Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наблюдаемые последствия, которые способствуют ааптации и приспособлению данной системы; Дисфункция - это те наблюдаемые последствия, котрые уменьшают приспособление как адаптацию систем; Явные– это те объективные последствия, котрые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и котрые входили в намерение и осознавались участниками системы; Латентные – те объективны последствия, которые не входили в измерение и не были сознаны.
Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.
Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие инливидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения.
Функция в переводе с лат. означает «исполнение» — это способ проявления активности системы, устойчивые активные взаимоотношения вещей, при которых изменения одних объектов приводят к изменениям других. Понятие употребляется в самых различных значениях. Оно может означать способность к деятельности и саму деятельность, роль, свойство, значение, задачу, зависимость одной величины от другой и т.д.
Под функцией системы обычно понимают:
В теории систем понятие «функция» занимает очень важное место. Функции выражают поведение системы, причем это поведение при обозначении его функцией становится упорядоченным, закономерным и организованным. Поэтому функции
представляют собой направления активности системы, которая взаимодействует со средой. Функция — это, прежде всего, проявление свойств системы. Можно согласиться с В. Г. Афанасьевым, который пишет: « Функция системы является проявлением свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами системного и несистемного порядка, выражением определенной относительно устойчивой реакции системы на изменение ее внутреннего состояния и ее внешней среды, реакция на возмущающие воздействия изнутри и извне, своеобразным специфическим способом поведения системы, средством разрешения постоянного противоречия между системой и средой, ее окружением. Функции системы как целого определяют функции, которые выполняет в системе каждый из ее компонентов.
Какая из представленных характеристик не является правильной?
Назовите методы сбора информации, которыми можно воспользоваться для определения:
Вопросы к заданию:
При реализации полевого этапа при проведении исследования для сбора социологической информации могут применяться различные методы. В социологии выделяют следующие методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов. Не существует «хороших» и «плохих» методов сбора социологической информации, есть методы адекватные исследовательским задачам и неадекватные. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки.
Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте или явлении, используется чаще всего. Представляет собой устное или письменное (анкетирование) обращение к респонденту, путем регистрации ответов на вопросы исследователя. Главной функцией опроса является проверка гипотез о наличии и характере связей между различными переменными.
Виды опроса.
1. По способу получения информации и форме фиксации:
1) очный (личный) и заочный (бесконтактный) (обращение к респондентам через Интернет, телевидение, радио и т.д.);
2) письменный опрос (анкетирование);
2) устный опрос (интервью).
2. По частоте применения:
1) разовый;
2) повторный (мониторинг, лонгитюд).
3. По степени охвата генеральной совокупности:
1) сплошной опрос (опрашивается вся генеральная совокупность);
2) выборочный опрос.
4. По процедуре проведения:
1) индивидуальный;
2) групповой.
5. По степени формализации выделяют:
1) стандартизированный опрос;
2) не стандартизированный;
3) частично стандартизированный.
Интервью — беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт интервьюера (исследователя) с респондентом (опрашиваемым). Запись ответов опрашиваемого производится интервьюером (непосредственно вами) или помощником, либо на магнитофон (диктофон).
Интервью по технике проведения бывает:
• свободное;
• стандартизированное;
• формализованное.
Свободное интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой формулировки вопросов, по общей программе, планируемой теме. Такие интервью можно использовать на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Основываясь на информации, полученной в ходе свободного интервью, можно уточнить вопросы, сформулировать новые, отражающие темы которые не были затронуты, но которые оказались важными я актуальными.
Стандартизированное интервью предполагает наличие общего плана беседы, формулировки и последовательности вопросов. Стандартизированное интервью с открытыми вопросами — предоставляет опрашиваемому больше самостоятельности в формулировке ответов, чем при проведении формализованного интервью. Это потребует от вас как интервьюера максимально подробной и точной регистрации ответов. Обработка полученных ответов включает построение классификации полученных ответов и их кодирование.
Формализованное интервью — стандартизированное интервью с закрытыми вопросами. Такое интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны респондента и интервьюера.
Проводя интервью, вы должны соблюдать правила и рекомендации, которые изложены в различных учебниках, справочниках по проведению социологических исследований. Напомним вам наиболее важные из них:
1) в зависимости от типа интервью у вас должны быть подготовлены: план беседы; вопросы, расположенные в определенном порядке. Необходимо заранее подготовить нужное количество анкет, бумаги и авторучек для записи ответов. Запись должна быть четкой и подробной;
2) обратите внимание на условия, в которых будет проходить интервью. Наилучшей обстановкой для проведения интервью будет отдельное помещение, отсутствие посторонних лиц и отвлекающих факторов;
3) заранее определите удобное для вас и респондента время;
4) ваш внешний вид будет оказывать на респондента существенное влияние, поэтому необходимо быть опрятным и аккуратно одетым. Располагающая внешность — важный фактор;
5) важным качеством будет умение слушать опрашиваемого, не перебивайте вашего собеседника, но и не позволяйте ему уклоняться от темы интервью (беседы);
Эти разграничения были введены, чтобы исключить смешивание соц. мотивации со. Поведения и его объективных последствий. Это позволяет понять соц. поведение, которое на первый взгляд кажется иррациональным, помогает соц. интерпретации многих видов соц. действий.
Понимал общество – как особый вид объекивной реальности, что действие инливидов рационально и сознательно мотивировано. Социальные явления как структуры, определяющие поведение людей, ограничивающих и рациональный выбор. Введенные им понятия служат снятию напряжения, возникающих при анализе эмпир. Фактов. Недостатки: консерватизм и утопизм взглядов на соц. жизнь, не объясняет соц. изменения.
Функция в переводе с лат. означает «исполнение» — это способ проявления активности системы, устойчивые активные взаимоотношения вещей, при которых изменения одних объектов приводят к изменениям других. Понятие употребляется в самых различных значениях. Оно может означать способность к деятельности и саму деятельность, роль, свойство, значение, задачу, зависимость одной величины от другой и т.д.
Под функцией системы обычно понимают:
-
действие системы, ее реакция на среду; -
множество состояний выходов системы; -
при описательном или дескриптивном подходе к функции она выступает как свойство системы, которое развертывается в динамике; -
как процесс достижения цели системой; -
как согласованные между элементами действия в аспекте реализации системы как целого; -
траекторию движения системы, которая может описываться математической зависимостью, формулой, связывающей зависимые и независимые переменные системы.
В теории систем понятие «функция» занимает очень важное место. Функции выражают поведение системы, причем это поведение при обозначении его функцией становится упорядоченным, закономерным и организованным. Поэтому функции
представляют собой направления активности системы, которая взаимодействует со средой. Функция — это, прежде всего, проявление свойств системы. Можно согласиться с В. Г. Афанасьевым, который пишет: « Функция системы является проявлением свойств, качеств системы во взаимодействии с другими объектами системного и несистемного порядка, выражением определенной относительно устойчивой реакции системы на изменение ее внутреннего состояния и ее внешней среды, реакция на возмущающие воздействия изнутри и извне, своеобразным специфическим способом поведения системы, средством разрешения постоянного противоречия между системой и средой, ее окружением. Функции системы как целого определяют функции, которые выполняет в системе каждый из ее компонентов.
Задание 9
Какая из представленных характеристик не является правильной?
-
Системный анализ занимается тем, что борется с трудностями решений, а не выдает готовые ответы, которые либо не отвечают проблеме, либо отвечают не неправильно поставленные вопросы. Если, воспользовавшись системным подходом, принимающий решение будет знать, какие вопросы следует задать о наиболее важных деталях и свойствах проблемы, то он уже получит главную выгоду от анализа, даже если и системный анализ и не обеспечит его быстрым ответом. -
Системный анализ – это способ мышления, или, точнее, способ рассмотрения проблемы. Математический анализ часто играет полезную роль, однако изощренные математические методы не являются необходимой частью системного анализа. -
Под системным анализом понимают дисциплину, развивающие методы использования ЭВМ для анализа сложных ситуаций, анализа, который требует объединения формальных и неформальных методов – неправильная -
Системный анализ – это процедура разделения объекта исследования на автономные и неавтономные процессы. При помощи такого разделения определяется внутренний источник в естественной динамике объекта и устанавливаются его естественные границы. Среда в ходе такого анализа играет вспомогательную роль и служит фоном для протекающих в объекте процессов.
Задание 10
Назовите методы сбора информации, которыми можно воспользоваться для определения:
-
партийной ориентации человека или социальной группы – анкетирование -
качества образовательного процесса в высшем учебном заведении - эксперимент -
мотивов электорального предпочтения в регионе – анкетирование, наблюдение -
тенденций и характера изменений элиты российского общества - анкетирование, анализ, наблюдение, анализ документов -
отношений мировых государств к военным действиям в странах Азии - анализ документов, анализ данных, моделирование -
адаптированности школьников первых классов к учебе – анкетирование, эксперимент -
особенностей жизненного пути ученого-исследователя – анализ документов, -
влияния проводимой жилищно-коммунальной реформы на уровень жизни населения с разных точек зрения: населения, общественных организаций, органов власти, отвечающих за ее проведение – анкетирование, опрос, эксперимент, анализ документов.
Вопросы к заданию:
-
Поясните свой ответ характеристикой соответствующих методов. -
Объясните механизм сбора информации в каждом случае. -
Можно ли использовать несколько методов сбора информации для одного исследования из приведенных выше? -
Информацию какого рода необходимо и возможно собрать для каждого отдельного случая? -
Следует ли в последнем примере использовать разные методы? Аргументируйте свой ответ.
При реализации полевого этапа при проведении исследования для сбора социологической информации могут применяться различные методы. В социологии выделяют следующие методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов. Не существует «хороших» и «плохих» методов сбора социологической информации, есть методы адекватные исследовательским задачам и неадекватные. Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки.
Опрос представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте или явлении, используется чаще всего. Представляет собой устное или письменное (анкетирование) обращение к респонденту, путем регистрации ответов на вопросы исследователя. Главной функцией опроса является проверка гипотез о наличии и характере связей между различными переменными.
Виды опроса.
1. По способу получения информации и форме фиксации:
1) очный (личный) и заочный (бесконтактный) (обращение к респондентам через Интернет, телевидение, радио и т.д.);
2) письменный опрос (анкетирование);
2) устный опрос (интервью).
2. По частоте применения:
1) разовый;
2) повторный (мониторинг, лонгитюд).
3. По степени охвата генеральной совокупности:
1) сплошной опрос (опрашивается вся генеральная совокупность);
2) выборочный опрос.
4. По процедуре проведения:
1) индивидуальный;
2) групповой.
5. По степени формализации выделяют:
1) стандартизированный опрос;
2) не стандартизированный;
3) частично стандартизированный.
Интервью — беседа, проводимая по определенному плану и предполагающая прямой контакт интервьюера (исследователя) с респондентом (опрашиваемым). Запись ответов опрашиваемого производится интервьюером (непосредственно вами) или помощником, либо на магнитофон (диктофон).
Интервью по технике проведения бывает:
• свободное;
• стандартизированное;
• формализованное.
Свободное интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой формулировки вопросов, по общей программе, планируемой теме. Такие интервью можно использовать на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Основываясь на информации, полученной в ходе свободного интервью, можно уточнить вопросы, сформулировать новые, отражающие темы которые не были затронуты, но которые оказались важными я актуальными.
Стандартизированное интервью предполагает наличие общего плана беседы, формулировки и последовательности вопросов. Стандартизированное интервью с открытыми вопросами — предоставляет опрашиваемому больше самостоятельности в формулировке ответов, чем при проведении формализованного интервью. Это потребует от вас как интервьюера максимально подробной и точной регистрации ответов. Обработка полученных ответов включает построение классификации полученных ответов и их кодирование.
Формализованное интервью — стандартизированное интервью с закрытыми вопросами. Такое интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны респондента и интервьюера.
Проводя интервью, вы должны соблюдать правила и рекомендации, которые изложены в различных учебниках, справочниках по проведению социологических исследований. Напомним вам наиболее важные из них:
1) в зависимости от типа интервью у вас должны быть подготовлены: план беседы; вопросы, расположенные в определенном порядке. Необходимо заранее подготовить нужное количество анкет, бумаги и авторучек для записи ответов. Запись должна быть четкой и подробной;
2) обратите внимание на условия, в которых будет проходить интервью. Наилучшей обстановкой для проведения интервью будет отдельное помещение, отсутствие посторонних лиц и отвлекающих факторов;
3) заранее определите удобное для вас и респондента время;
4) ваш внешний вид будет оказывать на респондента существенное влияние, поэтому необходимо быть опрятным и аккуратно одетым. Располагающая внешность — важный фактор;
5) важным качеством будет умение слушать опрашиваемого, не перебивайте вашего собеседника, но и не позволяйте ему уклоняться от темы интервью (беседы);