Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.
Проблема характеризуется проблемной ситуацией. Проблемная ситуация может быть описана в виде выражений, связывающих цель со средствами ее достижения и противоречиями в выборе средств или реализации решения. В информационном поле проблемная ситуация моделируется в виде информационной ситуации.
Отсюда вытекает особенность решения проблем и задач, которая состоит в выборе и использовании необходимых (информационных) ресурсов для решения задач. Это определяет необходимость учета и выбора ресурсов. Другая особенность решения проблем заключается в выборе критерия получения решения, так решений может быть несколько. При этом могут быть использованы критерии функционирования системы, показателя эффективности системы, целевая функция и т.п.
Процесс решения любой проблемы в теории систем обобщенно представим в виде следующих этапов:
• Корректная формулировка проблемы.
• Определение цели или ряд целей, достижение которых будет означать, что проблема решена.
• Выявление средств или ресурсов, с помощью которых может быть достигнута цель.
• Построение моделей, в которых с помощью формализованного описания отображается связь между целями, средствами и результатами.
• Определение критерия, с помощью которого отыскивается наиболее предпочтительное решение.
• Принятие решения, которое обеспечивает достижение цели имеющимися средствами с наименьшими затратами.
Определение цели. В теории систем цель определяется как желаемое состояние системы или ¡результаты ее деятельности. Она реализует две функции:
• выступает как конечный результат решения проблемы;
• определяет действия, направленные на получение конечного результата.
Независимо от специфики системы ее цели относятся к двум категориям — стабилизации и развитию. Цели стабилизации направлены на сохранение достигнутого уровня развития и функционирования. Цели развития направлены на создание дополнительных ресурсов, которыми данная система не обладает, или достижение новых ее состояний, к которым она стремится.
Выявление средств или ресурсов. Средства достижения цели — это ресурсы и действия, обеспечивающие получение результата. Важно подчеркнуть, что средством те или иные предметы являются не сами по себе, а лишь в результате включения в систему деятельности.
Диалектика взаимоотношения цели и средства состоит в том, что цель не только определяет тот или иной объект как соответствующее ей средство, но и сама выступает как нечто содержательное, конкретное лишь в связи с отношением к средству. Взаимодействия целей и средств носят характер двусторонней детерминации.
С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор средств для ее достижения. С другой стороны, та совокупность средств, которой общество располагает на данной стадии своего развития, в общем виде предполагает и спектр целей, достижение которых возможно и реально. С утилитарной позиции человечество ставит себе часто только такие задачи, которые оно может разрешить. Однако такая позиция исключает развитие и поступательное движение. Поэтому в науке ученые ставят цели, которые никто до них не мог достичь. В науке ученые находят ресурсы или создают ресурсы. которые никто до них не использовал. Поэтому наука является основой прогресса и развития человечества.
Ценность ресурса зависит не только от его собственной природы, но и от его причинной связи с целью и с возможностью достижения цели.
Построение моделей для отображения связи цель-средства. Модель создается для изучения существенных свойств реальных систем (про-Иксов) или управления ими. Модель упрощает и отображает наиболее существенные стороны изучаемого объекта. Существенность признаков определяется целью. Однако это является слабым местом моделирования, так как «существенность» является субъективной характеристикой эсперта.
Моделирование как метод научного познания и исследования выступает в качестве важного этапа решения практических проблем, который позволяет получить дополнительные сведения об интересующих системах, проверить предлагаемые варианты решений или отыскать новые варианты решений.
Определение критерия, с помощью которого отыскивается наиболее предпочтительное решение. Критерий — это признак или условие, по которому оценивается наиболее предпочтительный вариант из различных вариантов решения. Критерий, как правило, выражается формализовано, что обеспечивает его объективность и отделение от субъекта. Критерий можно рассматривать как еще одну модель. Критерий должен отвечать следующим основным требованиям:
• быть представительным
, т.е. учитывать все главные стороны деятельности системы;
• быть чувствительным к изменению исследуемых параметров (показателей), т.е. при их сравнительно малых изменениях меняться в ощутимых пределах;
• быть по возможности простым, если только простота не наносит ущерб точности;
• быть эффективным в статистическом смысле, т.е. должен обладать сравнительно небольшой дисперсией и, следовательно, определятся с достаточной достоверностью и точностью;
• быть мерой эффективности системы (надежности, производительности и экономичности).
Задачи, которые решает системный подход:
играет роль международного языка;
позволяет разработать методы исследования и конструирования сложноорганизованных объектов (например, информационная система и прочее);
развивает методы познания, методы исследования и конструирования (системы организации проектирования, системы управления разработками и т.п.);
позволяет объединить знания различных, традиционно разделенных дисциплин;
позволяет глубоко, а главное в совокупности с создаваемой информационной системой, исследовать предметную область.
Задание 8
Какой из принципов системного анализа выражает приведенная цитата Р. Мертона: «Отдельная функция может быть выполнена некоторым множеством альтернативных структур»?
Вопросы к заданию:
-
Какой практический смысл положен в основу этого принципа? -
Что такое функция? Как понятие «функция» соотносится с понятием «альтернативная структура»?
Задача социологии по Мертону: ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых положений о структуре общества и его изменениях, о поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения.
Разработал более конкретную и действенную концепцию соц. структуры.
Осн. компоненты этой структуры: статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы.
Любая соц. структура ассиметрична и сложна: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжение, противоречия. Соц. структура является многомерной комбинацией трех уровней: нормативнй, вероятностный, идеальный. В центре трех уровней находится индивид и его действия.
Соц. статус – структурное размещение индивида на всех его уровнях.
● Нормативный уровень – набор соц. ожиданий в отношении поведения индивида, то, что общество ожидает от человека в конкретной роли.
● Вероятностный – каждый статус имеет набор шансов, возможностей, льгот, доступных для индивида. Идеальный – каждый статус имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы.
Главные и общие характеристики Мертоновского функционализма: 2 взаимосвязанных аспекта:
1. Критический (критика Парсонса и Малиновского)
2. Творческо-новационный – представление своих собственны взглядов выразилось в концепции «о явных и латентных функциях»
Основные постулаты функционального анализа: подвергнуты критике Мертона.
● Постулат функционального единства общества: любая частная соц. система функциональна для всей системы. Функцией отдельного соц. обычая является его вклад в совокупную соц. жизнь, которая представляет собой функционирование соц. системы в целом. Соц. система имеет определенный тип единства. Это состояние, в котором вс части соц. системы работают совместно с достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, то есть не порождая устойчивых конфликтов. Все человечекие общности должны иметь некоторую степень интеграции. Это недостижимо в реальности, предлагает ввести понятие дисфункции. Просто то что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой.
● Постулат универсального функционализма. Все стандартизированные и соц –культ. формы имеют позитивные функции, то есть все институц. Образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества. Но Мертон отрицает и говорит, что все действительные нормы функциональны не потому, что они институционализированы, существуют, а потому, что их функциональные следствия перевешивают дисфункциональные.
● Постулат необходимости.Некоторые институты и соц. образования являются трибутами общества, но нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия и др. являются атрибутами всех челов. Обществ. То есть абсолютная необходимость определенных функций ведет к тому, что отутствие их ставит под сомнение само существование челов общества. В противоположность понятию незаменимости культурных форм предлагает ввести для замены понятия обязательности понятие «функциональных альтернатив, заментителей.
Мертон анализирует проблему в неясности отношений между сознательными мотивами, которые руководят соц. действием и объективными последствиями этих действий. Структруно-функц. Анализ сосредотачивает сове внимение прежде всего на объективных последствиях. Вводит понятия явные и латентные функции. (Функция – это те