Файл: 1. Этапы становления и развития отечественной лингводидактики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.Этапы становления и развития отечественной лингводидактики
2.Факторы, обусловливающие современное лингвистическое образование
4. Проблема целеполагания в лингводидактике.
5. Цель обучения иностранным языкам как методическая категория
6. Научные парадигмы в лингводидактике: структура и особенности
7. Эволюция научно-методического познания.
8. Лингводидактика в системе наук о человеке
9. История становления и развития методики обучения иностранным языкам.
10. Ценностные смыслы современной методической науки
11. Образовательный процесс по обучению ИЯ: особенности на современном этапе
14.Аксиологический подход к обучению иностранного языка
15. Межкультурная компетенция: структура и содержание
16. Методические подходы к обучению иностранным языкам
17. Межкультурный подход к обучению иностранным языкам.
18. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранном языку
19. Коммуникативный подход к обучению иностранному языку
20. Современные образовательные технологии в основах методики обучения ИЯ
Вторая функция состоит в интерпретации, объяснении и понимании фактов реальной образовательной практики в сфере иноязычного образования. Иными словами, данная функция ответственна за описание «сущего», при этом стратегически важной для ее реализации является ориентация на принятую в каждый исторический период концепцию обучения предмету.
Третья функцияметодической науки ответственна запрогнозирование будущего иноязычного образования во всех аспектах его рассмотрения и методической системы по иностранным языкам.
Методическая наука как система знаний, т.е. как концептуально взаимосвязанная, целостная и логичная в содержательном отношении система научных представлений об обучении иностранному языку и иноязычном образовании, раскрывает и описывает те или иные закономерности, регулярные связи, фундаментальные свойства, присущие иноязычному образованию как системе, процессу, результату, ценности и обучению языку как основному пути получения этого образования.
Из философии известно, что любая система научных знаний выстраивается на трех уровнях: метатеоретическом, теоретическом и эмпирическом.
Так, на метатеоретическом уровне методического знания речь идет, прежде всего, о складывающейся в определенный исторический период развития методики научной картине исследуемой реальности. Собственно говоря, развитие методической науки есть путь методического познания и смены типов научных картин образовательной реальности, связанной с преподаванием и изучением иностранных языков.
На втором – теоретическом уровне обосновываются понятия, категории, законы, принципы, гипотезы теории, т.е. те структурные элементы, из которых складывается научное методическое знание. Именно теория является наиболее развитой и совершенной формой организации знаний, получаемых в результате исследования обучения иностранным языкам и иноязычного образования. Она выстраивает методическое знание в виде связной логической системы научных методических понятий, способов и средств методического научного познания.
Что касается эмпирического уровня теоретических знаний, то он складывается из данных наблюдений, в том числе и в ходе эксперимента и опытного обучения, а также из тех научных фактов, которые выводятся в процессе сопоставления этих эмпирических данных с общими теоретическими положениями и абстрактными конструктами, обоснованными на теоретическом уровне.
Если проследить историю развития методической науки, то можно увидеть, как постепенно происходит углубление ее теоретических основ и более последовательный выход на высокий теоретический уровень осмысления проблем обучения иностранным языкам и иноязычного образования (схема 7).
На схеме представлены основные вехи появления того или иного уровня в истории становления методической мысли. При этом каждый уровень не отрицает предыдущего, напротив, обогащает и развивает его. В современном методическом познании присутствуют все три уровня.
Таким образом, процедура обоснования методической науки как теории включает в себя установление связи исходных эмпирических знаний и теоретических, нередко, абстрактных положений и конструктов, которые, в свою очередь, подтверждаются или опровергаются практикой обучения иностранным языкам и приобретаемым на эмпирическом уровне методическим знанием. Можно сказать, что современная методика как теория призвана ответить на следующие вопросы: Как надо поступать для достижения планируемого результата иноязычного образования? Как следует строить образовательный процесс, чтобы можно было говорить о его эффективности не только с точки зрения овладения обучающимся языком как средством общения и познания и иной культурой в соотнесении с родной культурой обучающегося, но и в контексте его развития и воспитания? и др.
Таким образом, современная методическая наука исследует закономерности обучения иностранному языку (собственно методическая традиция), со второй половины прошлого века - закономерности усвоения этого языка в учебных условиях, в последние десятилетия к этому добавляется исследование закономерностей образования в области иностранных языков во всех аспектах его рассмотрения (от системы до ценности, от процесса до результата).
Сегодня объектом исследования методической науки является совокупность всех факторов и явлений, связанных с иноязычным образованием и обучением (преподавание и изучение) иностранному языку.
8. Лингводидактика в системе наук о человеке
Лингводидактика предусматривает взаимодействие нескольких самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных научных дисциплин: методику, лингвистику, педагогику, психологию, психолингвистику; представляет собой лингвистическую базу обучения иностранным языкам во взаимосвязи с перечисленными научными дисциплинами.
Данная наука образовалась на фундаментальных знаниях других наук и интегрировала их в собственные цели, задачи, методы, исследования.
Существование (в рамках методической науки) в настоящее время компьютерной лингводидактики или профессиональной лингводидактики демонстрирует тот факт, что лингводидактика не только «питается» данными базовых (философия, философия образования, философия языка) и сопряженных (психология, педагогика, лингвистика, и др.) с нею наук, но и обосновывает собственные закономерности и принципы научного поиска.
Данная наука интегрирует в себе достижения других научных дисциплин, и на этой основе интенсивно развивает внутри себя процессы формирования междисциплинарных исследований, требующих объединения знаний из различных научных областей.
В этом контексте особенно важным является признанный сегодня ярко выраженный метапредметный характер лингводидактики как одной из составляющих методической науки.
Метапредметность лингводидактики объясняется тем, что сферу ее исследовательских интересов составляют сложные объекты/феномены и многоаспектные, многофакторные процессы обучения языку как социальному явлению и процессы приобретения человеком опыта владения этим социальным явлением. Эти явления и процессы имеют ярко выраженную социокультурную, психологическую и социокогнитивную основу, требуют дидактической интерпретации и, следовательно, привлечения данных разных научных дисциплин.
Социальные науки концентрируют свое внимание на закономерностях социального знания, в то время как гуманитарные науки исследуют социокультурную реальность, созданную усилиями человека.
Таким образом, лингводидактика как гуманитарная наука вынуждена, с одной стороны, опираться в своих изысканиях на объективные закономерности общественного развития и на ранее накопленный объем научного знания в методической области и сопряженных с нею науках, а с другой — учитывать ценностно-смысловые взаимосвязи, возникающие в обществе и в образовании на конкретном этапе их исторического развития. Этим обусловлен междисциплинарный
характер данной науки, которая в своих научных изысканиях не ограничивается собственным содержанием и внутренними резервами саморазвития. Она контактирует с другими научными отраслями, что всегда было и остается в настоящее время свойственно методике обучения иностранных языков в целом.
В лингводидактике, которая относится к гуманитарной области знаний, тесно переплетаются человекоразмерное и ценностно-ориентированное. Это объясняется тем, что данная наука исследует на широкой междисциплинарной основе законы (закономерности) взаимодействия, с одной стороны, языка, сознания, культуры и общества, а с другой — целой совокупности процессов: обучения иностранным языкам, овладения человеком неродным для него языком в учебных условиях, общения на этом языке в ситуациях межкультурного взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов, (само)познания и (само)развития средствами изучаемого языка.
Отсюда очевидно, что благодаря антропоцентричности как сущностной особенности лингводидактического познания личность, находящаяся в измерении, по меньшей мере, двух лингвокультур, выдвигается в статус основной ценности данной науки, что позволяет актуализировать человеческое, культурное значение во всех явлениях и предметах лингвообразовательной действительности, как теории, так и практики.
«Человеконасыщенность», как отмечалось выше, ставит под сомнение истинность, а точнее, обоснованность лингводидактического знания.
И тем не менее она возможна, но только в случае:
- если это знание представляет собой концептуально взаимосвязанную, целостную и логически непротиворечивую в содержательном отношении систему научных представлений о лингводидактике как науке, об обучении иностранному языку и лингвообразовании;
- если данная система раскрывает и обоснованно описывает закономерности, регулярные связи, фундаментальные свойства и отношения, присущие лингводидактической теории и лингвообразовательной реальности, закономерности познания и развития последней.
Вместе с тем следует учитывать, что достижение абсолютной истины в лингводидактике, впрочем, как и в любой социально-гуманитарной науке, невозможно. Относительность истины, свойственной лингводидактике как гуманитарной теоретико-прикладной науке, в которой теоретические и эмпирические знания находятся в тесной взаимосвязи [Гальскова Н.Д., 2014], не является фактом ее ущербности или необъективности. При этом одним из главных критериев истины в данной науке является образовательная практика, которая, обладая такими чертами, как материальность (предметность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить «идеальные знания и представления, воплотив их в материальную деятельность и объекты».