Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представлены вопросы с выбором ответа, в которых нужно отметить наиболее подходящий для Вас вариант, а также открытые вопросы, на которые нужно дать свой вариант ответа.
1. Какой Ваш профильный класс?
Физико-математический
Химико-биологический
Социально-гуманитарный
2. Выбрали ли Вы учебное заведение и факультет для дальнейшего поступления?
Да
Нет
3. Считаете ли Вы, что знание иностранного языка влияет на конкурентоспособность специалиста?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
4. Собираетесь ли Вы связывать свою будущую профессию с иностранными языками?
Да
Нет
Не знаю
5. Считаете ли Вы профессии, связанные с иностранными языками, престижными?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
6. Повлияло ли изучение иностранного языка в школе на Ваш выбор будущей профессии?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
7. Проводились ли мероприятия по профориентации в Вашем учебном заведении? Какие?
Ваш вариант ответа
8. Считаете ли Вы, что количество и качество проводимых мероприятий позволяет сделать выбор будущей профессии?
Да
Нет
9. Занимаетесь ли Вы с репетитором по изучаемому иностранному языку?
Да
Нет
10. Какой язык дается Вам легче?
Французский
Английский
Свой вариант ответа
11. Как Вы считаете, понадобится ли Вам иностранный язык, изучаемый в школе, в будущей профессии?
Да
Нет
12.Как Вы считаете, достаточно ли количество материала, даваемого в школе, для достижения желаемого уровня изучаемого языка?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
С помощью метода вычисления процентных соотношений, мы проанализировали результаты анкеты.
1. 65% респондентов учатся на социально-гуманитарном профиле, из этого можно сделать вывод о том, что углубленное изучения иностранного языка в школе в средней степени влияет на выбор профиля в старших классах.
2. 85% респондентов выбрали учебное заведение и факультет для дальнейшего поступления, что означает, что уровень профессиональной ориентации старшеклассников достаточно высокий.
3. 85% респондентов в той или иной мере считают, что знание иностранного языка влияет на конкурентоспособность специалиста, значит, респонденты осознают важность его изучения, что влияет на их дальнейший выбор профессии.
4. 60% респондентов не собираются связывать свою будущую профессию с иностранными языками, это значит, что даже в школе с углубленным изучением иностранных языков обучаются люди с разными сферами профессиональных интересов.
5. 85% респондентов в той или иной мере считают престижными профессии, связанные с иностранными языками, так, они осознают важность, значение и роль иностранного языка на современном рынке труда.
6. 35% респондентов считают, что изучение иностранного языка в школе не повлияло на их выбор профессии, это значит, что при профессиональном самоопределении более важную роль играют другие факторы.
7. На этот вопрос большинство респондентов ответили положительно, приведя в пример такие мероприятия, как классные часы, консультации с приглашенным специалистом и со школьным психологом, посещения дней открытых дверей в ВУЗах и т.д.
8. 62% респондентов считают, что количество и качество проводимых профориентационных мероприятий в школе достаточно для выбора своей будущей профессии, из чего можно сделать вывод о хорошей профессиональной подготовке педагогов и психологов школы, проводивших эти мероприятия, об их компетентности в данном вопросе, а также о наличии разнообразных способов помощи детям в вопросах определения ими своей будущей профессии.
9. На данный вопрос 55% респондентов ответили, что не занимаются с репетиторами по изучаемому ими иностранному языку, это может значить, что они либо не видят необходимости в устранении пробелов в изучении, либо просто не нуждаются в нем, что говорит о хорошей подготовке педагогов школы.
10. На данный вопрос 60% респондентов ответили, что в изучении им проще даётся английский язык, и лишь 40% респондентов - французский, что говорит о том, что английский более распространен в среде иностранных языков.
11. 70% респондентов считают, что изучаемый в школе иностранный язык понадобится им в их будущей профессии, что говорит о хорошей осведомленности учеников о рынке труда, и о возможном влиянии этого факта на их выбор профессии.
12. Больше половины респондентов удовлетворены уровнем преподавания изучаемого языка, что говорит о компетентном педагогическом составе, который способен заинтересовать учеников и дать мотивацию изучать иностранный язык дальше.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что старшеклассники школы №42, несмотря на разнообразие профилей обучения и сфер интересов, имеют достаточно высокий уровень профессионального самоопределения, во многом благодаря профориентационным мероприятиям, проводимым в школе, а также они считают профессии, связанные с языками, престижными, осознавая важность и роль иностранного языка на современном рынке труда.
Исследование, проведенное на базе старшеклассников школы №42, выявило следующие особенности профориентации учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка: достаточно высокий уровень профессиональной ориентации среди учеников, при этом средний уровень желания связать свою дальнейшую профессию с языками и иногда непонимание школьниками важности языковых профессий на рынке труда.
В связи с выявленными проблемами профориентации учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка, нами рекомендуется проведение в школе дополнительных мероприятий, направленных на просвещение в сфере профориентации школьников, касающееся именно языковой сферы профессий.
2.3.3. Основные подходы к анализу урока (педагогический, психологический, аспектный, компетентностный и др.).
Результаты анализа урока.
2.3.4. Психология познавательных функций
Особенности внимания как познавательного процесса
Методика изучение концентрации и устойчивости внимания (Методика «Корректурная проба»)
Цель работы: научиться измерять концентрацию и устойчивость внимания.
Оборудование: корректурная таблица (буквы, цифры, фигуры и др.) (Экспериментальный материал 1 - Приложение), секундомер.
Описание методики. Метод корректурной пробы основан на применении специальных корректурных таблиц, в которых размещены построчно буквы, цифры, кольца Ландольта и др. фигуры. Знаки расположены в случайном порядке. Таблицы построены таким образом, что при малейшем отвлечении внимания человек теряет место, на котором была прервана работа, вычеркивает лишнее, пропускает знаки или целую строчку. Задача испытуемого – с возможно большей скоростью просматривать каждую строчку таблицы слева на право, отыскивать и вычеркивать все встречающиеся цифры. Время работы - 10 минут. Через каждую минуту по сигналу экспериментатора испытуемый ставит вертикальную черту в том месте, где его застал сигнал.
Инструкция.«Перед Вами таблица с цифрами, расположенными в случайном порядке. Вы должны внимательно просматривать каждую строчку таблицы слева направо, отыскивать и вычеркивать все встречающиеся цифры:
5
7 3
Через каждую минуту я буду говорить «Черта», а Вы должны поставить вертикальную черту в том месте, где Вас застал сигнал, и продолжать работу, не останавливаясь. Время работы - 10 минут. Начать работу можно только по моей команде».
Фиксация результатов
Подсчитываются три показателя и заносятся в протокол (таблица):
1) количество просмотренных строк;
2) количество просмотренных знаков за каждую минуту
3) количество ошибок за каждую минуту.
Таблица
1. Какой Ваш профильный класс?
Физико-математический
Химико-биологический
Социально-гуманитарный
2. Выбрали ли Вы учебное заведение и факультет для дальнейшего поступления?
Да
Нет
3. Считаете ли Вы, что знание иностранного языка влияет на конкурентоспособность специалиста?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
4. Собираетесь ли Вы связывать свою будущую профессию с иностранными языками?
Да
Нет
Не знаю
5. Считаете ли Вы профессии, связанные с иностранными языками, престижными?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
6. Повлияло ли изучение иностранного языка в школе на Ваш выбор будущей профессии?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
7. Проводились ли мероприятия по профориентации в Вашем учебном заведении? Какие?
Ваш вариант ответа
8. Считаете ли Вы, что количество и качество проводимых мероприятий позволяет сделать выбор будущей профессии?
Да
Нет
9. Занимаетесь ли Вы с репетитором по изучаемому иностранному языку?
Да
Нет
10. Какой язык дается Вам легче?
Французский
Английский
Свой вариант ответа
11. Как Вы считаете, понадобится ли Вам иностранный язык, изучаемый в школе, в будущей профессии?
Да
Нет
12.Как Вы считаете, достаточно ли количество материала, даваемого в школе, для достижения желаемого уровня изучаемого языка?
Да
Скорее да, чем нет
Скорее нет, чем да
Нет
С помощью метода вычисления процентных соотношений, мы проанализировали результаты анкеты.
1. 65% респондентов учатся на социально-гуманитарном профиле, из этого можно сделать вывод о том, что углубленное изучения иностранного языка в школе в средней степени влияет на выбор профиля в старших классах.
2. 85% респондентов выбрали учебное заведение и факультет для дальнейшего поступления, что означает, что уровень профессиональной ориентации старшеклассников достаточно высокий.
3. 85% респондентов в той или иной мере считают, что знание иностранного языка влияет на конкурентоспособность специалиста, значит, респонденты осознают важность его изучения, что влияет на их дальнейший выбор профессии.
4. 60% респондентов не собираются связывать свою будущую профессию с иностранными языками, это значит, что даже в школе с углубленным изучением иностранных языков обучаются люди с разными сферами профессиональных интересов.
5. 85% респондентов в той или иной мере считают престижными профессии, связанные с иностранными языками, так, они осознают важность, значение и роль иностранного языка на современном рынке труда.
6. 35% респондентов считают, что изучение иностранного языка в школе не повлияло на их выбор профессии, это значит, что при профессиональном самоопределении более важную роль играют другие факторы.
7. На этот вопрос большинство респондентов ответили положительно, приведя в пример такие мероприятия, как классные часы, консультации с приглашенным специалистом и со школьным психологом, посещения дней открытых дверей в ВУЗах и т.д.
8. 62% респондентов считают, что количество и качество проводимых профориентационных мероприятий в школе достаточно для выбора своей будущей профессии, из чего можно сделать вывод о хорошей профессиональной подготовке педагогов и психологов школы, проводивших эти мероприятия, об их компетентности в данном вопросе, а также о наличии разнообразных способов помощи детям в вопросах определения ими своей будущей профессии.
9. На данный вопрос 55% респондентов ответили, что не занимаются с репетиторами по изучаемому ими иностранному языку, это может значить, что они либо не видят необходимости в устранении пробелов в изучении, либо просто не нуждаются в нем, что говорит о хорошей подготовке педагогов школы.
10. На данный вопрос 60% респондентов ответили, что в изучении им проще даётся английский язык, и лишь 40% респондентов - французский, что говорит о том, что английский более распространен в среде иностранных языков.
11. 70% респондентов считают, что изучаемый в школе иностранный язык понадобится им в их будущей профессии, что говорит о хорошей осведомленности учеников о рынке труда, и о возможном влиянии этого факта на их выбор профессии.
12. Больше половины респондентов удовлетворены уровнем преподавания изучаемого языка, что говорит о компетентном педагогическом составе, который способен заинтересовать учеников и дать мотивацию изучать иностранный язык дальше.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что старшеклассники школы №42, несмотря на разнообразие профилей обучения и сфер интересов, имеют достаточно высокий уровень профессионального самоопределения, во многом благодаря профориентационным мероприятиям, проводимым в школе, а также они считают профессии, связанные с языками, престижными, осознавая важность и роль иностранного языка на современном рынке труда.
Исследование, проведенное на базе старшеклассников школы №42, выявило следующие особенности профориентации учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка: достаточно высокий уровень профессиональной ориентации среди учеников, при этом средний уровень желания связать свою дальнейшую профессию с языками и иногда непонимание школьниками важности языковых профессий на рынке труда.
В связи с выявленными проблемами профориентации учащихся старших классов школы с углубленным изучением иностранного языка, нами рекомендуется проведение в школе дополнительных мероприятий, направленных на просвещение в сфере профориентации школьников, касающееся именно языковой сферы профессий.
2.3.3. Основные подходы к анализу урока (педагогический, психологический, аспектный, компетентностный и др.).
Результаты анализа урока.
| Этапы анализа | ОПИСАНИЕ |
1 | Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | Образовательная цель заключается в овладении знаниями по теме «Создание диаграммы средствами макроса в MS Excel»; формировании первичных умений создания диаграмм. Воспитательная – воспитать такие качества, как дружелюбие, взаимопомощь, умение работать в паре, а также создать условия для коммуникации. Развивающая – развитие оперативной памяти, внимательности, логического мышления. Цели достигнуты. |
2 | Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. Учет возрастных особенностей обучаемых. | Тип: комбинированный урок. Этапы: организационный момент, изучение нового материала, формирование первичных умений, домашнее задание, итоги. Временные затраты соблюдены. Структура соответствует типу урока и целям урока. |
3 | Дидактические принципы, реализуемые на уроке: научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности и т.д. | Реализованы следующие принципы: Принцип научности (использованы современные технологии); Принцип сознательности и активности (ученики – субъекты деятельности); Принцип наглядности (использование электронной доски и компьютера); Принцип доступности (содержание материала урока соответствует возрасту и уровню знаний обучающихся); Принцип связи теории с практикой; Принцип прочности (закрепление пройденного материала). |
4 | Какие способы мотивации применяет педагог? | Создание проблемной ситуации; создание ситуации успеха; эмоционально окрашенная речь; словесное поощрение учителем и друг друга (аплодисменты); показание значимости материала. |
5 | Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? - Ориентированность на стандарты нового поколения. - Развитие УУД (универсальных учебных действий). - Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. | Урок соответствует требованиям ФГОС, стандарты нового поколения соблюдены (современные технологии ИКТ) Развитие УДД: Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников и анализируют ее; Коммуникативные: учащиеся ведут диалог с учителем, способны к считыванию информации, к сотрудничеству; Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, работают по алгоритму с учетом отведенного времени, оценивают результат своей работы; Проблемно-поисковая: учащиеся участвуют в проблемном диалоге. |
6 | Содержание урока - Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. - Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. - Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). - Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. - Учет психологической структуры учебной деятельности | Освещения учебного материала соответствует возрасту учащихся. Урок соответствует требованиям образовательной программы. Есть взаимосвязь теории и практики. Связь отсутствует. Психологическая структура учтена. |
7 | Методика проведения урока - Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. - Какие методы применял педагог? - Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) - Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? - Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? - Использование диалога в качестве формы общения. - Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. - Наличие обратной связи между учеником и учителем. - Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. - Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. - Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. - Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? - Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. | Учитель спрашивает, строили ли ученики раньше диаграммы в своей жизни, сталкивались ли с ними до этого; формирует проблемную ситуацию. Словесные: рассказ, объяснение, беседа; Иллюстрация: показ презентации; Практические: упражнения Исследовательски-поисковая и репродуктивная деятельность примерно равны в своем соотношении, так как где-то на половине урока ученики садятся за компьютеры для переключения на репродуктивную деятельность под наблюдением учителя, который направляет и корректирует их деятельность. Деятельность педагога преобладает по объему над деятельностью учащихся, и в то же время сами учащиеся достаточно активны. Такой подход оправдан, так как целью данного урока является овладение новыми знаниями. Характер самостоятельной работы – поисковый. Рассказ, беседа, поиск информации, объяснение с иллюстрированием. Диалог присутствует. Есть, например, выбор профессии по данным диаграммы. Есть диалог. Сочетаются все формы работы – это очень продуктивно, так как каждая форма компенсирует недостатки другой. Все задания одного уровня сложности. Учителем использовано большое количество наглядного иллюстративного материала, объем которого соответствует целям урока и содержанию занятия. Качественная оценка, рефлексия в конце занятия – действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. |
8 | Психологические моменты в организации урока - Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? - Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? - Есть ли чередование заданий разной степени сложности? - Насколько разнообразны виды учебной деятельности? - Учитывает ли учитель возрастные и индивидуальные особенности учащихся при организации урока? - Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? | Да, так как учитель может дать подсказки отстающим ученикам или попросить преуспевающих помочь другим, а также возложить больше ответственности (решение у доски) на более сильных учеников. По большей части, учебная деятельность репродуктивная, развивающая внимание, мышление, но остальные аспекты не реализованы. Чередования заданий разной степени сложности нет. Виды деятельности разнообразны: смотрят, слушают – получение информации; выполняют задания за компьютером и у доски – репродуктивная деятельность. Паузы отсутствуют. |
9 | Домашнее задание - Насколько оптимален объем домашнего задания? - Дифференцировано ли оно по уровню сложности? - Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? - Понятен ли инструктаж по его выполнению? | Объем домашнего задания оптимален – его выполнение не займет более получаса, то есть четверти от общего допустимого объема домашнего задания. По уровню сложности не дифференцированно. Право выбора есть (предложение). Инструктаж понятен. |
2.3.4. Психология познавательных функций
Особенности внимания как познавательного процесса
Методика изучение концентрации и устойчивости внимания (Методика «Корректурная проба»)
Цель работы: научиться измерять концентрацию и устойчивость внимания.
Оборудование: корректурная таблица (буквы, цифры, фигуры и др.) (Экспериментальный материал 1 - Приложение), секундомер.
Описание методики. Метод корректурной пробы основан на применении специальных корректурных таблиц, в которых размещены построчно буквы, цифры, кольца Ландольта и др. фигуры. Знаки расположены в случайном порядке. Таблицы построены таким образом, что при малейшем отвлечении внимания человек теряет место, на котором была прервана работа, вычеркивает лишнее, пропускает знаки или целую строчку. Задача испытуемого – с возможно большей скоростью просматривать каждую строчку таблицы слева на право, отыскивать и вычеркивать все встречающиеся цифры. Время работы - 10 минут. Через каждую минуту по сигналу экспериментатора испытуемый ставит вертикальную черту в том месте, где его застал сигнал.
Инструкция.«Перед Вами таблица с цифрами, расположенными в случайном порядке. Вы должны внимательно просматривать каждую строчку таблицы слева направо, отыскивать и вычеркивать все встречающиеся цифры:
5
7 3
Через каждую минуту я буду говорить «Черта», а Вы должны поставить вертикальную черту в том месте, где Вас застал сигнал, и продолжать работу, не останавливаясь. Время работы - 10 минут. Начать работу можно только по моей команде».
Фиксация результатов
Подсчитываются три показателя и заносятся в протокол (таблица):
1) количество просмотренных строк;
2) количество просмотренных знаков за каждую минуту
3) количество ошибок за каждую минуту.
Таблица
| минуты | |||||||||
Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кол-во просмотренных цифр | 19 | 26 | 36 | 32 | 33 | 38 | 24 | 29 | 35 | 30 |
Кол-во ошибок | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Кол-во просмотренных строк | 23 |