Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 708
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Плавание
Плавание, как пишет в своей книге «Гармоничное развитие ребенка» Глен До0
ман, это чрезвычайно важная человеческая функция, которая идет рука об руку с каждой стадией детского развития, обсуждавшейся в этой книге. Если ваш ребе0
нок учится плавать, тем самым он развивает и все остальные способности, необ0
ходимые для выполнения всех изложенных программ.
Если ваш ребенок будет плавать, то быстрее научится ползать по полу. И нао0
борот, если он будет ползать, то быстрее научится плавать. Плавание способству0
ет подвижности, подвижность способствует плаванию.
«Водные дети» — то есть дети, которые начали учиться плавать с самого мо0
мента рождения, имеют намного более развитую дыхательную систему, чем «су0
хопутные дети». Развитое дыхание усиливает выносливость и способствует бегу и ходьбе. Кроме того, оно полезно и для развития речевых навыков. «Водные дети»
обожают плавать и нырять. Первый «нырок» ребенок делает с помощью родите0
лей. Мама дует ему в лицо, он задерживает дыхание, и мама кратко погружает его в воду.
Да почему бы новорожденным и не быть прекрасными пловцами? Ведь они уже плавали целых девять месяцев в утробе матери. Действительно, первая проб0
лема новорожденного — научиться дышать воздухом, из которого он теперь будет получать кислород, необходимый для развития мозга.
Поскольку плавание с самого момента рождения является очень важным до0
полнением к физическому развитию ребенка (хотя и не столь необходимо для фи0
зического совершенства), оно заслуживает того, чтобы посвятить ему отдельную книгу (рекомендуем книгу «Плавать раньше, чем ходить» и видеофильм «Первый год жизни»).
Вода — это еще одна среда обитания, которая способствует процветанию ва0
шего ребенка, а плавание — дополнительный источник наслаждения на пути к физическому совершенству.
Трек для ползания
Обычно родители помогают ребенку ползать, подставляя свои руки под его подошвы. Кроме этого можно воспользоваться специальным приспособлени0
ем — треком для ползания. Трек строится из двухсантиметровой фанеры, которая оклеивается поролоном (губчатой резиной) толщиной в 2,5 см и покрывается гладким и ровным материалом. Ширина трека составляет примерно 40 см, высота сторон — бортиков — около 15 см, длиной в 2 м. Где бы ни находилась мама, она всегда может предоставить ребенку условия поползать в этом переносном метро0
вом треке.
Наклейте поролон на фанеру, как показано на рис. 45, а затем наклейте сверху покрытие так, чтобы концы его подворачивались под низ трека. Это покрытие необ0
ходимо, чтобы создать ровную поверхность и облегчить ее мытье.
Фанерный желоб имеет ширину в 40,5 см без учета оклейки поролоном. Внут0
ренний слой поролона толщиной в 2,5 см несколько сокращает ширину трека.
Углы к наружным краям постели — 45°. В течение дня желоб0трек устанавливает0
ся под разным углом, ориентируясь на силы и настроение ребенка. Угол наклона
238
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
должен быть таким, чтобы ребенку хотелось двигаться. Имейте в виду,
что дети часто громко кричат во время ползания. Таким образом они обеспечивают себе глубокое дыхание при нагрузке. Для ползания можно использовать простой матрас, умень0
шая угол его наклона. Постепенно ребенок начнет ползать по горизон0
тальной поверхности. В три месяца он уже может выползти из комнаты.
Авторы книги «Раннее развитие» Лена Данилова и Михаил Федоров рекомендуют обрезать носочки у ползунков (тогда малыш будет толкаться голыми стопами), на колени нашить липучки (цепляться к простыне они не будут, а тормозить соска0
льзывание по наклонному треку будут).
Шейный воротник для младенца
Мы рекомендуем надевать этот воротник на ребенка перед выполнением лю0
бых упражнений. Самое главное — это безопасность ребенка. Особой заботы тре0
бует нежная детская шея. Поэтому так важен шейный воротник, особенно при выполнении упражнений из пассивной программы равновесия, относящейся к стадии III.
Возьмите кусок поролона размером примерно в 6,5 см
2
, обшейте его в неско0
лько слоев оболочкой из мягкой ткани. С внутренней стороны на одном конце воротника и с наружной на другом пришейте липучку0застежку (рис. 46).
Гимнастические комплексы
239
Тема № 6
Рис. 45. Трек для ползания
Рис. 46. Изготовление шейного воротника
что дети часто громко кричат во время ползания. Таким образом они обеспечивают себе глубокое дыхание при нагрузке. Для ползания можно использовать простой матрас, умень0
шая угол его наклона. Постепенно ребенок начнет ползать по горизон0
тальной поверхности. В три месяца он уже может выползти из комнаты.
Авторы книги «Раннее развитие» Лена Данилова и Михаил Федоров рекомендуют обрезать носочки у ползунков (тогда малыш будет толкаться голыми стопами), на колени нашить липучки (цепляться к простыне они не будут, а тормозить соска0
льзывание по наклонному треку будут).
Шейный воротник для младенца
Мы рекомендуем надевать этот воротник на ребенка перед выполнением лю0
бых упражнений. Самое главное — это безопасность ребенка. Особой заботы тре0
бует нежная детская шея. Поэтому так важен шейный воротник, особенно при выполнении упражнений из пассивной программы равновесия, относящейся к стадии III.
Возьмите кусок поролона размером примерно в 6,5 см
2
, обшейте его в неско0
лько слоев оболочкой из мягкой ткани. С внутренней стороны на одном конце воротника и с наружной на другом пришейте липучку0застежку (рис. 46).
Гимнастические комплексы
239
Тема № 6
Рис. 45. Трек для ползания
Рис. 46. Изготовление шейного воротника
Все предлагаемые гимнастические упражнения, разработанные специалиста0
ми Института развития мозга, входят в комплекс «Пестование младенцев». В нем эти упражнения объединены с этнографическим материалом — пестушками, по0
тешками. Это одновременно развивает тело и речь — всю психоэмоциональную сферу ребенка. Кроме того, ритм, заданный лучшими произведениями народной культуры, оказывает дополнительное уникальное оздоравливающее действие на все биологические ритмы организма ребенка, в т. ч. на ритм головного мозга. В
этой главе мы подробно рассмотрим методику выполнения этих гимнастических упражнений — вестибулярной гимнастики для младенцев.
Все виды вестибулярного воздействия, о которых мы расскажем ниже, должны проводиться осторожно и доставлять новорожденному удовольствие.
Очевидно, что если вы хотите соблюдать максимальную безопасность, вам надо убедиться в отсутствии всяких помех. Будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте. Держите его бережно, начинайте медленно и спокойно, постепенно переходя к следующим стадиям (то есть постепенно увели0
чивайте продолжительность).
Прежде, чем вы начнете что0либо делать, расскажите новорожденному о своих намерениях. В процессе самого действия объясняйте ему, что вы делаете. Всегда останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет. Только в этом случае он сам захочет следующего занятия!
Одевайте ребенка в зависимости от обстановки и при этом учитывайте, наско0
лько удобно вам будет его держать.
Лучшая часть программы равновесия — это та, которая доставит радость как вам, так и вашему ребенку. Специалисты института развития мозга наблюдали родителей (особенно отцов), по всему миру развивающих вестибулярный аппарат своего ребенка. Это было и в мировых столицах, и в первобытных джунглях. Но повсюду родители и дети получали от этого удовольствие. Отцы подбрасывали своих детей вверх, а затем ловили. Матери подбрасывали детей, посадив их к себе на колени. И то и другое стимулирует вестибулярный аппарат. Рекомендуем 15
видов подобной стимуляции, исходя из трехмерности пространства. Все они включены в комплекс пестования младенцев, в котором они выполняются в рит0
ме традиционных народных потешек.
Например:
1. Ношение ребенка по кругу — хороводы.
2. Покачивание ребенка над собой, лежа на спине, под потешку «Летели кокуш+
ки...»
3. Покатывание на мяче в различных направлениях.
4. Покачивание ребенка на руках перед собой под потешку «Поехали, поехали...»
5. Ускорение на мате — вперед и назад. На этот мат ничком положите ребенка.
Он должен находиться перпендикулярно к вам (то есть головой к одной вашей руке, ногами — к другой). А теперь потяните мат правой рукой вправо — он дви0
нется вперед; потом левой рукой потяните влево — он двинется назад.
6. Ускорение на мате вправо и влево.
7. Горизонтальное кружение в позиции ничком («Растатуриха»). Встаньте, поло0
жите новорожденного себе на плечо так, чтобы он прижимался к нему животом.
Начните кружиться и делайте это достаточно осторожно, чтобы самому не почув0
ствовать головокружение и не утратить равновесия.
Изменяйте направление кружения — по часовой, против часовой стрелки.
240
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
8. Горизонтальное кружение на плече на правом боку, затем на левом («Уж я Та0
нюшке пирог испеку...»).
9. Перекатывание («Чук, чук, чук, чук...»).
10. «Скачки» с ребенком. («Баба сеяла горох...»).
Выполнение вместе с новорожденным основной программы равновесия
Частота: хорошо бы выполнять каждый день все пятнадцать упражнений
(танцы, игры с ребенком) хотя бы по одному разу.
Интенсивность: выполняйте упражнения медленно и осторожно. Если по ка0
кой0либо причине вашему новорожденному что0то не нравится (или если вы сами устали), то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите темп.
Длительность: Начните с пятнадцати секунд на каждое упражнение. Посте0
пенно и осторожно доведите это время до сорока пяти секунд. Всегда останавли0
вайтесь прежде, чем этого захочет ваш ребенок.
Вся ежедневная программа займет всего десять минут. Данная программа, а также пассивная программа равновесия полностью вошли в комплекс «Пестова0
ние младенцев» (см. ранее).
Вашему новорожденному понравятся эти упражнения.
Пассивная программа равновесия от 4 мес. до 1,5 лет
Эта программа выполняется с воротником безопасности. В качестве воротни0
ка может послужить полотенце, свободно повязанное вокруг шеи. Это может быть и толстый воротник от вязаного свитера. Способы изготовления воротника даны выше. Используйте этот воротник при выполнении всех упражнений про0
граммы.
Чтобы детям нравилось носить эти воротники, некоторые матери в течение нескольких дней носят их сами. Естественно, любому ребенку захочется попро0
бовать то, что так нравится его матери!
Убедитесь, что одежда ребенка не будет мешать выполнению упражнений. И,
когда будете поддерживать, не держите его за ботинки или носки (они могут сле0
теть), держите за обнаженные лодыжки.
Все предложенные упражнения вводятся после 40месячного возраста в основ0
ной комплекс «Пестование младенцев».
Покачивание
Покачивания, которые вы совершали ранее, подготовили ребенка к более сложному варианту:
1. Покачивание в положении «навзничь». Возьмите лежащего навзничь ребенка за запястья, а ваш супруг пусть возьмет его за лодыжки. Поднимите его с пола и начните покачивать, словно бы он находился в колыбели. Это упражнение —
одно из самых стимулирующих, поэтому его надо делать быстрее, чем если бы ре0
бенок действительно находился в колыбели (древнее, но весьма мудрое изобрете0
ние).
Помните, когда вы сами были ребенком, ваши родители раскачивали вас взад0вперед, прежде чем бросить на постель? Вспомните, как это вас веселило.
Горизонтальное вращение
241
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 51
Тема № 6
При выполнении программы равновесия для новорожденных горизонтальное вращение вы проводили на матах. Это упражнение понравится вашему ребенку еще больше, когда будет выполняться в воздухе.
2. Горизонтальное вращение. Левой рукой возьмите ребенка за левое запястье, а правой — за левую лодыжку. Ребенок при этом должен лежать ничком. Подними0
те его и осторожно покрутите против часовой стрелки.
Потом смените положение — возьмите его правой рукой за правое запястье, а левой рукой — за правую лодыжку и покрутите по часовой стрелке. Чем больше скорость вращения, тем горизонтальнее будет летать ваш ребенок. В обоих случа0
ях вы можете сменить направление вращения так, что ваш ребенок будет летать
«ногами вперед».
3. Положение «навзничь». В начальном положении ребенок должен находиться лицом в противоположную сторону от вас. Правой рукой вы беретесь за его левое запястье, левой — за левую лодыжку, после чего начинаете осторожно вращать его по часовой стрелке. Если он не испугается быстрого вращения, то вскоре
«всплывет» в положение «навзничь». Затем вы меняете направление вращения, и он начинает летать ногами вперед. После этого вы беретесь левой рукой за его правое запястье, а правой — за его правую лодыжку и начинаете вращать против часовой стрелки. Потом меняете направление — и ребенок летает ногами вперед.
4. Положение ничком. Повернув ребенка лицом к себе, возьмите за запястья и начните вращать на прямых руках.
Вращать можно как по, так и против часовой стрелки.
Горизонтальное подбрасывание
5. Горизонтальное бросание. Поверните ребенка лицом к себе и возьмите под0
мышками. А теперь начните подбрасывать его в воздух и ловить. Но будьте осто0
рожны. Это упражнение, которым, как правило, занимаются отцы, очень полез0
но. Благодаря ему ребенок очень живо ощущает на себе силу гравитации, особен0
но в момент, когда падает к вам в руки.
Чтобы не уронить своего ребенка, вам следует при этом проявить особую сно0
ровку. Исходите из интересов самого ребенка: если он пуглив, делайте все как можно медленнее и осторожнее.
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Никогда не рано начинать ухаживать за зубами. Здоровый молочный прикус ребенка — наилучшее условие для сохранения такого же постоянного прикуса.
Поэтому регулярный уход за зубами необходимо начинать в самом раннем возра0
сте.
Прорезывание зубов начинается между 60м и 80м месяцами. У большинства детей вначале появляется один из нижних средних резцов. Затем через 1–2 меся0
ца появляются верхние средние резцы, затем — боковые резцы, далее — первый коренной зуб, клыки и в заключение последний коренной зуб к третьему году жизни. Важно вовремя отучить ребенка от сосания пустышки (причем пустышка должна быть подобрана специально анатомическая) или большого пальца во из0
бежание деформации прикуса.
Первый зубик следует чистить осторожно — куском ваты или влажной ткани. К
концу первого года жизни малыша следует чистить зубы детской зубной щеткой,
242
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
имеющей особо мягкую щетину (как, например, зубная щетка «Новый Жемчуг для детей»). К трем годам он должен научиться это делать сам.
Прорезывание зубов у младенца часто сопровождается капризами, беспокой0
ством, нарушением сна, поднятием температуры. Неприятные симптомы, свя0
занные с прорезыванием зубов, облегчаются при кусании малышом эластичных предметов (резиновых колец). Особенно хорошо помогает кусание охлажденных предметов. Имеются специальные кольца для кусания, заполненные жидкостью;
их предварительно охлаждают в холодильнике. Холод — естественное обезболи0
вающее средство, которое успокаивает десны.
Стоматологическая профилактика исключительно важна кормящей матери. Ре0
комендуются периодические курсы (2 недели прием, 2 недели перерыв) глицеро0
фосфата кальция по 0,5 г 2 раза в день в период кормления грудью; употребление продуктов, богатых кальцием. Остальные мероприятия по сохранению зубов здо0
ровыми подробнее см. в разделе «Стоматологическая профилактика для беремен0
ных женщин».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Для ребенка первого года жизни этот раздел включает в себя:
— Обеспечение гигиенической безопасности среды обитания (подробно см.
соответствующий раздел для беременных женщин, в том числе гипоаллергиче0
ский быт).
— Повышение защитных сил организма: прием адаптогенов: принимаются матерью так же, как и во время беременности, и с молоком передаются ребенку.
При проживании семьи в экологически неблагоприятных условиях гомеопатиче0
ские препараты экологически защитного комплекса («Экоберин», «Реприз», «Ви0
тамин HV») дают ребенку в жидкой форме: а) растворить 1 крупинку в 1 чайной ложке грудного молока и давать младенцу до или после кормления; б) другой ва0
риант приготовления жидкой формы — в 1 столовую ложку фильтрованной кипя0
ченой воды добавить 4 крупинки гомеопатического препарата. Для каждого пре0
парата следует использовать отдельный флакон, на котором заранее подписыва0
ется название препарата, и отдельную пипетку. Энергично встряхивать до полного растворения крупинок. Хранить в прохладном месте до 3 суток вдали от электроприборов. Давать ребенку по 1 капле или крупинке до кормления по схе0
ме: утром «Экоберин» + «Реприз» + «Кальгид» ежедневно, вечером «Витамин
HV» в течение двух недель, затем две недели перерыв.
Фитоадаптогены (лимонник, элеутерококк) даются ребенку из расчета 1 капля препарата на 1 год жизни в день. Для этого готовится разбавленный раствор: в 1
чайную ложку кипяченой воды добавляется 1 капля фитоадаптогена, затем ребен0
ку дается чай в соответствии с возрастом: например, в три месяца 1/4 чайной лож0
ки разбавленного раствора; в шесть месяцев 1/2 чайной ложки, в год 1 чайная ложка. Давать ребенку 1 раз в день утром натощак, в течение 30 дней в октябре и январе.
ПОВЫШЕНИЕ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
Сопротивляемость организма ребенка обеспечивается комплексом следую0
щих мероприятий. Прежде всего грудным вскармливанием, правильным режи0
мом дня, правильным гигиеническим уходом, общением со здоровой матерью.
243
Тема № 6
Прорезывание зубов у младенца часто сопровождается капризами, беспокой0
ством, нарушением сна, поднятием температуры. Неприятные симптомы, свя0
занные с прорезыванием зубов, облегчаются при кусании малышом эластичных предметов (резиновых колец). Особенно хорошо помогает кусание охлажденных предметов. Имеются специальные кольца для кусания, заполненные жидкостью;
их предварительно охлаждают в холодильнике. Холод — естественное обезболи0
вающее средство, которое успокаивает десны.
Стоматологическая профилактика исключительно важна кормящей матери. Ре0
комендуются периодические курсы (2 недели прием, 2 недели перерыв) глицеро0
фосфата кальция по 0,5 г 2 раза в день в период кормления грудью; употребление продуктов, богатых кальцием. Остальные мероприятия по сохранению зубов здо0
ровыми подробнее см. в разделе «Стоматологическая профилактика для беремен0
ных женщин».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Для ребенка первого года жизни этот раздел включает в себя:
— Обеспечение гигиенической безопасности среды обитания (подробно см.
соответствующий раздел для беременных женщин, в том числе гипоаллергиче0
ский быт).
— Повышение защитных сил организма: прием адаптогенов: принимаются матерью так же, как и во время беременности, и с молоком передаются ребенку.
При проживании семьи в экологически неблагоприятных условиях гомеопатиче0
ские препараты экологически защитного комплекса («Экоберин», «Реприз», «Ви0
тамин HV») дают ребенку в жидкой форме: а) растворить 1 крупинку в 1 чайной ложке грудного молока и давать младенцу до или после кормления; б) другой ва0
риант приготовления жидкой формы — в 1 столовую ложку фильтрованной кипя0
ченой воды добавить 4 крупинки гомеопатического препарата. Для каждого пре0
парата следует использовать отдельный флакон, на котором заранее подписыва0
ется название препарата, и отдельную пипетку. Энергично встряхивать до полного растворения крупинок. Хранить в прохладном месте до 3 суток вдали от электроприборов. Давать ребенку по 1 капле или крупинке до кормления по схе0
ме: утром «Экоберин» + «Реприз» + «Кальгид» ежедневно, вечером «Витамин
HV» в течение двух недель, затем две недели перерыв.
Фитоадаптогены (лимонник, элеутерококк) даются ребенку из расчета 1 капля препарата на 1 год жизни в день. Для этого готовится разбавленный раствор: в 1
чайную ложку кипяченой воды добавляется 1 капля фитоадаптогена, затем ребен0
ку дается чай в соответствии с возрастом: например, в три месяца 1/4 чайной лож0
ки разбавленного раствора; в шесть месяцев 1/2 чайной ложки, в год 1 чайная ложка. Давать ребенку 1 раз в день утром натощак, в течение 30 дней в октябре и январе.
ПОВЫШЕНИЕ СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
Сопротивляемость организма ребенка обеспечивается комплексом следую0
щих мероприятий. Прежде всего грудным вскармливанием, правильным режи0
мом дня, правильным гигиеническим уходом, общением со здоровой матерью.
243
Тема № 6