Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
2.3.1. Модели организации обучения
работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Результаты выполненной работы.
1. На протяжении трех занятий я работала с учеником 10 класса средней общеобразовательной школы – восемнадцатилетним Кириллом. В ходе первичной беседы для определения затруднений мною была выявлена проблема, связанная с профориентацией. Несмотря на профильное обучение на гуманитарном модуле, десятиклассник не мог определиться с выбором ВУЗа для дальнейшего поступления, а соответственно, своей будущей профессии. Для того, чтобы помочь Кириллу, я выбрала метод дифференциального диагностического опросника (ДДО) Е. А. Климова с дальнейшим изучением информации о мире профессий.
2. Этап занятий.
2.1. Цель первого занятия соответствовала цели ДДО - определение профессиональных предпочтений личности по сферам «человек—человек», «человек—природа», «человек—знаковая система», «человек—техника», «человек—художественный образ». В ходе занятия был проведен инструктаж выполнения опросника, выдан раздаточный материал, затем ученику было дано время на его заполнение, и наконец были обработаны результаты опросника.
Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.
Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится, Вы можете, поставить три знака «+».
Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».
Содержание опросника
1а. Ухаживать за животными | или | 1б. Обслуживать машины |
2а. Помогать больным людям, лечить их | или | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов | или | 3б. Следить за состоянием и развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) | или | 4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать) |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Содержать животных | или | 6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) | или | 8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище | или | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | или | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | или | 11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.) |
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | или | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | или | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п. |
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п. | или | 15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице | или | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий | или | 17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. | или | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.) |
После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.
Ключи к опроснику
| Ч-Ч | Ч-Т | Ч-П | Ч-3 | Ч-X |
| 2а | 1б | 1а | 2б | За |
| 4б | 4а | 3б | 5а | 5б |
| 6б | 7б | 6а | 9б | 7а |
| 8а | 9а | 10а | 10б | 8б |
| 12а | 11б | 11а | 126 | 13а |
| 14б | 14а | 13б | 15а | 15б |
| 16б | 17б | 16а | 19б | 17а |
| 18а | 19а | 20а | 20б | 18б |
+ | 19 | 7 | 10 | 12 | 10 |
— | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 |
Сумма | 18 | 4 | 6 | 10 | 6 |
Анализ теста и интерпретация результатов
Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:
Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;
Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;
Ч-П — профессии типа «человек — природа»;
Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;
Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».
Как итог, мы получили сферу «человек—человек» в качестве предпочитаемой. Мною были озвучены предмет труда профессий этого типа, виды деятельности специалистов в этой области и психологические требования профессий «человек-человек».
2.2. Целью второго занятия было более подробно разобрать направление деятельности внутри полученной сферы. В нее включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей. И так, с помощью беседы, мы привели примеры такого рода занятий: политика, педагогика, психология, право и т. д. После детального разбора характеристик профессий этого типа мною был задан вопрос, не привлекает ли Кирилла какая-то профессия из перечисленных нами. Четкого ответа не последовало, и тогда я попросила мальчика рассказать, чем он любит заниматься в свободное время. Выяснилось, что тот, помимо детективных фильмов и велосипедных прогулок, интересуется историей родного края, изучая топонимику Ярославской области. Тогда я предложила ему рассмотреть, как вариант, исторический факультет, опровергнув его предположение о ненужности и невостребованности данного образования в мире профессий. Я объяснила, что такие профессии, как этнолог, экскурсовод, менеджер по туризму, - все они уважаемы и востребованы в современном мире. Наше занятие было закончено единодушием, и я задала Кириллу порассуждать об этих профессиях в качестве домашнего задания.
2.3. На третьем и заключительном занятии целью было подобрать наиболее подходящие ВУЗы с выбранным факультетом. Кирилл проявил инициативу и заранее подготовил список потенциальных мест для поступления. Мы вместе познакомились с университетами нашего города, двух столиц и других крупных городов. В конце занятия примерный список желаемых мест был подобран, однако вопросы по поводу направления и конкретной профессии остались не отвеченными, благо, что факультет был выбран.
3. Таким образом, за проведенные занятия мне удалось помочь Кириллу в понимании того, куда он может поступить. Однако цель с выбором профессии не была достигнута полностью, поэтому, на мой взгляд, результат лишь отчасти отразил намеченные цели. Дальнейшей перспективой для меня будет изучение других методик в этой сфере, а для Кирилла - расширение границ самопознания для понимания своего места в мире.
2.3.2. организация НАУЧНО-педагогического исследования.
План и результаты психолого-педагогического исследования
Тема нашей исследовательской работы – «Профориентация учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка»
Проблема профориентации учеников старших классов (10-11 класс) до сих пор остаётся изученной не до конца, так как с каждым годом на рынке труда появляются все новые профессии, и соответственно, расширяются возможности их выбора. С другой стороны, в то же время другие профессии утрачивают свою важность и современность, что может мешать при выборе профессии. В среде профессий, связанных с языком, с появлением электронных переводчиков некоторые профессии стали менее востребованы, что в целом повлияло на заинтересованность в изучении иностранных языков, но также усложнило процесс будущего самоопределения школьников.
Все это обуславливает актуальность данного исследования.
Таким образом, целью нашего исследования является выявление уровня профориентации учащихся школ с углубленным изучением иностранного языка.
Объект исследования – процесс профориентации старшеклассников.
Предмет исследования – уровень развития профессионального самоопределения учеников старших классов в школах с углубленным изучением иностранных языков.
Чтобы достичь поставленной цели исследования, необходимо выполнить следующие задачи:
- Составить диагностический тест по проблеме исследования;
- Провести тестирование, направленное на выявление степени самоопределения и профессиональных предпочтений, склонностей старшеклассников;
- Проанализировать и сопоставить полученные данные исследования.
База исследования: МОУ СШ №42 им. Н. П. Гусева с углубленным изучением французского языка. В исследовании приняли участие 20 учеников 10-11 классов.
Изучением проблемы профориентации в старшем школьном возрасте занимались такие отечественные ученые, как И. В. Дубровина, Е. К. Климов, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников. Психолого-педагогические факторы развития профориентации старшеклассников рассматривались в трудах таких известных ученых, как В. И. Жуковской, Н. Е. Конторович, Т. В. Кудрявцева, Е. В. Пфейфер и т. д.
В своей работе мы хотим исследовать ситуацию профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день.
Анкетирование
Большое спасибо, что согласились принять участие в нашем исследовании! Данная анкета проводится с целью исследовать проблему профориентации учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка. Ниже