Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 16
Изучите основные положения социометрического метода исследования. Ответьте на вопросы:
-
кто является родоначальником социометрического метода; -
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека -
какие выделяют социометрические критерии;
То, что дает импульс любой социометрической процедуре и определяет границы социометрических подгрупп в любой группе это “критерий”, в соответствии с которым участники процедуры будут совершать свои выборы и отвержения. Именно по выбранному критерию большая группа разделиться на подгруппы. Критерии могут быть формальными, потребностными, случайными - их миллионы. Социометрист при выборе критерия идет от наиболее простых к сложным, от формальных к неформальным.
Критерии “жизнь вместе”, “работа вместе”, “посещение друг друга” являются основными социометрическими критериями, являющиеся актуальными для любого сообщества. Именно благодаря им, становится видна структура социоэмоциональных связей.
Далее располагаются специфические для определенных групп критерии, например, для общества охотников, студенческой группы, группы родителей трудных подростков и т.д. То есть исходя из специфики сообщества выбираются критерии.
Критерии можно разделить на диагностические и критерии действия. К диагностическим относится такой критерий, как “Кого вы пригласите к себе на обед?”, Это вопрос специфический, он предоставляет информацию, о референтных для данного респондента людях, и направлен в прошлое. Критерии действия предполагают вовлеченность респондента в ситуацию в которой непосредственно происходит выбор. Для данных критериев требуются более подробные инструкции. Примером такого критерия может служить задание на “социометрическое построение нового поселения”. Участники группы включаются в игру, в которой каждый из них это житель, какого-нибудь вновь строящегося города. Далее, социометрист говорит: “ Сейчас вы все пришли в один город для встречи друг с другом. Вы готовитесь к построению нового поселения, кого бы вы хотели видеть своим соседом? Т.о. выборы и отвержения осуществляются “здесь и теперь” в ходе игры.
Более того выборы осуществляются спонтанно, потому, что в ходе проигрывания энергия действия захватывает участников не оставляя времени для размышлений.
Социометрический критерий формулируется в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрический критерий позволяет нам выявлять функции индивидов в групповой структуре. (н-р, «с кем вы хотите провести отпуск», покажет нам эмоционально-неформальную структуру группы, а критерий «с кем бы вы подготовили отчет» покажет совершенно другое структурное распределение по признаку интеллектуального и организационного лидерства)
Социометрический критерий должен:
-
нацеливать субъекта выбрать или отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи, -
не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в данной группе, -
быть понятным всем членам группы и интересным большинству, -
включать в себя предложения по выбору или отвержению сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение, -
убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.
Часто на основе одного критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. Но важно понимать следующее:
-
чем менее организованны взаимоотношения в группе (чем группа моложе), тем меньше должно быть предъявляемых критериев, -
число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга и от опыта общения. Чем он больше, тем большее число критериев может быть использовано.
Т.О. обобщая выше изложенное, можно сформулировать следующие требования для социометрического исследования:
-
участники ситуации выбираются друг другом на основании одного или более критериев, -
выбор критериев должен учитывать наиболее интересные на данный момент группе темы или проблемы и основывается на готовности участников отвечать на него с максимальной спонтанностью. -
субъекты социометрии должны быть адекватно мотивированны, что бы их ответы были искренними, -
выбранный критерий должен быть устойчивым, определенным, четко сформулированным.
-
что такое социометрический индекс.
Социометрический индекс -- показатель, используемый для количественной характеристики взаимоотношений в группе и статуса отдельных членов группы; вычисляется на основе данных социометрического опроса.
Задание 17
Формулируйте требования к подбору экспертов для проведения исследования по следующим темам:
-
Оценка процесса реформирования налоговой системы в условиях экономического кризиса – высшее экономическое образование, опыт работы в налоговых органах, знание законодательства -
Эффективность самостоятельной работы студентов и ее слияние на качество получаемых знаний – высшее педагогическое образование, коммуникабельность, оперативность, мобильность. -
Высокая текучесть кадров на предприятии – экономическое образование, знание кадрового дела -
Всплеск молодежной преступности в микрорайоне – знание социологии, криминологии, криминалистики. -
Кризис сбытовой политики предприятия, специализирующегося на реализации печатной продукции – маркетинговые компании по разработке рекламной компании.
Задание 18
Выпишите основные методы экспертной оценки и дайте им характеристику.
Под методами экспертных оценок понимают методы разработки управленческого решения с привлечением специалистов-экспертов и анализа мнений названных специалистов. В данном методе мнения экспертов выражается либо в количественной, либо в качественной форме.
Многие ученые посвятили свои работы исследованию особенностей и возможностей применения экспертных оценок в практической деятельности управленцев. В научных трудах рассмотрены формы экспертных опросов, предполагающих анкетирование, тестирование, интервью. Помимо этого в работах исследователей представлены нормирование, ранжирование, являющиеся подходами к оцениванию. Среди названных направлений исследования в научных трудах есть множество материалов, посвященных методам обработки результата опроса, требованиям к экспертам и формированию экспертных групп, вопросам тренировки экспертов, оценке их компетентности, методике организации экспертных опросов. В зависимости от того, какая создана конкретная задача, производится выбор необходимых форм и методов осуществления экспертных опросов, подходов к обработке результатов опроса и т.д.
Если управленческое решение не может быть разработано на базе точных расчетов, применяют экспертные методы. Подобные ситуации часто появляются при оценке качества продукции или услуг, выявления степени мотивации персонала, при разработке прогнозов и долгосрочных планов. В последние время экспертные оценки широко применимые при научно-техническом и социально-политическом прогнозировании, при формировании крупных экономических, научно-технических и социальных программ, в решении различных проблем в управлении.
Однако необходимо помнить о том, что даже в случаях решения различных проблем, оценки экспертов обладают не только узкосубъективными чертами, присущими отдельным специалистам-экспертам, но и коллективно-субъективные черты, не исчезающие при обработке результатов оценки. Такой эффект может не только проявиться и усилиться в случае использования метода Дельфи. Таким образом важно знать, что экспертные оценки необходимо воспринимать ни как панацею, а как определенную «общественную точку зрения», которая зависит от уровня профессионализма и компетенций экспертов. Соответственно экспертный опрос не может быть одноразовой процедурой. Подобный способ формирования информации об определенной проблеме, которая характеризуется высокой долей неопределенности, необходимо превратить в «механизм». Иными словами, нужно сформировать регулярно действующую систему проведения экспертных оценок.
Формирование экспертной информации напрямую связан с выбором метода экспертных оценок. Как правило, для того, чтобы собрать экспертную информации необходимо составить специальные документы, в числе которых могут быть анкеты. Необходимые документы должен утвердить руководитель и после этого утверждения они рассылаются экспертам.
Обработка экспертной информации производится с применением выбранного метода. Часто для обработки информации необходимо использование вычислительной техники. Полученные в результате обработки данные анализируют и используют для решения задач анализа и синтеза систем управления.
Экспертные оценки важны для осуществления диагностики, анализа, последующего планирования и прогнозирования последствий принятия управленческих решений.
Ученые выделяют две группы задач, которые решаются при управления, можно разделить на две группы: