Файл: Министерство просвещения Российской Федерации фгбоу во Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
получился оригинальный рассказ, к коэффициенту творческого воображения можно добавить один балл. Кроме того, по этой методике можно оценить скорость протекания процессов мышления и широту активного словаря.
На практике бывает трудно разграничить оценки «4» и «5». Обычно оценка «5» ставится за сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, предложения с прямой речью. Часто встречающиеся в выборке предложения оцениваются 3 баллами.
Выводы:
На основе полученных результатов был определен уровень развития творческого воображения у данного испытуемого – 3,9, то есть средний.
Психолого-педагогические рекомендации по учету в образовательной деятельности особенностей познавательной сферы
На основании результатов исследования испытуемого ученика 10го класса мною были разработаны следующие рекомендации по учету в образовательной деятельности особенностей познавательной сферы:
1. У испытуемого выявлен средний уровень концентрации внимания, в связи с этим, рекомендуется занимать его деятельностью, направленной на повышение уровня концентрации внимания. Так, например, можно устраивать на уроке любого предмета работу над ошибками, в ходе которой ученик должен сам найти ошибку в своей или чужой работе и исправить её. Также другим возможным игровым вариантом может послужить задание «Назови правильный цвет»: на карточках определенного цвета будет написано название совершенно другого цвета, которое и нужно озвучить преподавателю и остальному классу. Если это задание дается на уроке иностранного языка, то цвета должны быть на изучаемом языке соответственно.
2. У испытуемого выявлен средний уровень развития памяти, поэтому необходимо осуществлять упражнения по её улучшению. Например, работа с текстом на уроке русского или иностранного языка. Учащиеся делятся на группы, каждой из них предлагается текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определённого приёма (группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Затем каждая группа должна презентовать получившийся опорный конспект и попытаться пересказать текст с опорой на него. Когда все группы завершат свое выступление, необходимо обсудить с учащимися эффективность каждого метода и дать задание выбрать для себя наиболее подходящий метод.
3. У испытуемого выявлен средний уровень вербально-логического мышления, следовательно, необходимо проводить такие игровые уроки, в которые будут включены упражнения по развитию вербально-логического мышления. Одним из таких может послужить упражнение «Мысли другими словами». Подростку предлагается фразы наподобие:
Учащемуся необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Таким образом, школьник будет учиться точно выражать свои мысли и развивать речь.
4. У испытуемого выявлен средний уровень развития творческого воображения, в связи с этим, рекомендуется проводить комплекс упражнений, направленный на его повышение. Например, упражнение «Придумай сказку», в ходе которого учащемуся будет необходимо придумать продолжение истории наподобие «Pour le Nouvel an, la maison a mis un arbre de Noël magnifique et luxuriant. Au sommet de la beauté de la forêt accroché une étoile rouge. Les enfants ont aidé à décorer avec des boules colorées, des jouets en verre et en papier. Et le soir du nouvel an, quand tout le monde est allé au lit dans la maison, les jouets ont soudainement commencé à bouger et même à mener leur conversation décontractée sur toutes sortes de bêtises. Et soudain, leur attention a été attirée par un bruit incompréhensible dans le coin de la pièce…». («На Новый год в доме поставили красивую и пышную ёлку. На верхушку лесной красавицы повесили красную звезду. Дети помогли украсить её разноцветными шарами, стеклянными и бумажными игрушками. И вот в новогоднюю ночь, когда в доме все легли спать, игрушки вдруг начали шевелиться и даже вести свою непринуждённую беседу о всякой ерунде. И вдруг их внимание привлёк непонятный шум в углу комнаты…) Другим упражнением может быть «Поиск сравнений». Чтобы его выполнить, нужно подобрать как можно больше сравнений (вариантов окончания предложения) для фраз типа «le lac brillait dans la nuit lunaire, comme si...» («озеро блестело в лунную ночь, словно...»).
Темперамент
Методика исследования темпераментальных особенностей личности
Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию - интроверсию и эмоциональную устойчивость - неустойчивость.
Оборудование:текст опросника Айзенка, лист бумаги.
Описание методики. Опросник состоит из 60 вопросов, на которые испытуемому предлагается ответить.
Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
Текст опросника
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? -
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить? +
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке? +
4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? +
5. Часто ли у тебя меняется настроение? +
6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами? +
7. Бывает ли, что тебе мешают уснуть разные мысли? +
8. Всегда ли ты сразу делаешь так, как тебе говорят? -
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь? +
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? +
11. Ты веселый человек? +
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? +
13. Многое ли раздражает тебя? +
14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро? +
15. Ты переживаешь из-за «страшных» историй, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо? +
16. Тебе можно доверить любую тайну? -
17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят? +
18. Бывает ли иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце? +
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться? +
20. Ты когда-нибудь говорил неправду? +
21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал? -
22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями? +
23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины? -
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом играешь? -
25. Ты обычно весел и всем доволен? +
26. Обидчив ли ты? +
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами? +
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? +
29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова? +
30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь? -
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело? +
32. Ты любишь иногда похвастаться? +
33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей? -
34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте? +
35. Ты быстро решаешься на что-нибудь? -
36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя? -
37. Тебе часто снятся страшные сны? -
38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг? +
39. Тебя легко огорчить чем-нибудь? -
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? +
41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком? -
42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь? +
43. Ты любишь шумные и веселые игры? -
44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? -
45. Тебе трудно отказаться. Если тебя о чем-нибудь попросят? -
46. Ты любишь часто ходить в гости? +
47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить? +
48. Ты когда-нибудь был груб с родителями? +
49. Тебя считают веселым человеком? +
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? +
51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем принимать участие в общем веселье? -
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? +
53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают? +
54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким? +
55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми? -
56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно? +
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? +
58. Чувствуешь ли ты себя особенно веселым или печальным без всякой причины? +
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке? -
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав? +
Фиксация результатов. Ответы испытуемого записываются на листе бумаги.
Да: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 40, 42, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 60
Нет: 1, 8, 16, 21, 23, 24, 30, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 51, 55, 59
Обработка результатов. Ответы испытуемого сверяются с ключом.
Ключ
На практике бывает трудно разграничить оценки «4» и «5». Обычно оценка «5» ставится за сложносочиненные, сложноподчиненные предложения, предложения с прямой речью. Часто встречающиеся в выборке предложения оцениваются 3 баллами.
Выводы:
На основе полученных результатов был определен уровень развития творческого воображения у данного испытуемого – 3,9, то есть средний.
Психолого-педагогические рекомендации по учету в образовательной деятельности особенностей познавательной сферы
На основании результатов исследования испытуемого ученика 10го класса мною были разработаны следующие рекомендации по учету в образовательной деятельности особенностей познавательной сферы:
1. У испытуемого выявлен средний уровень концентрации внимания, в связи с этим, рекомендуется занимать его деятельностью, направленной на повышение уровня концентрации внимания. Так, например, можно устраивать на уроке любого предмета работу над ошибками, в ходе которой ученик должен сам найти ошибку в своей или чужой работе и исправить её. Также другим возможным игровым вариантом может послужить задание «Назови правильный цвет»: на карточках определенного цвета будет написано название совершенно другого цвета, которое и нужно озвучить преподавателю и остальному классу. Если это задание дается на уроке иностранного языка, то цвета должны быть на изучаемом языке соответственно.
2. У испытуемого выявлен средний уровень развития памяти, поэтому необходимо осуществлять упражнения по её улучшению. Например, работа с текстом на уроке русского или иностранного языка. Учащиеся делятся на группы, каждой из них предлагается текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определённого приёма (группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Затем каждая группа должна презентовать получившийся опорный конспект и попытаться пересказать текст с опорой на него. Когда все группы завершат свое выступление, необходимо обсудить с учащимися эффективность каждого метода и дать задание выбрать для себя наиболее подходящий метод.
3. У испытуемого выявлен средний уровень вербально-логического мышления, следовательно, необходимо проводить такие игровые уроки, в которые будут включены упражнения по развитию вербально-логического мышления. Одним из таких может послужить упражнение «Мысли другими словами». Подростку предлагается фразы наподобие:
-
Cet hiver sera très froid. (Нынешняя зима будет очень холодной.) -
Cet été sera chaud. (Нынешнее лето будет тёплым.) -
J'ai lu un livre intéressant. (Я прочитал интересную книгу.) -
Un chien court dans le parc. (В парке бегает собака.) -
Le bateau est parti loin dans la mer. (Теплоход ушёл далеко в море.)
Учащемуся необходимо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Таким образом, школьник будет учиться точно выражать свои мысли и развивать речь.
4. У испытуемого выявлен средний уровень развития творческого воображения, в связи с этим, рекомендуется проводить комплекс упражнений, направленный на его повышение. Например, упражнение «Придумай сказку», в ходе которого учащемуся будет необходимо придумать продолжение истории наподобие «Pour le Nouvel an, la maison a mis un arbre de Noël magnifique et luxuriant. Au sommet de la beauté de la forêt accroché une étoile rouge. Les enfants ont aidé à décorer avec des boules colorées, des jouets en verre et en papier. Et le soir du nouvel an, quand tout le monde est allé au lit dans la maison, les jouets ont soudainement commencé à bouger et même à mener leur conversation décontractée sur toutes sortes de bêtises. Et soudain, leur attention a été attirée par un bruit incompréhensible dans le coin de la pièce…». («На Новый год в доме поставили красивую и пышную ёлку. На верхушку лесной красавицы повесили красную звезду. Дети помогли украсить её разноцветными шарами, стеклянными и бумажными игрушками. И вот в новогоднюю ночь, когда в доме все легли спать, игрушки вдруг начали шевелиться и даже вести свою непринуждённую беседу о всякой ерунде. И вдруг их внимание привлёк непонятный шум в углу комнаты…) Другим упражнением может быть «Поиск сравнений». Чтобы его выполнить, нужно подобрать как можно больше сравнений (вариантов окончания предложения) для фраз типа «le lac brillait dans la nuit lunaire, comme si...» («озеро блестело в лунную ночь, словно...»).
-
Психологические особенности личности
Темперамент
Методика исследования темпераментальных особенностей личности
Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию - интроверсию и эмоциональную устойчивость - неустойчивость.
Оборудование:текст опросника Айзенка, лист бумаги.
Описание методики. Опросник состоит из 60 вопросов, на которые испытуемому предлагается ответить.
Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
Текст опросника
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? -
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить? +
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке? +
4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? +
5. Часто ли у тебя меняется настроение? +
6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами? +
7. Бывает ли, что тебе мешают уснуть разные мысли? +
8. Всегда ли ты сразу делаешь так, как тебе говорят? -
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь? +
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? +
11. Ты веселый человек? +
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? +
13. Многое ли раздражает тебя? +
14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро? +
15. Ты переживаешь из-за «страшных» историй, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо? +
16. Тебе можно доверить любую тайну? -
17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят? +
18. Бывает ли иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце? +
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться? +
20. Ты когда-нибудь говорил неправду? +
21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал? -
22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями? +
23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины? -
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом играешь? -
25. Ты обычно весел и всем доволен? +
26. Обидчив ли ты? +
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами? +
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? +
29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова? +
30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь? -
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело? +
32. Ты любишь иногда похвастаться? +
33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей? -
34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте? +
35. Ты быстро решаешься на что-нибудь? -
36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя? -
37. Тебе часто снятся страшные сны? -
38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг? +
39. Тебя легко огорчить чем-нибудь? -
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? +
41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком? -
42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь? +
43. Ты любишь шумные и веселые игры? -
44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? -
45. Тебе трудно отказаться. Если тебя о чем-нибудь попросят? -
46. Ты любишь часто ходить в гости? +
47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить? +
48. Ты когда-нибудь был груб с родителями? +
49. Тебя считают веселым человеком? +
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? +
51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем принимать участие в общем веселье? -
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? +
53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают? +
54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким? +
55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми? -
56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно? +
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? +
58. Чувствуешь ли ты себя особенно веселым или печальным без всякой причины? +
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке? -
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав? +
Фиксация результатов. Ответы испытуемого записываются на листе бумаги.
Да: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 40, 42, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 60
Нет: 1, 8, 16, 21, 23, 24, 30, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 51, 55, 59
Обработка результатов. Ответы испытуемого сверяются с ключом.
Ключ
Шкала | Ответы - да | Ответы - нет |
Экстраверсия -интроверсия | 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 | 6, 33, 51, 55, 59 |
Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость | 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60 | |
Склонность к неискренности (лживости) | 8, 16, 24, 28, 44 | 4, 12, 20, 32,36, 40, 48 |
-
Выраженность характеристики экстраверсии (интроверсии) определяется по сумме набранных ответов, совпавших с ключом по данной шкале.