Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 14


Заполните сравнительную таблицу методов фактологического обеспечения исследовательского процесса:

Виды методов сбора информации

Характеристика методов и их разновидности

Примеры исследований, в которых могут

использоваться данные методы

Опрос

Опрос представляет собой способ получения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, отве­ты на которые образуют необходимые для целей исследования сведе­ния. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов.

Наиболее распространенными формами проведения опросов яв­ляются анкетирование и интервью.

+Анкетированием является форма опроса, предполагающая запол­нение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в при­сутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты.

При использовании метода интервью непосредственный контакт между респондентом и исследователем является необходимым. Нали­чие интервьюера при проведении опроса снижает оперативность сбо­ра фактологического материала, но существенно повышает содержа­тельность каждого отдельного контакта. По степени формализации проведения интервью выделяют стандартизированные и свободные разновидности.

Основными типами опроса являются: очное интервьюирование, почтовый и телефонный опрос, опрос через СМИ.

Эксперимент

это метод сбора информации, в процессе кото­рого создаются или подбираются необходимые и достаточные усло­вия для проявления и измерения интересующей исследователя связи между явлениями. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Для этого исследователь моделирует ситуацию и приводит в действие гипотетическую причину, на­блюдая за изменениями, которые эта причина вызывает. Эксперимент выполняет в исследовании социальных объектов две функции: дости­жение социального или экономического эффекта в практически-пре­образовательной деятельности и проверка научной гипотезы. Специ­фика эксперимента заключается в том, что при его проведении очень трудно создать схожие условия и повторить результат. Однако систем­ный характер эксперимента позволяет представить исследуемую проб­лему в максимальной полноте используемых при ее анализе элементов. Проведение эксперимента предполагает наличие следующих эле­ментов:

— определение цели эксперимента и его основных задач. Они призваны структурировать исследовательскую деятельность, придав результатам эксперимента предсказуемый характер;

+

  • выделение экспериментальной и контрольной групп, на сличе­нии различий между которыми, возникающих в результате направлен­ного воздействия факторов на экспериментальную группу, выявляет­ся главный фактор изменений;

  • разработка способов измерения и кодировки получаемой ин­формации




Основным инструментом проведения социально-экономическо­го эксперимента является механизм выравнивания экспериментальных и контрольных объектов по существенным признакам. Суть выравни­вания заключается в искусственном конструировании подпадающих под эксперимент групп сходных условий (по профессии, квалифика­ции, возрасту, полу и т.д.).

Все социально-экономические эксперименты можно разделить по нескольким основаниям: по характеру объекта и предмета исследова­ния, по позиции субъекта экспериментирования, по специфике постав­ленной задачи.


Контент-анализ

это техника сбора информации, производи­мого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих фор­мализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемо­го объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представле­ние об отличительных особенностях каждой из них.

Использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому или иному кандидату в депута­ты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.

Имитация

это метод сбора фактологической информации, предполагающий замещение свойств и параметров исследуемого про­цесса системой значений, символов, формирующих объективное и це­лостное представление об объекте в единстве его статических и дина­мических характеристик. Имитация служит базой для построения моделей исследуемых процессов, формой концентрации и аккумуля­ции происходящих в обществе изменений.

Основные способы имита­ции — табулирование и репрезентация.

Социологическое

наблюдение

представляет собой способ сбора первичной инфор­мации об объекте путем непосредственного восприятия и фиксации данных, составляющих адекватное представление о самом объекте, его свойствах и воздействующих на него факторах с учетом целей и задач исследования.

+Выделяют включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное вовлече­ние наблюдателя в исследуемый им процесс, что позволяет находиться ему в контакте с участниками процесса. Невключенное наблюдение означает нахождение наблюдателя вне исследуемого объекта. Такое положение наблюдателя свидетельствует о его отстраненности от уча­стников процесса: наблюдатель не может выступать в этом случае как партнер участников, обнаруживая себя в их глазах как постороннее лицо.


В зависимости от места проведения и условий организации вы­деляются полевые и лабораторные наблюдения.

Для полевого наблюдения характерно наличие естественной об­становки, ситуации, приближенной к реальным условиям. Объект на­блюдения здесь находится в непосредственном контакте с наблюдате­лем, что позволяет получить адекватное представление об объекте, приобрести развернутую информацию о его свойствах, положении сре­ди других объектов.

+Лабораторное наблюдение представляет собой такой вид наблю­дения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситу­ация определяются исследователем сообразно целям исследования.



Задание 15


Сравните цели социологического исследования:

    • изучение отношения населения к экологическим проблемам региона;

    • изучение отношения населения к защите окружающей среды в регионе.

Вопросы к заданию:

  1. В чем заключаются различия в содержании заявленных целей?

  2. Сформулируйте по отношению к каждой цели исследования конкретные задачи, которые адекватно бы отражали ее содержание.

Во второй половине XX в. весь мир стал постепенно осознавать всю пагубность экологического невежества, творимого человеком во имя погони за все расширяющимся потреблением, развитием промышленного и сельскохозяйственного производства. Низкий уровень экологической культуры проявился практически во всех аспектах: в экологическом просвещении (в отрывочных знаниях о природе, о ее взаимосвязи с обществом, об изменении окружающей среды в процессе производственной деятельности, о взаимодействии системы «общество -- природа -- человек»), в экологическом воспитании (неуважительное отношение к природе, отсутствие личной ответственности за ее судьбы, слабое понимание ее красоты и гуманистической сущности) и в экологическом поведении (ориентация не на гармонизацию отношений человека с природой, не на активное содействие сбережению и приумножению ее богатств, а на то, чтобы взять от нее побольше, не считаясь с ее ресурсами и возможностями). Трагичность многих экологических проблем высветила одну стратегическую идею: экологическая культура человека не может быть сформирована случайным образом, она нуждается в целенаправленном развитии, побуждающем людей к активным действиям по защите окружающей Среды.

Следовательно, целью настоящего исследования и является потребность изучить существующее отношение людей, в частности, жителей московского региона, к экологической обстановке, непосредственно окружающей их, вокруг их собственного дома, перелеска, на улице, в парке, во дворе и т.д.


В современных условиях состояние природной среды -- критерий культурного уровня не только государства в целом, но и каждого гражданина в частности. История человечества знает немало примеров, когда, используя природу, создавали бесплодные, враждебные людям пространства. Но можно и помогать природе полнее раскрывать ее жизненные силы, защищать ее, приумножать ее богатства. И в центре этих задач лежат знания, опыт людей, их привязанность, любовь к природе.

Основные трудности связаны с противоречиями, возникающими между проводимой экономической политикой и условиями, необходимыми для формирования экологической культуры. Но их можно преодолеть. Деятельность по устранению возможных негативных экологических последствий на производстве проявляется по-разному: и в создании безотходной технологии, и в сооружении очистных сооружений, и в постоянном поиске средств предохранения от вредного побочного воздействия промышленных и сельскохозяйственных производств, в мобилизации общественного мнения против непродуманных экологических решений. Но в целом экологическая ответственность специалистов и руководителей развита чрезвычайно плохо. Академик И. В. Петрясов-Соколов еще в 1968 г., анализируя возрастающий объем дымовых и газовых выбросов, высказал идею, что загрязнение воды и воздуха -- это результат действий, связанных либо с технической недоработкой, либо с невежественностью и безответственным проектированием, либо с технологической распущенностью.

В настоящее время, в переломную эпоху в истории Земли, когда стихийная эволюция природы уступает место сознательному, целенаправленному ее регулированию, открываются реальные возможности для управления биосферой в интересах человека. Но непременной предпосылкой для этого служит научный подход к самой производственной деятельности и социальным отношениям. Человечество может избавиться от «экологического загрязнения», лишь избавившись, так сказать, от «социального загрязнения».

К сожалению, как показывают данные социологических исследований, очень многим людям не хватает знаний по экологии. И поныне сохраняется отношение к природе как к чему-то вечному, непреходящему и бесплатному. Это особенно ярко проявляется в противоречии между потребностью в бережном отношении к природе и реальным, практическим поведением людей. Они все еще рассматривают свои отношения с окружающим миром только как отношения «берущего» и «дающего». Такая инерция представлений и убеждений уходит вглубь веков.


В настоящее время существует объективная необходимость углубить познание экологических проблем, добиться понимания существа происходящих в природе перемен. В этом и состоит основная задача данного экологического исследования.

Так, уже в 70-х гг. стал очевидным факт истощения озонового слоя, увеличения количества твердых частиц, находящихся в воздухе, продолжающейся концентрации углекислого газа и т. п. Все это, вместе взятое, влечет за собой неблагоприятные климатические изменения, имеет серьезные последствия для сельскохозяйственного производства. Все чаще мы узнаем о «кислых дождях», возникающих в результате перемещения сульфатов и нитратов, образующихся после сжигания используемого горючего.

Загрязнение морей и океанов ведет к гибели морских птиц и животных, к нарушению экологических связей во многих акваториях Мирового океана, особенно во внутренних морях.

Осушение болот и орошение новых земель также не проходит бесследно: вовлечение в оборот новых земель, с одной стороны, приводит к нарушению веками сложившегося экологического равновесия, с другой стороны, нередко эти площади из-за эрозии, засоления, ощелачивания исключаются из общего числа плодородных земель. Среда обитания человека оказывается под угрозой.

Эти знания, эту информацию требуется довести до сознания каждого человека, чтобы они, освещенные социальным опытом, помогали ему избавляться от негативных трафаретов и стереотипов поведения.

Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения. Нужно, чтобы человек с детства запомнил, что нельзя выдирать ландыш с корнем, рвать все цветы подряд, оголяя луга и окрестности. Надо научить его видеть в природе не только среду обитания, но и ее красоту, хрупкость и часто невосполнимость.