Файл: 1. Этапы становления и развития отечественной лингводидактики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.Этапы становления и развития отечественной лингводидактики
2.Факторы, обусловливающие современное лингвистическое образование
4. Проблема целеполагания в лингводидактике.
5. Цель обучения иностранным языкам как методическая категория
6. Научные парадигмы в лингводидактике: структура и особенности
7. Эволюция научно-методического познания.
8. Лингводидактика в системе наук о человеке
9. История становления и развития методики обучения иностранным языкам.
10. Ценностные смыслы современной методической науки
11. Образовательный процесс по обучению ИЯ: особенности на современном этапе
14.Аксиологический подход к обучению иностранного языка
15. Межкультурная компетенция: структура и содержание
16. Методические подходы к обучению иностранным языкам
17. Межкультурный подход к обучению иностранным языкам.
18. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранном языку
19. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку
20. Современные образовательные технологии в основах методики обучения ИЯ
7. Эволюция научно-методического познания.
Прежде всего стоит сказать, что Учебная дисциплина «иностранный язык» имеет специфическую целевую направленность на практическое овладение обучающимся неродным для него языком, при этом сам язык выступает одновременно и целью и средством обучения. Эта дисциплина обладает такими качества, как “беспредметность”, “беспредельность”, “неоднородность”. у методической науки в сфере иноязычного образования свой особенный объект исследования. Она обусловлена уникальностью содержательного ядра процесса обучения/ изучения.
Роль методической науки в современных условиях чрезвычайно высока в силу, по меньшей мере, двух обстоятельств.
Первое из них продиктовано тем, что в наступившей во второй половине прошлого столетия важнейшим стал запрос на массовость иноязычной и межкультурной компетентностей.
Второе обстоятельство заключается в том, что в культуре постиндустриальной эпохи любая наука, в том числе методическая, занимает центральное место, и, как отмечают философы, в техногенном обществе, особенно в его современном постиндустриальном состоянии, теоретическое знание и интеллектуальная элита играют центральную роль.
На становление методической науки оказывали и оказывают влияние различные факторы. Это и социальный заказ по отношению к иноязычному образованию граждан общества, и собственный уровень развития науки, и вся ее предшествующая история, и состояние базисных и смежных с нею наук и др.
методическая наука прошла сложный путь своего развития
В начале своего пути (начало прошлого века) методика обучения иностранным языкам трактовалась как совокупность приемов и последовательность шагов, используемых учителем для того, чтобы учащиеся усвоили необходимое содержание обучения иностранному языку.
Первыми возникали так называемые частные методики, в которых давалось описание практических шагов по обучению учащихся конкретному языку.
Постепенно, по мере накопления познавательных наблюдений в области преподавания иностранных языков и их обобщений, складывалось методическое научное мышление, которое уже в середине прошлого века сформировало общую методическую научную картину. Начиная с этого периода, методическая наука особенно активно двигалась в сторону лучшего понимания своей специфики как науки. Этот путь методического познания и эволюционной смены типов научных «картин исследуемой реальности» в методике показан в монографическом труде академика А.А. Миролюбова под названием «История отечественной методики обучения иностранным языкам».
С середины прошлого века начинается золотой век отечественной методики обучения иностранным языкам как самостоятельного научного направления, понятие «методика» приобретает расширительное значение: и как методическое направление, и как НАУКА, и как совокупность приемов и способов обучения иностранным языкам. Представители «золотого поколения» методистов, к числу которых с полным правом можно отнести А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, И.Л. Бим, С.К. Фоломкину, Н.И. Гез и др., вели интенсивный и многолетний научно-познавательной поиск доказательств того, что методика есть не простая совокупность рекомендаций и предписаний, позволяющих организовать учебный процесс по иностранному языку. Ими накоплен богатый фонд методических знаний, представляющий методику как науку, исследующую цели, содержание, методы, средства и способы обучения иностранным языкам и воспитания средствами этих языков, – науку, позволяющую исследовать эффективность разных моделей обучения иностранным языкам.
Уже в 80-ые Методику определяют как науку, исследующую цели, содержание, методы, средства и способы обучения иностранным языкам и воспитания средствами иностранных языков.
С конца прошлого века заявлена идея о комплексном характере методической науки. Она трактуется как совокупность двух полноправных частей: теории обучения иностранным языкам, т.е. строго структурированной системы знаний о закономерностях «приобщения» обучающегося к новой для него лингвокультуре (язык+культура) во взаимосвязи с родным языком и его исходной культурой, и технологии обучения как совокупности форм, способов, приемов достижения в учебном процессе искомых результатов.
В настоящее время Это и наука
, и теория, и технология, и методическое направление, и, конечно, практические – методические - рекомендации. Это одно из обстоятельств, которое дает основание употреблять термин методическая наука как в определенном смысле синоним методике обучения иностранным языкам как науке.
Таким образом, современная методическая наука прошла сложный и богатый путь научного познания: от исключительно эмпирического осмысления процесса обучения иностранным языкам до теоретического обоснования целостной, развивающейся системы научных понятий, способов и средств методического научного познания.
Процессу данной науки свойственны все основные закономерности развития научного познания, а именно: детерминация (определение перспектив на основе знаний о…) методического знания ранее накопленным объемом научного знания в области обучения иностранным языкам, эволюция научного знания от эмпирического знания к знанию сложных процессов становления способности человека к иноязычному общению вне естественного контекста бытования изучаемого языка, повышение уровня доказательности методического знания за счет усложнения проводимых в сфере обучения иностранным языкам экспериментов, усиление междисциплинарного и комплексного характера методического знания и др.
На становление методической науки оказывали и оказывают влияние различные факторы. К ним следует отнести, прежде всего, те задачи, которые в конкретную историческую эпоху перед этой наукой и перед иноязычным образованием выдвигает общество. Помимо этого, влияние на методическую науку оказывает состояние других наук. Ее теоретические постулаты всегда учитывали и учитывают парадигмальный взгляд философов и дидактов на феномены «образование» и «обучение», лингвистов – на «образ языка» как основного объекта исследования, психологов – на процесс познания и учения.
Этим обусловлен междисциплинарный характер методической науки, которая контактирует с другими научными областями и, прежде всего, с философией, лингвистикой, психологией, педагогикой и дидактикой.
Для методической науки на современном историческом этапе ее бытования свойственны следующие характеристики (схема 6).
упорядочивая свой категориально-понятийный аппарат и выстраивая концептуальную систему обучения иностранным языкам, а сегодня – систему образования в области иностранных языков.
Методика как теория выстраивает идеальный образ иноязычного образования как предмета научной деятельности, в свою очередь, практика обучения ориентируется на этот образ, т.е. на идеальное представление о процессе обучения иностранным языкам.
Еще в 1982 году отмечалось образоваие самостоятельных ветвей общей методики. … историческая методика … , экспериментальная методика …, … сравнительная методика…, методика применения технических средств в обучения иностранным языкам.». В настоящее время в современной методической науке имеется целый ряд системно организованных и обоснованных теорий. Среди них наиболее значимыми являются, например, «теория обучения иностранным языкам», «теория иноязычного образования», «теория учебника по иностранным языкам», «теория раннего иноязычного образования» и др.
Подобное разветвление является следствием внутренней дифференциации методической науки, обусловленной ее потребностью проникать в сложную структуру объектов исследования. Кстати, именно благодаря тому, что методическая наука развивается за счет дифференциации, в ее недрах возникают, начиная с 80–х годов прошлого столетия, лингводидактика и методика или теория и методика обучения, методика как теория и как технология обучения и развития, методика и технология иноязычного образования.
Как известно, современную науку принято разделять на три класса: естественные, технические и общественные (социальные и гуманитарные), которые выявляют специфику развивающихся социальных систем. Таким образом, есть науки о природе (они дают естественнонаучные знания) и есть социально-гуманитарные науки (социально-гуманитарные знания). Внутри научной рациональности следует различать естественно-научную, социально-гуманитарную, логико-математическую и технико-технологическую рациональности.
методическая наука, опираясь на объективные закономерности общественного развития и науки, учитывает ценностно-смысловые взаимосвязи, возникающие в обществе, в образовании. Это положение придает методическому познанию неповторимую сущностную особенность – антропоцентричность.
Антропоцентричность проявляется, прежде всего, в принятии современными методистами антропоцентрической парадигмы научных исследований, потребовавшей «разворота» научного поиска в сторону языковой личности субъектов учебной деятельности, а применительно к обучению иностранным языкам – вторичной/бикультурной языковой личности.
При этом личность выступает как продукт и как носитель конкретной лингвоэтнокультуры. Применительно к сущности иноязычного образования это означает, что обучающиеся в учебной ситуации должны проявлять свою собственную активность для решения коммуникативно-познавательных задач, носящих творческий и проблемный характер, и что при этом они должны осознать, что находятся в измерениях нескольких культур. Следовательно, антропоцентричность делает личность каждого, кто включен в образовательную деятельность в сфере иностранных языков, естественной точкой отсчета в анализе и обосновании закономерностей иноязычного образования.
Методическая наука, будучи педагогической по своей сути, самым тесным образом связана с дидактикой. поскольку методику интересует процесс обучения определенному учебному предмету (в нашем случае, иностранному языку), ее нередко квалифицируют как частную дидактику.
Методическое ЗНАНИЕ является основным объектом и результатом познания в методической науке. При этом научное познание, содержание и последовательность познавательных действий протекают в образовательном дискурсе всегда на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
На теоретическом уровне методического познания важнейшими методами исследования являются абстрагирование и идеализация,
На эмпирическом уровне, где в качестве аналитического инструментария используются такие методы, как наблюдение и эксперимент,
такое соотношение методического знания и опыта дает основание квалифицировать методическую науку как теоретико-прикладную науку, т.е. как специализированную область методического знания, интегрирующую в себе данные научной (теоретической) рефлексии и анализа практики обучения языкам в различных учебных условиях.
Однако независимо от того, на каком уровне происходят анализ и обобщение методического знания, специфическая деятельность методического познания направлена на реализацию методической наукой трех ее основных функций.
Первая функция связана с анализом, классификацией и систематизацией лингводидактических и методических понятий и категорий, таки или иначе связанных со сферой иноязычного образования. Выполняя эту функцию, методическая наука обосновывает свой терминологический аппарат, выстраивает его в виде связной логической системы научных методических понятий, способов и средств методического научного познания.