Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ошибкой считаются пропущенные и неправильно зачеркнутые знаки.

Обработка результатов. Подсчитывается коэффициент концентрации внимания по формуле:

k = S2/m,

где S - количество просмотренных строк, m - общее количество ошибок.

Полученный в результате подсчетов коэффициент k сравнивается с оценочной шкалой.

k = 232/6 = 88.17

Шкала оценок

Уровень развития концентрации внимания

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Коэффициент концентрации внимания (k)

40 и

менее

41-81

81-500

501-1300

1301-1600


По результатам таблицы строится график устойчивости внимания (рис.).



Рис. График устойчивости внимания

Распределение ошибок во времени является дополнительным показателем: появление их в начале свидетельствует о растянутом периоде врабатываемости, в конце - о снижении уровня сосредоточенности внимания. Если ошибки появляются на «пиках» кривых (в момент наивысшей производительности) и исчезают на «спадах», это свидетельствует о невозможности одновременно работать быстро и точно, что является косвенным показателем низкого распределения внимания. Ошибки, возникающие на «спадах» кривой, свидетельствуют о резком снижении уровня внимания, равномерно распределенные по всей длине графика, можно не учитывать.

Выводы:

Уровень развития концентрации внимания средний. По допущенным ошибкам получается двоякий вывод: с одной стороны, ошибки возникли на «спадах» кривой (1-3, 5, 7, 9), что свидетельствует о резком снижении уровня внимания. С другой стороны, ошибки равномерно распределены по всей длине графика, что можно не учитывать.

Особенности памяти как познавательного процесса

Методика исследования зрительного, слухового и комбинированного видов памяти

Цель работы: выявить индивидуальные особенности видов памяти при разных способах предъявления заучиваемого материала.

Оборудование: три набора не связанных между собой слов (Экспериментальный материал 2 - Приложение).


Описание методики. Эксперимент состоит из трех серий.

Серия 1. Испытуемым показывают ряд слов в течение 30 секунд. Затем испытуемые письменно воспроизводят слова в любом порядке.

Инструкция 1.«Я представлю Вам ряд слов в течение 30 секунд. Ваша задача прочитать их про себя, запомнить как можно больше слов, затем воспроизвести письменно в любом порядке».

Серия 2. Во второй серии в течение 30 секунд зачитывается ряд слов, которые, как и в первой серии воспроизводятся письменно в любом порядке.

Инструкция 2.«Я буду читать Вам ряд слов в течение 30 секунд. Ваша задача запомнить как можно больше слов и воспроизвести их письменно в любом порядке».

Серия 3. Испытуемые в течение 30 секунд записывают ряд слов, сразу же его закрывают и воспроизводят письменно по памяти.

Инструкция 3. «Вы в течение 30 секунд записываете ряд слов, затем закрываете его и воспроизводите письменно по памяти».

Фиксация результатов. Количество правильно воспроизведенных испытуемым слов заносится в протокол (таблица).

Таблица

Кол - во воспроизведенных слов

в первой серии

во второй серии

в третьей серии

8

7

5

Обработка результатов. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов для каждой серии. Определяется преобладающий вид памяти по наибольшему количеству правильно воспроизведенных слов в каждой серии. Полученный результат сравнивается с оценочной шкалой и определяется уровень развития каждого вида памяти.

Шкала оценок

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол - во

правильных ответов

1-2

3-4

5-9

10-11

12

Выводы:

Уровень развития памяти испытуемого во всех сериях средний. Зрительная память преобладает у испытуемого, слуховая по показателям находится рядом, а моторно-зрительная уступает двум предыдущим.


Особенности мышления как познавательного процесса

Методика изучения вербально-логического мышлении (Методика «Сходство»).

Цель работы: изучение вербально-логического мышления (на словесном материале)

Оборудование: список из 13 пар понятий (Экспериментальный материал 3 - Приложение).

Описание методики. Испытуемому предлагается определить, в чем заключается сходство между двумя понятиями в каждой паре.

Инструкция. «Вам нужно определить, в чем заключается сходство между двумя понятиями в каждой паре. Время работы не ограничивается, но старайтесь выполнить её побыстрее».

Фиксация результатов. Ответы испытуемого записываются полностью, со всеми замечаниями и добавлениями.

Обработка результатов. За каждый ответ, в зависимости от его точности и правильности, присваивается определенное количество баллов. Общие правила оценивания следующие:

2 балла - сходство определено по общему и наиболее существенному признаку;

1 балл - сходство определено по общему, но несущественному признаку, выражающему какое-то единичное свойство.

0 баллов - неуместные обобщения или установления различий, причинно-следственных связей и пр.

Ключ

Апельсин - Банан

2 балла - фрукты, плоды.

1 балл - пища, имеет кожуру, содержит витамины.

0 баллов - круглые, одинаковые по весу, желтые.

Платье - Пальто

2 балла - одежда, обмундирование.

1 балл - сделаны из ткани, сохраняют тепло, защищают тело, вещи, которые одевают.

0 баллов - пальто теплее, чем платье, имеет пуговицы.

Топор - Пила

2 балла - орудия труда, инструменты.

1 балл - используются плотниками для обработки древесины.

0 баллов - сделаны из металла, имеют ручки.

Собака - Лев

2 балла - животные, млекопитающие.

1 балл - относятся к одному роду, имеют хвост.

0 баллов - отмечаются внешние несущественные свойства.

Север - Запад

2 балла - стороны света, части света, обозначение направления.

1 балл - географические термины, указывают направление, движение.

0 баллов - расстояние, удаленность.


Глаз - Ухо

2 балла - органы чувств и восприятия, рецепторы.

1 балл - части тела, через них получают знания.

0 баллов - расположены на голове, необходимы человеку.

Воздух - Вода

2 балла - необходимы для жизни, человек не может без них жить.

1 балл - среды обитания, средство передвижения, химические вещества.

0 баллов - физические явления, в воздухе есть вода, стихии.

Стол - Стул

2 балла - мебель.

1 балл - домашние предметы.

0 баллов - за столом едят, четыре ноги, деревянные предметы.

Яйцо - Зерно

2 балла - зародыш, начало жизни.

1 балл - от обоих что-то произрастает.

0 баллов - пища, еда, продукты, круглые.

Поэма - Статуя

2 балла - произведение искусства.

1 балл - сделаны человеком, волнуют чувства, памятники искусства.

0 баллов - поэта одушевляют статуи, неодушевленные предметы.

Древесина - Спирт

2 балла - органические соединения, содержат углерод.

1 балл - горючее, используются в производстве как топливо, сырье для промышленности.

0 баллов - продукты дерева, спирт делают из древесины.

Поощрение - Наказание

2 балла - методы воспитания, дисциплины, оценки поступков.

1 балл - способы получения нужных результатов.

0 баллов - извлечение пользы из человека.

Муха - Дерево

2 балла - живые организмы, живая природа.

1 балл - дышат, растут, нуждаются в питании.

0 баллов - муха сидит на дереве, муха имеет крылья, дерево – листья.

Баллы, набранные испытуемым по каждой паре понятий, суммируются, и полученная сумма сравнивается с оценочной шкалой.

Шкала оценок

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во баллов


14 и

менее

15-17

18-23

24-25

26

Выводы:

На основе сравнения собственных результатов со шкалой оценок можно сделать вывод о том, что уровень развития вербально-логического мышления у испытуемого средний.

Особенности воображения как познавательного процесса

Методика изучения творческого вербального воображения (Методика «Три слова»)

Цель работы: изучение творческого вербального воображения.

Оборудование: любые три слова в сочетании, ранее не известном испытуемому (дворец, бабушка, клоун; разбойник, зеркало, щенок; торт, озеро, кровать), чистый лист бумаги, ручка, секундомер.

Описание методики. Испытуемого просят придумать предложения таким образом, чтобы они включали все три заданные ему слова. Предложения записываются на листе чистой бумаги. Работа продолжается в течение 5 минут. По команде «Стоп» работа прекращается.

Инструкция. «Я назову Вам три слова. Ваша задача - возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них находились все три слова. Каждую фразу пишите с новой строки, разборчиво, чтобы можно было прочесть. По команде «Стоп» прекратите писать и переверните лист бумаги. Время работы -5 минут».

Фиксация результатов. Испытуемый пишет ответы на листе бумаги. Экспериментатор ведет анализ и подсчитывает коэффициент на том же листе. В таблицу заносится общее количество набранных баллов.

Таблица

Количество предложений

Коэффициент творческого воображения

7

3,9

Обработка результатов. Написанные предложения оцениваются по двум параметрам:

- коэффициенту творческого воображения;

- количеству предложений.

Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми ниже критериями.

При подсчете коэффициента творческого воображения каждая фраза оценивается по пятибалльной системе:

5 - остроумная, оригинальная комбинация.

4 - правильное логическое сочетание фраз.

3 - пожалуй, и так можно.

2 - два слова связаны, а третье нелогично.

1 - бессмысленное сочетание слов.

Баллы оценки каждого предложения сводятся затем к коэффициенту творческого воображения (ТВ) - сумма баллов делится на количество предложений: ТВ = П/М, где ТВ - коэффициент творческого воображения, П - сумма баллов по всем предложениям, М - количество предложений.

ТВ = 27/7 = 3,9

В случае, если все предложения объединены между собой обоснованными, а не случайными связями, и