не сам по себе — в коляске, в
124
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА