Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большое значение имеет информирование респондента о целях и значимости опроса. Активность респондента, его готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т. д.

Существенное значение имеет умение интервьюера плавно переходить от одной темы к другой.

Качество интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профессиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент выказал намерение уйти, то не следует принуждать его к беседе, лучше договориться о новой встрече.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента.

Влияние интервьюера на ответы респондента может сказаться в самых различных направлениях. С первого мгновения интервьюер невольно как бы подгоняет опрашиваемого под некий свой эталон. Это мешает ему объективно воспринимать респондента.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении.

Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Влияние различия полов в наибольшей степени сказывается на вопросах, затрагивающих принятые в обществе нормы, ценности и т. д. Если респондент и интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т. д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопросов, имеющих целью выяснить ценностные ориентации опрашиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста.


Ответы респондента на открытые вопросы будут более откровенными, пространными, если интервьюер улыбается собеседнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кивками, восклицаниями и т. д. Положительные результаты дает опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый респондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в прямых служебных отношениях с респондентом.

Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и т. д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты обращаются к присутствующим за помощью, например, если нужно что-либо вспомнить.

Негативное влияние “третьих лиц” во время опроса очевидно, и их присутствие надо исключить. При необходимости интервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить беседу с глазу на глаз.

Общий вывод: чем старше респондент, тем больше сумма негативных эмоций, возникающих у него при обращении к нему интервьюера.

Возраст и метод опроса. Возраст — одна из самых существенных характеристик респондента, поскольку .она коррелирует с другими важными-признаками — образованием, социальным статусом и т.п. Поэтому не. удивительно, что склонность респондента к тому или иному методу опроса зависит от, возраста.

Личное, интервью на дому выглядит более привлека--тельным для пожилых людей пенсионного возраста. В остальных возрастных группах к нему сложилось ровное, одинаковое отношение.

Телефонный опрос привлекает, в первую очередь,-людей старшего возраста (46—59 лет) и молодежь. Пенсионеры склонны избегать телефонных .опросов. -

Почтовый опрос более приемлем для старшей и средней возрастных групп. Молодежь не выделяется на общем фоне особым, отношением к почтовому опросу. Людям пен-сионного возраста этот вид опроса кажется мало привлекательным. -} - :

Групповой опрос -привлекает респондентов -обратно -пропорционально возрасту. Среди молодежи в 1,5 раза ■ больше выбравших этот вид опроса, чем в среднем по массиву (соответственно 38 и 27%). В средней и старшей группах его привлекательность падает. Для-пенсионеров в силу естественных причин он просто неприемлем. . . .



Прессовый опрос чуть в большей степени может привлечь молодое поколение (15—29 лет), хотя в целом склонность к участию в прессовом опросе почти не зависит от возраста.

Задание 12


Планируется проведение экспериментального исследования на предмет оценки обучающимися ВУЗов хода реформы образования.

Вопросы к заданию:

  1. Выделите возможные цели и задачи эксперимента.

  2. Какие категории респондентов будут выступать в качестве экспериментальной и контрольной групп?

  3. Выделите существенные признаки, которые должны быть заложены в механизм выравнивания экспериментальных и контрольных групп. Сформируйте эти группы.

  4. Каким по характеру предмета исследования является данный эксперимент?

Объект исследования. Система высшего образования в России.

Предмет исследования. Реформирование системы высшего образования в России.

Цель исследования. Оценка последствий внедрения Болонской системы, выявление причин медленного хода реформ, разработка основных направлений дальнейшего обновления содержания образования и его ресурсного обеспечения. Теоретическая сторона предмета основана на концепции Smart-образования - образования, направленное на получение качественно новых образовательных, научных, социальных и коммерческих результатов в условиях коллективного производства знаний и их множественных источников. Эмпирическая сторона предмета базируется на результатах исследования динамики расходов на образование, числа государственных и негосударственных вузов, количества студентов и позиций российских вузов в международных рейтингах. Основные теоретические положения статьи. При реформировании национальной системы образования в соответствии с требованиями Болонского процесса не учитывалась её специфика и особенности, что привело к потере тех наработанных прогрессивных достижений, которые существовали в российском образовании. Переход на новую модель образования застыл в промежуточном состоянии, что стало причиной того, что в системе высшего образования возник ряд серьёзных противоречий. На современном этапе реформирования образования основной целью должно стать кардинальное обновление содержания образования и его ресурсного обеспечения.


Экспериментальная группа – это группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования. Экспериментальная группа состоит из лиц, которые будут подвергнуты воздействию независимой переменной, или стимула.

Контрольная группа определяется как группа испытуемых, аналогичная экспериментальной группе, которая помещается в те же условия, что и экспериментальная, за исключением того, что испытуемые в ней не подвергаются экспериментальному воздействию (независимой переменной).

Экспериментальная и контрольная группы должны быть практически идентичными. Идентичность экспериментальной и контрольной групп достигается тремя способами.

Первый способ - попарное выравнивание объектов по значимым переменным, установленным до проведения экспериментальных операций. Для каждого выбранного испытуемого в состав контрольной группы подбирается другой испытуемый, имеющий то же самое сочетание релевантных характеристик. В результате возникает две группы, тождественные с точки зрения характеристик, которые могли бы повлиять на их реакцию в эксперименте.

Второй, более доступный, метод выравнивания групп основан на выравнивании частотныхраспределений, а не каждой пары в отдельности. Испытуемые распределяются по группам таким образом, чтобы было гарантировано наличие в каждой группе одних и тех же средних характеристик и одинаковое распределение каждой характеристики. Например, экспериментатор обеспечивает 30-процентную долю испытуемых с высшим образованием и в той, и в другой группе. Аналогичные выравнивания осуществляются и по другим признакам, а отдельные испытуемые уже не контролируются. Разумеется, в данном случае не достигается высокого сходства между группами, но комплектование групп намного облегчается.

Третий метод формирования групп более гибок по сравнению с точным подбором соответствий. Это метод рандомизации. Испытуемый, выбранный из списка всех подходящих испытуемых, включается в группу посредством некоторого случайного процесса, например с помощью таблицы случайных чисел. Рандомизация имеет большое преимущество, создавая у нас чувство уверенности, что все наши группы сходны между собой во всех отношениях, а не только с точки зрения переменных, которые мы считаем релевантными для эксперимента, поскольку при