Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

2.3.1. Модели организации обучения

работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Результаты выполненной работы.

1. На протяжении трех занятий я работала с учеником 10 класса средней общеобразовательной школы – восемнадцатилетним Кириллом. В ходе первичной беседы для определения затруднений мною была выявлена проблема, связанная с профориентацией. Несмотря на профильное обучение на гуманитарном модуле, десятиклассник не мог определиться с выбором ВУЗа для дальнейшего поступления, а соответственно, своей будущей профессии. Для того, чтобы помочь Кириллу, я выбрала метод дифференциального диагностического опросника (ДДО) Е. А. Климова с дальнейшим изучением информации о мире профессий.

2. Этап занятий.

2.1. Цель первого занятия соответствовала цели ДДО - определение профессиональных предпочтений личности по сферам «человек—человек», «человек—природа», «человек—знаковая система», «человек—техника», «человек—художественный образ». В ходе занятия был проведен инструктаж выполнения опросника, выдан раздаточный материал, затем ученику было дано время на его заполнение, и наконец были обработаны результаты опросника.

Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.

Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится, Вы можете, поставить три знака «+».

Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».

Содержание опросника

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)


После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.

Ключи к опроснику

 

Ч-Ч

Ч-Т

Ч-П

Ч-3

Ч-X












За


































10а

10б






12а

11б

11а

126

13а




14б

14а

13б

15а

15б




16б

17б

16а

19б

17а




18а

19а

20а

20б

18б

+

19

7

10

12

10



1

3

4

2

4

Сумма

18

4

6

10

6


Анализ теста и интерпретация результатов

Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:

Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;

Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;

Ч-П — профессии типа «человек — природа»;

Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;

Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».

Как итог, мы получили сферу «человек—человек» в качестве предпочитаемой. Мною были озвучены предмет труда профессий этого типа, виды деятельности специалистов в этой области и психологические требования профессий «человек-человек».

2.2. Целью второго занятия было более подробно разобрать направление деятельности внутри полученной сферы. В нее включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей. И так, с помощью беседы, мы привели примеры такого рода занятий: политика, педагогика, психология, право и т. д. После детального разбора характеристик профессий этого типа мною был задан вопрос, не привлекает ли Кирилла какая-то профессия из перечисленных нами. Четкого ответа не последовало, и тогда я попросила мальчика рассказать, чем он любит заниматься в свободное время. Выяснилось, что тот, помимо детективных фильмов и велосипедных прогулок, интересуется историей родного края, изучая топонимику Ярославской области. Тогда я предложила ему рассмотреть, как вариант, исторический факультет, опровергнув его предположение о ненужности и невостребованности данного образования в мире профессий. Я объяснила, что такие профессии, как этнолог, экскурсовод, менеджер по туризму, - все они уважаемы и востребованы в современном мире. Наше занятие было закончено единодушием, и я задала Кириллу порассуждать об этих профессиях в качестве домашнего задания.

2.3. На третьем и заключительном занятии целью было подобрать наиболее подходящие ВУЗы с выбранным факультетом. Кирилл проявил инициативу и заранее подготовил список потенциальных мест для поступления. Мы вместе познакомились с университетами нашего города, двух столиц и других крупных городов. В конце занятия примерный список желаемых мест был подобран, однако вопросы по поводу направления и конкретной профессии остались не отвеченными, благо, что факультет был выбран.


3. Таким образом, за проведенные занятия мне удалось помочь Кириллу в понимании того, куда он может поступить. Однако цель с выбором профессии не была достигнута полностью, поэтому, на мой взгляд, результат лишь отчасти отразил намеченные цели. Дальнейшей перспективой для меня будет изучение других методик в этой сфере, а для Кирилла - расширение границ самопознания для понимания своего места в мире.
2.3.2. организация НАУЧНО-педагогического исследования.


План и результаты психолого-педагогического исследования

Тема нашей исследовательской работы – «Профориентация учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка»

Проблема профориентации учеников старших классов (10-11 класс) до сих пор остаётся изученной не до конца, так как с каждым годом на рынке труда появляются все новые профессии, и соответственно, расширяются возможности их выбора. С другой стороны, в то же время другие профессии утрачивают свою важность и современность, что может мешать при выборе профессии. В среде профессий, связанных с языком, с появлением электронных переводчиков некоторые профессии стали менее востребованы, что в целом повлияло на заинтересованность в изучении иностранных языков, но также усложнило процесс будущего самоопределения школьников.

Все это обуславливает актуальность данного исследования.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление уровня профориентации учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка.

Объект исследования – процесс профориентации старшеклассников.

Предмет исследования – уровень развития профессионального самоопределения учеников старших классов в школах с углубленным изучением иностранных языков.

Чтобы достичь поставленной цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи:

- Составить диагностический тест по проблеме исследования;

- Провести тестирование, направленное на выявление степени самоопределения и профессиональных предпочтений, склонностей старшеклассников;

- Проанализировать и сопоставить полученные данные исследования.

База исследования: МОУ СШ №42 им. Н. П. Гусева с углубленным изучением французского языка. В исследовании приняли участие 20 учеников 10-11 классов.

Изучением проблемы профориентации в старшем школьном возрасте занимались такие отечественные ученые, как И. В. Дубровина, Е. К. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников. Психолого-педагогические факторы развития профориентации старшеклассников рассматривались в трудах таких известных ученых, как В. И. Жуковской, Н. Е. Конторович, Т. В. Кудрявцева, Е. В. Пфейфер и т. д.

В своей работе мы хотим исследовать ситуацию профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день.

Анкетирование

Большое спасибо, что согласились принять участие в нашем исследовании! Данная анкета проводится с целью исследовать проблему профориентации учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка. Ниже