Файл: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

  МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Содержание

Введение

1 Теоретико-правовые основы развития социального туризма в реализации социальной политики Российской Федерации

1.1 Понятие и виды социального туризма как элемента социальной политики государства

1.2 Нормативно-правовые основы организации деятельности в сфере социального туризма, в рамках реализации социальной политики Российской Федерации

1.3 Тенденции развития технологий предоставления социально-оздоровительных услуг и социального туризма за рубежом

2.2 Общая характеристика и результаты деятельности ООО «Меридиан» по участию в реализации программ Красноярского края в сфере социального туризма

3.2 Предложения по формированию туристских продуктов в области краеведения и социального туризма на территории Красноярского края

Заключение

Список используемых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А



Такие законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. В тоже время Конституция не определяет иерархии актов внутри одного их вида, в данном случае – федеральных законов, а в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. К федеральным законам, регулирующим отношения в сфере туризма, относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс российской Федерации, Закон о туристской деятельности, Закон о защите прав потребителей, Закон о выезде и въезде, Закон о правовом положении иностранных граждан, Закон об особых экономических зонах и др.

В указанном перечне следует особо отметить Гражданский Кодекс Российской Федерации, установивший понятия предпринимательской деятельности (ст. 2), индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст. 23), юридического лица (ст. 48), коммерческих и некоммерческих организаций и их организационно-правовых форм (ст. 50) и др. Услуги рассматриваются в Гражданский Кодекс Российской Федерации как один из объектов гражданских прав (ст. 128), а туристическое обслуживание конкретно названо в числе услуг, предусмотренных в договоре возмездного оказания услуг (ст. ст. 779-783).

В Гражданском Кодексе Российской Федерации сформулированы общие положения о договоре (ст. ст. 420-453), дана развернутая система норм об отдельных обязательствах и договорах (ст. ст. 454-1109). В целом Гражданский Кодекс Российской Федерации дал толчок для развития законодательства России и в том числе о предпринимательской деятельности туристской индустрии. С учетом этого можно утверждать, что этот закон является непосредственной основой правового регулирования такой индустрии. 40 Среди федеральных законов, регламентирующих сферу туризма, центральное место занимает Закон о туристской деятельности, который состоит из 9 глав, 22 статей. Согласно преамбуле, Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.Законом, в частности, определены, основные понятия в сфере туризма («туризм», «турист», «туристсткая индустрия» и др..); цели, принципы, приоритетные направления, способы государственного регулирования туристской деятельности; требования к туроператорской деятельности, безопасности туризма, правовой статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма, права и обязанности туристов.


В соответствии со ст. 2 данного закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить этому закону и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам, а также то, что содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Закон о туристской деятельности внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности, а также усиление гарантий защиты прав туристов.

Вместе с тем предметом его регулирования является в основном защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж, что, как показывает опыт других государств, является исключительно важной, но не единственной задачей законодательства в сфере туризма. Кроме того, ряд положений Закона о туристской деятельности, которые носят фрагментарный и декларативный характер. Среди направлений, которым в рамках законодательства могло бы уделяться первоочередное внимание, предлагаются следующие: минимальные нормы и системы классификаций; стоимость объектов и услуг; защиту туристов от эксплуатации; совершенствование и проведение в жизнь туристских законов и постановлений; финансовые стимулы для внутренних и иностранных инвесторов; туристские достопримечательности и охрану окружающей среды и т.д.

С учетом этих и других замечаний Федеральным агентством по туризму разработаны предложения к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации».

Среди наиболее важных положений этого документа следует отметить:

1) уточнение понятия туризма, который предлагается рассматривать как сложный межотраслевой комплекс, важнейший фактор обеспечения духовного и экономического единства многонационального народа России, а также эффективный способ сохранения его культурно-национальной идентичности, обеспечения благополучия и процветания нашей страны;

2) уточнение задач туризма, среди которых названы и конкретизированы политико-правовые, социально-экономические, эколого-культурные, информационные;

3) разработка принципов нового законодательства в сфере туризма;



4) конкретизация всех основных положений правового регулирования туризма и туристской деятельности, среди которых: а) общие положения (основные понятия, предмет и задачи правового регулирования, основные принципы государственной политики и правового регулирования, полномочия органов государственной власти органов местного само управления в сфере туризма и туристской деятельности); б) система туризма и туристской деятельности в Российской Федерации (основные виды туристских поездок (путешествий), приоритетные направления туризма, статус туристов, туристские ресурсы, туристская индустрия, субъекты, осуществляющие туристскую деятельность и субъекты туристской индустрии, печатные и электронные информационные ресурсы работники туристской индустрии); в) управление системой туризма и туристской деятельности, государственное регулирование туризма и туристской деятельности в Российской Федерации (формы и методы государственного регулирования, учет, классификации, стандартизация, аттестация, продвижение внутреннего и въездного туризма, информационное обеспечение, статистика, обеспечение безопасности туризма.страхование, экспертиза, государственный контроль (надзор) и др.); г) организация осуществления деятельности субъектов туристской индустрии (туроператорская деятельность и турагентская деятельность; договоры, направленные на формирование, продвижение и реализацию туристского продукта; деятельность гостиниц и других средств размещения; деятельность экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников; особенности организации осуществления туристской деятельности); д) международное сотрудничество в сфере туризма; е) ответственность за нарушение законодательства о туризме и туристской деятельности.

По мнению Ростуризма, принятие нового Федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» будет способствовать: превращению сферы туризма в реальный сектор экономики и важнейшее направление жизнедеятельности Российского государства и общества; усилению гарантий защиты прав и законных интересов туристов и обеспечению их безопасности; повышению эффективности правового регулирования туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также обеспечению стабильности, непротиворечивости и предсказуемости законодательства в сфере туризма; формированию правовых основ государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма на всех уровнях публичной власти; укреплению законности и правопорядка на туристском рынке, приведению законодательства Российской Федерации о туристской деятельности в соответствии с наиболее эффективными международными и иностранными правовыми стандартами в данной сфере.


Большое значение для туристской индустрии также имеет Закон о защите прав потребителей, который регулирует взаимоотношения, возникающие между потребителями и исполнителями туристических услуг, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав и др. Важное место в системе законодательства о туристской деятельности занимают законы субъектов Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие сферу туризма, имеют разные названия и в большинстве своем повторяют нормы федерального законодательства, но отражают особенности организации туризма на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Например, Закон Санкт-Петербурга от 28.12.2012 № 741-126 «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге»; Закон Тюменской области от 28.12.2006 № 536 «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области»; Закон Чувашской Республики от 13.10.1997 № 16 «О туризме», Закон Смоленской области от 08.07.2010 № 53-з «О туристской деятельности на территории Смоленской области» и др. Кроме законов, в систему законодательства о туристсткой деятельности входят подзаконные акты: акты Президента Российской Федерации (например, «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» от 25.04.1994 № 813; «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22.12.1995 № 1284), акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (например, Указ Губернатора Ивановской области от 28.06.2013 № 114-уг «О конкурсе «Лучшее предприятие туристской отрасли Ивановской области»,

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 975 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Региональная экономическая политика Республики Саха (Якутия) на 2012–2017 годы»). К данной группе источников также относятся нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.


Например, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, Правила предоставления гостиничных услуг, Правила оказания экстренной помощи туристам и Правила финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда, утвержденные постановлением Правительства от 27.02.2013 № 162, постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов». Особое место занимает ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма», целью которой заявлено повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Основными задачами Программы являются «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации», «Повышение качества туристских услуг», «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках».

На уровне субъектов Федерации такими актами являются, например, постановление Администрации Смоленской области от 05.10.2009 № 604 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Смоленской области» на 2010– 2012 годы», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2009 № 889 «О Концепции развития внутреннего водного транспорта в Республике Татарстан до 2015 года». К нормативным правовым актам, непосредственно регулирующим сферу туризма, относятся акты органов исполнительной власти, среди которых ведущее место принадлежит нормативно-правовым актам федеральных органов специальной компетенции - Минкультуры России, Федерального агентства по туризму, Минспорттуризма России.

Например, приказ Минспорттуризма России от 15.12.2019 № 1351 «Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих 1 Необходимо учитывать, что Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2018 № 636 Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, его функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации переданы Министерству культуры Российской Федерации. 44 классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»; Приказ Минкультуры России от 03.12.2019 № 1488 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями»; Приказ Ростуризма от 15.10.2018 № 283 «Об утверждении положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2018- 2025 годы)»; Приказ Ростуризма от 11.07.2017 № 204-Пр/13 «Об утверждении формы решения об оказании экстренной помощи туристу (туристам)».