Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ошибкой считаются пропущенные и неправильно зачеркнутые знаки.
Обработка результатов. Подсчитывается коэффициент концентрации внимания по формуле:
k = S2/m,
где S - количество просмотренных строк, m - общее количество ошибок.
Полученный в результате подсчетов коэффициент k сравнивается с оценочной шкалой.
k = 232/6 = 88.17
Шкала оценок
Уровень развития концентрации внимания | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
Коэффициент концентрации внимания (k) | 40 и менее | 41-81 | 81-500 | 501-1300 | 1301-1600 |
По результатам таблицы строится график устойчивости внимания (рис.).
Рис. График устойчивости внимания
Распределение ошибок во времени является дополнительным показателем: появление их в начале свидетельствует о растянутом периоде врабатываемости, в конце - о снижении уровня сосредоточенности внимания. Если ошибки появляются на «пиках» кривых (в момент наивысшей производительности) и исчезают на «спадах», это свидетельствует о невозможности одновременно работать быстро и точно, что является косвенным показателем низкого распределения внимания. Ошибки, возникающие на «спадах» кривой, свидетельствуют о резком снижении уровня внимания, равномерно распределенные по всей длине графика, можно не учитывать.
Выводы:
Уровень развития концентрации внимания средний. По допущенным ошибкам получается двоякий вывод: с одной стороны, ошибки возникли на «спадах» кривой (1-3, 5, 7, 9), что свидетельствует о резком снижении уровня внимания. С другой стороны, ошибки равномерно распределены по всей длине графика, что можно не учитывать.
Особенности памяти как познавательного процесса
Методика исследования зрительного, слухового и комбинированного видов памяти
Цель работы: выявить индивидуальные особенности видов памяти при разных способах предъявления заучиваемого материала.
Оборудование: три набора не связанных между собой слов (Экспериментальный материал 2 - Приложение).
Описание методики. Эксперимент состоит из трех серий.
Серия 1. Испытуемым показывают ряд слов в течение 30 секунд. Затем испытуемые письменно воспроизводят слова в любом порядке.
Инструкция 1.«Я представлю Вам ряд слов в течение 30 секунд. Ваша задача прочитать их про себя, запомнить как можно больше слов, затем воспроизвести письменно в любом порядке».
Серия 2. Во второй серии в течение 30 секунд зачитывается ряд слов, которые, как и в первой серии воспроизводятся письменно в любом порядке.
Инструкция 2.«Я буду читать Вам ряд слов в течение 30 секунд. Ваша задача запомнить как можно больше слов и воспроизвести их письменно в любом порядке».
Серия 3. Испытуемые в течение 30 секунд записывают ряд слов, сразу же его закрывают и воспроизводят письменно по памяти.
Инструкция 3. «Вы в течение 30 секунд записываете ряд слов, затем закрываете его и воспроизводите письменно по памяти».
Фиксация результатов. Количество правильно воспроизведенных испытуемым слов заносится в протокол (таблица).
Таблица
Кол - во воспроизведенных слов | ||
в первой серии | во второй серии | в третьей серии |
8 | 7 | 5 |
Обработка результатов. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов для каждой серии. Определяется преобладающий вид памяти по наибольшему количеству правильно воспроизведенных слов в каждой серии. Полученный результат сравнивается с оценочной шкалой и определяется уровень развития каждого вида памяти.
Шкала оценок
Уровень развития | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
Кол - во правильных ответов | 1-2 | 3-4 | 5-9 | 10-11 | 12 |
Выводы:
Уровень развития памяти испытуемого во всех сериях средний. Зрительная память преобладает у испытуемого, слуховая по показателям находится рядом, а моторно-зрительная уступает двум предыдущим.
Особенности мышления как познавательного процесса
Методика изучения вербально-логического мышлении (Методика «Сходство»).
Цель работы: изучение вербально-логического мышления (на словесном материале)
Оборудование: список из 13 пар понятий (Экспериментальный материал 3 - Приложение).
Описание методики. Испытуемому предлагается определить, в чем заключается сходство между двумя понятиями в каждой паре.
Инструкция. «Вам нужно определить, в чем заключается сходство между двумя понятиями в каждой паре. Время работы не ограничивается, но старайтесь выполнить её побыстрее».
Фиксация результатов. Ответы испытуемого записываются полностью, со всеми замечаниями и добавлениями.
Обработка результатов. За каждый ответ, в зависимости от его точности и правильности, присваивается определенное количество баллов. Общие правила оценивания следующие:
2 балла - сходство определено по общему и наиболее существенному признаку;
1 балл - сходство определено по общему, но несущественному признаку, выражающему какое-то единичное свойство.
0 баллов - неуместные обобщения или установления различий, причинно-следственных связей и пр.
Ключ
Апельсин - Банан
2 балла - фрукты, плоды.
1 балл - пища, имеет кожуру, содержит витамины.
0 баллов - круглые, одинаковые по весу, желтые.
Платье - Пальто
2 балла - одежда, обмундирование.
1 балл - сделаны из ткани, сохраняют тепло, защищают тело, вещи, которые одевают.
0 баллов - пальто теплее, чем платье, имеет пуговицы.
Топор - Пила
2 балла - орудия труда, инструменты.
1 балл - используются плотниками для обработки древесины.
0 баллов - сделаны из металла, имеют ручки.
Собака - Лев
2 балла - животные, млекопитающие.
1 балл - относятся к одному роду, имеют хвост.
0 баллов - отмечаются внешние несущественные свойства.
Север - Запад
2 балла - стороны света, части света, обозначение направления.
1 балл - географические термины, указывают направление, движение.
0 баллов - расстояние, удаленность.
Глаз - Ухо
2 балла - органы чувств и восприятия, рецепторы.
1 балл - части тела, через них получают знания.
0 баллов - расположены на голове, необходимы человеку.
Воздух - Вода
2 балла - необходимы для жизни, человек не может без них жить.
1 балл - среды обитания, средство передвижения, химические вещества.
0 баллов - физические явления, в воздухе есть вода, стихии.
Стол - Стул
2 балла - мебель.
1 балл - домашние предметы.
0 баллов - за столом едят, четыре ноги, деревянные предметы.
Яйцо - Зерно
2 балла - зародыш, начало жизни.
1 балл - от обоих что-то произрастает.
0 баллов - пища, еда, продукты, круглые.
Поэма - Статуя
2 балла - произведение искусства.
1 балл - сделаны человеком, волнуют чувства, памятники искусства.
0 баллов - поэта одушевляют статуи, неодушевленные предметы.
Древесина - Спирт
2 балла - органические соединения, содержат углерод.
1 балл - горючее, используются в производстве как топливо, сырье для промышленности.
0 баллов - продукты дерева, спирт делают из древесины.
Поощрение - Наказание
2 балла - методы воспитания, дисциплины, оценки поступков.
1 балл - способы получения нужных результатов.
0 баллов - извлечение пользы из человека.
Муха - Дерево
2 балла - живые организмы, живая природа.
1 балл - дышат, растут, нуждаются в питании.
0 баллов - муха сидит на дереве, муха имеет крылья, дерево – листья.
Баллы, набранные испытуемым по каждой паре понятий, суммируются, и полученная сумма сравнивается с оценочной шкалой.
Шкала оценок
Уровень развития | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий |
Кол-во баллов | 14 и менее | 15-17 | 18-23 | 24-25 | 26 |
Выводы:
На основе сравнения собственных результатов со шкалой оценок можно сделать вывод о том, что уровень развития вербально-логического мышления у испытуемого средний.
Особенности воображения как познавательного процесса
Методика изучения творческого вербального воображения (Методика «Три слова»)
Цель работы: изучение творческого вербального воображения.
Оборудование: любые три слова в сочетании, ранее не известном испытуемому (дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок; торт, озеро, кровать), чистый лист бумаги, ручка, секундомер.
Описание методики. Испытуемого просят придумать предложения таким образом, чтобы они включали все три заданные ему слова. Предложения записываются на листе чистой бумаги. Работа продолжается в течение 5 минут. По команде «Стоп» работа прекращается.
Инструкция. «Я назову Вам три слова. Ваша задача - возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них находились все три слова. Каждую фразу пишите с новой строки, разборчиво, чтобы можно было прочесть. По команде «Стоп» прекратите писать и переверните лист бумаги. Время работы -5 минут».
Фиксация результатов. Испытуемый пишет ответы на листе бумаги. Экспериментатор ведет анализ и подсчитывает коэффициент на том же листе. В таблицу заносится общее количество набранных баллов.
Таблица
Количество предложений | Коэффициент творческого воображения |
7 | 3,9 |
Обработка результатов. Написанные предложения оцениваются по двум параметрам:
- коэффициенту творческого воображения;
- количеству предложений.
Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми ниже критериями.
При подсчете коэффициента творческого воображения каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:
5 - остроумная, оригинальная комбинация.
4 - правильное логическое сочетание фраз.
3 - пожалуй, и так можно.
2 - два слова связаны, а третье нелогично.
1 - бессмысленное сочетание слов.
Баллы оценки каждого предложения сводятся затем к коэффициенту творческого воображения (ТВ) - сумма баллов делится на количество предложений: ТВ = П/М, где ТВ - коэффициент творческого воображения, П - сумма баллов по всем предложениям, М - количество предложений.
ТВ = 27/7 = 3,9
В случае, если все предложения объединены между собой обоснованными, а не случайными связями, и