Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 707

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очень важны сон на воздухе (лицом к голубому небу), пребывание на солнце в не0
опасные часы, коррекция грудного вскармливания с помощью микроэлементов,
витаминов (проводится только по назначению врача0педиатра). Очень полезно для оздоровления малыша и мамы применять методы ароматерапии.
Ароматерапия
Ароматерапия проводится с целью укрепления здоровья малыша и матери,
дезинфекции, устранения нежелательных запахов, если нет аллергических реак0
ций на конкретное масло. Для этой цели используются следующие эфирные мас0
ла: лимонное, эвкалиптовое, лавандовое. Они уничтожают вирусы, бактерии,
грибки, нейтрализуют запахи тела.
Ромашковое, сандаловое — оказывают обезболивающее, противовоспалитель0
ное действие.
Нероли (апельсиновое), жасминовое — ослабляют депрессию, снимают стресс, психическую усталость.
Розмариновое, гераневое — имеют освежающее общеукрепляющее действие после перенесенных инфекций.
Розовое — расслабляет, успокаивает.
Аптечная ромашка, нероли — снимают колики и крик младенца. Можно это масло втирать в его стопы из расчета 2 столовые ложки растительного масла + 5
капель масла ромашки.
Способ применения масел:
1) для создания благоухающей атмосферы нанести 1–2 капли эфирного масла на кусочек бумаги, положить на фумигатор или другое подогревающее устройство
(миска с водой, горелка);
2) в ведро для замачивания грязных пеленок добавить 6 капель масла чайного дерева;
3) в стиральную машину добавить 4 капли или в таз при ручном полоскании пеленок — 2 капли лавандового масла;
4) освежение воздуха в шкафу — нанести на ватные шарики 2–3 капли лаван0
дового масла.
Вакцинация
Выполнение прививок ребенку осуществляется в соответствии со следующим графиком:
График профилактических прививок
4–7 дней. Прививка против туберкулеза и БЦЖ.
3 мес. Первая вакцинация АКДС (против коклюша, дифтерии, столбняка) +
п/полиомиелита.
4 мес. Вторая вакцинация АКДС + п/полиомиелита.
5 мес. Третья вакцинация АКДС + п/полиомиелита.
1 год Вакцинация п/кори + п/паротита (свинки).
Если у ребенка имеются аллергические реакции, проконсультируйтесь с вра0
чом о возможных профилактических мероприятиях (здоровое состояние во время прививки; прием индивидуально подобранных гомеопатических средств). Имеют
244
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

значение и семейные традиции. Например, из опыта работы «Школ для родите0
лей» замечено, что если ребенок перед прививкой причащался православными родителями в храме, то аллергические реакции на прививку не развивались.
НОРМАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА
Рекомендуется концентрировать усилия на создании дружелюбной, спокой0
ной атмосферы в семье. Помнить об уникальной способности ребенка запечатле0
вать все происходящее вокруг него (подробно см. разделы «Пестование младен0
цев», «Душевное и духовное оздоровление» в контурах развития младенца, «Нрав0
ственная психология и педагогика»).
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
(медицинское и педагогическое)
Родителям следует иметь необходимые знания и навыки в области медицины,
доврачебной помощи, профилактики заболеваний, психологии и педагогики.
Интересное, соответствующее возрасту, неперегруженное обучение ребенка спо0
собствует сохранению его здоровья. Настоящая книга обеспечивает родителей информацией по вопросам, относящимся к телесному, душевному и духовному здоровью ребенка.
Познакомьтесь с важной информацией для родителей, имеющих ребенка пер0
вого года жизни:
— безопасное окружение ребенка;
— экстренная доврачебная помощь;
— рекомендации по лечению ОРЗ, информация по детским болезням;
— советы специалистов по воспитанию детей.
Безопасное окружение ребенка
Около четверти всех несчастных случаев, которые происходят с детьми дома,
приходится на возраст до 40х лет, как считает Элизабет Фенвик (автор книги
«Мать и дитя», изд0во «Дорлинг Киндерсли»).
Главное правило — не спускать с малыша глаз и обеспечить безопасное окру0
жение.
Кухня. Храните пластиковые мешки и пленки где0нибудь повыше; на кухне должен быть пенный или порошковый огнетушитель, ставьте горячие напитки подальше от края стола; поставьте защитную решетку на плиту, поворачивайте ручку сковородки к стене; старайтесь по возможности пользоваться не ближни0
ми, а дальними конфорками. Установите дополнительные замки на холодильни0
ке и морозильной камере; купите спиральные провода для электроприборов или укоротите имеющиеся; убирайте все моющие средства и мусорное ведро в шкаф0
чик с надежной защелкой, постелите на пол нескользящее покрытие, сразу же вытирайте все пролитое, убирайте все режущие кухонные принадлежности в ящик с надежной защелкой.
Детская комната. Не кладите в кроватку подушку и большие игрушки. Не за0
стилайте матрас незакрепленной полиэтиленовой пленкой. Не привязывайте иг0
рушки к кроватке тесемками. Не вешайте погремушки поперек кроватки, если
245
Тема № 6

малыш уже встает. Опустите дно кроватки до самого нижнего уровня; в постели не должно быть легковоспламеняющихся тканей. Кладите в кроватку небольшие игрушки. Выбирайте игрушки без острых углов и мелких деталей, которые легко проглотить; купите устойчивую мебель без острых углов, переодевайте ребенка на полу; храните игрушки в тумбочке или же на нижних полках, чтобы ребенок сам мог их достать. Завешивайте радиаторы полотенцами.
Ванная комната. На дно ванны кладите коврик с присосками; вода из крана не должна быть горячее 55° C, причем вначале нужно наливать холодную воду.
Прежде чем посадить ребенка, измерьте температуру; держите лекарства в закры0
том на защелку шкафчике; убирайте бритвы и косметику, чтобы малыш не мог их достать. Электронагреватель должен быть смонтирован на стене и снабжен скры0
тым выключателем. Держите чистящие средства и щетки в шкафчике с пружин0
ной защелкой. Душевая кабина должна быть небьющаяся (можно заменить стек0
ло шторой).
Гостинная. Покрытие мебели не должно при горении выделять токсические газы. Откажитесь от электрокамина. Сделайте недоступной для младенца заднюю панель телевизора. Не оставляйте на доступном месте сигареты, спички, зажигал0
ки, спиртные напитки, иголки, монеты. Комнатные цветы ставьте повыше. Ядо0
витые растения должны быть убраны вовсе. Стеклянные двери оклейте защитной пленкой.
Прихожая и лестница. Поставьте воротца у входа на внутреннюю лестницу пока малыш не научится лазать. Следите за хорошим освещением. На перилах не дол0
жно быть широких проемов. Замок на входной двери поставьте повыше. Установи0
те противопожарный датчик, своевременно заменяйте отпадающие кафельные плитки, дырявые коврики. На скользком полу не давайте малышу ходить без обуви.
При ходьбе босиком следите, чтобы он не занозил ногу.
Сад. Закрывайте коляску сеткой от комаров. Никогда не оставляйте ребенка одного сидеть в лягушатнике, на садовых дорожках не должно быть выбоин и по0
рожков; не разрешайте малышу играть там, где недавно применялись пестициды,
гербициды и удобрения; закрывайте на замок садово0огородный инвентарь, пес0
тициды, гербициды и удобрения. Ставьте качели или горку на траве или песке, а не на твердой земле. Поставьте надежные запоры на калитках. Проверьте, нет ли у вас ядовитых садовых кустарников и грибов.
Автомобиль. Малыш должен сидеть на специальном кресле. Не позволяйте ре0
бенку высовывать из окна руки и голову, не оставляйте его одного в машине.
Прежде чем захлопнуть двери или дать задний ход, проверьте, где ребенок.
Электричество. Выключайте электроприборы, когда вы ими не пользуетесь.
Не оставляйте под током удлинители. Ставьте заглушки на неиспользованные ро0
зетки или заклеенные провода; не давайте детям в возрасте от 40х лет игрушки,
которые работают от электросети.
Предупреждение опасной ситуации. С первых месяцев, если вам нужно на ми0
нуту уйти, кладите ребенка на пол или в кроватку. В 2 мес. он уже умеет хватать предметы, а в 3 — уже тащит их к себе. Поэтому в доступных для ребенка местах не должно быть ничего опасного. Не оставляйте там предметы, которые он может проглотить, порезаться. Держа малыша на руках не ешьте и не пейте ничего горя0
чего, не курите. Не оставляйте его одного с бутылкой — он может захлебнуться.
Затягивайте ремни на коляске, на стульчике, не оставляйте малыша с другим ре0
бенком — он может его уронить и дать для игры что0нибудь опасное.
246
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Экстренная доврачебная помощь ребенку до 1 года
Рекомендации по лечению острых респираторных заболеваний, информацию по детским болезням — см. в соответствующем разделе для ребенка старше 1 года.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Мы предлагаем познакомиться с опытом известных отечественных и зарубеж0
ных педагогов0новаторов. Эта информация поможет Вам реально осуществить полноценную программу воспитания здорового ребенка в соответствии с контро0
льным листом развития младенца в семье на каждом возрастном этапе.
Система Никитиных
Опыт родителей0педагогов0новаторов был тщательно изучен профессором
И. А. Аршавским. Он считает, что система Никитиных имеет особое значение для ослабленных детей. Основная заслуга Никитиных в том, что они нашли приемы,
которые можно использовать с самого рождения.
1. Повышение двигательной активности.
Младенцу нужна работа всех мышц с первых дней жизни. Это подтвердил экспе0
римент: 4–50дневные щенки в достаточном количестве получали от матери молоко.
Некоторым из них вводили вещества, блокирующие двигательную активность. И
если вес остальных щенков превысил через месяц килограмм, то у этих остался прежним, на уровне 4–5 дней! Результаты таких опытов с трудом укладываются в го0
лове, они переворачивают существующие представления. Но беспристрастный язык фактов свидетельствует: пища не сама по себе определяет рост и развитие, а только в сочетании с мышечной активностью.
Новорожденный согревается, почти беспрерывно двигая ручками и ножками.
Это ему явно на пользу: он быстро прибавляет в весе, растет и крепнет.
Нормальная двигательная активность — это и профилактика кариеса.
После недельного возраста ребенок довольно быстро приобретает новые для себя возможности. Поэтому удовлетворить его потребности в движении можно двояко:
либо предоставив его самому себе, либо дав дополнительную нагрузку — специаль0
ные упражнения, спортивный снаряд в кроватке, плавание.
Хорошо почаще класть малыша на животик. Тогда он старается поднимать го0
ловку. И это удается ему раньше, чем обычно, так как укрепляются мышцы шеи.
У Никитиных много упражнений для рук. Они учили своих малышей крепко хвататься за протянутые к ним пальцы, подтягиваться...
Специалисты убедились в пользе раннего плавания, наблюдая за Олей Скри0
палевой, которая начала плавать с двух месяцев. Ваня Бурляев приобщился к это0
му с девяти дней.
Как указывалось выше, природа «предусмотрела» периодический дефицит кислорода у спящего младенца, чтобы стимулировать его двигательную актив0
ность. Какая здесь связь с плаванием? Прямая. Ныряя, ребенок задерживает ды0
хание не на секунду, как во сне, а на 3–40 сек. и более. Известный уже нам «пус0
ковой механизм» заводится сильнее. А возможности для двигательной активно0
сти в воде лучше: здесь почти невесомость. В конечном итоге «ребенок0амфибия»
247
Тема № 6

крепче, чем обычный. Не говоря уже о том, что, естественно, легко приобретается навык плавания, очень важный в жизни.
2. Закаливание.
Часто родители стремятся обеспечить ребенку максимальный комфорт — дер0
жат его в жаркой комнате, излишне тепло одевают. И действие механизма, со0
зданного природой, нарушается тем больше, чем сильнее «забота». Примерно при
32–34° С мускулатура полностью расслабляется.
Хорошо кратковременно держать новорожденного обнаженным при темпера0
туре не выше 18° С в сумме 2,5–3 часа в сутки. Для физиологически зрелых детей сеансы могут быть продолжительностью 10–15 минут, для незрелых — меньше.
Во всех случаях сигналом к прекращению процедуры служит снижение двигате0
льной активности. Не теряет своего значения холод. Воздушные ванны следует делать перед кормлением. Хорошо, если будет 18–16° С.
Спать ребенку следует не в жаркой комнате. Даже зимой можно оставлять его на закрытой веранде или балконе. Если, конечно, нет сильного мороза. В этом случае полезно держать открытой форточку или же периодически проветривать помещение.
С помощью таких процедур Никитиным удалось ликвидировать у своих детей диатез.
3. Грудное вскармливание.
Раннее вскрамливание необходимо и ребенку, и матери. Оно должно начаться в первые 20–30 минут после рождения, в крайнем случае, не позже чем через час.
Первая неделя жизни — критический срок.
В этот период определяется, избавится ли ребенок от физиологической незре0
лости или же, наоборот, она у него из0за неправильных мер усугубится.
Кормить ребенка следует так часто, как он этого попросит. Проголодавшись,
он просыпается примерно через каждые три часа. Получается, что кормить при0
ходится не менее семи раз в сутки, да и ночью тоже (ночное кормление стимули0
рует прилив молока в течение дня). Ребенок не должен страдать оттого, что это неудобно для взрослых.
4. Стимуляция познавательной активности малыша.
Нужно всемерно развивать познавательный рефлекс. Существует такое поня0
тие — комплекс оживления. Малыш оживляется, видя лицо матери, игрушку,
ванночку... Так он устанавливает контакт с внешним миром. При этом возникает двигательная активность и улыбка — проявление положительных эмоций. Если вы будете просто улыбаться ему — уже хорошо. Контакт расширяется. Дети, недо0
получающие улыбку или вовсе ее лишенные, сильно отстают в развитии. Но мож0
но пойти еще дальше: отвечать не только на улыбку, но и на гуление. Контакт рез0
ко увеличивает и облегчает овладение в дальнейшем настоящей речью.
Можно развесить по стенам карты, азбуку, числа, нарисовать буквы и цифры на игрушках, включать музыку. Только нужно учитывать два требования. Вы дол0
жны быть убеждены, что то, чем вы «пичкаете» своего ребенка, потом ему дейст0
вительно будет полезно. И следует сделать максимальный упор на его самостояте0
льные действия. Например, недостаточно, если ребенок только слышит музыку.
Гораздо больше пользы, если он сам попробует извлекать звуки.
Когда ребенок делает сам, в нем воспитывается творец. В противном случае он всего лишь исполнитель. Здесь имеет значение все. Малыш много ползает — зна0
чит, самостоятельно познает мир. Взял погремушку — тоже познание. Засунул ее
248
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА